Да и дети, как мы выяснили, тоже не горят желанием продолжать дело родителей.
В ходе исследования, в котором приняли участие около 100 000 работающих россиян, сервис «Авито Работа» выяснил, что 72% людей не хотят, чтобы дети выбрали для себя их профессию. Да и сами родители (по крайней мере 64% из них) не хотели работать по той же специальности, что отцы и матери.
То есть, в большинстве случаев люди не желают своим детям такой же судьбы. Сами дети, видя, как живут родители, тоже не хотят идти по этой проторенной дорожке. И виновата в этом не сама профессия, а то что она дает. Точнее, чего она не может дать – стабильности, достатка, удовольствия… То, что проблема затрагивает сразу несколько поколений, говорит о постоянной затянувшейся турбулентности, при которой стабильность и рост – лишь пустые слова.
Географически чаще всего против потомственности в профессиях выступают жители Новосибирска, (79%), Перми (78%) и Екатеринбурга (76%).
Если смотреть по отраслям, то такой же судьбы не желают своим детям специалисты в сфере продаж (82%), логисты и перевозчики (79%), преподаватели и педагоги (77%), а также люди, занятые в промышленности (77%).
У нас в TexTerra не нашлось ни одного сотрудника, кто хотел бы, чтобы их ребенок выбрал ту же профессию. По стопам родителей пошел только один человек. Еще несколько сотрудников начинали родительский путь, но передумали. Остальные 83% и не думали быть как папа или мама.
Но 28% опрошенных «Авито Работой» людей были бы очень рады, если бы дети выбрали их профессию. Так склонна думать, в основном, молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (51% от тех 28%).
За то, чтобы их дети занимались тем же, ратуют работники IT и телекома – 57%, маркетинга, рекламы и PR – 51% (хм… – прим. ред.) и консалтинга – 48%, а также банкинга – 46%.
Но в целом, династийность в России не в чести – 64% работающих россиян и не думали выбирать профессию родителей. И, кстати, не зря, потому что пожалели об этом только 8%.
Независимость от выбора родителей в свое время сильнее других демонстрировали нынешние продажники (70%) и работники сферы туризма (68%).
По стопам родителей пошли всего 11% людей.
Ольга Безматерных, кадровик во втором поколении, HR-директор TexTerra:
«У меня мама всю жизнь проработала в отделе кадров, и последние годы была его руководителем. Поэтому я один из тех немногих людей, кто пошел по стопам родителей и доволен выбором».
Еще 17% опрошенных начали было повторять карьерный путь мамы или папы, да бросили.
Стася Высочанская, SMM-стратег TexTerra:
«У меня бабушка преподаватель русского языка и литературы, мама пошла по ее стопам, я – тоже: два года в школе работала по той же специальности. А потом наступил 2020 год, и у меня было много свободного времени подумать над своим поведением. В школе были свои плюсы: детки хорошие, отношения с родителями и коллегами теплые, зарплата кошерная… Но оказалось, что это просто не мое».
Дарья Капитонова, SMM-маркетолог TexTerra:
«Мои родители работали во Всероссийском электротехническом институте (ВЭИ), занимаясь разработкой агрегатов бесперебойного питания. Мне их деятельность казалась очень интересной, поэтому в шесть лет я сформулировала, кем бы хотела быть, когда вырасту. Поставленная цель звучала так – стать "вэисткой-программисткой". И, надо сказать, я ее выполнила. На последних курсах МЭИ (Московского энергетического института), который располагался напротив ВЭИ, я уже подрабатывала там, а закончив институт, вышла туда на работу. И, хотя в трудовой у меня значится "инженер", как и у папы, но, по факту, первые пару лет я проработала программистом. Потом сменила отдел, в котором работала, а потом ушла в декрет. И... влюбилась в возможность работать удаленно. В результате сменила профессию на SMM-специалиста, так как она позволяет годами не появляться в офисе».
Но, как оказалось, в жизни бывают очень забавные случаи.
Мария Мернова, редактор TexTerra:
«Всю жизнь старались с мужем, чтобы дочь не пошла по нашим стопам, а она нашла хитрое решение. Муж – фотограф, я – редактор. После рождения дочери подписали пакт, что не будем отдавать ее ни на какие фото- и киносъемки, и не будем толкать в журналистику и работу с текстами. Держались подписанных условий все время, но в 8 классе дочь протоптала дорогу между нами сама – сказала, что будет дизайнером и точка, и научит нас, как все должно быть в этом мире с картинками и буквами. Месяц назад закончила Школу Дизайна, совмещает буквы и визуал в единое смысловое. Теперь мы под строгим взглядом дипломированного специалиста, сверяем свое представление о прекрасном с зумерской уверенностью, что все уже не так работает».
Наиболее популярны профессиональные династии в Казани (20%), Волгограде (18%) и Нижнем Новгороде (17%), а семейным делом чаще всего становится автобизнес (20%) и сфера образования (18%).
И, как оказалось, династийность имеет приятный бонус – выбравшие путь родителей дети заметно чаще довольны уровнем своих зарплат (76%).
Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работы»:
«Выбор карьерного пути определенно сложен и многогранен. Он должен зависеть от четких целей и взвешенных решений. Работа должна приносить не только материальный доход, но и удовлетворение, а также возможности самореализации и личностного роста. Результаты опроса определенно стоит трактовать как положительные, так как они демонстрируют стремление современных родителей дать своим детям больше свободы в принятии решения о выборе профессии. Респонденты отметили, что на выбор профессии в большей мере влияют интерес к сфере (39%), талант и предрасположенность (26%), финансовые перспективы (25%) и почти в самом конце — влияние семьи и близких (16%)».
Читайте также:
Все о минусах и подводных камнях самозанятости