Сегодня роль контента в интернет-маркетинге в общем и в продвижении сайтов в частности переоценить трудно. Мало того, роль контента будет, несомненно, увеличиваться и далее, и гораздо быстрее, чем нам это кажется. Ведутся фундаментальные разработки на стыке лингвистического анализа и математики, новые идеи быстро подхватываются.

В 88 году были впервые (на бумаге) зафиксированы принципы вероятностного латентно-семантического анализа, который лежит в основе и машинного обучения. Сегодня Matrixnet – это реальность, нравится это кому-то или нет. А в «эпоху Матрицы», как известно, роль какого-то одного фактора, участвующего в ранжировании сайтов очень сильно нивелирована. Контент становится тем способом привлечения НЧ-(и не только НЧ!)-трафа, который доступен, в общем-то, всем (пусть хотя бы теоретически, на практике это далеко не так).

Все это привело к тому, что сегодня многие компании стали серьезно заниматься контентом своих веб-представительств, оценивая траты на контент, как долгосрочные инвестиции. Что немаловажно – инвестиции, которые окупаются вне зависимости от смен поисковых алгоритмов (в общем-то, понятно почему: большое количество качественного уникального контента – это, прежде всего, низкочастотный траф, а он в меньшей степени страдает от смен поисковых алгоритмов).

И встал вопрос – как защитить свой контент? В общем-то, встал он не сейчас. Но если раньше этим вопросом занимались только непосредственно участники интернет-рынка и небольшая горстка самых передовых СМИ (вспомним нашумевшее дело «Ведомостей» против РБК), то сегодня этим вопросом занялись уже все коммерческие фирмы, чей успех зависит от поискового трафика. За последние полгода нам, в агентство по написанию контента Texterra, позвонило больше людей, чем за все время ранее. Звонили все – от владельцев небольших интернет-магазинов до e-commerce директоров крупных ритейлеров. Звонили с одним вопросом – как защитить свой контент, на который были потрачены иногда достаточно приличные бюджеты.

От чего защищаемся и что защищаем?

Как многие из нас знают, воруют всё: дизайн, верстку, код, иллюстрации. Это, конечно, нехорошо. Бороться с этим, видимо, нужно (кому-то и зачем-то), но если честно, я особого смысла в этом не вижу. Может, мое мнение пойдет вразрез с мнением большинства. Украли ваш дизайн? Радуйтесь, вас признали. Украли ваши фотографии? Да пусть их увидит как можно больше людей! Никого не призываю этим заниматься, но и осуждать как-то не получается. Как правило, вор смешон уже сам по себе, только своим фактом воровства, это, имхо, уже достаточное наказание.

Есть две принципиальные вещи, которые заставляют меня относиться совсем иначе к ворам текстового контента. Первое: текстовый контент влияет на продвижение. Существует прямо-пропорциональная зависимость: чем больше качественного уникального контента на сайте, темы выше поисковый траф по НЧ-запросам (это как минимум, и, в общем-то, это уже не требует никаких доказательств; но все более популярной становится точка зрения, и я ее придерживаюсь, что качественный уникальный контент сегодня способен менять ситуацию внутри ТОП-10 и по достаточно конкурентным запросам). В общем, качественный уникальный контент на сайте (не «размывающий» при этом тематику сайта, если сайт узко тематический) – это абсолютное благо.

Второе: поисковики, к сожалению, не совершенны, и достаточно часто они неправильно определяют первоисточник контента. Эти две вещи – влияние текстов сайта на ранжирование в выдаче и несовершенность определения первоисточника – являются причиной того зла, которое мы наблюдаем воочию: одна площадка (пусть молодая, менее «трастовая» и т.д.) вкладывается в контент, а вторая площадка его ворует и при этом определяется Яндексом как первоисточник контента (соответственно, и траф получает та площадка, которая определилась Яндексом как первоисточник). Именно о борьбе с такими явлениями я бы и хотел поговорить.

Простые шаги, которые никто не выполняет

Самоспасение висельника в петле, как известно, невозможно. Это медицинский факт. Вступив в интернет не только в качестве «серфера», «юзера» и «чаттера», но также в качестве владельца интернет-сайта, будьте готовы, что ваш контент украдут. Тем более, если контент у вас качественный, и вы много средств тратите на привлечение контент-агентств или журналистов-фрилансеров. Контент у вас украдут, а, значит, пытаться воспрепятствовать этому какими-то программными средствами невозможно. Это я пишу для тех, кто до сих пор думает (а таких немало), что какими-то скриптами можно запретить копирование текстов и иллюстраций с сайта.

Единственная профилактика воровства, которая мне известна, – это значок копирайта на каждой странице сайта. Это, действительно, средство профилактики, но никак не гарантия того, что текст не будет у вас украден. Знак копирайта, как известно, не создает и не признает за вами каких-то дополнительных прав, это всего лишь декларирование ваших прав на контент.

А вот какие меры необходимо применять после того, как ваши тексты оказались без вашего ведома на некоем сайте?

Первое. Напишите письмо владельцам ресурса (желательно по «обычной» почте на фирменном бланке, в фирменном конверте вашей организации), где сообщите, что со страницы (или страниц) вашего сайта ими был частично или полностью скопирован материал, права на который принадлежат вам, и вы готовы отстаивать свои права в судебном порядке. Лучше заказать написание такого письма юристам, поверьте, они не зря получают свой хлеб.

Банальный совет? О, да! Но вы не поверите, на этом этапе можно решить большую часть проблем. На самом деле, далеко не всегда на «том конце провода» сидит злобный карлик, мечтающий увести с вашего сайта как можно больше контента. Иногда «копипастом» на сайте конкурента занимается, без ведома своего начальства, нанятый сотрудник, задача которого как раз создавать этот контент. Иногда практика заимствования контента просто не считается в той или иной структуре особо криминальной. Но вот такие письма, поверьте, очень быстро и эффективно «вправляют мозги». Главное, не лениться, а отслеживать «копипастеров» и методично отправлять им письма.

Второе. Если первый шаг не подействовал, то с аналогичным письмом можно обратиться к хостинг-провайдеру, где размещен сайт-плагиатор. Отечественная судебная практика в отношении хостинг-провайдеров (говорим это безоценочно) достаточно зыбка и неясна. В российской судебной практике были дела, в которых хостинг-провайдер признавался ответственным за контент, размещенный на его серверах, в то же время были дела, в которых хостинг-провайдер не признавался ответственным за контент. А были даже такие, где хостинг-провайдер признавался ответственным и приговаривался к штрафу, но апелляция, поданная в Высший Арбитражный суд, это решение отменяла (вспомним дело: «Контент и право» против zaycev.net и «Мастерхоста»).

Эта неясность позиции государства в нашем случае оборачивается в пользу правообладателя контента. Официальное обращение к хостинг-провайдеру решает проблему – проверено на собственной шкуре неоднократно! Главное – это текст письма, конечно. Не нужно никого пугать, не нужно грозить судом. Обратитесь к хостинг-провайдеру как к третейскому судье, при этом отчетливо заявите свою позицию, что в случае игнорирования обращения вы оставляете за собой право идти далее по инстанциям для отстаивания своих прав. Тут важно с одной стороны не перегнуть палку, с другой стороны – вы должны чувствовать за собой право обращаться в суд и быть уверенными, что вы это сделаете, если будет необходимость. Хостинг-провайдеру в подавляющем большинстве случаев проще решить вопрос, что называется, «на месте» и со своим клиентом.

Третье. Искренне желаем, что первые два шага позволят вам не доводить дело до судебных разбирательств. Но если вдруг все-таки до этого дойдет, то необходимо сделать еще один шаг. И сделать его лучше заранее. В судебной практике есть определенные сложности с доказательством своих прав на контент (напомним, что знак копирайта доказательством не является!). Но есть такая вещь, как доказательство времени правообладания. Другими словами, если ни одна сторона не может доказать факт написания контента, то в суде будет рассматриваться вопрос, кто раньше обладал оспариваемым контентом. При этом дата публикация на сайте, естественно, рассматриваться судом не будет.

Есть два пути. Сложный путь: распечатайте свои материалы на принтере и отнесите их к нотариусу. Нотариус заверяет не ваше авторство, а время – когда они были к нему принесены. Другими слови, благодаря этим документам, вы сможете доказать в суде, что на такую-то дату вы имели на руках оспариваемый контент. Сможет ли такой документ предоставить ваш оппонент?

Второй вариант – по сути то же самое. Но он немного сэкономит ваше время и деньги, потраченные на нотариуса. Распечатайте документы и отправьте их себе по «обычной» (не электронной) почте в конверте на домашний адрес. Главное: получив конверт, не вскрывайте его. Запечатанный конверт имеет штамп почты с датами отправки и получения письма. Эти даты также будут свидетельствовать в суде в вашу пользу.

Вот, в общем-то, и все. Простые советы? Да, очень. Знают о них уже достаточно многие. Но почему-то не все стремятся исполнять. А, между тем, эти простые шаги способны убрать из индекса большую часть растиражированного контента, который принадлежит вам. Вы спросите, а что делать с теми, на кого это простые шаги не подействуют? А ничего не делать. Минус к карме еще никто не отменял. А за воровство контента карма падает очень быстро :), поверьте, мы знаем, о чем говорим.

Приветствуется тиражирование материала с указанием первоисточника.

#
Контент
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.