Орудие самоубийства – вот что разработчики думают про такие ресурсы.

Вам обещали сделать сайт, а вы не поинтересовались, на чем? Зря… Потратьте пять минут, и вы поймете, в какое безвыходное положение себя загнали, если ваш будущий сайт вдруг окажется самописным.

Вот о каких плюсах самописок продавцы обязательно рассказывают клиентам. Это и защищенность, благодаря уникальности кода, под который не существует вирусов (как под Linux), и уникальное решение, разработанное только под ваши нужды, и отсутствие выплат за дополнительные блоки.

К слову, нужды у любого бизнеса в общем-то одинаковые, и универсальные решения, которые подходят подавляющему большинству, давно разработаны. То есть, пара-тройка плюсов выглядит на этом фоне сомнительно. Но допустим, они все же есть. Однако минусы гораздо-гораздо серьезнее.

В плену у программиста

Заказчик (он же владелец) самописного сайта оказывается привязан к программистам. Без них он ничего не сможет поменять на сайте или починить. А менять периодически что-то надо: в каталоге, если это интернет-магазин, добавить новый блок, переставить плашки, ввести еще одну рубрику и т.д. Чинить сайт приходится и того чаще, и дело не только в атаках хакеров. Очень часто сайт ломается из-за криворукости контент-менеджеров или, не дай бог, администратора, вреда от необдуманных действий которого может быть гораздо больше. Что до хакерских атак, то противостоять им самописные сайты, несмотря на уникальность движка и грамотность кода, все равно не могут.

То есть, надо постоянно держать в штате IT-специалиста, либо оплачивать работу программиста на удаленке, или подписывать договор на обслуживание с каким-нибудь агентством. В любом случае, IT-специалисты будут иметь власть над владельцем самописного сайта – это заказчики сайтов массово проходили в начале 2000-х годов. Ценники на работы могут откровенно навязываться, сроки – не соблюдаться. Казалось бы, можно отказаться от столь нерадивого исполнителя и найти другого программиста. Но тут возникнут две нерешаемые проблемы.

Ни один программист не горит желанием лезть в код другого программиста, даже если тот изобилует подробными комментариями, а на руках есть внятное ТЗ. Чтобы разобраться в особенностях кода, надо потратить много времени. Поэтому за ремонт и модернизацию самописного сайта придется выкладывать немалые деньги: за каждую операцию – отдельным чеком. И новый исполнитель, зная, на каком вы крючке, тоже не будет убиваться ради соблюдения сроков.

Андрей Буссе, руководитель отдела разработки сайтов TexTerra:

«Ни один программист не полезет в чужой код. А если и отважится, потратив на это уйму времени, то отвечать за результат он точно не захочет: чинишь одно, но на этот кусок кода было что-то завязано, и это что-то обязательно сломается. Поэтому от подобных задач бегут, как от огня».

Вторая проблема заключается в том, что исполнитель, кем бы он ни был, может сменить все пароли доступа к сайту и исчезнуть, если вдруг решит, например, что его обидели. Тогда заказчик вообще остается ни с чем.

Куда идти, если программист сбежал

Именно эта печаль и произошла с «РусЭкоСветом». Это инжиниринговая компания, которая делает под ключ проекты по внедрению энергоэффективных технологий уличного, промышленного, ландшафтного, архитектурного и офисного освещения. Ее услугами воспользовались, например, власти Москвы для освещения Бульварного кольца, Дом промышленности в Уфе, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Храм Святой Троицы в Зарайске и еще десятки заказчиков.

Компания давно работает на рынке, к нам в TexTerra она обратилась после того, как программист, сделавший и обслуживающий их самописный сайт, пропал с радаров и перестал выходить на связь.

И как назло, именно в тот момент, когда компания решила расширить функционал сайта и многое на нем поменять. Вот она, та самая ситуация – сайт, вроде как есть, но его как бы нет, потому что сделать на нем заказчик сам ничего не может.

Мы не удивились, что программист «РусЭкоСвета» пропал – когда изучили код самописного сайта, стало понятно, что он постоянно дорабатывался методами установки заплаток и возведения пристроек. Любые дальнейшие модернизации были практически неподъемны, и легче было все снести и возвести заново – но на платформе «Битрикс».

Андрей Буссе, руководитель отдела разработки сайтов TexTerra:

«Если использовать готовый движок (в нашем случае – Bitrix), то там есть инструментарий, который оставляет руки заказчика развязанными. Например, он может выбирать себе подрядчиков из большого числа агентств и частников, отсеивая предложения по цене и срокам. Здесь у программистов уже не будет проблем с незнакомым кодом, с которым нужно разбираться, – сел и сделал. И вот поэтому заказчик остается независимым».

Ограничения самописного сайта

Их много. Объясним на нескольких примерах самописного сайта «РусЭкоСвета». Покупатель не мог выбрать на сайте определенную модификацию модели светильника и был вынужден оставлять заявку на всю линейку, после чего с ним связывался менеджер для уточнения деталей. Такой подход современный потребитель уже не понимает, да и менеджерам приходится делать много лишней работы. Специфика продукции предполагает широкий спектр моделей в рамках одного наименования товара – отличие может быть в одной характеристике, которую и приходилось уточнять.

Кросс-ссылки на самописных сайтах расставляются программистом. При заведении нового раздела или карточки блока, наподобие «Вместе с этим товаром заказывают», не подтянется автоматически. Нужно постоянно следить за перелинковкой – добавлять новое и актуальное, удаляя уже ненужное.

Любой новый фильтр, добавляемый в систему поиска, если она есть, предполагает, что нужно отметить его во всех старых карточках товаров и в категориях вручную.

Андрей Буссе, руководитель отдела разработки сайтов TexTerra:

«Эти моменты зависят, конечно же, от логики, которую закладывает программист при написании самописной CMS. Если у проекта есть нормальный менеджер, он соберет все пожелания по функционалу от заказчика и сформирует ТЗ для программиста. В этом случае все должно быть реализовано нормально, с установкой связей. Но если программист – человек-оркестр и сам все делает, то высока вероятность, что без запроса на функционал со стороны клиента все будет сделано по минималкам».

Изменения же структуры сайта, если он самописный, невозможны. Это переписывание всего, что есть, то есть по сути создание нового сайта. В случае же с Битриксом изменение структуры будет напоминать перестановку мебели, а не возведение нового дома.

Было – стало

Сайт «РусЭкоСвета» был, скорее, корпоративным (с информацией о компании и ее производстве), а не интернет-магазином или каталогом товаров и услуг. Компания работала, в основном, в госсекторе, где подобного сайта-визитки было достаточно.

Но «РусЭкоСвет» решил расширить присутствие на рынке, начав работать со всеми типами заказчиков, вплоть до частников, а для этого нужен совсем другой сайт, с иным функционалом, другой структурой (например, подразделами «Складское освещение», «Уличное освещение» и так далее) и множеством дополнительных возможностей. Нужен каталог с карточками товаров, нужна внятная навигация, кнопка заказа, чат с менеджером и многое другое.

Смотреть галерею

Благодаря возможностям «Битрикса», на котором нами был возведен новый сайт «РусЭкоСвета», мы сделали в каждой карточке товара миникаталог, чтобы пользователь мог легко и просто выбрать модель с важной для него характеристикой и ее заказать в нужном количестве. Этим же каталогом пользуются и менеджеры компании, что существенно ускорило их работу.

То есть, мы быстро сделали из сайта практически интернет-магазин, которому для этого звания не хватает лишь встроенной платежной системы. Она заказчику не нужна, так как после заказа с покупателем обязательно связывается менеджер. При необходимости, благодаря тому, что сайт на «Битриксе», заказчик сможет добавить платежную систему, а также подключить каталог на сайте к 1С, чтобы все заказы тут же без участия людей отображались во внутренней базе, и менеджеры видели остатки на складах в режиме реального времени. У «Битрикса» для этого есть специальный модуль, который достаточно просто установить за небольшие деньги. Для самописного сайта подобный модуль придется писать с нуля, что долго, недешево и чревато ошибками.

Не перегружен – значит креативен

Когда разработчик не завален рутинной работой, а у программистов, работающих с «Битриксом», проблем с этим нет, он предлагает интересные идеи и находит время, чтобы сделать продукт лучше, чем ожидает клиент.

Андрей Буссе, руководитель отдела разработки сайтов TexTerra:

«Очень интересным моментом в работе было заполнение раздела с примерами работ "РусЭкоСвета". Особенность бизнеса в том, что показать результат работы можно только в темное время суток. Чтобы красиво снять освещенное здание и его территорию ночью, и чтобы это не стало просто ярким пятном на черном фоне, нужно дорогостоящее оборудование и время. И все равно на снимках будут огрехи. Поэтому все фотографии мы обрабатывали не только вручную, но и прогнали их через нейросети: увеличили разрешение, настроили естественные контрастность и цвет, чтобы они выглядели так, словно ты видишь все собственными глазами. Кроме того, мы предложили заказчику добавить в примеры работ форму обратной связи и ссылки на карточки оборудования, которое использовалось именно в этом проекте».

Цена вопроса

Если заказчик ограничен в средствах, то он может заказать готовое решение на Bitrix. При этом и шаблон дизайна может быть уже готовым, а цветовую гамму всегда можно подобрать свою. Стоит это в пределах 100 тысяч рублей, если разворачивать сайт самостоятельно.

Если делать то же самое через агентство, то сайт обойдется в 300-350 тысяч рублей вместе с возможностью покрутить шаблон, как говорится, так и сяк и попробовать разные варианты, занести необходимый контент на сайт, придумывать любопытный визуал.

TexTerra работает не только с шаблонами. Специалисты агентства предлагают клиентам уникальный дизайн и функционал под клиента. Но на основе готовой CMS (Bitix или WordPress), что позволяет заказчику впоследствии не зависить от программистов, если нужно внести какие-то изменения в сайт.

Для сравнения, самописка, код которой создается с нуля, обойдется заказчику гораздо дороже – тысяч в 600 рублей. Что касается сроков, то прогнозировать этот параметр трудно – может уйти и год. Кроме того, здесь одним программистом не обойтись – необходимы специалисты разных профилей, между которыми необходимо наладить взаимодействие. И это будет заботой заказчика.

TexTerra является сертифицированным партнером Bitrix. Наши специалисты имеют большой опыт создания самых разных сайтов и приложений, будь то лендинг или интернет-магазин. Чтобы обсудить свой проект и узнать стоимость работ по нему, позвоните нам 8 (800) 775-16-41, либо напишите на почту mail@texterra.ru. Если вам удобнее использовать для этого WhatsApp или Telegram, ваш новый сайт можно обсудить и там.

Читайте также:

«Дзен» готов платить авторам за время!

Нужен программист «со знанием русского» – странный тренд!

На чем писать будем – рейтинг языков программирования 2023