Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Зарплаты по 30$, продажа за 15 000$... – краткая история «Яндекса» Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

В честь дня рождения Яндекса вспоминаем забавные факты из его истории, а также – какую роль в ней сыграли «Вискас», гопник и голос Скарлетт Йоханссон.

Сегодня «Яндекс» – что-то само собой разумеющееся, с чем многократно сталкиваешься ежедневно. Сервисы «Яндекса» доставляют товары, прокладывают маршруты, присылают такси и отвечают на любые вопросы голосом Алисы. Рассказываем историю грандиозного успеха.

Будущие создатели «Яндекса» Аркадий Волож и Илья Сегалович вместе учились в одном из лучших учебных заведений Советского Союза – Республиканской физико-математической школе в Алма-Ате (Казахстан). Оба окончили ее с золотой медалью в 1981 году. В ВУЗе Аркадий изучал массивы данных, а Илья работал программистом. Они сошлись обратно в 90-м, когда первый пригласил второго к совместной работе над проектом «Аркадия», прообразом «Яндекса».

1990: «Посмотри, жизнь идет!»

В конце 1980-х Аркадий Волож учился в аспирантуре, и, как большинство молодых людей тогда, занимался бизнесом, торговал. В 1989 году вместе со своим учителем английского, американцем Робертом Стабблбайном учредил компанию CompTek, очень успешно занимаясь поставками компьютеров и телекоммуникационного оборудования. Помимо этого, Аркадий разрабатывал программы поиска в больших массивах текста на русском: страна массово оцифровывала бумажную документацию, и крупных заказчиков хватало. «А Илюша ходил на работу в государственный НИИ, хотя я его все время в бок пинал: посмотри, вокруг жизнь идет!» – вспоминал Волож. В 1990 году Сегалович получал в институте 5$, а Волож предложил ему немыслимые 30$. И Илья влился в проект «Аркадия», бывший частью CompTek и созданный для работы над программой с полнотекстовым поиском, в качестве основного разработчика.

Алгоритм, над которыми начали трудиться программисты, включал морфологический поиск по информации – он же в дальнейшем использовался в первых версиях «Яндекса». На этой основе CompTek разработал несколько локальных поисковых программ, в том числе поиск по Библии, учитывающий морфологию русского языка.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

1993-1996: С 3 до 1000 слов в секунду

В 1993 году Сегалович возглавил отдел разработки поисковых систем CompTek, развивая поиск и систему морфологического распознавания слов. Его команда работала совместно с лабораторией компьютерной лингвистики в рамках «Аркадии». Вскоре им удалось переписать поисковый алгоритм, уместив его в 300 Кб, так что он целиком помещался в оперативной памяти компьютера. Это был прорыв! Алгоритм позволил увеличить скорость поиска с 3 слов в секунду до 1000, так что стало возможно работать с большими массивами текста.

Первая рабочая версия универсальной поисковой системы была фактически готова. Нужно было придумать ей название, и Илья Сегалович взял выражение «Yet ANother inDEXer» («еще один индексатор»). Аркадий предложил заменить первые две английские буквы на русскую «Я». Так и появился Яndex.

«Яндекс» не был единственным российским поисковиком, в 1995 году появилась Altavista, в 1996 – «Рамблер», а в ноябре 1997 был запущен «Апорт». Поэтому основатели не настраивались на игру вдолгую и рассчитывали продать продукт, ведь конкуренция была существенной. «Сначала мы предлагали разным инвесторам купить "Яндекс" за 15 тысяч долларов – они бы получили готовую компанию вместе с программистами, с разработчиками. Но все говорили, мол, не-не-не, целых 15 тысяч долларов», – любил потом рассказывать Илья Сегалович.

1997: Проиндексируем весь Рунет за пару часов

23 сентября на крупной информационной выставке Softool общественности презентовали поисковую систему. Посетители стенда «CompTek-Яндекс» могли задавать вопросы демонстрационному компьютеру и получали ответы. На тот момент «Яндекс» учитывал морфологию русского языка, определял уникальность текста и релевантность страницы.

Во время выставки Softool Yandex.Ru проиндексировали весь Рунет 1997 года. Он состоял из 5 000 сайтов с общим объемом текста 4 Гб.

В декабре CompTek сообщает о международном признании: «Яндекс» становится стандартным средством поиска в русскоязычной версии Microsoft Internet Explorer 4.0.

Читайте также
«Две девки в час», 400 тысяч пользователей и интернет по талонам – каким был рунет в год рождения «Яндекса»

1998: «Ваша киска купила бы Cisco»

В те времена в интернете никто не рекламировался, это было время растяжек и баннеров на улицах, роликов на ТВ и музыкальных заставок на радио. «Яндекс», такой скромный в конце 90-х, выпускает релиз: «Компания считает, что, перейдя рубеж в 55 000 показов страниц в день, поисковая система yandex.ru представляет собой привлекательное место для размещения рекламы. Уникальность системы и ее быстрое развитие обеспечивает регулярный прирост количества новых пользователей – более 10 % еженедельно…»

Реклама была текстовой (ее называли «строчки» – строки в поиске) и баннерной. Уже тогда можно было настроить аудиторию по тексту рекламы, получить онлайн-доступ к статистике баннеров или текстовой рекламы и возможность задавать частоту показов.

Первый баннер также сохранился. Он гласил: «Ваша киска купила бы Cisco». Надо сказать, что CompTek был промоутером Cisco в России, и баннер явно принадлежал самому «Яндексу». Баннер Cisco очевидно использует рекламный ход компании «Вискас», но кажется, в конце 90-х мало кого волновали авторские права.

Контекстная реклама с тех пор стала основной бизнес-моделью «Яндекса».

Надо сказать, что «Яндекс» не отставал от мирового внедрения интернет-рекламы. В том же 98-м году, лишь немного ранее, принцип контекстной рекламы был запатентован Биллом Гроссом. Билл, который с братом Ларри в 96-м году открыл первый бизнес-инкубатор Idealab, в 98-м году основал компанию Goto.com. В рамках работы этой компании и был разработан принцип платного поиска – контекстной рекламы (примечательно, что Goto.com, позже переименованная в Overture, в 2003 году была приобретена Yahoo за $1,63 млрд).

2000: На сцену выходит Лебедев-гопник

Начало тысячелетия совпало с переломным моментом для «Яндекса» – он превратился в компанию. Ее акционерами стали CompTek, компания ru-Net Holdings (инвестировала в «Яндекс» более $5 млн, ее доля составила около 35 %). В число акционеров вошли также менеджеры «Яндекса». Генеральным директором стал Аркадий Волож, а главным редактором «Яндекса» – Елена Колмановская. Илья Сегалович занял место директора по технологиям и разработке.

Полученные от инвесторов 5 млн вложили в разные продукты и нужды «Яндекса». Поисковик начал рекламироваться на телевидении. Важную роль в брендинге сыграл Артемий Лебедев: еще совсем молодой, 24-летний, но очень предприимчивый. В 1999 году он уже владел студией WebDesign, которая создала лого и дизайн «Яндекса». В 2000-м Артемий снялся в ключевом для компании рекламном ролике. Гопник, вытирая нос, спрашивает у испуганного парня: «Закурить не найдётся?» И на экране появлялся легендарный слоган: «Яndex. Найдётся всё!».

30 ноября презентован прообраз отечественного маркетплейса – «Яндекс.Товары» (будущий «Яндекс.Маркет»). Это была витрина товаров и торговых предложений, для покупки товара нужно было связаться с продавцом через его сайт или номер телефона: покупки онлайн в 2000 году здесь еще не практиковались. К участию в партнерской программе приглашались все онлайновые и офлайн-магазины: «Яндекс запускает новый сервис для продавцов и покупателей. Сервис позволяет уточнить категорию товара. Например, при поиске молока можно отделить собственно продукт от книжек о нем или косметических средств. При необходимости поиск можно ограничить диапазоном цен».

Первая ТВ-реклама

Сервисы, запущенные в 2000-м:

  • Каталог
  • Новости
  • Почта
  • Открытки
  • Бесплатный хостинг «Народ.ру»
  • Закладки
  • Яндекс.Товары
  • Аукцион «Молоток.ру»

2001: «Я больше не бездомный»

Бизнес расширялся, и в феврале «Яндекс» переехал в свой первый офис – в Вычислительном центре РАН, у компании появилась своя серверная. До этого времени «Яндекс» пользовался помещениями провайдера «МТУ-Информ», сервера компании размещались там же.

В начале 2000-х мир был аналоговым и только-только познавал преимущества цифры. Телевизор смотрели все, телепрограммы печатались огромными тиражами. И в компании решили забрать часть этого бизнеса, сделав ставку на оперативность появления информации: запустили интернет-службу «Яндекс.ТВ». Основой была программа передач. Пользователь мог выбрать нужное, раскрасить программку и настроить под себя. На первой странице «Яндекса» выводилась часть программы – то, что идет прямо сейчас. «Яндекс.ТВ» стала успешной – сегодня это многофункциональная система смарт-телевидения.

Компания запустила первую в Рунете систему размещения контекстной рекламы – «Яндекс.Директ». Она позволяла без посредников публиковать на «Яндексе» свою рекламу. За первый же год работы «Директа» пришло больше 2500 рекламодателей.

Редко упоминается тот факт, что в 2001 году «Яндекс» запустил первый конструктор сайтов. В рамках программы Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий подготовили сервис «Деловой сайт». Он позволял компании бесплатно создать сайт, не прибегая к услугам программистов, легко редактировать и пополнять информацию на нем. Сервис был создан на базе бесплатного хостинга, принадлежавшего «Яндексу», – «Народ.ру».

Сервисы

  • «Яндекс.ТВ»
  • Lingvo.yandex.ru и «Яндекс.Энциклопедии» (позднее они объединились в «Словари»)
  • «Яндекс.Директ»
  • «Деловой сайт»

2002: Всем покупателям – отказы

На главной странице появился знаменитый слоган «Найдется всё», ранее озвученный Артемием Лебедевым в ТВ-рекламе.

«Яндекс» вышел на самоокупаемость раньше намеченного на 2003-2004 годы срока и стал самой крупной в Рунете компанией. Это произошло благодаря росту контекстной рекламы: рекламодатели поверили в рекламу в Интернете. В том же году «Яндекс» оставил позади лидеров поиска «Рамблер» и «Апорт». Компании начали поступать предложения о покупке, в том числе и от Google, но стало понятно, что перспективы «Яндекса» безграничны – совет директоров отвечал всем отказом.

Сервисы:

  • «Яндекс.Картинки» – на момент запуска сервис включал 12 млн изображений.
  • «Яндекс.Маркет». Здесь были представлены товары почти 150 интернет-магазинов: книги, фильмы, косметика, обувь, одежда, канцтовары и игрушки.
  • «Яндекс.Деньги». Платежная система запущена совместно с группой компаний PayCash
Объем Рунета в 2002 году вырос до терабайта. Интернетом пользовались 8 % россиян, около 9 млн человек. Ежедневное количество запросов к поиску «Яндекса» – более 2 млн.
Читайте также
Будь ближе к народу, не уходи в минус и дружи с чиновниками: 10 уроков маркетинга от Татьяны Бакальчук (Wildberries)

2003-2008 год: Боже, храни рекламу

Впервые в истории российского интернета IT-компания выплатила акционерам дивиденды – в общей сумме 100 000 долларов, это произошло в 2003 году.

Тогда-то «Яндекс» начал становиться всеобъемлющим. Спам в почте? – запускаем «Спамооборону». Нужна интерактивная карта на сайт? – Да вот же, API «Яндекс.Карт».

Как «Яндексу» удалось обогнать более популярный на тот момент «Рамблер»? Обе компании одновременно получили крупные инвестиции – Волож $5 млн от ru-Net Holdings, а создатели «Рамблера» продали контрольный пакет компании «Русские фонды» за $1 млн. Деньгами распорядились по-разному. Аркадий Волож удержал контроль над компанией и вложил инвестиции в алгоритмы, исследования и оборудование. «Рамблер» отдал контроль инвестбанкирам, не разбирающимся в интернете, и они стали задавать направление по своему разумению. В 2001 году «Яндекс» обошел «Рамблер» по посещаемости, в 2002 году стал прибыльным, в 2003 году разрыв стал непреодолимым для «Рамблера».

Очень много делалось для развития источника дохода – рекламы на сайте. В 2003 совершенствуется «Яндекс.Директ» – сервис переходит на аукционный принцип размещения и оплату по кликам, рекламодатель платит не за показ, а за переход на сайт. Вводится геотаргетинг. В 2006 заработали РСЯ («Рекламная сеть Яндекса») и «Метрика». Одновременно администрация «Яндекса» постоянно работала над улучшением поиска, выпуская новые алгоритмы.

К 2005 году количество пользователей интернета в России приблизилось к 21 миллиону, 51 % пользовался домашним интернетом. На «Яндекс» каждый день заходили 3 млн человек
С 2005 по 2008 год выручка «Яндекса» выросла почти на порядок – с $35 млн до $300 млн. Более 80 % выручки шло от контекстной рекламы.

Сервисы:

  • Яндекс.Карты
  • Спамооборона
  • Поиск по блогам
  • Рекламная сеть Яндекса
  • Словари
  • Пробки
  • Метрика
  • API Яндекс.Карт
  • Яндекс.WiFi (сервис, соединявший кафе с провайдерами. Провайдер устанавливал в кафе оборудование, а «Яндекс» рекламировал список мест, где можно было не только поесть, но и посидеть в интернете).

2009-2012: Денег больше – штаны те же

К 2010 году доля сервиса «Яндекс.Директ» на рынке контекстной рекламы России составляла 75–80 %, доходы в этом сегменте только за первое полугодие 2010 года оценивались в 4,42-5,04 млрд рублей. Прибыль активно росла, несмотря на финансовый кризис. Число показов рекламных объявлений превысило 20 млрд в месяц.

Желающих приобрести долю в «Яндексе» было предостаточно, и некоторые покупатели были очень сильными, например Алишер Усманов. Поэтому перед выходом на IPO (Initial Public Offering – первичная реализация акций фирмы неограниченному числу граждан) руководство «Яндекса» выпустило «золотую акцию» и продало ее за 1 евро Сбербанку. Предполагалось, что Сбербанк будет сохранять нейтралитет и защитит компанию от поглощения, в том числе иностранными компаниями. Банк получил право накладывать вето на продажу более 25 % акций поисковика. Но «золотая акция» не давала права на место в совете директоров или дополнительные дивиденды.

«Яндекс» начал работать на Казахстан и Беларусь, все сервисы были ориентированы на местную аудиторию, а поиск учитывал морфологию национального языка. В Турции заработал портал yandex.com.tr.

У компании появилась собственная антивирусная технология, позволяющая предупреждать пользователей поиска об опасных сайтах. Поиск «Яндекса» научился учитывать личные интересы пользователя при выборе подсказок и формировании результатов выдачи.

В 2011 году «Яндекс» разместил акции на американской площадке NASDAQ и был оценен в $8 млрд. Это было самое крупное IPO IT-компании со времен выхода на биржу Google в 2004 году (тогда компания привлекла $1,67 млрд). Успех был оглушительным, 52 млн акций в ходе первичного размещения разлетелись по $25 за штуку. «Яндекс» привлек $1,3 млрд.

Эти инвестиции в последующие годы позволили «Яндексу» разработать еще множество сервисов – но это стало ясно в перспективе. Сотрудник «Яндекса» Александр Быков вспоминал, как на следующий день после приезда Воложа и Сегаловича с IPO он столкнулся с Ильей перед входом в офис и спросил: как это ощущается – иметь такой успех на бирже? На что Сегалович улыбнулся и ответил: «Да фиг знает, штаны те же, ботинки те же, ничего не поменялось».

Сервисы и приложения:

  • «Яндекс.Музыка» (была на старте бесплатной и монетизировалась показами контекстной рекламы)
  • «Яндекс.Перевод»
  • Почта
  • «Яндекс.Деньги»
  • «Маркет»
  • «Недвижимость»
  • «Работа»
  • «Яндекс.Такси»
  • «Яндекс.Диск»
  • «Яндекс.Навигатор»
В 2012 году «Яндекс» обогнал «Первый канал» по количеству ежедневных просмотров: 19,1 млн человек в день против 18,2 млн человек у самого популярного канала в стране.

2013-2017: «Еще одна лента блогов»

В 2013-м «Яндекс» представил технологию распознавания речи SpeechKit и API для работы с ней, через год появилось приложение, которое записывает текст под диктовку и озвучивает написанное. В арсенале «Яндекса» – машинное обучение, распознавание образов и речи, нейронные сети. Так что уже в 2014 начал работать Yandex Data Factory – направление по работе с Big Data для компаний, которые нуждаются в обработке больших массивов информации. Рынок Big Data в России в 2014 только зарождался, но на подобные услуги уже был огромный спрос. Большинство российских компаний использовали (и используют сейчас) иностранные решения в этой области от провайдеров типа Sap, Oracle, IBM, EMC, Microsoft и т. д.

Поскольку на рынке стал ощущаться дефицит IT-специалистов, в «Яндексе» стали активно растить собственных. Например, в 2017 в разных городах стартовал образовательный проект «Яндекс.Лицей», программа обучения программированию школьников 8–9 классов. А вместе с НИУ «Высшая школа экономики» «Яндекс» открыл факультет компьютерных наук, он готовит специалистов по двум направлениям – «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия».

В «Яндекс.Директе» важные изменения: введено ранжирование рекламных блоков, чтобы пользователи видели более релевантную рекламу. Аукцион изменил алгоритм: в него введен принцип Викри-Кларка-Гровса, когда цена клика растет пропорционально трафику, и рекламодатели могут получать максимум кликов по оптимальной цене.

«Яндекс Дзен», который пользователи поначалу встретили со скепсисом (еще одна лента блогов, кому она нужна?) становится все умнее и наращивает читателей. Лента персональных рекомендаций «Яндекс.Дзен» использует искусственный интеллект и предлагает контент, который может понравиться пользователю.

В августе 2017 года «Яндекс» и Сбербанк подписали договор о создании совместного предприятия на базе сервиса «Яндекс.Маркет» – «Беру», стоимость которого оценивалась в 60 млрд рублей. Помимо создания маркетплейса, сотрудничество предполагало продолжение развития «Яндекс.Маркета». Тестовая версия «Беру» запущена 21 мая 2018 года, в июне число позиций достигло 50 тысяч.

Произошло тяжелое событие для компании – в 2013 году в результате тяжелой болезни скончался один из учредителей и технический директор «Яндекса» Илья Сегалович. «Не знаю, чем можно заменить его энциклопедичность в технологиях и чистое видение продукта. Но он оставил за собой целое новое поколение программистов, целую школу. А его этические стандарты задали уровень всем нам», – писал Волож.

Акционеры «Яндекса» по состоянию на 2016 год. Источник: РБК

Сервисы и приложения:

  • «Яндекс.Парковки»
  • «Яндекс.Транспорт»
  • «Яндекс.Мастер»
  • «Яндекс.Дзен»
  • «Яндекс.Лицей»
  • «Яндекс.Доставка»

2017-2019: С вами говорит Скарлетт Йоханссон

На основе нейронной сети создается голосовой помощник – Алиса. На рынке уже были представлены Siri от Apple, Google Assistant, Amazon Alexa и Cortana от Microsoft (из них на русском языке на тот момент работала только Siri). Алиса решает различные задачи, обращаясь к сервисам «Яндекса», с ней можно поболтать или поиграть. Алиса может импровизировать и дерзить. В 2018 году Алиса стала инструментом управления «Яндекс.Станции» – инструмента умного дома, колонки с голосовым управлением.

Кстати, Алиса «говорит» голосом «Скарлетт Йоханссон» – вернее, голосом актрисы Татьяны Шитовой, которая дублировала звезду для многих фильмов в российском прокате. Например, в мелодраме «Она» (забавно, что сама Скарлетт в этом фильме озвучивала интеллектуального голосового помощника). Татьяна рассказала, что кастинга для озвучки Алисы она не проходила – ей сразу позвонили с готовым предложением, хотя до этого «Яндекс» пробовал и другие варианты озвучки, с другими голосами. Чтобы Алиса «заговорила», Татьяне пришлось записать 60 часов текста – его потом нарезали на звуки, чтобы нейросеть могла составлять из них слова и предложения.

В 2017 году «Яндекс.Такси» и российский Uber договорились объединить свои бизнесы в шести странах: России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане. «Яндекс» инвестирует в совместную компанию 100 миллионов долларов США, Uber – 225 миллионов. На момент объявления сделки объединенная компания оценивалась в 3,725 миллиарда долларов.

Испытание беспилотного автомобиля в феврале 2018 г. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

К 2018 году ряд зарубежных компаний, в том числе Apple, Tesla и Uber ведут разработку и внедрение беспилотных автомобилей. «Яндекс» не мог оставаться в стороне: в 2019 году «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о разработке беспилотных автомобилей. Затем компания «Яндекс» первая в России запустила две тестовые зоны, где можно прокатиться на машине без водителя, в Иннополисе и в Сколково, где его можно вызвать через приложение «Такси».

В сентябре 21 года «Яндекс» наконец объявил, что испытания беспилотных такси стартуют в Москве – заявки от добровольцев принимаются.

Стоит отметить также запуск сразу трех сервисов, облегчающие жизнь горожан: служба доставки продуктов «Яндекс.Еда», каршеринг «Яндекс.Драйв» и экспресс-доставка «Яндекс.Лавка».

В 2019 «Яндекс» запустил сервис онлайн-обучения «Практикум» (он стал одним из 30 образовательных проектов компании) и инвестировал в подготовку кадров для IT-сферы 5 млрд рублей, чтобы за три года выпустить 100 000 специалистов. Была учреждена научная премия имени Ильи Сегаловича – для поддержки молодых ученых. Дефицит кадров помогает восполнить программа стажировки: «Яндекс» на регулярной основе приглашает на стажировку студентов-разработчиков с профильных факультетов и тем, кто ее успешно проходит, предлагает позицию в компании.

Сервисы и приложения:

  • Алиса
  • «Яндекс.Станция»
  • «Яндекс.Еда»
  • «Яндекс.Драйв»
  • «Яндекс.Лавка»
  • «Яндекс.Практикум»
Читайте также
Кейс Lamoda: как немцы построили в России одну из самых дорогих интернет-компаний

2020-2021: «Я открою свой банк»

Когда мир охватила пандемия коронавируса, «Яндекс» оказался на удивление подготовленным к этому. Доставка продуктов и непродовольственных товаров была отлажена. Компания запустила «доставку по клику», когда заказанный товар привозят сначала на склад «Яндекс.Лавки», а потом доставляют человеку за 15-20 минут до нужного времени. В «Яндекс.Такси» появилась доставка небольших посылок, а в «Яндекс.Еде» – робот-курьер «Яндекс.Ровер». Он доставляет еду из ресторанов в Иннополисе и деловом квартале «Белая площадь» в Москве.

Робот-курьер «Яндекс.Ровер» доставляет еду в Сколково (фото «Яндекса»)

Чтобы поддержать медиков и тех, кто попал в сложную ситуацию, «Яндекс» запустил проект «Помощь рядом». Команда проекта организовала поездки врачей к пациентам, доставку им продуктов и бесплатное тестирование на коронавирус. На главной странице показывался индекс самоизоляции – он показывал, стоит ли выходить из дома.

Агрегатор «Маркет», один из старейших сервисов для поиска и сравнения товаров вернулся в 2020 году обновленным – в виде маркетплейса, объединенного с маркетплейсом «Беру». Это произошло после «развода» «Яндекса» со Сбербанком – корпоративные культуры двух гигантов оказались несовместимыми. «Яндекс.Деньги», контролируемые Сбербанком, сохранялись до конца 2020 года, а затем пользователям предлагалось (и предлагается) пользоваться ЮMoney (структурой, не аффилированной с «Яндексом»).

Чтобы развивать собственные финансовые сервисы, «Яндекс» в июле 21 года купил банк «Акрополь». Он стал стопроцентным акционером банка и получил все лицензии «Акрополя», в том числе универсальную банковскую лицензию. Чуть позже «Акрополь» переименовали в «Яндекс Банк». Напомним, до этого «Яндекс» вел переговоры о покупке банка «Тинькофф», но сделка сорвалась (причина не вполне ясна: Олег Тиньков сначала объяснял, что они не намеревались «продаваться» и быть поглощенными – а хотели объединиться с «Яндексом»; позже он говорил, что они с «Яндексом» просто не сошлись в цене – им предлагали $6 млрд вместо запрашиваемых $6,2 млрд).

В 2020 году введен новый поисковый механизм на основе нейросети – в «Яндексе» его назвали крупнейшим событием в поиске за последние десять лет. Новая технология получила название YATI (Yet Another Transformer with Improvements, в переводе означает «Еще один трансформер с улучшениями») – кстати, заметьте сходство с Yandex – «Yet ANother inDEXer» («Еще один индексатор»).

31 августа 2021 года «Яндекс» сообщил о том, что полностью выкупает доли Uber в «Яндекс.Еде», «Лавке», «Доставке», а также в сфере беспилотных автомобилей и роверов. Яндекс доведет свою долю в совместном бизнесе до 71 % и получит право в течение двух лет выкупить оставшуюся долю Uber по цене 1,8–2 млрд долларов. Кажется, эта сделка однозначно показывает, какие сферы бизнеса перспективнее всего для развития в ближайшие годы.

«Яндекс» – это и есть Рунет

Сегодня главным акционером «Яндекса» остается Аркадий Волож. По состоянию на июнь 2021 года его семейному фонду принадлежит 8,6 % капитала и 45,5 % голосов компании (такой разброс в цифрах объясняется тем, что у «Яндекса» два класса акций – «А» и «В». Акции класса «А» обладают одним голосом на ценную бумагу и находятся в свободной продаже; акции класса «В» обладают десятью голосами на ценную бумагу, перед продажей их нужно конвертировать в акции класса «А» с потерей голосов).

Среди других акционеров – Capital Group, Harding Loevner, Invesco и другие крупные фонды.

Управленческие решения принимает совет директоров «Яндекса» – в него входит 11 человек.

Кроме этого, деятельность «Яндекса» контролирует близкий к государству Фонд общественных интересов. Решение о его создании совет директоров «Яндекса» принял в 2019 году – чтобы снять с себя политические риски в связи с обсуждением законопроекта об ограничении иностранного владения информационно значимыми ресурсами Рунета (законопроект, который после учреждения фонда был отозван, предложил депутат Антон Горелкин – он же сейчас разрабатывает законопроект о запрете рекомендательных алгоритмов в соцсетях).

В 2020 году был сформирован состав Фонда общественных интересов – в него также вошли 11 человек, включая представителей из «Газпром Нефти», ВШЭ, МГУ и «Сколково». Фонд получил «золотую акцию», которой раньше владел Сбербанк, – с аналогичным правом блокировать сосредоточение 10 и более процентов экономических или голосующих акций в одних руках.

Обеспокоенность чиновников можно понять: Рунет сегодня – это во многом и есть «Яндекс». Он обогнал Google по количеству визитов: за последний год на долю «Яндекса» приходилось около 60 % визитов, а на долю Google – порядка 40 % визитов:

Месячная аудитория «Яндекс.Дзена» составляет 59 млн человек (а дневная – 20,5 млн), «Яндекс.Карт» – 42 млн человек.

«Яндекс» все увереннее осваивает сферу товаров и услуг. Машины на «Авто.ру» (проект «Яндекса») ищет 17 млн человек в месяц, квартиры на «Яндекс.Недвижимости» – 3,8 млн человек в месяц, а «Яндекс.Услугами» пользуется 8,9 млн человек. Путешествия, расписания поездов, телепрограмма, музыка, фильмы, новости, поиск работы – для всего этого у «Яндекса» есть сервисы. Практически все, что нужно, пользователь может найти в экосистеме «Яндекса», не уходя к конкурентам IT-гиганта.

Скоро доля «Яндекса» в Рунете должна увеличиться еще больше: с 1 января 2022 года поисковик «Яндекса» будет по умолчанию устанавливаться на всех продаваемых в России устройствах.

В начале статьи было написано, что Илья Сегалович пришел в 90-м году в «Аркадию» – прародитель «Яндекса» – работать над поиском. На самом деле это не совсем так. В фильме, посвященном Сегаловичу, Аркадий Волож вспоминал:

«Илюша сначала пришел помогать форматировать дискеты. Международный классификатор изобретений занимал 10 дискет. Поскольку было 100 клиентов, нужно было форматировать [для всех них] дискеты. Вова Иванов их царапал специальным образом, чтобы они были защищены от копирования. Илюша сначала их вставлял [вручную], потом написал файл, который форматирует их сам. Потом он хотел еще что-то, еще что-то, еще что-то, и потом всё переписал, и так пошло».

Интересно, мог ли тогда кто-то предположить, во что вырастет это желание всё переделать?

Поделиться статьей:

Новое на сайте

19 апр 2024
18 893
Как зарегистрироваться на Wildberries: пошаговая инструкция

Не обязательно быть крупным поставщиком – быстро стать партнером Вайлдберриз можно почти любому продавцу. Рассказываем, кому и какие документы понадобятся.

18 апр 2024
405
Почему онлайн ответы нейросети опасны для SEO

Рассказываем, как за пару минут можно запретить или разрешить нейросетям доступ на ваш сайт.

18 апр 2024
2 409
Как мы заглянули в будущее: дизайн сервиса для электромобилей

VOLTFUEL – сервис зарядных станций для электромобилей. Специалисты сервиса работают под ключ: проектируют, устанавливают и обслуживают станции, привлекают клиентов для заказчиков.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.