Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Как сделать СМС-рассылку: подробный гайд

20 Сентября 2018 Ольга Кочкина
Время чтения: 18 минут Нет времени читать? Нет времени? 3 комментария
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Хотя на дворе эра digital, старый дедовский инструмент СМС-рассылок переживает второе рождение. Они становятся более полезными, грамотными и релевантными. Когда такие сообщения приходят нечасто и содержат интересные пользователю предложения, они почти не раздражают. Поговорим о том, как использовать этот инструмент на благо бизнеса.

Как работают СМС-рассылки

У СМС-рассылок есть кое-что общее с email-маркетингом — отправитель доставляет получателю информацию прямиком в его личное пространство. В этом основное отличие этих каналов коммуникации от блогов и контекстной рекламы. Разница между СМС и email в том, что смартфон еще более личный, чем электронный ящик.

«СМС-рассылки более персонифицированы, чем email. У нас может быть несколько почтовых ящиков — личный, рабочий, специальный для рекламных рассылок и подтверждения по заказам в интернет-магазинах. Мобильный номер чаще всего один. Его мы используем для повседневных оперативных коммуникаций по личным и рабочим вопросам. Кроме того, на мобильный информация поступает более оперативно. Поэтому СМС-рассылки позволяют нам быстро доставлять клиентам персонифицированные сообщения.

С другой стороны, я бы не разделял эти каналы коммуникаций, потому что они друг друга поддерживают — информация по email и в СМС дублируется, и шансов достучаться до клиента больше.»

Сергей Таболин

директор направления корпоративного маркетинга «Ростелеком»

Даже если номер не один, мы все равно держим оба телефона под рукой либо используем смартфон на 2 SIM-карты — о новом сообщении узнаем моментально.

Современные смартфоны уведомляют и о новых письмах в электронном ящике. Однако эту функцию используют не все.

Email-маркетинг рано хоронить. Не верите – у нас есть кейс. Подробнее

Выделим особенности СМС-рассылок:

  • Персонифицированность. Рассылая сообщения по своей клиентской базе, мы точно знаем портрет адресатов.
  • Мгновенная доставка. Исключение — получатель находится вне зоны доступа, но он получит сообщение, когда появится в сети.
  • Высокий Open Rate. Согласно разным исследованиям, 70-90 % получателей открывают все входящие СМС-сообщения. Вот свежий эксперимент 2018 года.
  • Широкий охват. Таргетированные СМС-рассылки охватывают большой круг потенциальных клиентов, который ограничивается возможностями сервиса рассылок и ваших финансов.
  • Обратная связь. С помощью чат-ботов отправитель оперативно получает обратную связь от получателей.
  • Экономия. СМС-рассылки обходятся дешевле, чем звонки и email. С контекстной и таргетированной рекламой нужно сравнивать и смотреть на стоимость продажи. Но стоит учитывать, что для дорогих ниш, для которых клик в «Директе» обходится в несколько тысяч, одно СМС будет стоить все те же 1,5–3 руб.
  • Простая реализация. Для запуска СМС-рассылки не нужно осваивать сложный софт.
  • Нет рекламного шума. В отличие от большинства рекламных каналов, тут мы практически не конкурируем за внимание клиента с другими брендами — СМС-рассылок пока приходит не так много, как email.

Правда, чтобы инструмент работал эффективно, его встраивают в общую систему коммуникаций с клиентами и маркетинговую стратегию компании, а значит потребуется знание маркетинга.

Типы рассылок

В зависимости от полезного действия и целей, которые преследует отправитель, СМС-рассылки делятся на:

  • транзакционные;
  • информационные;
  • сервисные;
  • рекламные.

Информационные. К этому типу относят сообщения, которые ничего не рекламируют и не продают — просто доносят информацию. Мобильные операторы присылают сообщения о тарифах и остатках пакетов, магазины и сфера услуг — об изменившемся графике работы.

Пожалуй, самые полезные СМС-рассылки в моем телефоне — от МЧС и онлайн-бухгалтерии

Рекламные. В эту категорию попадают все сообщения об акциях, новинках, скидках, спецпредложениях, приглашения на открытие нового магазина и т. д.

У «Теле2» понравился заход про понедельник, а вот GloriaJeans стоит лучше сегментировать базу — школьная форма мне еще года 3 будет неинтересна :)

Сервисные. Такие рассылки обычно рассылаются автоматически и информируют клиента о каком-либо событии — не хватает средств на счету, товар прибыл в пункт выдачи и т. д. Так стоматологии напоминают о записи на прием, образовательные компании сообщают о переносе занятий, а автосервисы — о том, что автомобиль можно забирать.

Провайдер сообщает, что пора пополнить баланс, а «Нескучные финансы» напоминают, что я хотела посмотреть мастер-класс

Транзакционные. Частный случай сервисных рассылок, который используют банки и финансовые организации — присылают коды для подтверждения операций, информацию о движении средств и других событиях.

Транзакционные рассылки банков практически не отличаются друг от друга

Иногда выделяют другие виды рассылок — напоминание, тематическая, приветственная, но все они так или иначе относятся к одному из 4 основных типов.

Какие задачи решают СМС-рассылки

Любой маркетинговый канал можно использовать по-разному, в зависимости от того, каких целей мы хотим добиться. СМС-рассылки — не исключение. С помощью них компании решают десятки бизнес- и маркетинговых задач.

Повышают процент завершенных сделок. Инфобизнес присылает в сообщении ссылку для оплаты продуктов, онлайн-сервисы напоминают, что триал закончился и пора бы выбрать тариф, а интернет-магазины борются с брошенными корзинами.

Правда, последнее возможно только если в компании систематизирована работа с клиентской базой — сквозная аналитика, CRM и специальные сервисы позволяют отследить, что корзину бросил действующий клиент, и его номер есть в базе.

Сервис Carrot Quest предлагает бороться с брошенными корзинами по СМС

Стимулируют продажи среди текущих клиентов. Существуют десятки способов продавать одним и тем же покупателям снова и снова с помощью СМС. Магазины присылают сообщения о новых поступлениях, акциях и распродажах, бары и рестораны — об изменениях в меню, спецпредложениях и мероприятиях.

Повышают лояльность клиентов. Акции и продажи — это хорошо, однако частить с ними не стоит — начнете раздражать. Но есть способы и о себе напомнить, и клиенту приятно сделать.

Чтобы повысить лояльность, компании отправляют в СМС поздравления с днем рождения, новым годом и гендерными праздниками, а также информационные рассылки, которые ничего не продают. Сообщения о статусе заказа, прибытии в пункт выдачи, напоминалки о записи к врачу или парикмахеру — все это повышает лояльность клиентов, потому что они чувствуют заботу.

Напоминалки от «Эльбы» об уплате налогов и взносов здорово повысили мою лояльность — бесплатный год, который онлайн-бухгалтерия дает новым ИП, закончился, и я не собираюсь от нее отказываться.

Приводят трафик на сайт. Да, эту задачу тоже можно решать с помощью СМС-рассылок. Так Facebook регулярно пишет мне СМС, что у кого-то из друзей день рождения, кто-то оставил мне комментарий или постучал в личку. Я перехожу по ссылке, чтобы проверить.

Интересно же, что там

Защищаются от ботов и спамных регистраций. Такое применение СМС-рассылки нашли в сфере облачных сервисов и приложений. При регистрации пользователя просят указать номер телефона, а затем ввести код из сообщения.

«Яндекс.Телефония» думает, что я — искусственный интеллект

Привлекают новых клиентов. С помощью таргетинга компании рассылают сообщения тем, кого пока нет в их клиентской базе. Как и в соцсетях, тут настраиваются параметры рассылки — регион получателей, их пол, возраст и средний ежемесячный чек за услуги связи.

Салон красоты делает рассылку по жительницам близлежащих районов, которые тратят 500–1000 руб. на связь. Так он привлекает клиенток с уровнем дохода, который соответствует целевой аудитории.

Собирают обратную связь. Чат-боты позволяют делать рассылки с возможностью ответа — получатель выбирает подходящий вариант и отправляет соответствующую цифру. Так компании собирают мнения о продуктах, предложениях, качестве обслуживания. Еще по СМС можно получать полноценные отзывы о товарах или услугах.

Отклик будет больше, если сделать сообщения бесплатными для клиентов и сообщить об этом в рассылке.

Формируют базу для ретаргетинга и ремаркетинга. На первый взгляд, для этих целей проще использовать контекстную или таргетированную рекламу, но СМС-рассылки порой обходятся дешевле — нужно тестировать и сравнивать стоимость одного привлеченного посетителя.

Чтобы сформировать базу для ретаргетинга с помощью СМС, нужно запустить таргетированную кампанию со ссылкой на сайт.

СМС-рассылки — не универсальный инструмент, которым должен пользоваться каждый бизнес, независимо от ниши, региона и оборотов. Чтобы решить, нужны они вам или нет, подумайте, какие задачи с их помощью можно решать в вашей компании и нельзя ли делать это более эффективно другим способом. А мы пока поговорим о том, с помощью каких инструментов запускать рассылки.

В чем делать СМС-рассылки: выбираем инструмент

Есть два принципиально разных варианта — инструменты операторов связи и агрегаторы. Давайте сравним и посмотрим, в чем разница.

Предложения операторов связи

Сервисы СМС-рассылок есть у всех крупных операторов связи и телекоммуникационных кампаний: «Теле2», «Ростелеком», «Мегафон», «МТС», «Билайн».

Предложения операторов немного отличаются друг от друга, но большинство из них позволяет:

  • Работать с базой, которая хранится на вашем компьютере или серверах оператора — добавлять и удалять номера, сегментировать, формировать черные списки.
  • Рассылать сообщения от имени компании — оно высвечивается на экране получателей вместо номера отправителя.
  • Планировать рассылки заранее, указывая дату и время отправки.
  • Создавать персонифицированные шаблоны — в сообщения автоматически подставляются имя, дата рождения и другие данные получателей.
  • Получать обратную связи в виде ответов на опросы или полноценных сообщений.
  • Таргетировать рассылки на отдельные категории абонентов оператора.
  • Получать ответы на рассылку по email.
  • Управлять рассылками в интуитивно-понятном веб-интерфейсе.
  • Отслеживать результаты — сколько сообщений доставлено и прочитано.
  • Интегрировать сервис рассылок с CRM и другими системами компании.

Таргетированные рассылки доступны только в пределах одного оператора. Если вы пользуетесь сервисом «Теле2», не сможете рассылать сообщения абонентам «Билайн» или «Мегафон».

Операторы не раскрывают данные об абонентах ни клиентам, ни друг другу. Они не продают базы и не выдают номера людей, подходящих под условия таргетинга. Это работает по-другому — клиент настраивает условия таргетинга в интерфейсе оператора, выбирает количество сообщений, другие условия и запускает рассылку. Система автоматически подбирает релевантные номера в базе оператора и отправляет послания.

Услуга СМС-рассылок обычно предоставляется пакетами от 500 до 100 тыс. сообщений. Цена одного СМС по России — около 1,5 руб. Таргетированные рассылки обойдутся дороже — 2–3 руб. за сообщение. Большинство операторов берут около 1 000 руб. за уникальное имя отправителя, чтобы ваши клиенты видели название компании вместо номера.

Тарифы на СМС-рассылку по своей клиентской базе

Некоторый операторы берут отдельную плату за подключение услуги и делают разные цены для сервисных и рекламных рассылок, для сообщений на «свои» и «чужие» номера.

Мы обучаем контент-маркетингу онлайн и выдаем диплом по окончанию курса. Продолжительность – 2 месяца. Подробнее

Другие сервисы СМС-рассылок

Помимо операторов связи в сети полно предложений от различных веб-сервисов — агрегаторов. У них нет своего мобильного трафика, они закупают его у тех же операторов.

У таких инструментов есть свои особенности:

  • Компании хранят и обрабатывают клиентскую базу на серверах агрегатора.
  • Некоторые сервисы предоставляют возможность собирать номера для базы прямо с сайта с помощью виджетов.
  • Отправитель работает с базой и настраивает рассылки в интуитивно понятном веб-интерфейсе.
  • Некоторые агрегаторы разрабатывают мобильные приложения для запуска СМС-рассылок с телефона.
  • Дату и время отправки сообщений можно настроить заранее.
  • Рассылки персонализируются за счет подстановки имени, возраста и других данных клиента.
  • Крупные агрегаторы разрабатывают интеграции с CRM и другими системами.

Обычно цены у агрегаторов выше, чем у операторов связи — 2–3 руб. для рекламных рассылок. Слишком низкие цены — повод задуматься о надежности и безопасности сервиса.

У таких сервисов часто встречаются сложные и запутанные системы тарификации, потому что агрегаторы закупают трафик у разных операторов и с каждым — свои условия сотрудничества.

Стоимость сообщения зависит от оператора получателя, типа рассылки и суммы, на которую вы пополните баланс

«Выбирая между сервисами операторов и агрегаторами, стоит думать в первую очередь о двух вещах:

  1. Безопасность данных. Вы загружаете свою базу контактов на какой-то сайт, где-то в интернете. Где это все хранится — непонятно.
  2. Система расчетов. У агрегаторов это чаще всего предоплата. Тарификация непрозрачная и запутанная.»

Сергей Таболин

директор направления корпоративного маркетинга «Ростелеком»

Если соберетесь запускать рассылки через агрегаторов, тщательно выбирайте сервис. Обращайте внимание на политику конфиденциальности и безопасность данных:

  • проверьте лицензии и регистрацию в Роскомнадзоре;
  • узнайте, где находятся сервера и как они охраняются;
  • уточните, есть ли резервное копирование данных;
  • убедитесь, что компания заботится о защите от хакеров и DDos-атак.

Надежные компании публикуют эту информацию на сайте, выкладывают сканы лицензий, дают ссылки на информацию о себе на сайте Роскомнадзора. Если всего этого нет, проверять агрегатора стоит еще внимательнее.

Инструкция: как запустить рассылку

Я не буду говорить здесь о технической стороне вопроса. Интерфейсы сервисов разные, но большинство из них интуитивно понятны, поэтому загрузить и сегментировать базу, настроить и запустить рассылку не составит труда.

Рассмотрим процесс подготовки и запуска рассылки с точки зрения маркетинга и эффективности СМС-кампаний.

Определяем цель

Запускать СМС-рассылки без конкретной цели — плохая идея. Так мы рискуем не получить никакого профита и слить деньги впустую.

«СМС-маркетинг нужно встраивать в общую систему коммуникаций с клиентами. Для этого нужно:

  1. Определить цель — понять, зачем вообще компании СМС-рассылки.
  2. Решить, какого эффекта хотим добиться — нужен ли возврат инвестиций или будет достаточно повышения узнаваемости бренда.»

Сергей Таболин

директор направления корпоративного маркетинга «Ростелеком»

Поэтому первым делом нужно понять, какую цель вы хотите достичь с помощью рассылки. Это может быть:

  • привлечь внимание клиентов к новому продукту;
  • стимулировать повторные продажи;
  • увеличить число участников акции;
  • повысить лояльность клиентов или узнаваемость бренда.

Исходя из цели подбирается база, пишется текст, формулируются KPI, при достижении которых рассылка будет считаться успешной.

Салон красоты запускает рассылку со скидкой на новую услугу. Ключевым показателем будет число получателей рассылки, которые воспользовались предложением.

Цель этой рассылки — привлечь пользователей в приложение

Формируем базу для рассылки

Базой для конкретной СМС-кампании может быть:

  • весь список клиентов, которые оставили номера и дали согласие на рассылку;
  • отдельный сегмент — те, кто совершил какое-либо действие на сайте, родился в январе или купил аквариум для золотой рыбки в прошлом месяце;
  • все абоненты оператора, которые соответствуют вашим условиям таргетинга.

Выбор зависит от целей. Если цель — увеличить число постоянных покупателей, вы можете сделать рассылку с акцией для тех, кто недавно что-то купил впервые.

Есть еще покупные базы, но прежде, чем решаться на такую авантюру стоит тысячу раз подумать.

«Краеугольный камень в том, на мой взгляд, что если ты не работаешь со своей базой, а покупаешь, нет гарантий, что ты не заплатишь за пустоту. Я считаю, что построение и изучение своей базы эффективнее, чем кажется на первый взгляд.

Когда ты знаешь свою базу и работаешь с ней, ты допускаешь меньше ошибок и получаете больший отклик. В конечном счете это выгоднее, чем пойти и купить какую-то базу. Кроме того, есть еще вопрос законности работы с этой базой.»

Сергей Таболин

директор направления корпоративного маркетинга «Ростелеком»

Пишем текст

Когда мы сформулировали цель и выбрали базу для рассылки, самое время писать текст. Об общих принципах и отдельных приемах написания рекламных и информационных текстов в нашем блоге написано немало. Лучшие материалы мы собрали в подборку «95+ статей для обучения копирайтингу». Дублировать здесь принципы про краткость, понятность и ориентацию на целевую аудиторию я не буду. Поэтому просто выделим особенности текстов для СМС-рассылок.

Сочиняя текст, который получатель будет читать в СМС, учитывайте, что:

  • Вы ограничены по количеству символов. Да, в отличие от контекстной рекламы, здесь вы можете объединить несколько сообщений в одно и написать длинное послание. Но такой подход увеличит ваши расходы в столько раз, сколько СМСок займет текст.
  • Формат СМС предполагает короткие сообщения — уловить суть за несколько секунд. Получатель чаще всего не настроен читать длинные портянки от брендов по СМС. Исключение — длинные очереди или долгие поездки в транспорте без доступа к интернету.
  • У вас есть только текст. СМС-рассылку не получится разбавить иллюстрациями, видео и даже простейшими элементами верстки — заголовками и списками. Это еще один повод уделить больше внимания формулировкам.
  • Грамматические, пунктуационные и другие ошибки в СМС от брендов также неприемлемы, как и на корпоративном сайте. Следите за грамотностью и не скупитесь на символы: неправильные сокращения и отсутствие пробелов после знаков препинания — тоже ошибки.
  • Капс по-прежнему нужно использовать осторожно. Лучше вообще его избегать или хотя бы не набирать заглавными буквами все сообщение.
Сравните — какое сообщение читать проще и приятнее<

Если мне нужны джинсы или курьер, я и так воспользуюсь предложением. На меня не надо кричать.

Отслеживаем результаты

Стандартный функционал большинства сервисов позволяет отследить, сколько сообщений дошло до адресатов и какой процент открыли получатели. Для того, чтобы сделать выводы на основе реальных бизнес-показателей, этого явно недостаточно.

Чтобы решить эту задачу, нужно использовать другие инструменты. Давайте посмотрим, какие есть варианты.

  • Промокоды. Каждое сообщение содержит уникальный промокод. По количеству использованных мы можем посчитать, сколько клиентов привела рассылка, сколько они принесли бизнесу и окупилась ли кампания.
  • Коллтрекинг. Принцип работы тот же, что и в других рекламных каналах — выделяем отдельный виртуальный номер для конкретной рассылки и видим в сервисе, сколько человек по нему позвонила. Чтобы отследить статистику до продажи, смотрим, кто из позвонивших дошел до покупки.
  • Ссылки с UTM. Этот вариант подходит, если из сообщения мы ведем клиента на сайт и уже там подводим к покупке. Конверсия в посетителя отслеживается стандартными средствами аналитики.
  • Интеграция с CRM. Если у сервиса есть API, вы сможете наладить обмен данными со своей CRM-системой. Такой вариант позволяет настроить детальную аналитику — в системе вы будете точно видеть, кто из клиентов воспользовался предложением из рассылки, и какой профит она в итоге принесла.

Что учесть, чтобы не раздражать получателей?

Напоследок напомню несколько правил, которые нужно учитывать, чтобы не получить от СМС-рассылок обратный эффект.

  • Не частите. Для СМС от брендов даже раз в день — это слишком часто и надоедает.
  • Учитывайте часовой пояс получателя. Рекламные сообщения, которые будят человека в 3 часа ночи, невероятно бесят.
  • Будьте релевантны. Старайтесь рассылать людям только интересные предложения. Для этого стоит тщательнее сегментировать и изучать свою базу, а также внимательнее выбирать условия для таргетинга.
  • Оставляйте право выбора. Также как и в email-маркетинге, от СМС-рассылок должна быть возможность отписаться.

Вот, пожалуй, и все. А что вы думаете об СМС-рассылках? Используете их в своем бизнесе? Давайте обсудим в комментариях.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных