Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Как устроена тренинговая индустрия и стоит ли с ней дружить?

14 Июня 2017 Пётр Липов
Время чтения: 28 минут Нет времени читать? Нет времени? 5 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Нет однозначного стандарта, который бы отвечал на вопрос – кто такой «бизнес-тренер». Но рынок тренингов, вопреки и, даже, благодаря этому, существует. Вокруг тренинговой тематики вьются целые полчища полугосударственных или западных организаций, которые с удовольствием вас «сертифицируют» и выдадут удостоверение, что вы являетесь хорошим тренером – но сертификат не будет гарантией качества вашей работы.

Немного суровой правды о тренинговом рынке. Три типа тренеров: откуда они выросли, зачем вам нужны и как кого-то из них выбрать

Не готовят бизнес-тренеров и российские ВУЗы. Вы можете закончить педагогический или психологический вуз, но диплом с гордой записью «Бизнес-тренер» при всех ухищрениях не получите. Откуда же они берутся?

Тип первый: бывший внутренний тренер какой-либо компании. Как правило, вырастает из сейлзов. Продающие подразделения нуждаются в постоянных и интенсивных тренировках, и поэтому компании стремятся не отдавать обучение продавцов на сторону: во-первых, получается слишком дорого, во-вторых, изнутри обучать корпоративным стандартам проще.

«Бывший внутренний тренер» – отличный вариант, когда вам надо научиться практическим вещам, например, продажам или переговорам.
Корпоративный тренер — фигура сугубо прагматичная, а иногда даже приземленная

Мощный практический бэкграунд такого тренера будет залогом того, что в материалах тренинга воды будет мало, а «мяса» – много. Ценовая категория чаще средняя.

Тип второй: тренеры из девяностых. Те, кто был связан с научной средой (психологи) или те, кто в самом начале 90-х пришел к идее тренингов как бизнеса. Я намеренно объединяю их в одну категорию, хотя друг с другом они могут соотноситься как лирики и физики, как специалисты по софту и специалисты по железу, ну и т. д. До сих пор успешного на рынке тренера из девяностых отличает широкий взгляд на любую проблему, детальное знание реалий бизнеса, хладнокровие и умеренный цинизм. Сюда можно отнести наиболее известных и раскрученных персонажей, чьи имена у всех на слуху. Ценовая категория – обычно дорого.

«Времена утюгов и паяльников» стали для многих сегодняшних бизнес-тренеров прекрасной школой жизни и вдохновили их на тренерскую карьеру
Кстати. Вопреки слухам, мифам и домыслам, тренинговый рынок вовсе не является таким взяткоемким, каким его представляют. Невероятно, но факт. Странно, если бы эксперты продаж не могли продать свои услуги компаниям без такого грубого инструмента, как чемодан с кэшем.

Тип третий: тренеры, которые изначально хотели стать тренерами. Обычно в послужном списке факультет психологии, сертификаты коучинговых ассоциаций, тренинги для тренеров и т. п. специфических регалий. Прежде чем учиться у такого тренера – хорошо бы сходить на его бесплатный двух-трехчасовой мастер-класс и лично оценить, насколько вам близки используемые технологии и подходы. Ценовая категория – средняя или выше средней.

Где же, спросите вы, начальная ценовая категория? Ведь не может быть рынка без нижнего ценового сегмента?

В этом и фокус! Бизнес-тренинг – удовольствие дорогое: участие в открытом двухдневном тренинге обойдется в сумму от 20 000 до 40 000 руб. (это средняя температура по больнице). Один день корпоративного тренинга (куда вы пойдете, скорее всего, бесплатно) обойдется вашему работодателю в еще более круглую сумму – от 70 000 до 200 000 руб. Это, конечно, не предел. С некоторой долей условности мы можем выделить нижний ценовой сегмент, но там будут:

  1. узкоспециальные методически-академические программы для тренеров (строго говоря – это не тренинги);
  2. программы, не имеющие отношения к бизнесу: холотропное дыхание, тантрический секс, «женские тренинги» в малоквалифицированном исполнении и т. п;
  3. все, что посвящено «лидерским программам» и «развитию бизнес-мышления». На п. 3 мы остановимся подробнее, но чуть ниже.
Пока важно знать одно: вам туда не надо.

Нет, надо, конечно, но не на тренинг, а на тренера. Выбирая программу, обращайте внимание на биографию ведущего. Обычно она доступна на сайте компании-провайдера. Мысленно определите принадлежность тренера к одному из описанных типов и подумайте: соответствует ли его опыт заявленной тематике? Если матерый бизнесмен из ларечно-челночной эпохи учит вас работать с просроченной дебиторкой – это ок. Если вас этому учит спец по холотропному дыханию – задумайтесь.

Универсальные солдаты только в Голливуде бывают. Универсальные тренеры — наверное, тоже

Даже самые крутые тренеры редко работают сами по себе. Заботы по продаже и организации тренинга берут на себя провайдеры, с которыми сотрудничает тренер. Или же он открывает свое тренинговое агентство.

Если ФИО тренера ни о чем не говорит, выбирайте провайдера, который сотрудничает с серьезными тренерами.

Отделяем мух от котлет. В чем разница между тренингом, семинаром, шоу-программой и бизнес-шапито, и почему все это – не образование

Отдельной строкой: почему книга-тренинг – такой же бред, как веганская говядина.

Давайте немного разберемся в терминологии. Так вам будет гораздо проще сориентироваться в безграничном море предложений и понять, стоят ли они своих денег.

Что я называю тренингом в полном смысле этого слова? Это краткосрочное – обычно 2-3 дня – обучение каким-либо навыкам в группе. Ключевые слова – «навык» и «группа», а также «шеринг». Если нет группы – не образуется так называемая групповая динамика: процесс взаимодействия участников тренинга, без которого обучение откровенно теряет эффективность. Хороший тренер управляет групповой динамикой легко и незаметно. Участникам потом кажется, «что они сто лет знакомы». Она – условие качественной отработки навыка. В нормальной тренинговой группе не должно быть меньше 5–6 человек (иначе не пойдет групповая динамика) и больше 15–16 человек (иначе тренеру не хватит ресурсов на передачу навыка).

Тренинг – это формат, когда 12–13 человек под управлением одного–двух тренеров учатся чему-то практическому.
Хотите сказать, что вон те, на галерке, реально чему-то здесь научатся?

Участники отрабатывают элементы практики здесь же, в реальном времени. Мини-лекции тренер миксует с упражнениями, а в конце каждого блока и всего тренинга «шерит инсайты», т.е. обобщает и систематизирует только что полученный опыт и сделанные выводы. Если в структуре тренинга этот этап (шеринг) отсутствует – можно диагностировать профнепригодность тренера. Ну и само мероприятие приобретает статус «собрались, поговорили, повеселились». Вы же должны выйти с тренинга, вооруженные готовыми скиллами и ясной инструкцией по их применению. Можно сразу в бой!

Теперь про веганскую говядину. Наверняка многие из вас сталкивались с такой прекрасной спекуляцией, как «книга-тренинг». Мол, читаешь мою книжку, выполняешь описанные там упражнения – и вуаля, становишься успешным, умным и востребованным. И идти никуда не надо, и заплатишь всего каких-то 400–500 руб. вместо нескольких тысяч. Можно даже лежа на диване тренироваться – только упражнения не забудь сделать!

В силу всего вышесказанного такой метод мы, мягко говоря, не можем признать адекватным.

«Пройти тренинг» с помощью книжки у вас получится только в одном случае – если вы способны сгенерить в своей голове 7–8 независимых субличностей, разговаривать, спорить и соглашаться с ними.

Но тогда надо посоветоваться еще с одним специалистом – понятно, с каким.

В диалоге внутренних воображаемых персонажей можно зайти далеко. Будьте аккуратнее

Близкое понятие «семинар» подразумевает совсем другой формат. На семинаре вы получаете знания в конкретной области. Что с ними потом делать – решаете сами. Это похоже на университетскую лекцию по узконаправленной теме. Ну, скажем: «Трудовые споры в связи с сокращением штата организации: правоприменительная практика судов Санкт-Петербурга». Лектор говорит и показывает слайды, вы записываете/снимаете слайды на айфон (что бесполезно, ибо вам потом пришлют всю презентацию в рассылке).

Больших и хороших провайдеров семинаров гораздо меньше, чем провайдеров тренингов: вероятно, из-за того, что пул экспертов в разных областях бизнеса, технологий и права сформировать сложнее.

Типичный семинар может длиться от нескольких часов (короткие программы, описывающие новшества налогового, гражданского, трудового законодательства) до 5–6 дней. В этом формате, чем меньше народу (а набрать вполне могут и 40–50 человек), тем лучше: сможете детально расспросить лектора обо всем, что вас интересует. Разброс цен существенный: от пары тысяч рублей за несколько часов до 60–70 тысяч за 4–5 полноценных дней.

Любопытная ниша рынка – «образовательный туризм». Это когда сухую материю про «правоприменительную практику» вы постигаете не в родном СПб, а, например, в Дубае. Заплатив за это вместо 30–40 тысяч примерно 300–350 + стоимость авиабилетов. Предложат вам такое на работе – соглашайтесь обязательно! Это освежает и способствует хорошему усвоению материала.

Здесь прекрасно думается о новшествах в Налоговом кодексе, методах термобарьерного покрытия турбинных лопаток, оптимизации работы складов.

Теперь самое интересное. Звезды нашей и западной тренинговой индустрии периодически проводят мероприятия, которые упорно именуют тренингами. Некоторые, правда, называют мастер-классами, и они ближе к истине.

Джон Шоул, Брайан Трейси, Радислав Гандапас и, внезапно, Ирина Хакамада – на то они и звезды, чтобы собирать стадионы. И они собирают.

Например, за 25 000 руб. вы получаете место на галерке пятитысячного зала. За 35 000 руб. – место в одном из первых рядов. За 50 000 руб. – сможете пересечься со спикером-небожителем на обеде и, если повезет, задать ему пару вопросов. Как понимаете, это совсем не тренинг, а лекция с максимально широким охватом наиболее платежеспособной части ЦА. Одной из главных целей таких лекций является рост объема продаж продукции тренера – книг, ежедневников, софта. В принципе, поскольку навыки прямо в зале вы не прокачаете – можете не ходить: почитайте сразу книжку. Однако свои резоны в посещении таких тусовок есть, и о них я скажу чуть позже.

Наконец, о печальном. Извините за брюзжание. Падение интеллектуального уровня наших сограждан, доступность ИТ и общая рассеянность сознания (оно же – «клиповое мышление») стали отличной почвой для расцвета тренингового шарлатанства.

Как правило, шарлатаны копируют методы звезд: собрать стадион и солировать со сцены. Конечно, не забыв содрать со слушателей три шкуры.

Вдохновленные профитом и вниманием доверчивой аудитории, «20-летние ораторы с 30-летним опытом» освещают животрепещущие темы: как заработать за три месяца миллион долларов, как с нуля открыть нефтяной бизнес, почему плохо быть наемным работником и хорошо быть хоть каким-то, но предпринимателем. Периодически на сцену поднимаются адепты культа и рассказывают какую-нибудь неимоверную историю.

Смысл примерно такой

– Здравствуйте, я Вася из города Большие Ухрябы. Месяц назад я работал младшим менеджером по логистике в ООО «Вектор», зарабатывал 20 000 руб. и чувствовал себя очень плохо. Но потом я прошел тренинг компании «ХХ», купил их книжку и ежедневник, а также пригласил на тренинг всех своих друзей и родных.

Теперь я успешный стартапер в области инфобизнеса, мой доход более 500 000 руб., работаю три часа в неделю, а все остальное время провожу в яхт-клубах Монако. Спасибо компании «ХХ», ура!

Наиболее одиозную компанию, работающую в таком жанре, вы знаете. Есть и компании, которые клонировали их немудреную схему. В любом случае – не стоит тратить время на тех, кто соответствует хотя бы двум признакам одновременно:

  1. рассказывает, как озолотиться за три недели,
  2. собирает в зале 600–700 чел,
  3. настойчиво рекомендует приводить всех своих знакомых – за это есть скидка,
  4. на самом мероприятии слишком напирают на «истории успеха».

Как бы там ни было — все эти форматы обучения нельзя назвать образованием в полном смысле слова. Сто пятьдесят самых крутых тренингов не заменят МГУ или Гарвард. Образование — это тусовка, социальные связи, качественная перестройка мышления. Краткосрочные программы не дадут университетского лоска. Другое дело — нужен он вам на практике или нет.

Оцениваем свои шансы попасть на обучение за счет компании. Испытываем лайфхаки на живом эйчаре

Итак, вы решили, что некоторые ваши скиллы нуждаются в развитии. Проанализировали рынок, выбрали подходящий тренинг/семинар, определили бюджет. Определив – поняли, что это дорого: не в абсолютных значениях, а конкретно для вас. Остается один разумный выход: переложить расходы на работодателя. Конечно, ситуация в каждой компании строго индивидуальна и универсальных рецептов не существует. Но если компания в принципе имеет бюджет на обучение – попробовать надо.

Прежде всего, давайте определимся: ваше обучение развивает soft или hard skills? В зависимости от этого мы будем использовать разные тактики общения с ЛПР, основным из которых будет держатель бюджета на обучение — HR.
Будьте готовы к сопротивлению HR

На всякий случай еще раз: софт скиллз – все, что повышает вашу эффективность. Переговоры, навыки влияния, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент и т. п. Форма обучения – как правило, тренинг. Хард скиллз – все то, что напрямую связано с вашей профессиональной деятельностью. «Работа PR-службы и ФЗ «О рекламе», «Продвинутый курс SMM для Facebook» и т. п. Форма обучения – как правило, семинар.

  • Если это hard skills. Перечитываете должностную инструкцию, находите там те функции, которые перекликаются с темой обучения. Думаете, какие грандиозные проекты запланированы в вашей компании, и как развиваемый навык поможет их реализации. Вспоминаете, когда учились последний раз: чем больше времени прошло, тем лучше. Получаете «ок» от непосредственного руководителя и идете излагать свои аргументы HR-у.
  • Если это soft skills. Добываете профиль компетенций для своей должности. Находите подходящую компетенцию, смысл которой перекликается с тематикой обучения. Например, тренинг по тайм-менеджменту явно может развивать компетенцию «Системность и организованность». Тренинг по переговорам может развивать компетенцию «Эффективная коммуникация». И так далее. Если системы компетенций в вашей компании нет – вспоминаете реальные значимые ситуации из своей практики, где те самые навыки пригодились бы, а у вас их не было – и вот все пошло не так.

– Помните, Иван Иванович, как после срыва миллиардного договора отдел продаж и отдел маркетинга чуть не подрались? А вот если бы я тогда владел методами психоэмоциональной регуляции в коллективе (вот, кстати, программа тренинга) – мы бы пришли в себя и все исправили.

Получаете «ок» от руководителя и идете к эйчару.

Если ваши аргументы рациональны, объяснимы и разумны, то мало какой HR будет против обучения. Смысл ваших с ним переговоров в том, чтобы HR объяснил прежде всего сам себе, зачем он согласовал вам обучение. И, соответственно, мог при случае объяснить это генеральному.

Вот короткий мануал по общению с теми, кто решает все:

Возражение HR

Ваш ответ

Зачем?

Излагаете заготовленные аргументы (про функции, проекты, развиваемые компетенции).

Дорого!

«Не слишком дешево, но на рынке нет альтернатив» (если это реально так – например, вы собрались в учебный центр Cisco, Huawei, Intel и т. п. учиться по их же оборудованию).

«Дорого, но зато в компании будет человек, прошедший обучение у проверенного эксперта» (если собираетесь на тренинг к более-менее известному тренеру).

Если альтернативы есть: «Этот вариант круче, поскольку в программе обучения есть абсолютно необходимые мне пункты» (далее рассказываете заранее продуманный аргумент – зачем вам реально нужны эти пункты в программе. Напирайте на узкопрофессиональные потребности: эйчар может не знать всех тонкостей и не понимать, насколько важно для вас знание того или иного инструмента).

Потом как-нибудь!

Заранее найдите аргументы – почему это «потом» может затянуться на полгода и больше. Например, причиной может быть график провайдера, сезон отпусков, старт трудозатратных и масштабных проектов. Пусть HR сам поймет, что «потом» – это неуместная отговорка.

Денег нет!

Этого быть не может. Деньги есть, стоит только поискать. Однако это возражение отработать сложнее всего.

Конечно, если нет средств на одной статье – всегда можно поискать экономию по другим статьям. Можно попросить перенести затраты и финансирование с будущих периодов, наконец. Обсуждать это придется с финансовым директором, ибо при неосторожных движениях пострадают показатели EBITDA, OIBDA и другие высокие материи. Если такое в вашей компании не принято категорически – отступайте на следующий рубеж обороны.

Вот именно сейчас денег нет!

Попробуйте прийти под конец квартала или, лучше, года. В эти моменты подразделения-акцепторы усиленно наводят порядок в своих бюджетах. Понятно, что плох и перерасход («не умеете считать деньги»), и экономия («весь бюджет цел, значит, ничего не делали»). И вот тут вы можете оказаться очень кстати: за освоение нежелательной экономии HR вам будет искренне благодарен.

Если сами договоритесь с финансистами об оплате – то пожалуйста, но мне-то зачем такие сложности?

Предложите эйчару букетик из успокоительных документов и политических выгод.

Можете предложить на вашем примере посчитать эффективность обучения в рублях. Скажем, с помощью методики ROI (return on investment, окупаемость инвестиций). Все о ней знают, но никто толком не умеет использовать, и ваш HR тоже (хотя не признается в этом). Предложите любую посильную помощь со своей стороны – подсчеты вести все равно будете не вы. Для любого эйчара оцифрованная эффективность обучения – это звездочка на погоны, так что вряд ли вам откажут.

Чтобы и вам, и работодателю было спокойнее – предложите заключить ученический договор. Вы, мол, обязуетесь после окончания обучения отработать ХХ месяцев в компании, а если нет – вернете часть денег. Этим вы нейтрализуете страх работодателя «мы их научим, а они разбегутся».

Если не помогает совсем ничего – предложите оплатить часть обучения из своего кармана. Не соглашайтесь больше, чем на 50 % – в конце концов, все приобретенные скиллы будут работать в интересах вашего работодателя.

В конце концов, обученный работник лучше генерит прибавочную стоимость для компании

Немного хардкора. Если не помогает совсем ничего. Несмотря на то, что «необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель» (ч. 1 ст. 196 ТК РФ), «условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором» (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Стало быть, вчитываетесь в упомянутые документы (надеюсь, они есть в вашей компании) и выискиваете пункт о периодичности обучения. Если цифра в вашу пользу (например, 1 раз в год, а вы учились 2 года назад) – используете этот аргумент. Если не в вашу — повторяете п.1.

Куда вам точно не надо? Как не вляпаться в личностный рост и вовлекающее лидерство

Здесь речь пойдет скорее о тех программах, которые вы выбираете по своей инициативе. Редкий работодатель будет вкладываться в ваше просветление как таковое: во-первых, результат плохо измерим, во-вторых — кто знает, какие мысли придут вам по итогам тренинга? Кстати, именно поэтому все корпоративные программы, каким-либо образом развивающие уровень осознанности — вплоть до тайм-менеджмента — это всегда палка о двух концах. Сотрудник может прийти к выводу, что работа в данной компании не бьется с его стратегическими целями — и тогда это обучение приведет к прямым убыткам для компании. Впрочем, иногда выбирают за вас.

Владелец компании или HR со своими представлениями об эффективности, лидерстве и т. п. может инициировать закупку тренинга, предполагающего относительно глубокую интервенцию в вашу психику. Если можете не ходить — не ходите.

Если не ходить нереально — максимально абстрагируйтесь от происходящего и помните, что сейчас вы просто оказались под воздействием определенной технологии.

Итак, по каким маркерам мы можем отличить сомнительную, а то и опасную программу?

  • В названии и/или содержании программы присутствуют слова «прорыв», «вовлечение», «лидерская программа», «лидерский курс», «капитанская программа», «трансформационная программа», «растяжка», «социальный проект». Все это почти стопроцентный признак лайфспринга.
  • ФИО тренера или название компании-провайдера фигурирует здесь.
  • «Тренинг» проходит 2–3 дня с раннего утра до позднего вечера в большом зале, который участникам не разрешается покидать ни под каким предлогом. Самих участников может быть и 100, и 200.
  • Особая разновидность мозголомных тренингов — те, по итогам которых вы должны стать «настоящим мужиком» или «настоящей женщиной». Программы изобилуют описаниями испытаний, сложностей и проблем, которые вы будете преодолевать на тренинге. 3–4 дня в жестком БДСМ-режиме — и вуаля, вы «настоящий мужик», вам под силу все. Вы гордо носите футболку с надписью «я прошел тренинг «ХХХ» и презрительно посматриваете на окружающих — пока вас не отпустит.
Еще там есть «растяжки». Это когда ты по заданию тренера в костюме бомжа приезжаешь на работу, бегаешь по улице в одних плавках, клянчишь деньги у супермаркета
К пограничным технологиям я бы отнес системные расстановки и тренинги на их основе. Приверженцы метода считают, что оно работает. Как именно – объяснить никто не может, поскольку однозначная взаимосвязь практики и результата не доказана. Вред не выявлен, побочные эффекты не изучены. Не боитесь – используйте на свой риск и под свою ответственность, только не переусердствуйте.

Все программы-деструкторы, при всем своем многообразии и «уникальности», имеют в основе простейшую фишку под кодовым названием «качели». Т.е. сначала вам доступно и убедительно объясняют, что вы полное ничтожество и вся ваша жизнь прожита зря. Вернее, не объясняют, а бесцеремонно влезают в вашу психику, манипулируя темами рождения, детских травм, смерти и т. п. Мало не покажется!

Потом вам дают шанс «на исправление», и малейшее одобрение со стороны тренера вы будете воспринимать как тот самый прорыв и триумф. Вас ни на секунду не оставят в покое, приставив к вам человека, который будет полностью контролировать вашу жизнь во время и после тренинга – так называемого «бадди» (это если контроль взаимный) или «капитана» (если контроль направлен только на вас).

Добавьте к этому намеренно создаваемую обстановку группового идиотизма – и примерно сможете представить, какой «лидер» из вас получится на выходе.
Записи типичного пациента

Опознать такого «лидера» легко – он лихорадочно приглашает вас на демо-тренинг, рассказывает, какой переворот произошел в его жизни, носится со сверхценными идеями «планетарного переустройства», на которое пытается собирать деньги, и со временем начинает напоминать эфедринового наркомана. Все это было бы забавно, если бы не были так грустны результаты – распад социальных связей, порушенные карьеры, внезапные депрессии и, конечно, денежные потери. Что долго распространяться: раз, два, три :(

Одним словом, будьте бдительны. На рынке полно высокопрофессиональных тренеров, которые действительно могут помочь вам с раскрытием лидерского потенциала, прояснением карьерных и жизненных целей и т.п. серьезными вещами – но формат их работы совершенно точно не будет похож на вышеописанный.

Коучи: существуют ли они вообще, и почему ты им столько платишь

Пожалуй, ни одно понятие из околотренингового лексикона не назовешь таким расплывчатым, как «коучинг» и «коуч». Нет лучшего способа вызвать сомнения в вас, чем объявить себя коучем. Нет лучшего способа навлечь ехидные вопросы на интервью, чем указать в резюме «навыки коучинга». Действительно, если ты коуч – от тебя ждут двух вещей: сейчас ты быстро сотворишь чудо с моей жизнью (или только с карьерой), а потом запросишь за это астрономическую сумму. Тыжкоуч!

Давайте немного разберемся в понятиях. Коучинг – вполне развитая и проработанная консалтинговая технология, существующая в трактовке нескольких школ. Само собой, есть и обучающие/сертифицирующие коучей организации, наиболее известная из которых – ICF (International Coaching Federation).

Все эти надоевшие картинки про лампочку-идею на самом деле достаточно точно отражают состояние клиента после правильной коучинговой сессии.

В самом общем виде работа коуча выглядит так: клиент с конкретным запросом приходит к коучу, тот в ходе нескольких коучинговых сессий помогает найти ресурсы для решения его проблемы и планомерно сопровождает клиента в его движении к цели.

Коуч не дает советов, не работает над проблемой вместо клиента, не приступает к работе, если нет реального запроса. Его главный инструмент – особым образом поставленные клиенту вопросы .

И вот на каком-то этапе работы у клиента случается сатори, он думает: «А правда, чего это я?!». И начинает работать с удесятеренной эффективностью. Коучить можно на самые разные темы: карьерного роста, похудения или набора мышечной массы, зарабатывания первого миллиарда или открытия собственного бизнеса.

Итак: тот, кто работает с запросом клиента, задает вопросы, помогает достичь конкретных целей и обладает сертификатом – коуч. Тот, кто проводит «коучинг торговых представителей» или кого-то еще, используя техники «делай, как я», «не надо думать, за вас уже подумано», «упал-отжался» – не коуч, а в лучшем случае наставник.

Как ни странно, эффективность технологии можно объяснить ее высокой стоимостью. «За что платишь, то и получаешь». Коучинг – затея далеко не из дешевых: час общения может обойтись вам и в 15, и в 20, и в 40 тысяч – в зависимости от крутизны коуча и его специализации. Конечно, есть огромное количество начинающих, которые с радостью попрактикуются на вас за символическую сумму. Но, прежде чем сэкономить, подумайте – решите ли вы таким образом свою проблему, не потратите ли зря время и деньги?

Решили покоучиться – не торопитесь. Пообщайтесь с разными консультантами. Проверьте где-то на уровне спинного мозга: есть ли контакт с коучем?
Совместимость с коучем проверять рептильным мозгом! Неокортекс и лимбический мозг не использовать.

Поинтересуйтесь, с какими ситуациями он работал и каких успехов достигли его клиенты. Кстати, этим вопросом вы проверите еще одно важное качество коуча: умение сохранять конфиденциальность. Если он не указывает персоналии – все ок. Если вам «доверительно» расскажут про успехи конкретного Петрова и провалы конкретного Иванова – не сомневайтесь, и про вас следующему клиенту расскажут тоже.

Гуру как особая категория. Ходить на них или нет, и если ходить, то зачем

Еще раз остановимся на тренингах в исполнении «гуру». Исключаем тех, кто выступает в коучинговом жанре: про них все сказано выше. Итак, гуру собирают стадионы. При этом, как мы уже выяснили, на «звездном» мероприятии вы не получите новых навыков. Вы получите в лучшем случае описание технологий, с помощью которых эти навыки можно выработать. И в этом смысле с тем же успехом вы можете почитать какой-нибудь текст, написанный гуру. Практической пользы будет не меньше. Но в посещении такого рода событий есть другие плюсы:

  • теперь можно вписать красивую строчку в резюме;
  • есть шанс, при покупке билета соответствующего класса, лично задать вопрос звезде и получить относительно полезный ответ;
  • вы сможете без зазрения совести ввернуть в разговор (или интервью) фразу вроде: «Как-то раз поспорили мы с Брайаном Трейси. Я ему и говорю: ...».
Виртуозно применяет эту технику, кстати, как раз один из российских гуру. «На прошлой неделе я в очередной раз встречался с Далай-Ламой. И он мне интересную вещь сказал...». Это ничего, что на встрече было еще 20 000 человек. Она, встреча, была? Была. Далай-Лама такую-то фразу сказал? Сказал. Ну и все.
  • фото с мероприятия и селфи со звездой неплохо прокачивают вашу привлекательность в соцсетях.
Поймали в кулуарах известного спикера — не тормозите!

Как правильно пройти корпоративный тренинг и не облажаться?

Напоминать об этом излишне, но все же. Корпоративный тренинг – дело не добровольное. И даже не добровольно-принудительное. Явка на него обязательна уже в силу чисто юридических причин: компания издает соответствующий приказ, время вашего участия вам оплачивается по среднему заработку (выгоднее всего учиться в конце года и после выплаты бонуса), в вашей личной карточке делается запись о прохождении курса и т. д. Я не говорю о том, что за ваше обучение заплачена энная сумма. Поэтому можете представить, как трепетно будет относиться HR к тому, чтобы вы эти усилия оправдали.

«Уклонистов» может ждать не только разбор полетов у шефа, но и вполне неиллюзорные дисциплинарные санкции. В большинстве случаев вас не смогут заставить возместить стоимость прогулянного тренинга, но ведь те самые дисциплинарные санкции могут стать поводом урезать вам бонус, так ведь?

Второе и самое главное. Вне зависимости от того, кто ведет тренинг в вашей компании, цели этого экшена всегда выходят за рамки собственно обучения как такового. Но особенно это справедливо, если тренер не свой, корпоративный, а внешний. Внешнему тренеру часто доверяют то, что он сделает лучше, чем внутренний – в том числе наблюдение за участниками тренинга и составление кратких резюме о каждом из них. Да, тренер может не просто тренировать. Он еще – попутно, так сказать – оценивает ваш карьерный потенциал, делает выводы о вашем месте в неформальной корпоративной иерархии, о тех рисках, которые вы несете для работодателя и для самого себя. Действительно: для таких наблюдений тренинг – идеальное место. Значит, у вас есть шанс заработать сотню-другую плюсиков в карму! Как этого добиться?

  • общие правила те же, что и при прохождении оценки: иметь благопристойный вид, накануне не злоупотреблять, не опаздывать;
  • как ни банально, замечают самых активных. Не надейтесь отсидеться в уголке на стульчике. Лучше сразу бросайтесь в бой, даже если не понимаете, к чему клонит тренер. Поверьте, ничего ужасного и травматичного не произойдет (если это, конечно, не вышеупомянутый лайфспринг).
Будете отсиживаться – попадете в худшую категорию участников, о которых сказать ничего нельзя – ни плохого, ни хорошего – потому что никакой активности они не проявили.
  • одна из худших вещей, которую вы можете сделать на тренинге – это всем видом и словами показывать свое сожаление: работать надо, а вы тут фигней занимаетесь (коллективно). Не делайте так;
Не страдайте, что тренируетесь вместо работы. Иначе тренер вам расскажет осточертевшую басню про лесорубов, которым некогда было точить пилу, потому что они пилили
  • меньше импульсивности. Именно на тренинге вам нужна повышенная бдительность, концентрация и самоконтроль: не ввязывайтесь в споры и прочий флуд; следите за своей речью. Периодически обращайте внимание на свою позу: не сползаете ли вы со стула и не сидите ли, отгородившись от всего происходящего;
  • если даже вам кажется, что вы знаете материал в сотни раз лучше, чем тренер – воздержитесь от комментариев. Ну выступите вы, продемонстрируете свою экспертизу, а зачем? Наверно, тренера ваш работодатель нанял не зря. Гораздо рациональнее впитывать происходящее и все-таки тренироваться. Получите навык, а уж потом сами решите – стоит ли он применения или нет.

Основной вывод: не переусердствуй, монетизируй, доверяй, но проверяй

Несколько выводов по итогам всего вышесказанного.

  • если есть возможность выбора тренера или тренинговой компании – выбирайте тщательнее. Запись о тренинге сомнительного провайдера ваше резюме не украсит, а совсем наоборот. Уже не говоря о том, что деньги будут выброшены на ветер;
  • выбрали программу и тренера – отключите скептицизм. Кредит доверия тренеру и готовность следовать программе заметно повысят эффективность обучения;
  • если бюджет вашего работодателя на обучение безграничен – не злоупотребляйте! Встречается на рынке такой феномен, как перетренированные сотрудники. Поскольку они битком набиты концепциями и навыками, нужными и ненужными, то могут впасть в очевидный соблазн: применять все, чему научились, при решении любой, самой элементарной задачи. Для работодателя такой сотрудник становится малоуправляемым, «дорогим в использовании» и в итоге нерентабельным. «Ученого учить – только портить», скептически говорят HR и откладывают такого кандидата в папку «Подумать».
Затренированный сотрудник может стать головной болью для работодателя
Монетизируйте итоги своего обучения, но держите в голове принцип: вам должны платить больше не за то, что вы чему-то научились, а за то, что вы теперь делаете то, чего раньше не умели.

Товарищ, помни: ученье – свет, неученье – тьма. Дружи с тренинговой индустрией, но делай это правильно и разумно, и тогда ты сможешь получить от этой дружбы реальные дивиденды.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных