Сам я отношусь к первой категории, и рад тому, что меня окружают в большинстве такие же специалисты. Ничего не имею против второй категории, хотя, вряд ли их клиенты понимают, что без ссылок намного сложнее продвинуть сайт в сжатые сроки. Ну и конечно, часто сталкиваюсь с «успехами» третьей категории специалистов, которые активно загоняют сайты под ссылочные фильтры. Вот о ссылочном фильтре «Яндекса» мы и поговорим в этой статье.
Краткая, не секретная информация по «Минусинску»
«Яндекс» запустил фильтр весной 2015 года, начав с этого времени наказывать сайты за покупную ссылочную массу (SEO-ссылки). Официальное заявление «Яндекса» – вот. Самое главное, что следует знать, – наказание наступает за преодоление определенного порога (объема) ссылочной массы для домена. Оно обычно выглядит как падение запросов на 20–30 позиций вниз.
На данный момент в сети есть примеры наложения санкций за 400+ ссылок. Началось все с порога в несколько тысяч ссылок для домена (наказывали самых наглых манипуляторов ссылочной массой), но постепенно порог снижается.
Фильтр подтверждается в «Яндекс.Вебмастере». Сообщение выглядит следующим образом.
Соответственно, если наблюдается просадка позиций, при «Минусинске» – вам следует незамедлительно зайти в «Яндекс.Вебмастер» и проверить вкладку «Диагностика» > «Безопасность и нарушения».
Если есть подобное сообщение, сайт находится под «Минусинском», и внешнюю ссылочную массу нужно чистить.
Какие ссылки «Яндекс» считает SEO-ссылками?
- Стоящие не в основном контенте страницы, а в сквозных блоках (футер, боковые блоки и т. д.).
- Содержащие «агрессивный» коммерческий анкор (со словами «купить», «цена» и т. д.)
- Имеющие большое число одинаковых анкоров в ссылочной массе, особенно если это коммерческие анкоры (содержат слова «купить», «цена» и т. д.).
- Стоящие на не тематических страницах, тематика страницы донора никак не связана с тематикой страницы, на которую он ссылается.
- Ведущие с доноров, имеющих много исходящих ссылок на сайты разных тематик, т. е. сайт ссылается на что попало, без разбора тематики.
- три разнотематические ссылки рядом, т. е. с этого сайта ссылаются на что угодно без разбора,
- расположены в боковом блоке сайта, а не в основном контенте,
- тематика страницы – «польза бега для похудения», что никак не связано с тем, куда ведут ссылки.
Итак, мы знаем симптомы и причину. Давайте от этой причины избавляться.
Как анализировать ссылочную массу?
Соберите данные о сайтах донорах из всех источников, в этом помогут Google Search Console, «Яндекс.Вебмастер», Ahrefs. Сведите все в единую таблицу и оставьте только уникальные страницы доноры.
- Выгрузка из Google Search Console
- Выгрузка из «Яндекс.Вебмастер»
- Выгрузка ahrefs.com
По опыту, если использовать только один из инструментов, можно упустить 20–30 % ссылок, которые известны, например, Google Webmaster и не известны Ahrefs, и наоборот.
В дальнейшем, анализ собранного списка проводится по нескольким параметрам, это:
- качество анкор листа,
- качество сайтов доноров,
- скорость прироста ссылочной массы.
Читайте также: Какие бывают фильтры поисковых систем: чек-лист для диагностики санкций «Яндекса» и Google
Анкор-лист
При естественной простановке ссылок, их ставят разные люди. Каждый человек мыслит по-своему и уникально выражает свои мысли, значит – повторение анкоров ссылок маловероятно.
Также следует помнить, что чаще всего человеку комфортно написать короткий простой анкор типа «вот здесь», «на страничке», или скопировать URL, а не писать длинный коммерческий анкор типа «купить прицел ночной недорого».
Анкор-лист можно условно разделить на:
- коммерческие анкоры
Многократное повторение коммерческих анкоров несет негативный эффект. По опыту – повторение одного анкора в общей массе более 3–5 раз в одинаковой форме неестественно, и может негативно сказаться на ранжировании сайта.
Например: «купить *название товара*», «заказать *название товара*» и т. д.
- некоммерческие анкоры
Эти могут повторяться более 5 раз. Если в анкор-листе преобладают коммерческие анкоры – необходимо в первую очередь удалять ссылки с ними. Обычно приходится удалить от 40 до 80 % ссылок с коммерческими анкорами для выхода из-под фильтра.
Например: «на сайте», «по ссылке», просто URL страницы и т. д.
Качество доноров
В процессе анализа качества сайтов-доноров мы оцениваем их на:
- Нахождение под фильтром «АГС». Данный фильтр накладывается на сайты, продающие ссылки – соответственно, от таких «помеченных» доноров нужно избавляться.
Проверить донор на АГС можно с помощью различных сервисов, например, на Seolib.ru.
- Тематичность. Страница со ссылкой должна хотя бы как-то логически «связываться» со страницей, на которую ссылается. Страницы-доноры, которые никак не связаны с тематикой страницы акцептора, должны быть удалены.
- Объем рекламных материалов на странице-доноре. Касается как наличия других внешних ссылок, так и всевозможных баннеров, блоков контекстно-медийной сети и т. д. Если со страницы-донора ведет более 3–5 ссылок на другие не тематические ресурсы (исключая соцсети и очень популярные сайты типа wikipedia), с такого донора следует убирать ссылку.
- Общая заспамленность донора. Когда на сайт ведет мало ссылок, а с него – огромное количество. По опыту могу сказать, что негативное влияние может сказываться уже на соотношении 1 к 1.5.
- Количество посещений сайта пользователями. От сайтов с трафиком меньше 20–30 посетителей в день также лучше отказаться. В данном случае мы перестраховываемся, предполагая, что непосещаемый сайт = плохой сайт.
- Расположение самой ссылки. В первую очередь рекомендую избавляться от ссылок, расположенных в шаблонной части сайтов (футер, боковые блоки и т. д.). По этому параметру в первую очередь попадают в «зону удаления» временные ссылки из Sape и подобных бирж.
Вы должны понимать, что 100 % способа понять, из-за каких ссылок на сайт наложены санкции, не существует. Если фильтр наложен – необходима серьезная чистка. Вероятно, что вы удалите и часть ссылок, которые не являются причиной санкций – с этим ничего не поделаешь.
Скорость прироста ссылочной массы
Резкий рост объема ссылочной массы чаще всего рассматривается поисковой системой как неестественный, поэтому ссылки, купленные в период такого скачка, могут рассматриваться поисковой системой как подозрительные, и их следует удалить.
Пример, когда объем ссылок за два месяца вырос в 14 раз:
Как снимаются ссылки
Под съемом ссылок понимается их физическое удаление:
- выключить ссылки в сервисе sape.ru или любом другом сервисе, через который вы осуществляли их закупку,
- написать письмо владельцу ссылающегося сайта с просьбой удалить ссылку на вас.
Как чистка ссылочной массы выглядит на практике?
Кейс № 1
Первый сайт – интернет магазин товаров для рыбаков и путешественников. Трафик до и после выхода из-под фильтра вы можете увидеть на скриншоте ниже.
На момент обращения (август 2016 года) сайт имел 852 уникальных ссылочных донора. Эта цифра была получена путем анализа данных из нескольких источников – сервиса Ahrefs и панелей вебмастеров Google и «Яндекс».
Данная чистка была проста на первый взгляд, поскольку 465 сайтов из 852 присутствовали в сервисе SeoHammer. Эти ссылки:
- располагались в сквозных блоках,
- были куплены очень быстро (как написано выше – это дополнительный признак неестественного роста ссылочной массы),
- доноры в большинстве своем были не тематические, поэтому решено было отключить все ссылки в два этапа примерно по 230 ссылок каждый, с интервалом в месяц. Уверен, что снятие всех ссылок сразу также не принесло бы ощутимого негативного эффекта, однако, для перестраховки мы сделали все плавно.
Также параллельно с отключением ссылок из SeoHammer снимались ссылки из статей, расположенных на сайтах под «АГС» и очень заспамленных рекламой донорах (когда сайт имеет минимальное количество входящих ссылок, зато сам ссылается на сотни, а иногда и тысячи ресурсов разной тематики).
Предположив, что быстрое снятие ссылок скажется на трафике из Google, где у сайта все было хорошо, удаление ссылок было разделено на два этапа. Чтобы дополнительно перестраховаться, было решено не отказываться от покупки ссылок и в небольшом количестве (5–10 штук в месяц) размещать статьи через «Миралинкс» с одной безанкорной ссылкой. Это была ошибка.
После того как ссылки в SeoHammer были удалены, и процентов 70 выпали из индекса, было написано письмо в техподдержку «Яндекса».
Пример письма в «Яндекс»:
Ответ расстроил – санкции по-прежнему не были сняты, а в качестве примера SEO-ссылки была показана одна из недавно купленных статей. В общем, «лечим и тут же калечим».
Пришлось снять еще порядка 40 статейных ссылок. Было обидно, т. к. в данном случае ссылки действительно были размещены продуманно, без агрессивных анкоров, на качественных ресурсах. Но сайт уже «засветился», и «Яндекс» требовал глобальной чистки и пересмотра. В итоге сайт вышел из-под фильтра и получает прежний объем трафика из «Яндекса».
В результате работы было снято порядка 500 ссылок, что позволило вернуться на прежний трафик из Яндекса – более 1200 переходов в неделю.
Читайте также: Мнения экспертов рынка о борьбе «Яндекса» с SEO-ссылками
Главные выводы из этого кейса:
- Чаще всего приходится снимать много ссылок. Точечным удалением 5-10 % ссылочной массы вряд ли обойдется.
- Единственный вариант роста ссылочной массы в период снятия, чтобы хоть как-то обезопаситься от просадки трафика в других поисковых системах – крауд-маркетинг.
- Никакой покупки, иначе высока вероятность, что деньги потратите, а толку не добьетесь.
- Даже если 50 % ссылок имеют низкое качество и явно кажутся SEO-ссылками, вероятно, что вам придется снимать и более качественные ссылки, для выхода из-под фильтра.
Статистика ссылающихся доноров по этому сайту в ahrefs.com до и после выглядит следующим образом:
Кейс №2
Второй сайт – по продаже чехлов для мобильных устройств. Трафик до и после фильтра «Яндекса» виден на изображении.
В данном случае на сайт закупались ссылки из сервисов Gogetlinks и «Миралинкс» и, в отличие от сайта в первом примере, качество ссылок было более высокое. Учитывая, что ссылочная масса более качественная, чем в первом случае, чтобы оставить как можно больше хороших ссылок, было предложено разделить чистку ссылочной массы на три этапа, удаляя в первую очередь самые некачественные.
Всего на момент обращения в начале марта, было 967 ссылающихся доноров. Из них примерно 35 % куплено в «Миралинксе», 30 % – в Gogetlinks, остальные получены естественным путем.
Проанализировав всю ссылочную массу, был составлен план удаления ссылок. Было решено, что после каждого этапа будет отправляться запрос на пересмотр санкций.
Этап № 1
На этом этапе были запланированы к удалению:
- Сайты под фильтром «АГС» – сайты, которые получили фильтр за продажу ссылок. Важно понимать, что манипуляции со сменой анкора не дадут нужных результатов, т. к. доноры уже определены как продающие ссылки. Таких сайтов оказалось 48.
- Ссылки, содержащие коммерческий анкор. Отказ от всех ссылок, в которых присутствуют коммерческие слова, такие как «купить», «цены» и т. д. Таких оказалось 77.
- Ссылки на страницах, которых нет в индексе Google – страницы, которые не находятся в индексе Google +, имеют прямой анкор и по соотношению исходящих ссылок превышают входящие. Таких было 49.
Этап №2
На этом этапе были запланированы к удалению:
- Ссылки с доноров, которые имели значительно меньше входящих ссылок по сравнению с исходящими (+ коммерческий анкор). Таких было 203.
Этап №3
К этому этапу были отнесены наименее подозрительные доноры, которые вряд ли могли повлиять на наложение санкций. Их удалять не планировалось, рассчитывая на то, что первые два этапа дадут результат.
- Анкорные ссылки без «агрессивных», явно коммерческих слов на качественных донорах. Таких оказалось 50.
- Безанкорные ссылки. В данном случае было большое количество ссылок-картинок и ссылок с брендовым анкором.
В итоге, получилось снять фильтр уже в процессе первого этапа, при этом даже не был отправлен запрос на пересмотр санкций. На момент снятия санкций (исчезновение письма из «Вебмастера») из индекса выпало примерно 50 % ссылок, удаленных в процессе первого этапа, т. е. совсем немного.
Всего выход занял порядка полутора месяцев.
В результате работы было снято порядка 100 ссылок, что и позволило выйти из-под фильтра (исчезло сообщение из «Яндекс.Вебмастер»). Трафик из «Яндекса» вырос, но не на прежний уровень. До попадания под фильтр трафик был порядка 500–600 посетителей в месяц, после выхода он вернулся на уровень 200–250 пользователей в день.
Второй кейс интересен тем, что показывает:
- Бывают исключения и можно обойтись удалением не слишком большого числа ссылок. Это также показывает, что наложение санкций зависит не только от объема, но и процента естественных и не естественных ссылок.
- Данный случай интересен тем, что санкции сняты очень быстро (исчезло письмо в «Вебмастере»), но трафик восстановился не полностью.
- Снимать ссылки нужно не бездумно, а начиная с самых некачественных, что ускорит процесс выхода из-под фильтра.
Общие выводы
- Каждый случай наложения фильтра уникален.
- Если сайт получил «пенальти» от поисковой системы, отделаться удалением небольшого числа ссылок можно, однако, это, скорее, исключение, чем правило.
- Ссылочную массу сайта необходимо сегментировать, удаляя ссылки в первую очередь с самых некачественных доноров, а также удаляя ссылки с явно коммерческими анкорами.
- Если некачественный донор содержит несколько ссылок на ваш сайт, рекомендую удалять все ссылки с донора.
- Есть возможность общения с техподдержкой «Яндекса», а также возможность отправить сайт на пересмотр санкций. Пользуйтесь.
- Удаление письма из «Вебмастера» не всегда означает возврат трафика на прежний уровень, однако рост трафика должен быть.