Больше никаких «А еще вам могут понравиться…» Владельцы интернет-ресурсов могут лишиться важнейшего инструмента продвижения, а пользователи — любимой музыки и кино.

Вы никогда не замечали, что после того, как поговорите с друзьями или родственниками о какой-нибудь вещи, которую хотели бы купить, она волшебным образом вдруг появляется в рекомендациях маркетплейса или в рекламе в соцсети? Кажется, депутат и замруководителя комитета по информполитике Антон Горелкин точно это замечал. Поэтому в июне этого года выдвинул на рассмотрение Госдумы поправки в закон «Об информации», где владельцев интернет-ресурсов, использующих рекомендательные алгоритмы, обяжут раскрывать информацию о том, как именно работают эти алгоритмы и доводить это до сведения пользователей.

Поправки уже приняты во втором и третьем чтениях и подписаны президентом. До конца августа Роскомнадзор опубликует все необходимые документы, которые определяют правила применения рекомендательной системы алгоритмов и содержание уведомлений для пользователей, где должны быть описание этих технологий, виды сведений о предпочтениях пользователей, а также источники получения таких сведений.

Но описать технологии – это значит раскрыть механизмы работы сложнейшего коммерческого продукта, на разработку (или покупку) которого владельцы интернет-ресурсов тратят весьма немалые деньги. То есть по сути описание алгоритма действия может потребовать раскрытия коммерческой тайны, что не может не вызывать тревогу у владельцев сайтов. Поэтому все ждут более развернутых разъяснений Роскомнадзора.


С 1 октября 2023 года поправки вступят в силу. Теперь если владельцы информационных ресурсов, маркетплейсов, соцсетей и развлекательных интернет-сервисов должным образом не уведомят подписчиков, как именно те получают рекомендации товаров, услуг и информационных продуктов, их ждет штраф и прекращение действия рекомендательных технологий вплоть до полной блокировки ресурсов.

Зачем это нужно

Сообщается, что власти это делают для того, чтобы пользователи (и государство) знали, как используется их личная информация, а также, чтобы эту информацию никто не использовал в противозаконных целях. Каких именно?

Илья Лоханин, юрист бюро «Сапожников и Партнеры» вот такое пояснение приводит на одном из новостных порталов:

«Речь идет о запрете применять алгоритмы в целях предоставления информации с нарушением российского законодательства (например, распространения фейков), о предотвращении погружения пользователей в «информационный пузырь», в котором лицо получает строго определенные сведения, влияющие на формирование его мнения по определенному вопросу».

Чтобы Роскомнадзор смог осуществлять такого рода надзор, государство выделит на эту задачу 24 млн рублей.

Для нас с вами, простых интернет-пользователей, есть и другая версия причины появления поправок — от автора проекта, Антона Горелкина. Он пишет об этом в своем Telegram-канале:

«Исследователи фиксируют факты манипуляции: и в маркетинговых, и в политических целях. Психологи диагностируют у своих пациентов нервные расстройства, причиной которых становится так называемая «алгоритмическая тревожность». Именно поэтому тренд на регулирование рекомендательных технологий стал общемировым: все чаще законодатели разных стран говорят о необходимости регламентировать эту сферу».

Инициативы по регулированию деятельности искусственного интеллекта в последнее время действительно выдвигаются во многих странах мира. В частности, в феврале этого года компании Google были предъявлены обвинения, что рекомендательные алгоритмы YouTube показывали пользователям контент, пропагандирующий терроризм, а китайский государственный регулятор выдвинул целый пакет требований к соцсетям и маркетплейсам, в которых компании обязывают раскрывать информацию о работе рекомендательных алгоритмов и пресекать их незаконное применение.

Кого коснется новый закон?

По словам автора законопроекта, сервисы, которые, к примеру, подбирают дешевые авиабилеты или занимаются поиском сотрудников для работодателей и им подобные, никак не пострадают. Автор проекта поясняет это:

«Если Роскомнадзор выявляет либо по жалобам пользователей, либо самостоятельно, что рекомендательный алгоритм работает с нарушением российского законодательства, что рекомендация манипулирует массовым сознанием в угоду определенной группе интересов или определенному лицу — владельцу этой платформы…, то Роскомнадзор выставляет требование об устранении этих нарушений. Если платформа по каким-то причинам игнорирует это, то регулятор вправе ограничить доступ к этой платформе».

Может сложиться впечатление, что всю эту кашу заварили только из-за фейковых новостей, которые информационные ресурсы и соцсети «подсовывают» пользователям с целью сформировать определенное мнение, а рекомендательные сервисы музыки, фильмов, книг и товаров вообще ни при чем.

Карен Казарян, генеральный директор Института исследований интернета комментирует поправки к закону так:
«Введение блокировки ресурсов за нарушение требований к рекомендательным сервисам – бессмысленная норма, потому что за те же нарушения ресурс можно заблокировать по статье о фейковых новостях».

По правилам, онлайн-ритейлеры и так должны сообщать государственным регулирующим органам, как устроена работа сервиса.Об это говорит представитель Ассоциации компаний интернет-торговли:
«Фактически эта работа уже ведется торговые площадки сообщают о политике конфиденциальности, об обработке персональных данных и другой необходимой пользователям информации».

Затронет ли закон обычных пользователей сети и музыкальные и видеосервисы?

Есть большая вероятность. В Telegram-канале Антона Горелкина проскальзывала любопытная запись о том, что Ассоциация музыкальной индустрии совместно с Яндексом разработала методологию, на основе которой будет проверяться и выявляться музыкальный контент, который «не подходит для детей или вызывает дискомфорт или неприятие у взрослых слушателей». И если сервисы Яндекса будут добровольно убирать музыкальный контен (и, по всей видимости, и видеоконтент) по требованиям пользователей, то к сервисам других компаний после принятия поправок смогут применяться соответствующие меры в принудительном порядке.

Другими словами, инициатива направлена вообще на весь контент в интернете и может быть применена в любой сфере, где есть рекомендательные алгоритмы, а они сейчас встроены практически во все интернет-сервисы — от доставки продуктов до бронирования отелей.

Так что нам, обычным пользователям, которые активно пользуются подписками, например, на Яндекс.Музыку, Кинопоиск и другие подобные ресурсы, очень скоро может прийтись несладко. Например, кто-то пожалуется на то, что в сериале, который я смотрю на Кинопоиске HD, герои ведут себя «неприемлемо», или в словах песни моей любимой группы, которую я слушаю на Apple Music, кто-нибудь найдет намеки на недостойное поведение лирического героя, — и сериал или песню могут убрать из доступа, либо вообще заблокировать ресурс. Новые поправки к закону «Об информации» вполне позволяют сделать это.

Читайте также:

В России запретят участие в open source проектах? [обновлено]

Забудьте про Gmail – сервис под запретом (частичным) [обновлено]

Ваш пароль можно взломать за минуту — перебором

#
Новости Разработка
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.