SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Исследование: ИИ превзошел человека в… дивергентном мышлении Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

ChatGPT — модель обработки естественного языка, разработанная компанией OpenAI. Многие специалисты считают, что нейросеть в четвертой версии стала более креативной — она проявляет гораздо больше фантазии при ответе на запросы пользователей.

Появление ChatGPT вызвало масштабные дискуссии о глобальных возможностях искусственного интеллекта. Исследование показало: творческий потенциал отныне перестал быть уникальной чертой человечества.

Новое исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, выявило, что генеративные языковые модели обладают более высоким уровнем креативности по сравнению с человеком в выполнении задач, требующих нестандартного мышления.

Сравнив результаты 151 человека и GPT-4, которые выполняли задачи на альтернативное использование предметов (например, как можно еще использовать вилку, кроме очевидного способа), оценку последствий (исходы гипотетических ситуаций – например, исчезновение гравитации) и дивергентные ассоциации (назвать слова, максимально далекие друг от друга по смыслу), авторы сделали интересный вывод. Они установили, что ИИ более креативен, оригинален и дает более продуманные ответы. Текущее состояние языковых моделей ИИ демонстрирует более высокий творческий потенциал, чем люди. Создание превзошло творца?

Исследователи Кент Хьюберт, Ким Ава и Дарья Забелина пытались оценить ChatGPT с точки зрения дивергентной креативности. Для этого оценивались такие показатели:

  • оригинальность;
  • беглость это способность модели генерировать человекоподобный текст, который является связным, грамматически правильным и подходящим для данного контекста;
  • проработанность.

Появление GPT-4 привлекло внимание к оценке творческого потенциала ИИ не просто так: ряд исследователей считает, что человеческий творческий потенциал отличается от искусственного.

Творческие возможности ИИ обсуждаются даже учеными, но пока машины не могут определить, что является творчеством вообще, а что им не является. Для этого нужно вмешательство человека. Например, считается, что творчество чаще всего несет эмоции. Впрочем, ИИ может обойтись без них.

Общепринятая позиция, согласно многочисленным опросам, на данный момент такая: произведения нейросетей менее креативны и имеют меньшую ценность с художественной точки зрения, чем работы человека.

Однако, по сути, нейросеть может генерировать музыку и изображения, неотличимые от творчества человека. При это общественное мнение склоняется к тому, что никакой художественной ценности генерации ИИ не имеют.

Искусственный интеллект способен создавать контент в разных областях. Музыка, наука и искусство — не исключения.

Еще одно предубеждение общества: люди превосходят ИИ в дивергентном мышлении — то есть методе творческого мышления, который помогает решать проблемы и задачи. Он заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследователи убедились, что GPT-4 может быть более креативным, чем люди, и особенно — в задачах на дивергентные ассоциации.

Исследования OpenAI на платформе DALL-E тоже демонстрируют похожий результат: модели могут соответствовать или превосходить людей в задачах комбинационного творчества (генерация, прогнозирование временных рядов, регрессия, распознавание объектов и кластеризация).

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Исследователи сопоставили беглость (то есть способность генерировать подходящий для данного контекста текст) для двух показателей: альтернативного использования (известных предметов, как вилка или веревка) и последствий каких-то событий.

Оно было направлено на проверку дивергентного мышления. Участникам нужно было придумать как можно больше творческих вариантов (то есть оригинальных, креативных, неординарных, юмористических, инновационных и т. п.) использования двух предметов: вилки и веревки. Оговаривалось, что идеи не обязательно должны быть практичными или реалистичными; они могут быть даже глупыми или странными главное, чтобы были КРЕАТИВНЫМИ, а не обычными. Еще одна деталь условия: качество идей важнее количества.
На выполнение задания отводилось 3 минуты.

Задание «Последствия» — это один из тестов креативности по Торренсу. Он помогает оценить, как люди реагируют на разные ситуации и как предлагают решения.

Вот таким было задание:

На экране появится утверждение. Это утверждение может звучать примерно так: "Представьте, что гравитация перестала существовать" или “Представьте, что людям больше не нужен сон”. В течение 3 минут постарайтесь придумать все последствия, к которым может привести это утверждение.

Помните, что важно стараться придумывать ответы и вводить их в течение всего времени, отведенного на выполнение задания.

Ответы оценивались по оригинальности и качеству.

Укажите 10 слов, которые максимально отличаются друг от друга во всех значениях и употреблениях. Можно использовать только существительные (например, вещи, предметы, понятия) - то есть, без имен собственных, специализированной лексики (например, технических терминов).

Для выполнения этой задачи не было ограничений по времени. Среднее время реакции человека составило 126 секунды. Участники с меньшим количеством ответов (менее 7) были исключены из анализа.

Переходим к самому интересному — к результатам исследования и выводам.

Сначала исследователи удалили все ответы людей, которые не соответствовали инструкциям, и ответы GPT-4, которые были неполными или некорректными.

Для оценки оригинальности идей использовался инструмент Open Creativity Scoring (OCS) — он автоматически оценивает семантическую дистанцию (отражает степень близости или различия между двумя словами: например, слова “самолет” и “ручка” имеют меньшую близость, чем “ручка” и “карандаш” ) и присваивает баллы удалённости (уникальности) ответов.

  1. Задача на альтернативное использование

  • GPT-4 показал более высокую оригинальность ответов, чем люди (но только для определенных подсказок, то есть для тех, на которых ИИ обучался ранее);
  • GPT-4 показал лучшие результаты по выработке (то есть способности обрабатывать запросы и выдавать текстовые ответы на основе предоставленной информации), чем люди.
  1. Задача на последствия

  • GPT-4 показал чуть лучший результат по оригинальности ответов, чем люди (поправка — но только для определенных подсказок то есть для тех, на которых ИИ обучался ранее).
  • Как и в тесте на альтернативное использование, GPT-4 превосходит людей по выработке ((то есть способности обрабатывать запросы и выдавать текстовые ответы на основе предоставленной информации),
  1. Задача на дивергентные ассоциации

Слова, сгенерированные людьми и GPT, сравнивались по частоте их появления. Вот результаты:

  • У людей больше уникальных слов (69,92%), чем у GPT (47,95%);
  • В обеих группах было 9,11% совпадающих слов;
  • Исключительно уникальные слова, встречающиеся только в ответах людей, составили 87,03%, а уникальные слова GPT — 69,40%.

Семантическая дистанция между ответами GPT-4 и ответами человека оказалась выше, чем ожидалось. Это говорит о том, что беглость текста GPT-4 (то есть способность генерировать человекоподобный, связный, грамматически правильный и подходящий для данного контекста текст) может быть более сложной, чем у людей.

Для тех, кто любит сверять данные и анализировать их самостоятельно — приводим две таблицы из оригинального исследования.

Таблица 2. Статистические данные о беглости при выполнении всех трех заданий ИИ и человеком.

Таблица 3. Статистика оригинальности — с использованием семантической дистанции для задач на альтернативное использование, на последствия и на дивергентные ассоциации.

  • GPT-4 оказался более оригинальным и эффективным при выполнении задач на дивергентное мышление. Это говорит о его высоком творческом потенциале.
  • ИИ находится на уровне 1 % от лучших человеческих ответов по оригинальности. Несмотря на это, люди превзошли ИИ в одной задаче, а в другой версии ИИ показал аналогичный или меньший творческий потенциал.
  • Различия в дивергентной креативности между людьми и искусственным интеллектом четко прослеживаются.
  • Креативность, как объект анализа, требует оценки оригинальности, полезности и уместности идей.
  • Традиционные методы оценки креативности не учитывают социокультурный и исторический контексты.
  • GPT-4 оригинальнее человека по уровню креативности. Но идеи ИИ могут быть менее полезными и уместными.
  • В последующих исследованиях важно брать в расчет все аспекты креативности (или хотя бы — наиболее влиятельные), а также использовать новые методы оценки.
  • GPT-4 использует больше слов, чем человек. Но это не значит, что у искусственного интеллекта больше оригинальных идей. Люди тоже могут придумывать разные варианты, но это не всегда указывает на их креативность.
  • Оригинальность ответа человека увеличивается со временем. Это связано с расширением активации семантической сети (то есть возможности получения знаний: понятия + отношения между этими понятиями).
  • Люди отвечают, используя больше уникальных слов. Но ИИ имеет более высокий показатель семантической дистанции (то есть степени родства или сходства между двумя фрагментами текста).

Будущее ИИ в творчестве многообещающее, ведь именно искусственный интеллект может стать инструментом вдохновения и помощи в решении креативных задач.

Статья является адаптацией публикации Scientific Reports.

Читайте также:

73 бесплатные нейросети на все случаи жизни – выбор TexTerra

Как нейросети предугадывают нас, и как это используют ретейл, банки и службы такси

28 лучших нейросетей для видео: проверенный список

Поделиться статьей:

Новое на сайте

25 ноя 2024
9 214
Мобильное приложение для бизнеса: зачем нужно и сколько стоит

Среди главных задач – возможность увеличить средний чек и сократить расходы! Считаем, во сколько вам это обойдется.

25 ноя 2024
24 819
Как работать с YouTube Shorts в 2025 году: график и оптимизация

«Счастливые часы», «Экран мечты» и способы избежать страйков – все, что нужно для миллионных просмотров!

25 ноя 2024
43 572
Как вывести сайт в топ при помощи скрытой семантики (LSI)

LSI (latent semantic indexing) – это скрытое семантическое индексирование. А скрытая семантика позволяет определить релевантность документа ключевому запросу. 

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.