Вот к чему приведут новые поправки в законодательстве.
С 29 июня вступают в силу поправки в Гражданский кодекс, позволяющие самозанятым регистрировать собственные товарные знаки. Это нововведение, по идее, должно поддержать и стимулировать малое предпринимательство, однако может привести и к не самым хорошим последствиям.
Товарный знак для самозанятых
До сих пор в России право на обладание собственной торговой маркой было уделом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такое ограничение ставило российских самозанятых в неравное положение с иностранными гражданами, которые в силу ряда международных соглашений могли регистрировать свои товарные знаки в России без подтверждения статуса ИП.
Поправки в отношении самозанятых были приняты год назад, но вступают в силу только сейчас. Отмечается, что они не просто расширяют возможности самозанятых, но и вносят важный вклад в защиту потребителей от контрафакта. Кроме того, благодаря новому закону самозанятые получают мощный инструмент для продвижения собственных товаров и услуг, что безусловно усилит конкуренцию на рынке.
Дмитрий Кармишин, коммерческий директор финтех-компании ЮMoney:
«Самозанятые уже давно стали полноценными участниками бизнес-процессов. Собственный товарный знак — это дополнительный инструмент индивидуализации, продвижения работ, товаров и услуг, а также актив, способный увеличить прибыль».
Как зарегистрировать товарный знак
Делается это за пять шагов.
Проверка товарного знака на уникальность. Делается это через патентных поверенных, через ФИПС или самостоятельно. В первом случае это стоит от 7200 рублей, во втором (в зависимости от того, проверяется ли только словесный знак, только графический или комбинированный, а также от сроков – 1 или 20 дней) цена составляет от 4130 до 148 680 рублей. В третьем случае нужно будет оплатить доступ к базам товарных знаков 500 рублей.
Важно: если вы обнаружите, что придуманный вами товарный знак уже занят, не расстраивайтесь. Согласно ст. 1481 ГК РФ, вы все равно можете его зарегистрировать, если ваши бизнесы не идентичны. Например, вина «Массандра» не смогли отсудить это названия у одноименного торгового дома, так как тот занимается арендой недвижимости, а не винами. То есть, проверять, занят ваш товарный знак или нет, следует только в своей категории товаров или услуг, и не тратить деньги на проверку всех категорий.
- Оплата госпошлины за проверку товарного знака. Стоит это от 10 500 рублей и делается через банк или на сайте Роспатента («Заявка на товарный знак» или «Экспертиза заявки на товарный знак»).
- Заполнение заявки и отправка ее в Роспатент. Кроме заявки на регистрацию товарного знака нужны также согласие на обработку персональных данных и копия нотариально заверенной доверенности, если заявку подаете не вы лично, а представитель. Документы можно подавать как в бумажном виде, так и через сайты Госуслуг или ФИПС.
- Оплата госпошлины за регистрацию товарного знака. Стоит это от от 12 600 рублей, и делается через банк или на сайте Роспатента.
- Получение свидетельства о регистрации товарного знака.
При правильном заполнении всех документов на регистрацию товарного знака может уйти всего пара недель. При ошибках сроки начинают растягиваться, а документ можно получить и через 13 месяцев после подачи заявки. Стоимость же регистрации составит примерно от 30 тысяч рублей (в случае самостоятельной регистрации текстового товарного знака).
Либо вы можете купить готовый товарный знак у какого-нибудь патентного бюро за один день, но стоить это будет, как вы уже поняли, не 30 000 и даже не 50 000 рублей, а среди имеющихся названий может не быть подходящего вам.
Что изменят поправки
Есть три возможных сценария того, как поправки в Гражданский кодекс могут изменить рынок:
- Нейтральный. Некоторые эксперты не ждут большого числа желающих зарегистрировать свои товарные знаки. По статистике, большинство самозанятых работают в сферах, где это просто не нужно — например, курьерами или таксистами.
- Позитивный. Минэкономразвития считает, что регистрацией товарного знака будут пользоваться те самозанятые, которым важно продвигать личный бренд. Это могут быть блогеры, специалисты в beauty-сфере, маркетологи, фотографы/видеографы или даже инди-разработчики (почему нет?).
- Негативный. Если услуга регистрации товарного знака станет очень популярной среди самозанятых, они смогут конкурировать за бренд с крупными компаниями. Не исключено, что некоторые будут пытаться зарегистрировать название, похожее на имя ушедшего из России бренда. И тогда у нас появится еще больше «Кебаб кингов», Starcups и «Шаурмаков».
Читайте также:
При каких видах деятельности нужна самозанятость в 2023
Как небольшому бренду начать работу с маркетплейсами. Советы и реальные истории