Беспилотное такси «Яндекса» в тестовом режиме запустили в районе Ясенево в Москве. Автомобилям без водителя не требуется даже интернет и GPS. Рассказываем, как работает технология беспилотников от «Яндекса», сколько стоит вызвать такое такси и какие проблемы у него есть.
Как работает беспилотное такси «Яндекса»
Руководитель сервиса роботакси «Яндекса» Андрей Кармацкий рассказал ТАСС, что беспилотное такси «Яндекса» не нуждается в спутниковых данных и Wi-Fi — беспилотники легко ориентируются и без них, прямо как заправские таксисты.
На самом деле GPS и интернет автомобилям просто не нужен — в их компьютере достаточно данных, чтобы построить маршрут и следовать ему в автономном режиме. Все благодаря трем инструментам:
- Системы камер. Камеры установлены в автомобиле таким образом, чтобы охватывать все направления вокруг автомобиля. Они собирают визуальную информацию о дорожных знаках, разметке и других объектах. Это помогает автомобилю формировать полное представление о своем окружении, превосходящее возможности человека.
- LIDAR. Системы LIDAR излучают лазерные лучи, вращаясь на 360 градусов. Измеряя время, которое требуется для отражения лазера от объекта и возвращения обратно к датчику, они создают высокоточную 3D-модель всего окружения автомобиля.
- Радары. Радары более детально отслеживают ближнее окружение автомобиля, измеряя расстояние до других объектов, а также скорость их движения. Используя радиоволны, радар может «видеть» объекты на расстоянии до 300 метров.
- Программное обеспечение. Оно действует как «мозг» системы. Лидары, радары и камеры только отслеживают объекты и передают данные. Но алгоритм с машинным обучением может определить, что это за объекты, задать безопасную скорость и проложить соответствующий маршрут.
Где можно заказать беспилотное такси
На данный момент такси «Яндекса» без водителей курсирует между 40 точками в московском районе Ясенево. Разрешение на тесты в городской среде компания получила совсем недавно — первые автомобили начали ездить в районе в начале июня 2023 года. До этого беспилотные такси «Яндекса» пять лет тестировались в Иннополисе, где совершили более 60 тысяч поездок.
Такси в Ясенево можно заказать каждый день с 7 утра до часа ночи. Пока функция находится в тестовом режиме и подключить ее можно только отправив заявку. Как только заявку одобрят, при нахождении в Ясенево в приложении Яндекс Go прямо под строкой «Куда едем?» у вас появится кнопка «Роботакси». Вот несколько моментов, которые стоит учесть, если вы решили воспользоваться беспилотным такси:
- сесть в него может только один пассажир возрастом более 18 лет;
- на кресле водителя находится водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки;
- стоимость любой поездки — 100 рублей;
- точки посадки и высадки пользователь должен выбрать из доступных вариантов — на данный момент в районе Ясенево их порядка 40 штук;
Да, несмотря на то, что автомобиль беспилотный, на водительском кресле вас все еще будет ждать человек. Первых пользователей сервиса это немного разочаровало.
«В интернете я увидела, что можно записаться онлайн, и подала заявку. Мне пришло письмо с приглашением воспользоваться услугой. Очень интересно, когда машина едет сама. Конечно, портит впечатление водитель за рулем, который не создает иллюзию, что авто едет без помощи человека. Но все равно очень необычные ощущения, особенно когда видишь, что у водителя руки не на руле и на педаль газа он не нажимает», — так описала свои впечатления от поездки в роботакси москвичка Наталья.
Роботакси в мире
В США тестирование автономных транспортных средств ведется уже давно на улицах городов. По данным Департамента транспорта США, во всей страны более 80 компаний проводят испытания более чем 1 400 автономных автомобилей, грузовиков и других транспортных средств.
Особенно активно тестирование проводится в Калифорнии, где зарегистрировано 62 компании, занимающиеся тестированием беспилотных автомобилей. Многие из них так же, как «Яндекс», уже предлагают принять участие в бета-тесте пользователям.
В Китае ключевым игроком в сфере автономных автомобилей является компания Baidu с ее проектом Apollo. Беспилотные автомобили Baidu Apollo уже прошли тесты и возят пассажиров в Пекине и Чунцине, а также в Чэндэ и Яньчэне. В этих городах беспилотные автомобили Apollo используются как роботакси на публичных дорогах. По словам генерального директора Baidu Робина Ли, в Китае на базе технологии Apollo уже выпущено около 500 тыс. автомобилей.
Читайте также:
Доставка еды подорожает – решилась судьба Delivery Club
Как настроить «Яндекс.Карты» — 13 самых важных функций
Зарплата основателя – 30$, продажа за 15 000$, первый баннер... – краткая история «Яндекса»