Фэшн-фотография – это жанр съемки, главная цель которого – не только продемонстрировать модную одежду, но и отразить дух и настроение современного стиля жизни. Поэтому сделать селфи в платье от Dior – это не фэшн-фотография. А вот выйти на улицу и сняться в этом платье на фоне мусорки в маске – это фэшн. То есть, у фэшн-фотографии всегда есть центральная идея или посыл: она может быть рекламной, дерзкой или вызывающей. Но проходной – никогда.
В этом материале я расскажу о видах съемки и покажу современные фэшн-тренды. Разберу, как нужно позировать на камеру (и как не стоит) и зачем фотограф делает мудборд и подбирает референсы перед съемкой. На своем примере покажу, как провести фэшн-съемку дома и обработать снимок для профиля в Instagram.
Материал будет полезен маркетологам и SMM-щикам, которые делают контент для брендов, занимаются модельной съемкой (или только собираются). А еще пригодится начинающим фэшн-фотографам и блогерам, которые хотят разнообразить визуальный контент у себя в профиле, имея под рукой только смартфон.
Виды фэшн-съемок для Instagram
Прежде чем переходить к практической стороне вопроса, давайте разберемся в видах фотографии. Если мы говорим про Instagram, то можно выделить несколько «жанров», которые встречаются чаще всего.
Лукбук (lookbook)
Когда SMM-щик или маркетолог слышит слово лукбук, то он скорее всего представляет стройных моделей на сером фоне в одежде бренда. И это верно: классический лукбук снимают для потенциальных покупателей, поэтому фон обычно неброский, а модели позируют так, чтобы зритель мог разглядеть ткань и фасон.
Цель лукбука – демонстрация выгоды от покупки и съемка выигрышных образов коллекции. И далеко не всегда он выглядит классическим, как в примере выше. Посмотрите, как к этому подходит другой российский бренд – OSTIN:
Кампейн (campaign)
Если лукбук строится вокруг демонстрации новой коллекции, то кампейн – это рекламная кампания. Если в создании лукбука может участвовать только фотограф и стилист, то в кампейне принимает участие целый арсенал профессионалов.
Цель – передать главную идею коллекции и рассказать историю. Сделать это нужно ярко, необычно, чтобы отразить философию и манифест бренда. Снимок должен зацепить человека, чтобы он перешел в профиль и ознакомился с коллекцией.
Это как удочка, на которую попадаешь, а уже дальше рассматриваешь снимки каталога или лукбука. А еще кампейн показывает то, как должен выглядеть потребитель бренда.
Возьмем, например, Balenciaga – посмотрите их профиль в Instagram:
Профиль Balenciaga необычный и яркий. Модели представлены в рандомных позах. Целевая аудитория – это дерзкие и молодые люди, которые не хотят быть похожими на всех. Поэтому каждый снимок выбивается не только из стилистики крупных брендов-конкурентов, а даже из самой ленты – фотографии конкурируют между собой.
Другой пример креативного подхода – Gucci. Этот бренд проецирует роскошь и достаток, но не в классическом понимании, когда вокруг все «дорого-богато». Элитность бренда – в деталях и качестве. Вот пример недавней съемки в стилистике 60-х годов: природа, кролики и дорогие сумки.
Эдиториал (editorial)
Откройте любой модный журнал – Vogue, Esquire, ELLE. Снимки на разворотах и есть эдиториал: модели в разных позах и локациях меняют образы и аксессуары, а где-то сбоку перечислена одежда на них.
Эдиториал делают не только для разворотов, его могут использовать в качестве иллюстраций для статей и специальных материалов. Так часто делает Esquire или ELLE когда берет интервью у звезды и снимает ее в брендовой одежде.
Цель эдиториала – создать единый образ на основе продукции брендов и придумать неожиданные и яркие сочетания. Это история уникального видения команды, которая делает съемку для публикации.
В чистом виде эдиториал редко встречается в Instagram – это больше журнальная съемка и проводят ее раз в месяц конкретно для каждого выпуска. Например, в «Vogue Россия» тема майского номера – природа. В профиле про это упоминается только в нескольких постах:
Бьюти
Не путать с селфи. Бьюти-съемка – это портрет (лицо, шея, ключицы, руки, волосы), который демонстрирует косметику или ювелирные украшения.
Из жанров съемки еще существуют снепы – это когда в классическом нижнем белье модели демонстрируют физические параметры (ракурсы: анфас, профиль, вид сзади, три четверти и портреты) и модельные тесты – позирование, простая одежда и простота. Эти снимки делаются для того, чтобы показать модель «в деле».
6 трендов фэшн-фотографии в Instagram
Тренды меняются согласно последним веяниям моды или важным событиям. Коронавирус уже создал отдельное направление в съемке (о нем – ниже), а волна протестов в США обязательно найдет отражение в будущих кампейнах и эдиториалах. Сейчас же давайте разберем несколько трендов, которые набрали наибольшую популярность к середине 2020 года.
Естественность. Это отказ от обработки в пользу натуральности. Акцент идет на индивидуальные особенности: зубы, уши, веснушки, разрез глаз, волосы, складки, прыщики. Вместо стандартных моделей берут модели плюс сайз. Если раньше фэшн-съемки показывали недостижимые идеалы, то теперь этого идеала практически нет.
Фото на смартфон. Это нормально. В тренде не техника, а кадр, поэтому не важно, на что снято: на дорогущую зеркальную камеру за несколько тысяч долларов или iPhone 5s. Решает идея и стиль. Поэтому, снимки с телефона становятся привычной вещью, а в Instagram появляется больше вертикального контента.
Реализм. Раньше фэшн-фотографы снимали «как лухари хотелось бы жить», а теперь снимают просто «вот так живём». В модной фотографии реализм – это рубеж. Непонятно, что будет дальше. Иногда кажется, что проще и естественней уже некуда. Возможно, фотография повторит путь современного искусство начала XX века, когда после реализма пошел тренд на абстракцию и конструктивизм.
Фейстайм-съемка. Тренд, который возник благодаря карантину и самоизоляции из-за пандемии COVID-19. Фешн-съемка всегда была личной – это коммуникация между моделью и фотографом. Ограничение личных контактов открыл новый вариант работы: через веб-камеру. Суть проста: модель и фотограф созваниваются, фотограф руководит позированием и делает скрины. Учитывая, что техническое качество снимков давно не признак модной фотографии, фейстайм-съемку практикуют многие.
Магический реализм. Это способ показать магию и волшебство не как сверхъестественное, а как бытовую реальность. Буквально это выглядит так: магический реализм существуют в реальности так же, как чайник, автомобиль или смартфон.
Эстетика отвратительного. Фэшн-фотография работает как реклама, и ей тоже нужно пробивать «баннерную слепоту». Один из вариантов: сочетать не самые приятные или немного безумные вещи с постановкой и стилем: смазанный мейк-ап, ногти-спруты, кофе в пене, разлитое вино и инопланетная модель без волос.
Как подготовиться к съемке: зачем нужен мудборд и что такое референсы
Мы познакомились с основными жанрами и трендами. Пора перейти к практике. В основе любой съемки лежит идея. Она должна перекликаться с позиционированием и нишей аккаунта Instagram. Например, я занималась съемкой рекламы для бренда энергетических напитков. Целевая аудитория – молодежь, поэтому мы делали снимки в стиле вечеринок. Модели были, соответственно, тоже тинейджеры – целевая аудитория должна была ассоциировать себя с героями.
Фешн-съемка – это не взять камеру и снять модель. Фотосессии предшествует подготовка, без которой есть шанс получить кадры без всякой идеи. Основа качественного снимка – держать в голове финальный результат, который должен получиться. Для этого фотограф ищет референсы и делает мудборд.
Мудборд и референсы
Мудборд – это сборник идей, только не в виде текста (хотя можно и так), а визуальный набор элементов будущей съемки. Эти элементы называются референсы. Обычно мудборд собирают из фотографий, эскизов и кратких описаний к ним. Задача мудборда – выразить первоначальную идею, которую фотограф собирается воплотить. Также мудборд передает настроение и эстетику, показывает место, одежду, цвета, реквизиты и даже использует кадры из фильмов. Вообще, в него добавляют все что будет помогает выразить идею.
Поиск референсов – это конкретная работа над будущей съемкой. Вы анализируете, что вам нравится, а что нет. Если мудборд отражает идею или настроение, то референсы показывают конкретные примеры, как вы хотите снять или в какую закорючку собираетесь поставить модель (или себя:-).
Чек-лист для муборда:
- Сформулируйте идею съемки. Какую проблему вы хотите отразить или, может, вы просто собираетесь сделать стильный фотосет из вещей гардероба? Если идеи не идут, то можно воспользоваться ассоциативным брейнштормом.
- Определите цветовую палитру. Вам нужно найти 2-3 базовых цвета, которые отражают концепцию съемки. Для этого воспользуйтесь цветовым кругом Иттена или сервисом по распознаванию цветов от Adobe.
- Выберете локацию. Это может быть комната, улица или студия. Выбор должен совпадать с идеей и цветовой палитрой.
- Подберите одежду, прическу, макияж. Сюда же можно добавить необходимый реквизит и аксессуары. Думайте практично: если вам нужно сделать съемку о писателе, то проще использовать книги, чем искать пишущую машинку.
- Определить позы – найдите примеры на Pinterest с других фотосессий или добавьте кадры из фильмов, где герои стоят так, как вы хотите видеть моделей. Подробнее о правилах позирования я расскажу ниже.
- Оформите материал в любом удобном графическом редакторе. Это может быть PhotoShop, Lightroom, PhotoScape или онлайн-инструменты для обработки изображений.
Вот пример мудборда, который я подобрала для практической съемки в качестве примера к этой статье:
Идея съемки: сделать стильные фотографии, не выходя из дома. Цветовая палитра: черный, белый и коричневый. Локация: квартира. Одежда: дизайнерские вещи из домашнего гардероба в стиле кэжуал. Реквизиты: стол, стул, зеркала, растения и страницы журнала на стенах. Позы подобраны с помощью Pinterest, оформлена доска там же.
Готовый мудборд – этот как контент-план, который у вас всегда под рукой. Если сделать 10-15 мудбордов, то вы можете четко распланировать тематику и стилистику публикаций в Instagram на несколько месяцев вперед.
Как провести фэшн-съемку для Instagram
Мудборд и поиск референсов – это база. Для предметной съемки не забывайте пользоваться правилами флетлей, а для улучшения качества предметов сделайте свой фото-бокс. Если же вы хотите снять себя, причем в домашних условиях, то я подготовила небольшой практический гайд. Но сначала – три важные вещи, про которые нужно помнить во время фотосессии:
Свет. Если вы снимаете на телефон, то помните: практически любая модель смартфона способна выдать хороший по качеству снимок только в условиях хорошего освещения. Поэтому фотосессию лучше проводить у окна и днем. Если же вы хотите снять вечером, то нужно будет продумать дополнительное освещение. С этим прекрасно справляются лампы, фонари, RGB-ленты.
Настройки камеры. Банальный совет, но все же: если вы снимаете не в автоматическом режиме, старайтесь не пересветить фото – темную фотографию всегда можно отредактировать, а вот с засвеченной будет работать не так просто.
И не забудьте протереть объектив :-)
Держите итоговый кадр в голове. Проще говоря, ориентируйтесь на референс, который вы до этого подобрали. Вы можете от него отходить, но если возникли сложности с выбором позы, то повторите пример с референса. Не нравится? Попробуйте несколько вариантов сами.
Реквизит для съемки
Согласно мудборду я подобрала вещи из личного гардероба, а стену обклеила страницами из журналов. В качестве фона – белая простынь, прибитая к стене.
Съемку проводила в начале июня, но сильно подвел свет: за окном неделю было пасмурно. Но рассеянное и мягкое освещение – не помеха, а подобранные вещи прекрасно передадут настроение за окном.
Для удобства съемки потребуется штатив – мне удалось купить его в FixPrice за 200 рублей. Настройки камеры поставьте на автоспуск – 10 секунд хватит, чтобы вернуться в положение и сделать снимок. Бегать придется много :-)
Итак, собран лук, найден штатив, есть телефон. В качестве реквизита я дополнительно использовала зеркала и комнатные растения.
Вот что получилось за 15 минут съемки (снято на iPhone 5s):
Позы брала из своего мудборда в качестве ориентира, но иногда отходила от них. Расскажу подробнее, как сниматься, чтобы получалось хорошо.
7 советов по позированию
Главное: тело не должно быть зажато. Можете включить музыку на фон – так будет проще. Перед съемкой подойдите к зеркалу и попробуйте повторить позы, которые вы добавили в мудборд. Ну, и не забывайте про базовые правила:
- Поднятое колено не должно смотреть прямо в объектив, как и согнутая рука.
- Не создавайте лишние складки на шее – слегка вытягивайте подбородок.
- Не поджимайте ноги под себя, под стул или под диван. Немного развернитесь и вытяните их в сторону.
- Мама была права, когда заставляла держать спину прямо. Но недостаточно просто встать по стойке смирно. Нужно немного повернуться к объективу, руку положить на талию и только тогда вытянуться. Так кадр будет эффектнее.
- Не стоит опираться всем весом на одну часть тела. Особенно на руку, когда она неестественно сгибается – кажется, что она вот-вот сломается, а модель в кадре умрет от перенапряжения.
- При портрете не поджимаем губы и челюсть, лицо должно быть расслабленное. Если не удается расслабиться – помассируете рукой щеки.
- Не поджимайте плечи – так визуально пропадает шея. Отведите плечи чуть-чуть назад и, опять же, слегка повернитесь к камере на три четверти.
Конечно, поз существует огромное количество, и рассказывать про все смысла нет – она часто выбирается исходя из целей и задач съемки. Но можно выделить основное правило: поза подчеркивает красоту человеческого тела. В целом красоту, а не создает идеал. Поэтому, любой снимок можно оценить, задав себе вопрос: «получилось эстетично или нет?» Если да, то переходим к следующему этапу – обработке.
Как обработать снимок с телефона: убираем лишнее и настраиваем цвет
Я пользуюсь двумя программами для телефона: с помощью Photoshop Fix убираю лишние детали, а через AirBrush корректируют свет, использую ретушь и настраиваю цвет.
Используемые приложения:
А теперь подробно расскажу на примере этого снимка, что я делала. В первую очередь нужно было убрать в зеркале отражение объектов с подоконника. Для этого в Photoshop Fix есть набор инструментов «Восстановление»: нам понадобятся кисти точечного восстановления и заплатки. Первая создает замещение элементов по точкам, автоматически используя цвет из ближайшей области, а вторая – позволяет вручную настроить цвет. Как это работает – пример в гифке ниже:
Далее загружаю снимок в приложение AirBrush и выбираю фильтр. Вы можете взять любой, который вам понравится. Я выбрала Modern.
Далее переходим к настройке цвета, резкости и регулируем контраст. Теперь фон стал темнее, а на передний план выходит модель.
Финальный эффект – призма, которая находится в разделе «Инструменты». С помощью нее я смазываю окружение, чтобы создать эффект легкой воронки вокруг модели. Готово!
По такой же схеме я обработала и остальные снимки: далее вы уже можете смотреть по функциям кистей и разбираться с обработкой самостоятельно. Вот полезные статьи, которые пригодятся:
- Как обработать фото онлайн: 80+ инструментов для работы с изображениями
- Как работать в «Фотошоп»: полное руководство для начинающих
- Экшены: как автоматизировать свою работу в «Фотошопе»
- Фотошоп для SMM-щика: самые нужные кнопки
- Ой, синий апельсин! Цветовые профили в «Фотошопе»: как починить, если все вдруг поломалось?
- Как обработать фото и видео для Instagram: 23 необычных приложения
А вот финальный результат обработки всей фотосессии:
Источники вдохновения и практические видеоролики: за кем следить и на кого подписаться
Instagram-аккаунты для вдохновения
- colorpalette.cinema – цветовая палитра кадров из фильмов.
- sickymag – fashion-журнал с публикациями от разных авторов.
- vintage_vogue – винтажные снимки из прошлых выпусков Vogue.
- plastik – арт-журнал, магический реализм и ирония.
- cbrmdrn – галерея отвратительного, но талантливого. Не для всех, но точно заставит всколыхнуть спящие участки мозга для вдохновения.
- cakemagazine – стильный и откровенный fashion-журнал с публикациями от разных авторов.
- sintezia – наглядный пример того, как надо подавать свой фэшн-бренд производителю обуви.
- shootaesthetics – эстетика в чистом виде от фотографов со всего света.
- numeromagazine – аккаунт модного журнала Numéro.
- nowherediary – кино-эстетика в фотографии.
YouTube-каналы для обучения
- Александр Медведев. Александр рассказывает о современной фотографии и визуальной культуре. Научит смотреть, видеть и создавать хорошие снимки.
- Юрий Илюхин. Канал коммерческого фотографа, который в последние годы занимается фуд-съемкой, а ранее обучал ретуши в Photoshop. На канале огромное количество полезных видео.
- amlab.me. Канал образовательного онлайн-проекта для фотографов. Регулярно выходит полезный контент о съемках для телефона и стилистике в Instagram.
- Академия re:Store. Несмотря на то, что канал посвящен технике Apple, здесь можно найти много полезного о колористике, видеомонтаже и профессиональной мобильной фотографии.
- World Fashion Channel: Здесь можно узнать все о последних трендах моды и глянуть свежие показы коллекций от ведущих брендов.
- Liveclasses. Если ищете конкретные мастер-классы по обработке фото – то обратите внимание на плейлисты, где рассказывается про все проявления визуального искусства.