Поиск, браузер Chrome, Gmail, система Android, Youtube, GoogleDocs, карты, GooglePlay… – IT-гигант слишком плотно вплетен в нашу жизнь. И что теперь?

Представительство Google в России готовит обращение в Арбитраж, чтобы начать тем самым процедуру банкротства. Причиной стала конфискация его активов в размере около 1 млрд рублей.

Виной всему – контент, который регулирующие госорганы признали незаконным. В декабре компании был выписан штраф в 7,2 млрд рублей, который потом увеличился еще на 506 млн рублей. Последний срок оплаты штрафа истек 19 марта 2022 года, после чего счета российской дочки Google были арестованы.

«Арест российскими властями банковского счета Google Russia сделал невозможным функционирование нашего российского офиса, в том числе наем и оплату труда российских сотрудников, оплату поставщиков и продавцов, а также выполнение других финансовых обязательств», – заявили в представительстве Google.

Google уходит из России, но компания заявила, что ее бесплатные сервисы продолжат работать:

«Мы знаем, что люди в России полагаются на наши сервисы для доступа к качественной информации, и мы продолжим предоставлять бесплатные сервисы, такие как «Поиск», YouTube, Gmail, «Карты», Android и Play, нашим пользователям».

Но сегодня все меняется слишком быстро и неожиданно.

Уже известно, что большинство сотрудников Google Russia выехали в Дубай, немногие оставшиеся в стране уволились, чтобы искать работу в России.

Все это может иметь самые разные последствия – охватить их все не хватит фантазии, но специалисты TexTerra представили это будущее.

Если Google закроет в России юрлицо, то… последствий может быть так много и все такие увлекательные, что прямо теряешься, за что хвататься в первую очередь.

Но из главных – тогда уже почти ничто не будет ограничивать компанию в проведении той линии поведения, которая ей кажется необходимой. И почти ничто не помешает государству реагировать таким способом, который оно обычно и выбирало до сих пор.

Google – это локомотив современной цивилизации (ну, один из, понятно). Если локомотив отцепляется, локальный состав начнет тормозиться еще интенсивнее. Мощностей Яндекса не хватит на движение с привычной скоростью.

Александр Монахов

директор по контенту и маркетингу TexTerra

Первое, что приходит в голову, – наверное, российский пользователь не увидит новых фишек поисковика. На самом деле большую часть из тех функций, которые тестировала или о которых заявляла компания, мы так и не увидели.

Например, бренд анонсировал показ данных о качестве воздуха – но только для США и Индии. Построить собственный квантовый компьютер в The Qubit Game россияне как бы могут… но для того, чтобы в это поиграться, нужно знать английский – локализации нет и не предполагается. Google начнет помечать часто цитируемые ресурсы, чтобы пользователи видели первоисточник – но только в Штатах. Виджеты погоды, фильмов, трендов и прочего вообще для российских пользователей не тестировались, насколько мне известно. В прошлом году поисковик тестировал вкладки в сниппетах – но и это до нас не дошло.

Вот эмодзи, которые не нужно локализовать, у нас появились, да. Думаю, примерно на этом (почти на нулевом) уровне до нас и будут докатываться обновления: особо ничего не изменится.

Дарья Завьялова

выпускающий редактор TexTerra

Что изменится с банкротством Гугл? С точки зрения сммщика — практически ничего. Все возможные ограничения по рекламе уже действуют, тут ничего нового ждать не приходится. Исчезнет русификация поисковика? Маловероятно. Будут внесены изменения в Политику конфиденциальности и Условия использования? Возможно. Будут ограничены какие-либо сервисы? Этого тоже нельзя исключать. Но! «Жизненно необходимых» (в сфере SMM) среди них нет.

Дарья Капитонова

SMM-маркетолог TexTerra

Если Google сохранит доступ к бесплатным сервисам, тогда для конечного пользователя все останется по-прежнему. Бизнес адаптировался к контексту в Яндекс.Директе, рекламные бюджеты перетекли туда, там и останутся. Маркетологи продолжат пилить контент под Google и его продукты для органического продвижения бизнесов, поддержания веса сайтов.

Но! Новость о банкротстве российского филиала Google наложилась на слухи о продаже Поиска Яндекса. Представим, что они окажутся правдой: будет меняться владелец и алгоритмы. Диджитал- и бизнес-сообщество будет негодовать, писать гневные комментарии, но... рекламу все равно надо крутить! Только куда нести деньги?

Тогда на сцену выходит... VK. Компания уже использовала момент с запретом соцсетей – большая часть рекламного бюджета на таргет перетекла к ней. Не исключено, что возьмутся активнее и за контекст, только... в Поиске Mail.ru. Это вовсе не значит, что площадка сразу оживет. Но то, что она получит большой кусок от рекламных бюджетов – вполне возможно.

Пока все это звучит, как сюр. Но весенние месяцы показали, что невозможное возможно... Так что нам остается только ждать. И адаптироваться.

Татьяна Соколова

видеомаркетолог TexTerra

По-моему, как и с уходом любого из сервисов, всем будет больно. Тем более этот сервис имеет потрясающие продукты, которым сложно найти альтернативу, и тем более бесплатную, как это предлагал Google. Но, тем не менее, еще в феврале-марте многие, и мы в том числе, начали готовиться к такому сценарию и переносить важные данные на аналогичные сервисы. При этом часть из них кое в чем превосходят некоторые продукты Google, так как они создавались именно под нас, россиян. Будет печально, если Google уйдет и со временем прекратит поддержку таких продуктов как Google Документы – наиболее часто используемый мной сервис.

Если говорить в разрезе не личного опыта, разве плохо, если финансы буду оставаться внутри страны? Российские компании начнут пользоваться услугами российских сервисов. Звучит, вроде как, неплохо.

Ну а паниковать и сильно переживать по этому поводу не вижу смысла – это та ситуация, на которую мы повлиять не сможем. То, что сейчас происходит в мировом инфополе, на мой взгляд, делает для большинства новость о банкротстве российского представительства Google второстепенной. И предсказуемой.

Екатерина Колесникова

директор по разработке TexTerra

Вряд ли мы были для них большим рынком, но все же оборот Google в России составлял около 150 млрд рублей. Что будет после ухода Google как юридического лица из России? – наверное, то же самое, что и до его прихода. Кажется, что появится некая брешь, ведь для многих это будет являться большой потерей, так как годами бизнес и обычные пользователи взаимодействовали с десятками сервисов Google. Агентский бизнес, связанный с услугами по рекламе, также будет закрываться. Останутся только те, кто сумеет быстро адаптироваться и работать с существующими инструментами.

Но в остальном «Гуглу» отворачиваться от России нет смысла. Например, локализация на русский будет сохраняться, так как по статистике 300 млн человек на планете владеют и пользуются русским языком как основным либо вторым. Вряд ли компания захочет терять такую аудиторию. Что касается российских разработчиков, то их по прежнему будут нанимать в компанию: они признаны одними из лучших в мире.

Банкротство российского представительства Google – это и хорошо, и плохо. С одной стороны, у российских рекламных площадок появляются возможности для развития и новые рекламодатели. С другой стороны, те, у кого бизнес стоял на рельсах Google, те, у кого финансовые потоки из Google являлись основными (блогеры), потеряли очень много (если не всё) и вынуждены отстраиваться в новых платных каналах.

Сам рынок уже изменился кардинально – сократился в разы, так как ушло множество рекламодателей. Реалии таковы, что нужно подстраиваться под обстоятельства и задействовать те каналы и инструменты, которые не использовались ранее. У нас есть отлично работающий Яндекс.Директ и Рекламная сеть Яндекса (РСЯ), Яндекс.Дзен и Mytarget, Пульс Mail.ru…

Сейчас освободилось очень много места, появился огромный простор на рекламном рынке. Те, кто первым это поймет, будет в авангарде и скорее всего при большем количестве клиентов.

Сергей Бахинский

руководитель отдела продаж TexTerra

#
Новости Google
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.