Кому отказал Coldplay и почему Боб Дилан согласен на все.
Pink Floyd, наряду с группами Led Zeppelin, Green Day, Deep Purple, входит в так называемый «стоп-лист» – список артистов, права на фонограммы и произведения которых купить невозможно или очень трудно. Роджер Уотерс (один из основателей и лидеров Pink Floyd) недавно, несмотря на огромный гонорар, отказал в использовании своей музыки для продвижения Instagram. При этом он в довольно резких выражениях осудил Цукерберга за желание «владеть абсолютно всем».
Тем удивительнее, что в недавней рекламе «Альфа-банка» с Евгением Понасенковым звучит песня группы Pink Floyd – Money. В ролике «Альфы» указаны все лицензиары (лица, которые выдают лицензию на использование прав) и не возникает сомнений, что музыка используется на законных основаниях.
Мы узнали, как компании договариваются об использовании известных треков в своей рекламе, и сколько им это стоит.
Где покупают музыку для рекламы?
Существует три способа получить произведение для рекламного ролика:
1. Заказать у исполнителя/композитора напрямую
Студия за создание музыки «с нуля» берет в среднем 40–100 тыс. руб. Но за эти деньги произведение пишет неизвестный композитор.
Для сравнения, клип и песня «Дуло», созданные Моргенштерном специально для рекламы экшена War Thunder, стоили компании более 10 млн. руб.
2. Приобрести в продакшн-библиотеке или на музыкальном стоке
Здесь можно найти песни в основном от малоизвестных авторов, но иногда встречается музыка исполнителей «с именем», хотя сами треки неизвестны широкой публике. Естественно, различается и цена – от 5 000 до 200 000 руб. за лицензию.
Существуют библиотеки сэмплов – музыкальных произведений, правообладатели которых разрешают использовать их в других произведениях. Но практически в большинстве случаев коммерческое использование таких треков не допускается.
Примеры библиотек: MuzNavigator, Universal, Apollo Music, Sounddogs, Wizzy-Sound, Audiojungle, Soundcloud, Jamendo.
3. Приобрести право на использование существующего произведения
Придется повозиться с документами и согласованиями, но именно этот путь позволяет встроить в ролик фрагмент композиции, которую знают и любят на рынке, а значит – повысить узнаваемость рекламируемого продукта.
Кому платят бренды за музыку?
Боб Дилан, легендарный американский исполнитель, в 2020 году продал права на каталог своих произведений Universal Music Group. Universal не раскрывает условий сделки, но, по данным Bloomberg, она обошлась корпорации в 200 млн. евро. В каталоге более 600 произведений, и теперь купить песню Дилана для рекламы достаточно просто.
Случай с Диланом – простой, когда права на произведение принадлежат рекорд-лейблу, и для их покупки достаточно прийти к владельцам лейбла и договориться о цене и условиях использования.
>Лейбл – музыкально-издательская корпорация, которая торгует произведениями исполнителей и занимается их продвижением.
Крупнейшие подразделения иностранных лейблов в России:
- Sony Music Russia – работает с Алсу, Бьянкой, Сергеем Лазаревым, Славой КПСС;
- Universal Music Russia – продвигает треки Элджея, Noize MC, Лолиты;
- Warner Music Russia – под его эгидой выпускаются Егор Крид, Джарахов, Big Baby Tape.
Известные русские лейблы:
Чаще всего договариваться приходится с 5-6 правообладателями одновременно.
Музыкальное произведение относится к объектам авторского права (ст. 1259 ГК РФ), а все, кто связан с его производством, – субъекты права. Им и платят компании. Упрощенно, это могут быть:
- Композитор. Сочиняет музыку, у него авторские права на оригинал композиции.
- Автор текста. Ему принадлежат авторские права на текст песни. Авторов может быть несколько, если песню создала группа, например. В этом случае права на произведение принадлежат им в долях, о которых они договорились.
Композиция – это набор нот, которые можно сыграть по-разному и записать. В результате получится фонограмма, конкретная запись на носителе, на которую возникают смежные права. Для одной и той же композиции могут быть десятки фонограмм, правообладателями которых будут разные люди/компании.
- Исполнитель. Исполняет произведение. Не только вокалист, но и дирижер, музыкант-инструменталист, например. У него смежные права на исполнение текста или музыки.
- Аранжировщик. У него права на переработку композиции.
- Производитель фонограммы. Чаще всего это продюсерский центр или студия звукозаписи, ей принадлежат права на фонограмму.
Как ищут владельцев музыки?
В реестрах организаций, управляющих авторскими правами
Поиск обычно начинается с сайтов организаций коллективного управления авторскими правами:
- Российское авторское общество (РАО). На сайте есть две базы данных – российских и зарубежных исполнителей.
- Российский союз правообладателей (РСП). На сайте есть реестр правообладателей, а также реестры произведений, фонограмм и аудиовизуальных произведений.
- Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Эти организации часто становятся связующим звеном между авторами, издателями, владельцами фонограмм и покупателями.
В поисковой выдаче
Если в реестрах автор не найден, помогает Google. Обычный запрос в комбинациях:
- название композиции + «авторские права»;
- название композиции + «лейбл»;
- имя исполнителя + «лейбл»;
- и подобных.
В продакшн-студии
Для оперативного контакта с артистами компании обращаются в продакшн-студию. У студий обычно есть наработанные связи в музыкальной индустрии, понимание процессов, чувство музыки, «наслушанность». Они предлагают услугу «очистки прав» – заключение всех договоров с авторами и исполнителями. Очисткой прав занимаются, например, студия «Рексквер» или SF MEDIA.
Какие права можно получить?
Лицензия на использование произведения дает покупателю право не на сам трек, а на его использование, однократное или многократное. Может быть исключительной, когда покупатель у трека один, и неисключительной, когда одну песню могут купить несколько человек или компаний.
Песня Валерия Кипелова «Я свободен», к примеру, продавалась по неисключительной лицензии и была использована сначала в рекламном ролике OZON, а позже – в рекламе «Мегафона».
Сколько стоит известная песня?
Логично, что за трек, который будет крутиться по всей стране, возьмут намного больше, чем за использование в одном регионе. Имеет значение, кто будет использовать мелодию. В ответ на запрос от «МТС» или «Газпрома» любой автор постарается установить цену повыше, а маленькой компании могут пойти навстречу и снизить цену.
«Очистка прав», поиск всех владельцев музыки и заключение с ними лицензионных договоров, через продакшн-студию стоит от 300 до 300 000 долларов (примерно 24 тыс. руб. – 24 млн руб. по текущему курсу) (по данным агентства SF Media). Сумма включает стоимость лицензии от правообладателя и агентское вознаграждение студии за поиск правообладателей, коммуникации и заключение договоров.
Есть ряд известных исполнителей, которые готовы продавать свои треки на условиях неисключительной лицензии или передавать для некоммерческого использования.
Что бывает с теми, кто не платит?
Ответственность за использование нелегальной музыки в рекламе ложится на рекламодателя. Если обнаружен факт «пиратства», рекламодатель заплатит штраф (ст. 146 УК РФ) до 200 000 руб., либо отправится на исправительные работы сроком до 1 года, либо будет арестован на срок до полугода. Ответственное лицо может быть наказано штрафом в сумме, равной заработной плате за 18 месяцев.
Иногда судебные разбирательства становятся публичными. В июне компания-разработчик видеоигры Atomic Heart использовала в трейлере песню «Музыка нас связала» группы «Мираж». Автор песни, композитор Андрей Литягин, возмутился по этому поводу и заявил, что не передавал прав на переработку. Как выяснилось позже, студия Mundfish, делавшая трейлер, обратилась к композитору и, вероятно, не договорившись о цене, решила купить трек у другого музыкального издательства, но тому принадлежала лишь часть прав. В результате, по решению суда, доступ к трейлерам, в которых звучит песня «Музыка нас связала», заблокирован.
Есть бесплатные варианты?
Исключительное право на музыку действует в течение 70 лет. Отсчитывается срок с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После этого произведение переходит в статус общественного достояния, и его можно использовать, не спрашивая разрешения. При этом обязательно указывать имя автора и название произведения, использованного в рекламе.
Иногда исключительное право переходит по наследству. В этом случае срок 70 лет отсчитывается с года смерти последнего правообладателя.
Создатели новогоднего ролика M&M’s, например, экономят на авторском праве и платят только за создание либо готовый вариант фонограммы «Щелкунчика» Чайковского.
В «Билайн» не получили права на переработку произведения и выпустили рекламный ролик, удивительно похожий на клип Орена Лави «Her morning elegance». До судебных разбирательств не дошло: сходство заметили зрители, и компания решила удалить ролик без объяснений.
Отказы
Что если правообладатель не согласится предоставить права на трек?
Причины могут быть разными:
- не договорились о сумме гонорара;
- автор откажет, видя в рекламной кампании угрозу собственной репутации;
- не удастся найти всех правообладателей;
- автор откажет, потому что ему не нравится продукт;
- автор откажет по личным причинам.
Повлиять на это не представляется возможным, поэтому компании всегда должны иметь план «Б» на подобный случай.