Не секрет, что мы живем в век распродаж. Самой масштабной и известной считается «Черная пятница». Но мало кто знает, что изначально этим именем называли финансовый кризис 1869 года. Рассказываем, как «Черная пятница» превратилась из дня траура для фондового рынка в день праздника продавцов, почему она так называется и имеет ли что-то общее с распродажей 11 ноября.
Откуда появилась «Черная пятница»?
Название «Черная пятница» появилось в 1869 году, когда 24 сентября американский фондовый рынок упал невероятно низко. Два финансиста с Уолл-стрит, Джея Гулда и Джима Фиска решили скупить как можно больше золота, надеясь поднять его цену, а затем резко все продать. Об этом стало известно другим игрокам на рынке, и он рухнул.
Сегодня за такую манипуляцию можно угодить в тюрьму.
Со временем об оригинальной «Черной пятнице» забыли, и так стали называть день, следующий за Днем Благодарения. Все дело в том, что в США накануне этого дня и собственно в этот день американцы сметают товары с полок магазинов, а скидки, которые объявляли большинство продавцов, подталкивали купить как можно больше еды и подарков.
Отчетность магазинов
День Благодарения традиционно отмечается в последний четверг ноября, а следующая после него пятница для магазинов становилась днем фиксации рекордной прибыли. Раньше в США в бухгалтерской отчетности было принято записывать убытки красным цветом, а прибыль — черным. Согласно одной из теорий, именно благодаря этому пятница, следующая за Днем Благодарения, получила название «черной» — прибыли, полученные продавцами за этот день, позволяли покрыть большинство убытков, которые мог понести магазин за год.
Рабы со скидкой
Согласно другой теории, еще в 1800-х годах владельцы южных плантаций могли покупать порабощенных рабочих со скидкой на следующий день после Дня Благодарения. Эта версия возникновения «Черной пятницы» не имеет доказательств, но, тем не менее, она привела к бойкотам этой распродажи в США в последние годы.
День ограблений
В 1950-х годах полиция города Филадельфия использовала этот термин для описания хаоса, воцарившегося на следующий день после Дня Благодарения, когда толпы туристов и местных жителей хлынули в город в преддверии большого футбольного матча между армией и флотом, который традиционно проводился в последнюю субботу ноября. Мало того, что полицейские Филадельфии не могли взять выходной, им также приходилось работать больше суток подряд. Этим пользовались и воры, которые под шумок утаскивали из магазинов большое количество товаров.
К 1961 году «Черная пятница» прижилась в Филадельфии настолько, что городские торговцы и спонсоры безуспешно пытались заменить ее на «Большую пятницу», чтобы устранить негативные коннотации. Однако термин не прижился.
В конце 1980-х годов розничные торговцы заново изобрели «Черную пятницу» и превратили ее в положительное для покупателей событие. В результате теперь «Черная пятница» ассоциируется у нас с самыми большими распродажами, когда красные ценники со скидками становятся черными, обещая еще большее падение цены.
В чем суть распродажи 11.11?
Распродажа 11 ноября по своему происхождению имеет мало общего с «Черной пятницей». Тем не менее, суть у нее все та же — заставить людей купить как можно больше товаров. В народе это событие называется Днем холостяка, и появилось оно сравнительно недавно — в 1993 году.
Дата была выбрана не случайно — цифра 1 напоминает голый ствол дерева: он в Китае олицетворяет неженатых мужчин, которые не добавляют ветвей к своему семейному древу. Праздник придумали два студента из китайского Нанкинского университета в 1993 году просто потому, что им было скучно. Он не ассоциировался с распродажей до 2009 года, пока один из популярнейших маркетплейсов Китая и мира AliExpress не объявил в этот день 24-часовой «фестиваль скидок». С тех пор каждый год не только Alibaba, но и другие магазины внутри и за пределами Китая объявляют в этот день масштабную распродажу (кстати, у нас вы можете заказать продвижение на маркетплейсах — прим. отдела продаж TexTerra).
Вот несколько интересных фактов про День холостяка:
В этот день продается огромное количество детского питания
Еще в 2014 году во время 11.11 было продано около полумиллиона банок детского питания. Этого достаточно, чтобы накормить всех двухлетних детей в Китае в течение двух недель. Такая популярность этой группы товаров обусловлена, скорее всего тем, что вне дней распродаж цена на нее очень высокая. Когда наступают дни скидок, китайцы скупают детское питание про запас по относительно низким ценам.
День холостяка приносит больше денег, чем три американских праздника
Люди во всех странах любят скидки, однако именно в Китае в дни распродаж магазины продают товары на рекордные суммы. Сумма, вырученная во время распродаж 11.11, обычно превосходит три крупнейших дня онлайн–покупок в США вместе взятых — День Благодарения, «Черную пятницу» и «Киберпонедельник».
В 2019 году Alibaba заработала 1 миллиард долларов всего за 68 секунд, а в 2017 году та же компания установила мировой рекорд по количеству платежных транзакций за секунду — 256 000 платежей.
Такую популярность, судя по всему, обеспечивают два фактора: большое население Поднебесной и относительно высокое благосостояние жителей страны — средняя зарплата в Китае составляет 5995 юаней (чуть больше 50 тысяч рублей). Учитывая относительно низкие цены в Поднебесной, этих денег достаточно, чтобы в День холостяка закупаться большим количеством товаров впрок.