Если рождение журналистики в России связывают с указом Петра I от 1702 года, которым была учреждена первая русская газета «Ведомости», то рождение копирайтинга – это следствие развития рекламных технологий.
Основные задачи копирайтера – создание текстов рекламного характера, написание сценариев роликов, разработка слоганов и нейминг.
В отличие от журналиста копирайтер – довольно узконаправленный специалист, сфера его деятельности, как правило, сугубо коммерческая: копирайтер пишет тексты на заказ – для веб-сайтов, брошюр, презентаций; создает, в том числе, и объемные обзорные статьи на заданную тему, но всегда перед копирайтером стоит цель – создать текст не только качественный, но и продающий. Отсюда – характер рабочего процесса, необходимость укладываться точно в срок в соответствии с нуждами клиента, концептуальные особенности построения текстов и даже стилистические особенности.
Как работает копирайтер? Основа всего – техническое задание, созданное для копирайтера в соответствии с целями и требованиями заказчиками. ТЗ лишь обрисовывает суть задачи, творческая составляющая – в каком формате это будет подано, каким стилем изложено, какие приемы будут использованы при создании текста – целиком зависит от способностей копирайтера. Чем интереснее и свежее идеи, тем выше ценится труд копирайтера. Так, к сожалению, происходит на практике. Почему «к сожалению»? Потому что труд копирайтера должен (в идеале) оцениваться не по личным предпочтениям заказчика. Только рынок, спрос, покупатель должны оценивать этот труд. Увеличилось ли у вас количество заказов? Стали ли ваши менеджеры обрабатывать большее количество звонков? Возрос ли спрос на ваши услуги? Не поленитесь, сделайте точный анализ своих продаж до обращения к копирайтерам и после. Если увеличилась конверсия – значит копирайтер, к которому вы обратились, не зря ест свой хлеб.
В этой профессии всегда есть риск скатиться к шаблонам – использовать проверенные формулы, стандартные приемы. Ведь работать копирайтеру приходится с огромным количеством заказов, иногда, в ситуации цейтнота, сразу с несколькими клиентами в день – и желание дать голове отдохнуть, воспользоваться старым избитым приемчиком, проверенным неоднократно, иной раз берет верх.
Сегодня – во многом благодаря книгам Виктора Пелевина и Фредерика Бегбедера – сложился миф о копирайтере как о человеке, который «мало работает и много получает». Хотим развенчать этот миф. Профессиональный копирайтер – это, прежде всего, думающий специалист, к каждому заданию походящий индивидуально и нестандартно, не позволяющий себе мыслить клишированно. При этом он занят своей работой всегда – на отдыхе, по дороге на работу и с работы. Потому что любая креативная концепция требует времени на осмысление, и не всегда хорошо то, что первым приходит в голову.
Стилистические особенности текстов копирайтеров – отдельная тема. В отличие от статей, созданных для широкой аудитории журналистами – колумнистами, обозревателями, корреспондентами и т.д. – текст копирайтера четко подчиняется заданной структуре, отступления и описания здесь не могут носить случайный характер, все в «продающем» тексте копирайтера должно быть выверено до мелочей, каждая фраза отточена, стиль лаконичен, максимально информативен, а если клиент требует «красивостей», то задача хорошего копирайтера даже эти «красивости» заставить работать на одну-единственную цель – продавать услугу или продукт. Вашу услугу. И ваш продукт.
Затронем и одну из самых неприятных проблем в работе копирайтеров – это «трудные» клиенты. Таких, слава богу, не много, но все же они есть. Подчас трудно доказать заказчику, что его правки не только носят необъективный характер, но и откровенно вредят тексту и, как следствие, наносят ущерб продвижению услуги или товара. И это уже вопрос профессиональной этики: должен ли копирайтер «подстраиваться» под клиента, если видит, что вмешательство последнего вредит, или, все же, должен честно сказать заказчику, что мнение его – это мнение непрофессионала, и для достижения результата нужно довериться специалисту?
Мы считаем, что честнее предупредить заказчика обо всех последствиях его неправильных решений. А дальше уже его дело – работать с нашими копирайтерами или нет.