Это заметка поможет вам договариваться с разработчиками и понимать, насколько объективно агентства и фрилансеры оценивают свои услуги.
Представьте себя продавцом в магазине бытовой техники и скажите воображаемому покупателю, сколько стоит бойлер. Что там бойлер, даже вопрос о стоимости мороженого или сока слишком неконкретный. Чтобы на него ответить, нужно знать ряд переменных:
- какой именно продукт хочет покупатель;
- сколько он весит;
- из каких продуктов сделан;
- кто производитель;
- в каком городе и в каком магазине продается.
С сайтом ситуация та же: чтобы назвать стоимость разработки, подрядчик должен понять, что именно хочет заказчик.
Наглядный пример: простой сайт-визитка обойдется компании дешевле, чем интернет-магазин. У этих сайтов разная анатомия и физиология, то есть строение и функциональность.
Сайт-визитка состоит из нескольких страниц. Он информирует посетителя, собирает информацию о пользователях, дает возможность позвонить или написать в отдел продаж.
Интернет-магазин же состоит из сотен или тысяч страниц. Помогает посетителям:
- Искать товары и сравнивать их цены.
- Оформлять и оплачивать покупки.
- Составлять списки желаний и делиться ими.
- Следить за новинками, товарами определенной категории или производителя.
- Отслеживать покупки и доставку в личном кабинете.
- Получать и тратить бонусы, участвовать в акциях.
Что влияет на стоимость разработки сайта
В этом разделе поговорим о факторах, которые влияют на стоимость создания сайта.
Цены на домен и хостинг
Бесплатно можно получить домены третьего уровня. Они выглядят так: vash-site.tilda.ws или vash-site.wordpress.com. Чтобы получить бесплатный домен, нужно создать сайт на какой-то платформе, например, на Tilda.
Хостинг-провайдеры иногда проводят акции: дарят домены второго уровня при покупке хостинга, раздают домены в экзотических доменных зонах, например, .tk или .gq. Некоторые бесплатные хостинги предоставляют также бесплатные домены, например, хостинг Beget и 2domains.
Домен может обойтись очень дорого, если его придется покупать у киберсквоттеров. Эти ребята регистрируют крутые домены и перепродают их с огромной накруткой. Подробную информацию о выборе домена ищите в нашей бесплатной книге «Как создать сайт самому».
Хостинг тоже стоит по-разному. Бесплатно можно хостить сайты, созданные с помощью SaaS-платформ типа «Тильды» или Wix. Для огромных проектов, которые организуют собственные дата-центры, покупают и обслуживают серверы, расходы на хостинг будут очень значительными.
К счастью, в большинстве случаев на первых этапах работы сайта огромные расходы не нужны. У нас есть исчерпывающее руководство по выбору хостинга. Публикация поможет прицениться к услугам провайдеров.
Стоимость движка
Дорого будет стоить разработка и поддержка эксклюзивных CMS, на которых работают сайты масштабов Ozon.ru. А бесплатно можно пользоваться популярными конструкторами и CMS с открытым кодом.
У нас есть подробная статья о выборе движка для сайта. К ней можно добавить несколько субъективных тезисов:
- Большинству проектов хватит типовой функциональности популярных CMS с открытым кодом.
- Если типовой функциональности не хватает, ее можно докупить или допилить.
- Бесплатные движки развиваются и реагируют на угрозы быстрее коммерческих проектов благодаря сообществам.
- Я не знаю причин, кроме личных предпочтений, по которым стоило бы отказаться от WordPress.
- WordPress подходит для сайтов любого типа: от интернет-магазина до коммерческого сайта, от личного блога до портала.
Если функциональность готовых движков не подходит, придется вложиться в разработку эксклюзивных решений. Например, мы делаем сайты на фреймворках Laravel и Yii2.
И еще один тезис: в гиковских тусовках известные CMS типа WordPress, Drupal или «Битрикс» все чаще называют устаревшими или legacy. На смену привычным движкам идут генераторы статичных сайтов типа Jekyll или Gatsby JS, с помощью которых можно создавать прогрессивные веб-приложения или PWA. Но гибриды сайтов и приложений это тема отдельного разговора.
Планирование структуры сайта
Это базовый этап разработки сайта. Здесь собирается семантическое ядро, составляется карта релевантности. По ней строится структура сайта.
Собрать семантическое ядро можно самостоятельно. В этом случае вы сэкономите деньги на этапе создания сайта. Есть риск: слишком узкое семантическое ядро ограничит трафик и приведет к ошибкам в структуре ресурса.
Настройка движка
В комплекс работ входит установка модулей и темы, а также техническое SEO, или настройка сайта под требования поисковых систем.
Самостоятельно и бесплатно можно настроить простой сайт-визитку или корпоративный сайт на WordPress. Инфраструктура этой CMS позволяет реализовать нужную функциональность без привлечения технических специалистов. А чтобы знать, что настраивать, изучите наш триптих о WordPress:
В качестве бонуса держите гайд по настройке интернет-магазина на WordPress и WooCommerce.
Но если вы делаете ecommerce-сайт, как минимум проконсультируйтесь с профессионалами. У интернет-магазинов непростая функциональность, они сложно устроены под капотом. Поэтому одного гайда для начинающих может быть мало.
Не обойтись без помощи специалистов и при работе с другими движками. У Joomla!, Drupal, OpenCart и остальных CMS инфраструктура развита не так хорошо, как у WordPress. Поэтому найти готовые решения для реализации и настройки нужной функциональности намного сложнее.
Стоимость дизайна
Микробизнесу и стартапам вполне можно обойтись шаблонными решениями и не тратить на дизайн ни копейки. Если вы делаете сайт-визитку или портфолио на WordPress, воспользуйтесь подборкой бесплатных тем.
Если нужен сайт с уникальным дизайном, придется раскошелиться на услуги дизайнера и разработчика. Если хотите немного сэкономить, сделайте самостоятельно прототип. Поможет подборка наших публикаций:
- «22 инструмента для прототипирования».
- «Как использовать сетки при прототипировании».
- «Как сделать прототип в Axure».
А чтобы разговаривать с дизайнером на одном языке, изучите подборку статей с нашего сайта.
Стоимость уникального дизайна сайта в первую очередь зависит от сложности интерфейса и оформления. Также играет роль квалификация и репутация дизайнера.
Реализация функциональности
Функциональность – то, как сайт взаимодействует с пользователем. Например:
- Функциональность блога «Текстерры» позволяет отфильтровать самые расшариваемые материалы, выбрать рубрику или просмотреть все статьи автора.
- Функциональность сайта «Связного» помогает найти смартфон с заданными характеристиками, добавить его в корзину, оформить и оплатить заказ.
- Функциональность сайта Saxo Bank дает возможность торговать на мировых биржах производными финансовыми инструментами прямо в браузере.
Шаблонная функциональность доступна бесплатно. Например, можно сделать сайт на WordPress, установить и настроить любой ecommerce-плагин и торговать.
Если нужно расширить шаблонную функциональность или реализовать взаимодействие с пользователем с нуля, придется вкладывать средства. В этом случае исполнитель выясняет потребности владельца сайта, согласовывает ТЗ, реализует и интегрирует нужную функциональность.
Создание контента и продвижение
Создавать контент и продвигать сайт можно самостоятельно. Бустрэппинг можно использовать, если у вас в запасе много времени. Если же результат нужно получить в течение хотя бы нескольких месяцев, стоит купить услуги профессиональных контент-мейкеров и маркетологов.
Конкретную сумму назвать сложно: она зависит от масштабов проекта, а также вашей фантазии и финансовых возможностей.
Поддержка и администрирование сайта, обучение пользователей
Бесплатную поддержку получают владельцы сайтов на конструкторах. Обучиться администрированию таких сайтов можно самостоятельно в течение нескольких часов.
Платной будет поддержка для сайтов со сложной функциональностью и нестандартными программными решениями. Ее стоимость зависит от особенностей проекта. Например, поддержка сайта на WordPress стоит относительно недорого. Движок регулярно обновляется, поэтому администратору достаточно следить за актуальностью плагинов и при необходимости менять устаревшие модули на аналогичные новые.
Поддержка сайта на самописной CMS обойдется дороже. Придется платить за обновления ядра и функциональных компонентов.
Как определяется стоимость разработки на практике: опыт «Текстерры»
Стоимость сайта зависит от того, какой сайт нужен, и будет ли это уникальная разработка или шаблонное решение. Это, в свою очередь, зависит от задач, потребностей и желаний клиента.
Основные моменты, которые влияют на стоимость сайта:
- Тип сайта (визитка, информационный, каталог, интернет-магазин).
- Насколько сложной будет структура.
- Какое количество уникальных страниц нужно разработать для сайта.
- Нужно ли собирать семантику, или она уже есть в готовом виде.
- Насколько сложный нужен дизайн.
- Насколько сложной затем будет верстка макетов.
- Какой функционал нужно реализовать.
Для выяснения этих моментов заказчику задают общие фундаментальные вопросы о его видении проекта. Получив на них ответы, исполнитель может обозначить базовую стоимость создания сайта. Это цена разработки типового решения без учета нюансов конкретного проекта. Например, вот стоимость таких базовых вариантов в «Текстерре».
К базовой стоимости сайта прибавляется цена реализации функциональности, необходимой конкретному проекту. Это может быть:
- Набор интеграций с внешними службами, например, платежными сервисами, кол-трекингом, CRM.
- Реализация специальной функциональности (калькуляторов стоимости строительства дома, личного кабинета вкладчика и др.).
- Сложные визуальные решения, например, 3D-анимация.
Стоимость разработки сайта отличается от исполнителя к исполнителю. Крупное агентство, небольшая региональная студия и фрилансер, скорее всего, назовут разные ценники, и это нормально. При работе с опытным агентством заказчик может рассчитывать на:
- Гарантированно высокую квалификацию специалистов.
- Оперативность.
- Работу по договору и связанную с этим безопасность.
- Гарантию результата.
От чего же зависит стоимость разработки
Цена на разработку зависит от того, каким должен быть ваш сайт, то есть от необходимой функциональности, дизайна, платформы и т. д. Поэтому главный вывод по итогам статьи такой: перед обращением к разработчикам нужно понять, что вам нужно.
Также нужно как можно больше узнать о сайтах и веб-разработке, то есть стать хотя бы минимально квалифицированным заказчиком. Квалификация поможет разговаривать с подрядчиками на одном языке и получить по результатам сотрудничества нужный результат.
Кроме того, даже минимальные знания в веб-разработке защитят вас от не очень порядочных исполнителей. Тех, которые берут с заказчиков ровно столько денег, сколько те могут заплатить. И даже немного больше. Вам ведь это не надо, правда?