Проверили, что у нас будет с «железом» (и не только) в ближайшие год-два.

В апреле 2022 года мы с Максимом Горшениным, специалистом по импортозамещению, разбирались, что ждет отрасль электроники в России.

В декабре — 8 месяцев спустя — Максим Горшенин, владелец интернет-магазина отечественной микроэлектроники Imaxai, экс-начальник отдела проектов по развитию бизнеса МЦСТ снова ответил на вопросы TexTerra о том, что изменилось и как дела с электроникой обстоят сейчас.

Наш спикер, Максим Горшенин

Ждет ли нас кризис бытовой техники?

Со стиральными машинами, увлажнителями, кухонными комбайнами не будет проблем — у нас есть Bork, Scarlett и некоторые другие компании, которые производят бытовую технику.

Что касается электроники, министерство финансов США приняло поправку, выводящую из-под санкций потребительскую электронику: телефоны, ноутбуки, планшеты. Корея тоже вывела этот сегмент из-под санкций, так что можно выдохнуть, — планшеты и телефоны никуда не денутся.

Могут ли в России делать свои компьютеры?

Пока что у нас нас есть только возможность делать ноутбуки и компьютеры — в России умеют производить компоненты для них.

Но не все так однозначно: мир находится в состоянии глобализации, и даже Китай для производства техники закупает некоторые компоненты в других странах. Никто ничего не может производить единолично.

Производством компонентов для компьютеров (корпусов, материнских плат) в России занимается, например, ProSoft. Коммутаторы для выхода в интернет делают ProSoft и российское отделение D-Link.

Можем ли мы производить телефоны и планшеты?

Российские планшеты и телефоны могут появиться только через два-три года.

У нас нет своих фабрик по производству микросхем и микропроцессоров, поэтому и нет смартфонов и планшетов. Более того, у нас нет инфраструктуры и современных технологических норм для создания собственных фабрик, и в ближайшее время они не появятся.

Еще у нас нет производства экранов — сейчас они выпускаются в Юго-Восточной Азии: Корее, Японии и Китае. Мы будем вынуждены покупать их там, либо брать образцы и создавать на их основе что-то свое.

А фабрик, которые делают память для смартфонов, в мире всего шесть — и все они не в России, как вы уже могли догадаться.

Раз мы все еще можем покупать технику за границей, переживать не из-за чего?

Несмотря на сказанное, на нас все же надвигается кризис микроэлектроники.

Более 50% микропроцессоров создаются на Тайване. Эти фабрики сейчас испытывают большие нагрузки, в то время как некоторые другие фабрики простаивают — в мире уже дефицит микропроцессоров.

Прим.редакции TexTerra: микропроцессоры применяются практически везде — в ноутбуках, телефонах, космических аппаратах, в промышленности, в медицине и во многих других сферах и устройствах. У России есть собственные микропроцессоры — «Байкал» и «Эльбрус», но их производство не массовое, к тому же, организовано оно за рубежом. Пока что эти процессоры не такие производительные, как, например, те, что поставляли ушедшие из России AMD и Intel.

Что на декабрь 2022 года:

  1. Что касается TSMC (тайваньской компании по производству полупроводников) : сотрудники уже не живут на заводах. Но ситуация меняется кардинально — TMSC объявили, что хотят повышать цены на 25%.
  2. США хочет максимально отвязаться от «чужой» микроэлектроники и к 2025-2027 годам работать на всем «своем». Конкретно Apple планирует уже к 2024 году использовать американские микропроцессоры. Поэтому фабрики переносятся в США (вместо Тайваня, Японии и Южной Кореи) — будет выстраиваться американская система производства микроэлектроники.

Что в РФ на декабрь 2022 года:

  1. В России, как и в США, тоже хотят открыть свою фабрику — «Минпромторг» обещает к 2030 году. Этого должно быть более чем достаточно для того, чтобы обеспечивать микропроцессорами базовые станции, сетевое оборудование, МВД, например. Там не нужны супертонкие процессы, как, например, в производстве смартфонов.
  2. Что касается того, выгодно это или невыгодно — скорее всего, как и в случае TSMC, микропроцессоры, которые будут производиться в России, окажутся довольно дорогими. Производства Тайваня занимают сейчас 60% рынка, на них обещают поднять цены — глупо предполагать, что российские микросхемы вдруг будут дешевыми.

  3. Но в то же время, пока фабрика не открыта, ни одна российская компания по производству электроники не обанкротилась и не закрылась — это говорит о том, что есть какие-то обходные пути, как-то все-таки заказывают нужные в производстве компоненты. Мы не остались отрезаны от микропроцессоров — бизнес на то и бизнес, что должен находить выход из таких сложных ситуаций.
  4. США тем временем вводит санкции против компаний, которые якобы помогают поставлять компоненты в Россию обходным путем.

  5. Чтобы производство микропроцессоров и микросхем было выгодно, нужно выпускать их миллионами. В год же российские госкомпании закупают около 100-150 тысяч серверов. Расчеты показывают, что открывать такую фабрику в России невыгодно, потому что России столько процессоров не нужно, а больше их никто покупать не будет — и на Западе, и на Востоке есть свои фабрики. Государство может попытаться перенести какие-то фабрики к себе — из Тайваня или Китая. Купить их. Но это займет несколько лет, поэтому предполагаемое отставание России по микропроцессорам от всего остального мира — около пяти лет. Это может помешать развитию высоких технологий.

Что еще поменялось (или не поменялось) с апреля 2022

1. Очевидно, в России пока что нет микроэлектронного суверенитета

«Коммерсант» пишет, что «хотя в РФ выпускается критичная номенклатура микрочипов, текущих производственных мощностей для покрытия спроса даже на базовом уровне уже не хватает».

Чтобы достичь суверенитета в этой отрасли, нужны инвестиции в размере 400-500 млрд рублей до 2030 года. Наверное, на эти деньги и будет построена фабрика, о которой говорилось выше.

2. При этом в России регулярно что-то создается

«Росэлектроника» создала антенны для скоростного интернета в самолетах и систему, которая отражает 8 млн кибератак в сутки.

«Ростех» начнет производить роботов и уже разработал дистанционную систему доступа с помощью смартфона — она позволяет использовать телефон как электронный ключ и управлять замками.

Также были успешно заменены некоторые зарубежные разработки в области авиации.

3. Отечественных производителей гражданской электроники планируют субсидировать

Речь идет о компаниях, которые делают планшеты, смартфоны, ноутбуки и компьютеры. Возможно, это закроет часть потребностей населения.

По замыслу Минпромторга, субсидия должна помочь снизить себестоимость техники и быстрее заменить с ее помощью продукцию ушедших брендов.

4. Продажи ноутбуков упали на 22%

Это потому, что с российского рынка ушли Asus, Dell, HP, Apple и другие.

Да, часть техники все еще ввозится по каналам параллельного импорта, но все-таки ее недостаточно. Что будет дальше — мы пока не знаем.

5. Вырос спрос на устройства для гейминга

«Коммерсант» пишет, что доля продаж игровых ноутбуков в России за девять месяцев увеличилась до 50% рынка в целом. Однако используют их не только для игр — мощные игровые ноутбуки стали заменять премиальные марки, которые раньше покупали для работы.

Какие производители и бренды электроники и техники есть в России (и не должны уйти)

Заводы, которые производят электронику и технику:

  • АО «Пензенское Производственное Объединение ЭВТ им. В.А. Ревунова» — делают технику Deluxe;
  • «Краснодарский ЗИП» — измерительные приборы;
  • «Национальная компьютерная корпорация» (НКК) — компьютерную технику;
  • «Бердский завод бытовой техники» — бытовую технику;
  • ДОН — холодильники;
  • «Озонаторы от производителя» — как понятно из названия, производят и продают озонаторы;
  • «Депо Компьютерс» — ИТ-оборудование;
  • «Байкал Электроникс» — микросхемы;
  • «Эльбрус» — материнские платы.

Больше производителей — на сайте заводы.рф.

Бренды бытовой техники, производящейся в России:

Плиты: Flama (Краснодарский край), De Luxe (Пенза), Darina (Пермь)

Вытяжки: Elikor (Калуга);

Мелкая кухонная техника: Kitfort, Scarlett (зарегистрирован в Великобритании, но сборка ведется в России с 1996 года), Redmond.

Телевизоры: Hi, Sber.

Магазины электроники и техники, где все это продается (работают в России):

Citilink.ru — больше 1 000 магазинов и пунктов выдачи по всей стране.

DNS-Shop.ru — привозят некоторые товары по каналам параллельного импорта.

MVideo.ru — телевизоры, смартфоны, бытовая техника, прочие гаджеты.

Eldorado.ru — бывший конкурент М.Видео, сейчас компании слились. Продают то же самое.

Svyaznoy.ru — акцент на планшеты, ноутбуки, телефоны и смартфоны.

Holodilnik.ru — специализируется на бытовой технике.

Re-Store.ru — там можно найти айфоны и другую технику Apple; есть трейд-ин.

imaxai.ru — магазин отечественной электроники.

Подводя итог

  1. С софтом в России все хорошо — даже если какие-то привычные программы уходят, всегда есть те, которые могут их заменить.
  2. Офисные программы в России делает «Мой Офис» — сейчас количество скачиваний его программ выросло и, скорее всего, будут расти дальше.

    У Яндекса есть приложения для замены многих инструментов, которые мы привыкли использовать в работе:

    для видеозвонков — Яндекс.Телемост;

    для работы с таблицами, документами, презентациями — Яндекс.Документы;

    браузеры, карты, музыка и многое другое.

    Над написанием отечественных программ также работают «Ланит», Luxoft, «Совкомбанк.Технологии», «Сбербанк-Технологии» и многие другие.

  3. С «железом» тоже не все так плохо — мы можем производить ноутбуки и компьютеры, а для производства смартфонов не хватает компонентов и технологий, но все это можно возить из-за границы (хотя и с ограничениями).
  4. Скорее всего, телефоны будут закупаться в Китае, и если какое-то производство в России и начнется, то не раньше, чем через 2-3 года.

  5. Кризис микроэлектроники будет заметен в более высокотехнологичных областях.
  6. Микропроцессоры и микросхемы не производятся в России в нужном количестве, поэтому будут закупаться в дружественных странах. Но в этой области уже давно наблюдается кризис и дефицит — в первую очередь, из-за коронавируса.

    Чтобы обеспечить производство достаточного количества микрочипов, нужны инвестиции в размере 400-500 млрд до 2030 года.

    Так как потребительская электроника не находится под санкциями, кризис может быть только в более высокотехнологичных сферах — медицине, оборонной и космической отраслях, промышленности.

  7. Чтобы справиться с недостатком предложения на рынке, планируется запуск фабрики микросхем в России

А еще государство планирует субсидировать отрасль гражданской электроники.

Читайте также:

«Times New Roman, Arial, Helvetica – все! Чем нам грозит блокировка… шрифтов»

«Google отключает российские смартфоны»

«10 программ, которые надо срочно написать нашим программистам»

#
Разработка
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.