В этом году я в абсолютно разных сообществах читал об одной и той же проблеме. Сайт по нужным запросам занимает позиции в топ-3, но посещаемость и продажи стали ниже, иногда – в разы. Рассказываю, где одна из основных причин и что с ней делать.
Что теперь видит клиент в топ-10
Типичное представление о том, как посетители приходят на сайт и заказывают товары и услуги, выглядит примерно так:
- Сделали сайт.
- Платим за SEO, нам оптимизируют сайт, в общем – работа кипит.
- Ура, наш сайт на первой (или на одной из первых) позиций по основным продающим запросам.
- Вал заказов, огромные заработки, победа!
Только за последний год концепция «слегка» изменилась.
Причина кроется в фундаментальной ошибке анализа страниц поиска большинством сервисов по снятию позиций сайта. Перед началом работ нужно оценивать возможную позицию сайта на экране пользователя, а сервисы показывают результаты органической выдачи.
При этом игнорируются:
- Контекстная реклама (3-4 позиции в зависимости от ниши и города).
- Сервисы поисковых систем – быстрые ответы, карты, маркетплейсы. Эти блоки могут занимать до 30 % страницы (такие блоки еще называют колдунщиками).
- Топовые игроки рынка, которые «выжимают» выдачу, максимально увеличивая видимость и кликабельность своего сайта за счет онлайн-консультантов на поиске, микроразметки и других приемов.
К слову, о сервисах поисковых систем. У нас есть подробная инструкция о том, как повысить шансы сайта оказаться на самом видном месте в Google благодаря быстрым ответам.
Как это выглядит на экране
Вот первый экран:
А на втором экране будут эти же 3-4 компании из рекламы, только в органической выдаче. И очень оптимистичный прогноз для новичков рынка – ну, пусть пятая позиция «в топе», которая фактически будет где-то в середине третьего экрана. А если вы будете искать то же самое через смартфон, то там нерекламный поиск будет на 4 или 5 экране.
При этом даже в рамках первых трех-четырех мест количество посетителей может отличаться в разы. Давайте в прогноз «Яндекс.Директа» заглянем, чтобы ощутить разницу:
По показам разницы почти нет, а по переходам на сайт 1-е и 3-е место отличаются почти в 2 раза.
Что в этом случае будет с трафиком на ваш сайт «который уже по всем запросам в топ-10 судя по анализу позиций»?
В текущих реалиях нельзя продвигать сайт, не заглядывая в выдачу.
Поэтому начиная работу по продвижению, нужно сразу оценивать, за какое место на экране пользователя есть смысл бороться. А, может, проще сразу купить рекламу? Хотя бы, чтобы получить первые заказы (или не получить) и решить, стоит ли овчинка выделки.
И даже ваша прозорливость может не уберечь от ситуации «полгода назад, когда мы начинали, не было ни одного рекламного объявления, а сейчас их три». Конечно, можно сказать – где авиабилеты, и где наша челябинская шиномонтажка «У Василича»?
Но не все так плохо. В куче ниш консервативные владельцы бизнеса даже еще не распробовали все радости дешевой контекстной рекламы в двух поисковиках:
Почему так получается
Мы сейчас наблюдаем взросление рынка. Сложность ведения бизнеса увеличивается и офлайне, и в онлайне.
Там, где раньше можно было продавать турецкие джинсы, предлагая примерить их на картоночке в -20 градусов, конкуренция уже идет между ТЦ на уровне «там и парковка удобнее, и фудкорт побольше, поехали туда штаны покупать». При этом цена на штаны не изменилась, только вырос уровень сервиса, затрат бизнеса и структуры вокруг торговых точек. Эта трансформация произошла не за один год, и плавные изменения были не так заметны.
С сайтами все то же самое. Еще лет 10 назад, чтобы получить заказы в большинстве тематик, достаточно было просто сделать любой интернет-ресурс и загнать на него посетителей из любого канала трафика. А с ростом конкуренции уже надо и в онлайне консультировать, и цены на сайте обновлять, и красивое портфолио иметь, и хорошо бы в соцсетях присутствовать.
О том, как продвигать бизнес в интернете с учетом современных реалий, мы рассказываем на онлайн-курсе «SEO-специалист». Студентов ждут 6 лекций (сбор СЯ, аудит, линкбилдинг…) и большой объем практики. Есть 3 тарифа на выбор и рассрочка.
Что же делать
В интернете изменения идут быстрее, и останутся те, кто идет в ногу со временем. Для этого нужно:
- Оценивать потенциал продвижения и/или рекламы по основным пользовательским запросам перед началом работ. Формат «делаем, потом думаем» обходится слишком дорого.
- Не полагаться на один канал трафика, а работать с поиском, контекстной рекламой, соцсетями, email- или пуш-рассылками, агрегаторами, досками объявлений, региональными проектами (порталами, форумами), лидерами мнений ЦА, офлайн-рекламой и т. д. С внедрением омниканальности мы готовы помочь в рамках услуги комплексного продвижения.
- Учиться на маркетинговых проколах лидеров отрасли. Учитывать неохваченные пользовательские запросы в рекламе и SEO, обеспечивать более оперативное и качественное обслуживание и т. д.
- Понимать и принимать реалии рынка. Если весь первый экран «Яндекса» или Google по нужным запросам занимает карта с отзывами – вы должны на ней быть, и с хорошими отзывами клиентов. Если все конкуренты из органического топа дают и контекстную рекламу – вряд ли деньги жгут им карман (особенно в дорогих нишах), они просто уже все посчитали, и им это выгодно.
- Прокачивать бренд компании и бороться с обезличенностью. Особенно для провинции, где при желании находятся общие знакомые. Если компания пару раз мелькает в инфополе, или ее советуют друзья, проще заказать там. Потому что к ней чуть больше доверия, чем к очередной «молодой перспективной компании».
- Уметь работать не только с горячим спросом, когда идет только сравнение цены и условий. А «ловить» клиентов еще на этапе выбора.
В этих условиях я рекомендую обратить особое внимание на классический маркетинг, а не на работу с инструментами. В этом вам поможет мега-подборка из 200+ книг.
Если у вас есть вопросы, хотите поделиться личным опытом – оставляйте комментарии к статье.