Запускаем серию материалов на тему «Как наши коллеги, ведущие бизнес в интернете, справляются с кризисом». Давайте сверим позиции и подходы.
Как подстроиться под новую реальность, рассказал Вадим Забеглов, основатель маркетингового агентства ZAMEDIA.
Вадим Забеглов
– Насколько сильно пострадал ваш бизнес?
– Он не то чтобы пострадал, но пошатнулся из-за переноса подписания договоров и приостановки многих маркетинговых задач. В процентном выражении февраль оказался хуже января на 30 %.
– Вы уже начинаете урезать зарплаты и сокращать сотрудников?
– С конца 2021 года у нас был сформирован бюджет на собственное продвижение, но в январе мы решили отказаться от рекламных кампаний. Опыт коллег и наш собственный показал, что с рекламы приходит очень холодный трафик, который в редких случаях конвертируется в клиентов. Вырученные средства позволили сейчас избежать сокращений и урезания зарплат.
Главное в сегодняшних реалиях – это дать специалистам понять, что все более-менее стабильно. Важно, чтобы они не переживали и думали только о проектах.
– Как себя ведут клиенты?
– Клиенты, особенно по направлению SMM и веб-разработки, находятся в неопределенности, но проекты продолжают выполняться. По новым запросам решили отложить подписание договоров. Мы приостановили всем клиентам на две недели рекламу в Facebook и Instagram. Контент-план у большинства менять не планируем, разве что оставили до лучших времен публикации с юмором и активностями вроде розыгрышей и рекламных акций – только полезный и нейтральный контент. Относительно брендинга приостановок не было, но это я связываю с тем, что работы в данной сфере длятся от двух месяцев. Скажу одно точно – поток новых обращений с конца февраля снизился.
– Что будет с мартовским бюджетом?
– Нынешняя история не закончится по щелчку пальцев. След экономических последствий и неопределенности будет тянуться до конца апреля точно, тем более покупательская способность населения снизилась примерно вдвое из-за обесценивания рубля. Исходя из текущих реалий, мартовский бюджет будет уменьшен в 1,5-2 раза у производственных и продуктовых компаний, сегмента FMCG, брендов.
– Какие шаги по удержанию клиентов вы предпринимаете?
– Мы решили разбить оплату проектов на несколько частей, предоставив тем самым беспроцентную рассрочку.
Основной акцент делаем на комментарии в СМИ, публикации полезного материала на внешних площадках и SEO сайта агентства.
Социальные сети сейчас не ведем из-за ограничений и торможений Facebook и Instagram. Акций или скидок мы никогда не устраивали, так как это снижает рентабельность и уровень качества услуг, а труд специалистов мы очень ценим.
– Ваши прогнозы по развитию ситуации?
– На днях коллегами из рейтингового агентства Ruward было организовано исследование рынка на полгода вперед. В нем приняли участие более ста агентств, и в открытом доступе данных еще нет. Но в Telegram-канале издания Cossa они частично опубликованы. В основном мои прогнозы аналогичны: объем рынка разработки и продвижения, а также количество самих агентств уменьшится.
Голоса опрошенных руководителей агентств разделились почти поровну: половина считает, что рынок упадет или не изменится, другая половина – что он даже вырастет
Нужно учиться быстро реагировать на турбулентность, оптимизировать расходы и изменять каналы коммуникаций. Многие агентства уйдут, и останутся только те, кто смог адаптироваться.
Стоимость услуг после апреля однозначно вырастет из-за обесценивания рубля. Направление брендинга и веб-разработки будет также твердо стоять на ногах, чего не могу сказать об SMM.
– Что вы можете посоветовать компаниям в первую очередь?
– Digital-компаниям прежде всего нужно взять паузу и продумать дальнейшие действия. Например, задуматься о возможном сокращении и оптимизации расходов, перераспределении рекламных и медийных бюджетов, изменении каналов коммуникации в связи со сбоями в работе Facebook и Instagram, скорректировать краткосрочную стратегию развития. Стоит взяться за то, что все время откладывали, потому что важно переждать турбулентность.
– На какой стадии принятия вы находитесь?
– Пару дней назад была стадия торга, с этой недели – уже собственно принятие. Будем стараться адаптироваться к новой нормальности и предлагать клиентам лучшие решения, возможно, с уменьшенной стоимостью.