«Гипотеза» – одно из часто используемых слов в маркетинге. Любое предположение о поведении аудитории можно доказать или опровергнуть фактами. Есть несколько методик для отбора и проверки гипотез. Одна из самых простых — это HADI-цикл.
HADI — это методика исследования предположений, которая включает в себя четыре этапа:
- «H» – Hypothesis, что означает «гипотеза», то есть то самое предположение, которое необходимо протестировать.
- «A» – Action, переводится как «действие». На этом этапе нужно решить, что необходимо сделать для проверки гипотезы.
- «D» – Data, означает «данные». На этом этапе происходит сбор информации: данных, которые подтверждают или опровергают гипотезу. Здесь происходит сбор и анализ данных о показателе, на который необходимо повлиять.
- «I» – Insights, инсайты, то есть идеи, выводы. На последнем этапе анализируют, сработала гипотеза или нет. Если да, изменение оставляют либо масштабируют, если нет – проверяют другую гипотезу.
Последовательность и цикличность вышеописанных этапов позволяет бизнесу непрерывно развиваться и эффективно реагировать на изменение внутренних и внешних факторов. Когда компания сделала выводы по предыдущей гипотезе, она формулирует новую, таким образом этот процесс бесконечно повторяем.
Применение методики HADI
HADI-циклы могут использоваться практически в любой области бизнеса, на разных этапах его развития.
Отслеживание эффективности различных показателей и выбор лучших решений из множества вариантов часто требуется в интернет-маркетинге. Гипотезы могут относиться к SEO-оптимизации страниц, продвижению в социальных сетях, настройке контекстной рекламы и email-рассылкам. С помощью HADI-цикла легко можно оценить конверсию — это отношение числа посетителей сайта, которые зарегистрировались, совершили покупку или перешли по ссылке, к общему количеству пользователей сайта. Этот инструмент позволяет быстро проверить гипотезу и оптимизировать рекламную кампанию.
HADI-циклы необходимы для развития стартапов и малого бизнеса. Исследование по данному алгоритму поможет точно определить целевую аудиторию, организовать маркетинговую кампанию и провести тестирование продукции перед ее запуском. Методика также позволяет оперативно корректировать направления роста на основе анализа эффективности действий.
Методику HADI также успешно применяют как крупные ритейлеры для разработки маркетинговой стратегии на несколько магазинов, так и небольшие торговые точки, отдельные продавцы товаров и услуг. Вне зависимости от того, насколько большой у вас бизнес, этот инструмент поможет проверить множество предположений, например, когда меняется концепция или выходят на рынок новые продукты.
Методика отлично работает не только для молодых проектов, но и для давно действующего бизнеса. Для успешных проектов HADI-циклы помогут найти новые точки роста и увеличения прибыли.
Принципы эффективного использования HADI
Для получения более эффективных результатов рекомендуется придерживаться нескольких несложных правил:
- В процессе применения HADI-циклов необходимо соблюдать последовательность действий: выделение гипотезы, ее проверка, анализ, а затем выводы по проделанной работе.
- Гипотеза должна быть конкретной, она должна четко обозначать, что вы хотите изменить и к чему стремитесь. Также необходимо соблюдение принципов измеримости и достижения цели.
- После формулирования гипотезы важно заняться ее анализом в самое короткое время, иначе изначальные параметры могут измениться. Длительность одного цикла обычно составляет 1-2 недели.
- Если в ходе проверки предположение подтвердилось, его можно развить в более масштабном направлении, либо строить следующие гипотезы на его основе.
- Не проверяйте очевидных гипотез.
- Оцените уровень веры команды в сделанное предположение. Если он низок, вероятно, такую гипотезу не стоит проверять. В первую очередь следует тестировать гипотезы с наибольшим показателем веры в эффект и те, которые наиболее просты в реализации.
- С помощью HADI-циклов можно проверять несколько гипотез одновременно. Однако они не должны влиять на один и тот же показатель, так как, в некоторых случаях, будет сложно оценить влияние каждого из них по отдельности на конечный результат и сделать корректные выводы.
Если вам сложно сформулировать идеи для постановки гипотезы, можно позаимствовать их у других компаний, причем имеет смысл использовать предположения как прямых конкурентов, так и фирм, занимающих другие ниши.
За идеями для гипотез можно обратиться к конечному пользователю, например, интегрировать виджет с опросом на сайт или провести интервью с клиентами. Также хороший способ генерации гипотез – командные мозговые штурмы.
Примеры использования методики
Чтобы лучше понять процесс применения HADI-циклов, разберем образцы гипотез и их проверку:
- Контекстная реклама интернет-магазина.
Гипотеза: если платить не за клики по объявлениям в контекстной рекламе, а за лиды, стоимость конверсии снизится.
Действие: изменить стратегию рекламы с платы за клики по объявлениям на плату за конверсии.
Данные: лиды с рекламы оказались слишком дорогими. Стоимость конверсии выросла в 1,4 раза.
Выводы: гипотеза неверна. Нужно вернуть схему с платой за клики по объявлениям.
- Реклама установки пластиковых окон.
Гипотеза: если в рекламном объявлении написать, что замеры бесплатны, количество переходов на сайт вырастет.
Действие: добавить в объявление информацию о бесплатном замере для изготовления пластиковых окон.
Данные: кликабельность объявления выросла с 5% до 11%.
Выводы: гипотеза верна. Нужно добавить информацию о бесплатном замере во все объявления.
- Сайт кондитера.
Гипотеза: если на сайт добавить информацию о составе тортов и фотографии — количество заказов вырастет.
Действие: сделать фото тортов, описать их состав и опубликовать на сайте.
Данные: количество заказов по телефону выросло в два раза, онлайн — в 1,6 раза.
Выводы: гипотеза верна. Вероятно, стоит добавить ещё больше информации о продукте и регулярно обновлять фотографии.
- Санаторий.
Гипотеза: смена стратегии в кампании на «недельный бюджет» с достижением конверсии приведет к увеличению конверсии в заявки, т.к. эти показатели имеют высокую корреляцию.
Действие: сменить стратегию. Указать в настройках стратегии кампании достижение по цели.
Данные: конверсия выросла в 1,2 раза, отказы снизились в 2,1 раза. Конверсия достигла значений кампании конкурента.
Выводы: гипотеза верна. Кампания будет работать с этой стратегией.
- Интернет-магазин автотоваров.
Гипотеза: автоматическая корректировка ставок по сегменту «Пользователи, достигшие цели «Добавление в корзину» приведет к увеличению конверсии заказов и снижению стоимости привлечения.
Действие: включить корректировку ставок.
Данные: количество заказов упало с 10 до 2, конверсия — с 1,75% до 0,25% Стоимость заказа выросла с 375 руб. до 3482 руб.
Выводы: гипотеза неверна. Отключаем автоматическую корректировку ставок.
Заключение
HADI-циклы в маркетинге и в бизнесе приносят огромную пользу, так как с их помощью можно протестировать широкий спектр гипотез. Это и классический бизнес, и стартап, и даже направление деятельности уже существующей фирмы. Использование данного метода позволит бизнесу оценить свои слабые и сильные стороны, проанализировать влияние внешних и внутренних факторов и определить дальнейшее направление развития.
Читайте также:
Скорость загрузки сайта – вот как она влияет на ваши продажи
Как сделать расширенный сниппет: очень подробное руководство
Мяч с автографом, половина символов Playstation и другие патенты февраля