Да, у «Яндекса» тоже есть YMYL — хотя поисковик не использует такое наименование тематик, а сам их список меньше, чем у Google.
Что входит в YMYL для «Яндекса»?
YMYL (от англ. Your Money or Your Life) – категория сайтов, которая может влиять на жизнь, здоровье, финансы и благополучие пользователя прямым образом.
Напомним, понятие YMYL ввел Google. Для Google YMYL – это сайты следующих тематик:
- Финансовые и банковские темы.
- Страхование.
- Инвестирование.
- Здравоохранение, здоровье.
- Юридические темы.
- Материнство и отцовство.
- Новостная повестка, важные новости.
- Интернет-магазины, любые покупки, включая товары повседневного спроса.
У «Яндекса» набор условных YMYL-тематик гораздо скромнее: это прежде всего право, финансы и медицина. Повышенное внимание уделяется не информационным, а коммерческим сайтам. Вероятность встретить в выдаче некачественный сайт здесь ниже, чем в других тематиках, вроде развлекательной.
Термин YMYL, пришедший из гугловского руководства для асессоров поиска Search Quality Rating Guidelines, «Яндекс» официально не использует. При этом своего определения для таких тематик «Яндекс» не ввел. Поэтому далее в тексте применительно к отечественному поисковику мы будем использовать гугловское понятие YMYL.
По каким критериям «Яндекс» оценивает YMYL-страницы
Благодаря десятой «Вебмастерской» (регулярные онлайн-конференции «Яндекса») стало известно: при анализе условного YMYL «Яндекс» использует не один-два, а сотни факторов. Среди них:
- Релевантность страницы + релевантность интента.
- Наличие LSI-слов в тексте.
- Монотематичность сайта.
- Ссылочный профиль.
- Ярко выраженная ценность сайта для пользователя.
- Отсутствие чрезмерной поисковой оптимизации страниц.
Для коммерческих сайтов обязательно анализируется уникальное торговое предложение сайта – оно должно отличаться от УТП других сайтов. Оформление и оплата товара должны быть удобными, без чрезмерных усложнений.
Proxima — основа ранжирования YMYL-страниц
Условные YMYL-сайты «Яндекс» ранжирует при помощи алгоритма Proxima. В него входят две группы сигналов: компонента коммерческого анализа и дополнительные аспекты качества. И уже в эти две группы сигналов входят еще более мелкие сигналы.
Proxima представляет собой внутреннюю метрику и одноименный алгоритм, позволяющий комбинировать сразу несколько видов сигналов качества сайта. Proxima создана для внутреннего использования и вычисляется автоматически. Повлиять на нее прямым образом или накрутить ее не получится.
Зачем нужна Proxima
Когда релевантных ответов по одному запросу много, нужны дополнительные сигналы, чтобы выстроить иерархию релевантности ответов. Например, 1 – наименее точный из релевантных ответов, а 10 – наиболее точный.
Таким образом, показатель Proxima используется для оценки качества поиска «Яндекса». И чувствительные тематики YMYL, судя по косвенным доказательствам (сложность попадания в топ, искусственные ограничения роста позиций), проверяются тщательнее других.
Алгоритм проверяет соответствие следующим показателям:
- Суммарная релевантность страницы.
- Вероятность решения задачи.
- Лояльность аудитории сайта.
- Баланс полезного и навязчивого.
- Индекс попарного сравнения.
- Компонента коммерческого качества.
- Дополнительные аспекты качества
Индекс попарного сравнения вычисляется автоматически алгоритмами поисковой системы и может меняться на основе ручных оценок асессоров поиска. В «Толоке» такие задания, скорее всего, используются для тренировки нейросети
Что еще оценивает Proxima
Из десятой «Вебмастерской» стало известно о двух дополнительных сигналах, которые оценивает Proxima:
- Результат пользователя. Найдет ли пользователь нужный ответ после открытия страницы или пойдет снова искать ответ на других сайтах.
- Тип контента. Полезного контента на странице должно быть больше, чем рекламного. Например, 10% рекламы и 90% полезной информации.
Также известно, что Proxima анализируют суммарную лояльность к сайту. Если у вашего сайта есть большая доля постоянной аудитории, это жирный плюс для YMYL-страницы. Какое количество повторных визитов считать «нормальным»? «Яндекс» не дает точных значений. Но, по логике, чем их больше, тем лучше.
Компонента коммерческого качества
«Яндекс» постоянно улучшает алгоритмы, и метрика Proxima – не исключение. В рамках обновления в эту метрику были введены два новых сигнала. «Компонента коммерческого качества» – один из них. Как нетрудно догадаться из названия, этот сигнал особенно актуален для коммерческих сайтов:
«Компонента...» положительно повлияла на трафик коммерческого сайта
Суммарное качество коммерческого сайта измеряется наличием нескольких составляющих:
- Качество описания товара.
- Варианты доставки.
- Указаны цены доставки.
- Варианты оплаты.
- Отзывы о магазине на площадках «Яндекс».
- Удобство оформления заказа.
Таким образом, «Яндекс» использует «Компоненту коммерческого анализа», чтобы улучшить пользовательский опыт и позволить пользователю находить наиболее релевантные товары максимально быстро, исходя из первоначального поискового запроса. Это в теории. А что мы видим на практике? Выдача, как обычно, забита «платниками» и агрегаторами. Ведь агрегаторы формально соответствуют всем правилам ПС и ранжируются выше:
«Финансовый» запрос. Первые три позиции – реклама, далее – сплошь агрегаторы (и на второй странице тоже)
Что же делать? Убедитесь, что ваш коммерческий сайт полностью соответствует тем шести сигналам, которые мы дали чуть выше. Может, маркетплейсы вы и не обгоните, но повысите шансы встать в выдаче сразу после них.
Дополнительные аспекты качества
Дополнительные аспекты качества в Proxima применяются к сайтам, которые относятся к трем категориям: право, медицинские сайты, сайты финансовых организаций.
Дополнительные аспекты качества внедрены, чтобы научить поисковую систему ранжировать выше сайты, контенту которых есть больше оснований доверять.
В отличие от «Гугла», «Яндекс» (судя по информации, озвученной на последней «Вебмастерской») говорит об авторитете и доверии именно по отношению к конкретному контенту, а не ко всему сайту целиком.
В 2022 году «Дополнительные аспекты качества» внедрены в поиске не полностью. Точные сроки полного развертывания этого алгоритма и сопутствующих сигналов неизвестны.
Но на «Десятой Вебмастерской» был показан любопытный слайд, который демонстрирует результаты внедрения алгоритма:
На графике видно: количество качественных сайтов по медицинским запросам после частичного развертывания дополнительных аспектов качества в феврале 2021 года значительно увеличилось
Юридические, медицинские и финансовые тематики являются одними из самых чувствительных. Правильный ответ для пользователя в них невероятно важен. Откровенных ошибок на страницах, которые присутствуют в выдаче, быть не должно. «Дополнительные аспекты качества» станут гарантией того, что выдача будет содержать сайты только с проверенным контентом, который написали специалисты в своей области.
Сливинский также уточнил: разнообразные изменения в Proxima и другие алгоритмы поиска вносятся регулярно.
Что такое «Антикачество» в «Яндексе» в разрезе YMYL
Год назад (в октябре 2021) в среде вебмастеров и сеошников поднялась тревога: тысячи качественных (и не очень) сайтов потеряли ранее набранные позиции и откатились в среднем на 20-30 позиций назад. Пострадавшие от «Антикачества» получают шаблонный ответ от «Яндекса»:
«Мы регулярно получаем жалобы от пользователей на то, что ваш сайт может быть связан с разного рода недобросовестными действиями. По этой причине алгоритмы были вынуждены понизить его позиции в поисковой выдаче».
Фильтр «Антикачество» особенно сильно сказался на коммерческих сайтах и компаниях, которые были размещены на картах. Среди таких компаний были и те, которые можно отнести к YMYL.
Судя по сообщениям вебмастеров на searchengines.guru и других профильных площадках, также сильно пострадали сайты, монетизируемые партнерскими программами.
Фильтр «Антикачество» очистил выдачу от юридических мошенников, микрофинансовых и псевдомедицинских организаций. Но вместе с тем пострадали и порядочные компании.
Кто может пострадать от фильтра
Если вы добросовестно ведете бизнес, используя сайт как площадку для привлечения клиентов, то беспокоиться не стоит. Но в зоне риска сайты, которые:
- Получают оплату, но не предоставляют товар или услугу, вводят в заблуждение клиентов иным образом.
- Имеют большое количество негативных отзывов на «Яндекс.Картах».
- Не публикуют оферты и другие политики.
- Не предоставляют гарантийное обслуживание товара.
- Не дают возможность вернуть товар.
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Как проверить ценность сайта с точки зрения «Яндекса»
«Яндекс» действительно отслеживает некоторые тематики и категории контента тщательнее, чем обычно.
«Дополнительные аспекты качества» введены «Яндексом», чтобы дать преимущество в ранжировании самым экспертным сайтам из медицинской, финансовой и правовой тематики. Это не YMYL, но весьма схожее явление.
Чтобы проанализировать ценность сайта для пользователя, «Яндекс» рекомендует всем вебмастерам ответить на три вопроса:
- Является ли экспертом автор статьи или поставщик услуги на вашем сайте?
- Выделят ли пользователи ваш сайт среди других?
- Появился бы ваш сайт, если бы «Яндекса» не существовало?
Если на все три вопроса вы можете ответить утвердительно, то сигналы о ценности вашего YMYL-сайта точно находятся в «зеленой» зоне и переживать не стоит. В зоне риска сайты, которые не имеют выраженной ценности.
Дополнительные рекомендации для работы:
- Контент должен содержать экспертизу по той теме, на которую он создан. Если упрощать: контент для юридической страницы должен писать юрист, а страницу о заболевании – врач. ПС узнает об экспертизе в тексте по косвенным сигналам, например, по наличию LSI-слов.
- Публикуемый контент должен не просто соответствовать определенной теме, а наилучшим образом ее раскрывать — лучше, чем это сделано на других сайтах.
- Не гонитесь за пустым SEO. Яндекс умеет очень эффективно определять переспам, а также искусственную оптимизацию.