Сегодня поговорим о том, что такое MVP, и почему он нужен при запуске сайта. Разберемся в видах MVP и распространенными ошибками при его запуске. В конце статьи ищите гайд по запуску минимальной жизнеспособной версии продукта.
Что такое MPV
MVP (minimal viable product) – минимально жизнеспособный продукт. Используется, чтобы запустить бета-версию продукта, получить первых клиентов и обратную связь от них. MVP помогает понять, интересен ли аудитории ваш продукт.
Чтобы вам было проще «въехать», давайте посмотрим на схему.
Пример – сервис для аренды квартир Airbnb. Его основатели Брайан Чески и Джо Геббиа решили сдать квартиру в Сан-Франциско. Для этого они создали сайт с предложением об аренде и нашли клиентов. В итоге сырой сайт AirBed and Breakfast превратился в Airbnb, которым пользуются больше 3 млн человек. Так выглядела одна из первых версий Airbnb:
Так сайт выглядит сейчас:
Проверка жизнеспособности продукта – своеобразный цикл:
Используйте MVP, чтобы получить обратную связь от клиентов. Это поможет найти слабые места продукта и улучшить их или отказаться от создания чего-то нового.
Виды MVP
Разделим MVP на два вида: с созданной бета-версией и без нее.
Сначала поговорим о тех случаях, когда бета-версия есть.
MVP Флинстоуна. В этом случае создается иллюзия, что продукт автоматизирован, и весь функционал работает. На самом деле, обслуживание осуществляется вручную, как в мультике про Флинстоунов.
Пример – компания Zappos, самый популярный интернет-магазин обуви в США. Его создатель Ник Свинмурн не был уверен, что интернет-магазин обуви «выстрелит».
Чтобы проверить идею, он создал сайт с продажей обуви, но товар не закупал. Когда люди оформляли заказ, Ник шел в обувной магазин и покупал обувь, а потом пересылал почтой клиенту. Интернет-магазин стал популярным, Ник автоматизировал процессы. Его идея оказалась прибыльной.
MVP Консьержа. Отличие от предыдущего в том, что у продукта нет автоматизации. Клиент знает, что общается с реальными людьми. Вот как это работает.
Пример – сервис онлайн-бронирования StyleSeat. Портал объединяет парикмахеров, мастеров маникюра, бровистов и др. специалистов с клиентами. Сайт работал через форму обратной связи. Поначалу Мелоди и Дэн, создатели сайта, вручную обзванивали клиентов, помогали им с записью и слушали отзывы о продукте. Через полгода StyleSeat вышел из бета-тестирования и стал автоматизированным ресурсом. Сейчас рыночная стоимость компании – 78 млрд долл.
С одной функцией. Суть такого MVP в том, что компания выпускает продукт с одной работающей функцией.
Пример – сервис для прослушивания музыки Spotify. В 2006 году Spotify вышел на этап бета-тестирования. Сервис позволял слушать музыку через интернет, а не компакт-диски. Разработчики общались с пользователями и улучшали функционал приложения: добавляли новых артистов, улучшали ИИ. Сейчас Spotify оценивается в 8,4 млрд долл.
Теперь поговорим о случаях, когда бета-версии продукта нет.
Презентация с помощью видео. Вы создаете видео, в котором рассказываете, как ваш ресурс поможет клиенту решить проблемe. Для этого не нужно тратить время и деньги на запуск MVP.
Пример – облачное хранилище DropBox. В 2008 году основатели хранилища записали видео, в котором рассказали о возможностях сервиса. Людей заинтересовала идея облачного хранилища, поэтому бизнес-идея воплотилась в реальность. Вот первое видео о DropBox.
Лендинг с презентацией. Вы пишите о продукте, показываете скриншоты и объясняете его пользу для клиента. Есть и другой вариант: создаете лендинг несуществующего продукта. Если клиентам будет интересно ваше предложение, они сделают заказ или выйдут на связь.
Пример – сервис отложенных постов для социальных сетей Buffer. Его создатель Джоэл Гаскойн рассказал о функционале Twitter. Заинтересованные пользователи могли перейти на целевую страницу и ознакомиться с функциями сервиса. На странице с оплатой он оставил форму обратной связи. Так Джоэл получил обратную связь и первых клиентов. В 2016 году компанию Buffer оценили в 25 млн долл. Вот как выглядел лендинг Buffer:
Лендинг с презентацией напоминает Kickstarter, сайт для привлечения денег по схеме краудфандинга (народные пожертвования). Если аудитория готова купить продукт, идея реализуется. Разница в одном: создание MVP и конечного продукта ведется на деньги разработчика, а не на средства, собранные через пожертвования.
Как MVP помогает при запуске сайта с услугой
Вы экономите. На запуск MVP нужно потратить деньги. Но! Вдруг услуга, которую вы хотите продвигать, не нужна клиентам? Или конкуренция такая, что для получения прибыли придется вложить большой бюджет в разработку?
Комментарий размыт, в нем нет точных цифр, но все равно понятно: MVP помогает сэкономить.
Если ваш продукт окажется востребованным, вы отобьете вложения в разработку минимальной жизнеспособной версии и получите обратную связь, которая поможет улучшить готовый продукт.
Поймете, нужен ли аудитории ваш продукт. Например, вы решили создать сайт для учета финансов. В бета-версию вы добавляете функции подсчета расходов, доходов, процентов по ипотеке и функционал по бухгалтерскому учету. Не все пользователи поймут, для чего эта функция, а кто-то и вовсе начнет знакомство с сайтом с этого раздела, запутается и уйдет. Благодаря обратной связи через MVP вы поймете, что функция бухгалтерского учета лишняя, приложение станет проще.
Получите потенциальных клиентов. Так было с DropBox и Buffer. Рассказывайте о создании нового ресурса, приглашайте людей на тестирование. Некоторые станут вашими клиентами и помогут распространить информацию о продукте.
Получите инвесторов. Пример – украинско-американский стартап Restream. Это облачный многопотоковый сервис, который позволяет транслировать контент на YouTube, Facebook, Twitch, Linkedln и др. В 2014 году его основатели Андрей Суржинский и Александр Худа создали MVP, который помог привлечь бизнес-ангела. В августе 2020 года создатели получили еще 50 млн. долл. инвестиций.
Алексей Завадский, продуктовый менеджер в медицинском агрегаторе meds.ru, рассказал, как его компании удалось выйти на рынок Нигерии, страны с самым высоким ВВП в Африке. Работа над MVP заняла 9 месяцев. Бюджет на запуск составил 35 тыс. долл. без учета работы программистов.
- Продажи, подписание клиник-партнеров (1 человек в Нигерии) – 2 000. Долл.;
- Операторы (2 человека в Нигерии) – 1 500 долл.;
- PPC (1 человек в Украине) – 5 500 долл.;
- IP телефония – 2 000 долл.;
- Менеджмент – 9 000 долл.;
- Контент – 8 000 долл.;
- Редактура – 7 000 долл.
Вот еще один пример. Алексей Задубовский придумал приложение для борьбы с гиподинамией, недостаточной подвижностью. Его продукт должен помочь людям, которые ведут сидячий образ жизни, и напомнить им, что нужно периодически вставать из-за стола и двигаться.
Продумывая MVP, я в первую очередь опирался на нечто среднее между моим личным представлением приложения, и ожиданиями людей, которых я опрашивал (коллеги, родственники).
В итоге я остановился на будильнике, так как функционал ежечасных уведомлений на телефоне меня устраивал. Но я не мог сказать: «Просто установите на будильнике уведомления и будьте здоровы». Людям надо было показать, что мое приложения работает. В итоге я создал MVP, который суммировал мое видение и ожидания пользователей, о еще и с оглядкой на будущий функционал.
Ошибки при запуске MVP
- Перенасыщенный функционал.
- MVP не решает проблему пользователя.
- Продукт решает незначительную проблему.
- Неправильное определение целевой аудитории.
- Сделали продукт, но не для клиента, а для себя.
- Нет плана и стратегии продвижения.
- Нет четкого бюджета.
- Нет работы над обратной связью.
- Желание довести до идеала, а потом выпустить в открытый доступ.
Перенасыщенный функционал отпугнет пользователя. Человек не захочет разбираться в чем-то новом и смотреть гайды на YouTube. Ему неинтересен ваш сайт, пока он не видит в нем пользы для себя.
MVP, который не решает проблему пользователя. Например человеку нужен финансовый помощник с расчетами ставок по кредитам и напоминалками, а ваш сервис помогает следить только за доходами и расходами. Проблема клиента не решена → клиент уходит.
Продукт решает незначительную проблему. Нет смысла тратить деньги на запуск продукта, который не улучшит жизнь клиента.
Неправильное определение целевой аудитории. Выражение «наш продукт предназначен для широкой аудитории» – заблуждение. Тот же учет финансов нужен тем, кто следит за деньгами. Поэтому точно определяйте ЦА, чтобы не показать продукт «чужой» аудитории.
Продукт для себя, а не для клиента не поможет заработать. Ваша цель – быть полезным для человека, тогда вы сможете получить клиентов и обратную связь.
Отсутствие плана и стратегии продвижения – залог провала. Допустим, вы запустили MVP, а что делать дальше? Нужно читать отзывы тестировщиков, дорабатывать продукт, выпускать новые версии и искать площадки для рекламы. Если выпустить MVP и ждать потока клиентов – ничего не получится, вы потратите деньги впустую.
Отсутствие бюджета тоже может стать проблемой. Вы выпускаете MVP, чтобы протестировать сервис или программу. Если постоянно масштабировать рекламные кампании и привлекать новых людей в команду, финальная версия продукта так и не выйдет, или прибыль не покроет затраты на разработку.
Отсутствие работы над обратной связью. Если не прислушиваться к мнению клиентов, они уйдут.
Желание довести до идеала = провал. Сделать идеальную платформу или программу не получится: доработки нужны всегда. Если зацикливаться на мелких улучшениях, бюджет уйдет впустую. Лучше выпустить продукт на рынок, получить обратную связь и приступать к улучшениям.
Увы, это далеко не полный перечень ошибок, которые можно допустить даже во время разработки MVP. Единственный способ их избежать – сразу обратиться за помощью к профессионалам.
Специалисты TexTerra работают с сайтами любой сложности и всегда учитывают особенности пользовательского опыта, чтобы создать продукт, нужный аудитории. Грамотная оптимизация под поисковые системы, качественные заявки, продуманный дизайн – разрабатываем не просто «странички в интернете», а надежные инструменты для постоянного получения прибыли.
Чек-лист: как запустить MVP
Теперь поговорим о том, как самостоятельно подготовить MVP.
- Определите вид MVP, который вам подходит.
- Сформулируйте цель продукта. Если хотите сделать сайт-помощник по финансам, разрабатывайте программу для учета финансов. Хотите запустить онлайн-кинотеатр – сделайте алгоритм подбора фильмов и загрузите большую библиотеку.
- Проанализируйте будущий продукт. В этом поможет SWOT-анализ. Для него создается таблица из 4-х ячеек: слабые стороны, сильные стороны, возможности и угрозы. Вот пример SWOT-анализа стримингового сервиса:
Слабые стороны |
Сильные стороны |
Высокая конкуренция Узкая география ЦА |
Дешевые тарифы Широкий функционал |
Угрозы |
Возможности |
Блокировка сервиса в других странах |
Продвижение молодых артистов за процент |
- Сделайте карту пути пользователя. Для этого протестируйте будущий продукт на себе. Если даже ваша команда не может разобраться в функционале, пользователь разбираться точно не станет. Поэтому делайте интерфейс и все взаимодействия интуитивно понятными. Чем проще, тем лучше. Разберем на примере финансового советника. Карта пользователя получится примерно такой:
- добавить счета: карта, наличные;
- ввести доходы;
- создать графы расходов: продукты, авто, уход за собой и др.;
- установить лимит дневных трат.
- Определите функционал. Для каждого пункта пути пользователя пропишите набор возможностей пользователя.
- Определите целевую аудиторию. Для этого задайте себе вопрос: «Кому нужен мой продукт?» Это поможет составить портрет клиента: возраст, пол, увлечения. Вернемся к финансовому советнику с функцией расчета процента по ипотеке. Целевая аудитория примерно такая:
- возраст: 25-40 лет;
- пол: преимущественно мужской;
- хотят погасить кредит и следят за датами платежей;
- пользуются смартфоном и ПК.
- Получите первых клиентов с помощью рекламы. Используйте бесплатное и платное продвижение. Бесплатное – публикация статей в социальных сетях, на форумах и в блогах. Платное – контекстная и таргетированная реклама.
- Проанализируйте обратную связь. Прочитайте отзывы клиентов. Создайте таблицу с негативными отзывами и вносите туда полезные комментарии. Обратная связь поможет исправить слабые стороны продукта и выйти на рынок с действительно полезным сервисом.
Сайт jimeds ближе всего к клиентообразующему, но еще ближе к готовому рабочему продукту, который просто нужно улучшать и дорабатывать.
При запуске мы столкнулись со сложностями: выходим на рынок, где никогда не были. Поэтому нужно работать с текущим менталитетом, у которого много своей специфики.
Рекомендации молодым компаниям – щупать рынок на практике и не опускать руки. Принимать обдуманные, но максимально быстрые решения. Чем больше гипотез вы протестируете за короткий срок, тем больше шанс найти оптимальное решение проблемы.