Спойлер: все еще можно, если вы частное лицо. Но блогерам и компаниям жить сложнее

Новый виток в истории с Meta, Instagram и Facebook происходит на неделе. Головная компания Meta, которая в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга — об этом стало известно 11 октября. Включение в реестр террористов, наряду с «Талибаном»** и «Аль-Каидой»**, предполагает блокировку банковских счетов компании на территории России.

Что делать обычным людям? Можно ли пользоваться соцсетями?

Представители закона говорят, что для обычных людей ничего не поменяется — все остается так же, как и до 11 октября 2022 года. Соцсети использовать можно.

«Решение Росфинмониторинга о внесении Meta в список экстремистских организаций никак не меняет ситуацию для пользователей соцсетей Meta, пользователи продуктов Meta закон не нарушают» … «ситуация никак не изменилась с момента вынесения решения судом в отношении продуктов Meta».

Андрей Клишас

председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству

После решения Тверского районного суда еще в марте отмечалось, что ни гражданам, ни компаниям не запрещается пользоваться продуктами Meta Platforms Inc., если при этом они не совершают экстремистских действий.
Использование VPN тоже никак не карается — меры наказания предусмотрены только для провайдеров. То есть гражданам можно выкладывать контент с котиками, едой, природой, красивыми телами и прочим, ради чего и создавалась соцсеть-с-картинками. И смотреть чужой контент можно по-прежнему.

Что делать блогерам

А вот тем, кто живет в сетях по работе, станет сложнее.

По логике кажется, что раз блогеры рекламируют конкретные бренды, а не Meta* и ее продукты, это допустимо
Однако все зависит от способа продвижения. Если вы владелец небольшого бизнеса и платите лично блогеру за то, чтобы он рассказал о вас, это допускается. По крайней мере, еще нет решений судов, которые бы это запрещали. Не запрещается и получать деньги от пользователей, если вы блогер и можете пропиарить какую-то компанию, ИП или канал, не связанные с запрещенной соцсетью. Но призывать подписываться на страницы, теперь не стоит (об этом ниже), потому что это реклама продуктов запрещенной организации.
Продавать через «Инстаграм» и «Фейсбук» свои услуги тоже можно.
Если доход идет напрямую блогеру, а не частично соцсети или компании, которая ей владеет, — блогера не за что призывать к ответственности. Но стоит помнить, что все может измениться в одночасье. Так что будьте осторожнее и не упоминайте в других соцсетях Instagram* и Facebook* (которые по-прежнему всячески запрещены и порицаемы в России) без соответствующей пометки.

Еще очень важный момент: если вы блогер и у вас есть иностранная карта, вы физически можете пополнить рекламный кабинет, чтобы запустить таргетированную рекламу. Однако это будет считаться финансированием террористической организации (ст. 282.3 УК РФ), что может быть опасно, даже если вы в другой стране (вдруг вы решите вернуться?). Имейте в виду — отследить пополнение можно по банковским транзакциям.

Использовать рекламу, предлагаемую самим Инстаграмом, то есть с использованием рекламного кабинета, теперь точно запрещено. Любые переводы на счета Meta Platforms Inc* признаются финансированием экстремизма (ст. 282.3 УК РФ). Максимальная санкция по этой статье — до 10 лет лишения свободы, минимальная —- штраф от 300 000 до 700 000 тысяч

Мария Сальникова

юрист

Важно понимать, что если какие-то бренды прокуратура будет привлекать к ответственности за возвращение в «террористическую» соцсеть, то и блогеров вместе с ними. Возможно, формируя договоры с клиентами, стоит, как сделали многие с марта, проводить рекламу в запрещенной соцсети как бонус.

Еще интересный момент: некоторые блогеры замечают, что у них после добавления Meta в список террористов Росфинмониторинга стало меньше подписчиков в Facebook и Instagram. Так Алексей Ткачук отмечает всеобщее падение аудитории у больших аккаунтов (примерно на 0,2% от общего количества подписчиков) — правда, баг это или правильный подсчет аудитории без ботов, неясно. Также неясно, связано ли это с новостями про Meta.

Что делать компаниям

Компаний новость касается больше всего — если до 11 октября 2022 года рекламу невозможно было запустить, то сейчас это вообще запрещено, а банковские счета Meta в России заморожены.

Информации о том, можно ли размещать ссылки на страницы запрещенных соцсетей в других своих соцсетях и прочих носителях, нет. Мы уже рассказывали, как калининградская ФАС не наказала компанию, которая разместила ссылку и логотип Instagram на билборде, но как это будет сейчас — пока что неизвестно.

Есть нюанс! С учетом того, что попасть на «запрещенные» соцсети можно только с использованием различных анонимайзеров, реклама страницы косвенно является рекламой VPN, что тоже может вызвать вопросы у правоохранителей

Мария Сальникова

юрист

Разобраться, как теперь работать с соцсетями в стремительно меняющимся правовом поле и на наступить на закопанную на этом поле мину, сложно. Лучше делать это со специалистами и заказать продвижение в интернете.

Важно! Обязательно изучите ответы юриста на 26 самых важных вопросов по работе с соцсетями, которые мы поместили вот сюда.

Вывод один для всех: если вы активно пользуетесь соцсетями Meta, стоит следить за новостями и принимать решения, исходя из новых данных и прецедентов. Единственное, что сейчас определенно известно — гражданам России нельзя пополнять рекламный кабинет Facebook. Даже если возможность есть или вы находитесь в другой стране.

#
Новости
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.