12 ноября 2018 года «Яндекс» запустил сервис «Радар» – рейтинг 10 000 интернет-проектов, популярных в России. В него попали проекты 13 типов:
- Агрегаторы
- Видео
- Интернет-магазины
- Контентные проекты
- Новости
- Онлайн-игры
- Порно, эротика
- Портал
- Представительства бизнесов и организаций
- Сервисы
- Сообщества
- Социальные сети
- Ставки
Они были отобраны из 27 тематик:
- Авто и мото
- Бизнес
- Домашнее хозяйство
- Домашние животные
- Здоровье, красота, стиль
- Культура и искусство
- Медицина
- Наука
- Недвижимость
- Непознанное
- Новости и СМИ
- Образование
- Промышленность и сельское хозяйство
- Путешествия
- Работа и карьера
- Развлечения и отдых
- Религия
- Семья и дети
- Спорт и активный образ жизни
- Справочные ресурсы
- Строительство и ремонт
- Техника и технологии
- Торговля
- Транспорт, перевозки
- Услуги
- Финансы
- Для взрослых (18+)
Как работает
«Яндекс.Радар» автоматически выбирает 10 000 интернет-проектов по количеству посещений из России. То есть в рейтинге могут быть сайты из доменных зон .ru и .рф, так и из любых других. К одному проекту относятся все сайты и страницы, размещенные в интернете под одним именем. Так money.yandex.ru, mail.yandex.ru и afisha.yandex.ru относятся к интернет-проекту «Яндекс», но avto.ru, kinopoisk.ru и edadeal.ru – нет, хотя тоже принадлежат ему.
В основе рейтинга лежат данные из «Яндекс.Браузера», визуальных закладок, браузерных расширений, элементов «Яндекса» и других его продуктов. Поэтому информация неточная:
Доля пользователей «Яндекса» в аудитории интернет-проектов разная. Поэтому для расчета посещаемости с помощью машинного обучения в каждом случае создается собственная статистическая модель. Она определяет диапазон, в котором с высокой вероятностью находится реальное количество посетителей ресурса за выбранный период отчета.
При желании, владельцы сайтов могут предоставить доступ к информации из «Метрики» и AppMetrica, чтобы «Радар» мог рассчитать их позицию точнее, но тогда данные станут доступны всем, кто захочет посмотреть их увидеть:
Данные «Метрики» позволяют не только рассчитывать точные показатели посещаемости проекта, но и дополнять его статистику в топе новыми показателями. У проектов, подключивших передачу данных из «Метрики», будут заполнены колонки «среднее время» и «дневная аудитория». Помимо этого, такие проекты будут показываться в рейтингах по характеристикам аудитории — это регион России, тип устройства, уровень дохода, пол и возраст.
Чтобы сделать это, нужно в рейтинге найти свой проект, открыть меню справа и выбрать пункт «Показывать точные значения посещаемости». На открывшейся странице можно будет подтвердить свое желание предоставить информацию и авторизоваться в «Метрике»:
По этому поводу уже высказалась компания Mail.ru, заявив, что объективная ситуация не отражается, а передавать данные конкурентам нет смысла. Также компания потребовала удалить все свои сайты из рейтинга, включая «ВКонтакте».
Что дает место в рейтинге
По поводу того, на что это повлияет, высказался один из авторов нашего блога:
TexTerra в рейтинге «Яндекс.Радар»
В рейтинге представительств бизнеса и организаций, TexTerra на данный момент занимает 268 место среди всех тематик по итогам октября:
На одну строчку нас опережает «Газпром», но и отстающих немало:
- Nestle;
- Xiaomi;
- Lego;
- Lexus;
- Аэропорт Внуково;
- Аэропорт Домодедово;
- «Студия Артемия Лебедева».
Данные обновляются 10 числа каждого месяца и отображаются за прошедший период – в ноябре видно информацию за октябрь и так далее.
«Яндекс» сделали то, что надо было сделать уже давно. У них сервис заработает определенно живее, чем рейтинги сайтов в Liveinternet , топ Mail и т.д. Всё потому, что «Яндекс.Радар» работает с автоматическим сбором данных, что сразу увеличивает аудиторию, участвующую в рейтинге. Насколько точны данные, собираемые подобным способом, – очень неоднозначный вопрос на данный момент. Определенно пользователи сервиса будут ориентироваться на имеющийся рейтинг и, возможно, по нему будут принимать решение. Поэтому, если хотите, чтобы данные не занижались, лучше установить счетчики и открыть статистику.
«Яндекс» выпустил свой рейтинг – с BigData и статистическими моделями. Одно из отличий от привычных в рунете рейтингов вроде Liveinternet, топ Mail.ru и прочих – автоматический сбор данных. Зарубежным аналогом можно назвать alexa.com – это рейтинг наиболее посещаемых сайтов во всем мире и в разных странах по отдельности (выборки по странам платные и стоят денег). Автоматический сбор данных (через свои сервисы, такие как «Яндекс.Браузер» и др.) и статистические модели позволяют включать в рейтинг сайты, которые в других рейтингах не принимают участия.
Даже в текущем виде это дает возможность в различных нишах выявлять лидеров и с помощью других сервисов моделировать их стратегии продвижения и источники трафика.
Преимуществом для медийных проектов, которые попали (или попадут) в рейтинг является независимая экспертиза со стороны «Яндекса». Мол, смотрите – мы в топ-30 отраслевых медиа, поэтому реклама у нас будет стоить х1,5 от прежнего. Кроме этого, для части проектов показываются «Среднее время», «Доля пользователей приложения» и «Дневная аудитория». Это важные для прямых рекламодателей показатели, показывающие вовлеченность пользователей. Это дает возможность: