В январе текущего года Google обновил Knowledge Graph. Граф знаний 2.0 пока не появился в русскоязычном поиске. Однако эта технология уже заставила задуматься маркетологов, работающих с англоязычным Google. Некоторые специалисты утверждают, что Google использует обновленный Knowledge Graph, чтобы воровать чужой контент и трафик. Насколько справедливы эти обвинения?
Что такое Knowledge Graph
Граф знаний или Knowledge Graph — это технология Google, позволяющая формировать ответы на некоторые запросы пользователей непосредственно на странице поисковой выдачи. Поисковик анализирует семантику запроса и выдает ответы, используя информационные базы данных. Вот как это работает:
В ответ на запрос поисковик выдал краткий и конкретный ответ, оформленный в виде answer box или карточки графа знаний. Благодаря алгоритму Колибри крупнейшая поисковая система корректно проанализировала семантику пользовательского вопроса. А где Google нашел нужный ответ? Чтобы понять это, взгляните на иллюстрацию:
Google взял информацию для answer box с панели графа знаний, которая находится в правой части страницы выдачи. В свою очередь, поисковик использует для формирования панелей Knowledge Graph ограниченный перечень источников, в который входят «Википедия», Google+, Freebase.
Почему Google пришлось обновить Knowledge Graph
Как сказано выше, для формирования панелей Knowledge Graph поисковик использует несколько источников. Все эти источники развиваются благодаря усилиям сотрудников и волонтеров. Поэтому Google столкнулся с проблемой, из-за которой были созданы все поисковые системы.
Роботы-поисковики появились в тот момент, когда люди перестали справляться с добавлением информации в каталоги сайтов. Граф знаний 2.0 появился в тот момент, когда появилась необходимость выйти за пределы ограниченного круга источников информации, созданных людьми. Проще говоря, Google не хочет брать информацию для графа знаний только из «Википедии». Поисковик научился автоматически отвечать на вопросы, используя все проиндексированные сайты.
Вот как выглядит ответ на англоязычный запрос «ставка налога на социальную безопасность»:
Скажете, answer box графа знаний 2.0 ничем не отличается от аналогичной карточки первого Knowledge Graph? Обратите внимание на ссылку. Поисковик сформировал ответ, используя данные, взятые с правительственного сайта. Таким образом, Google использует в качестве базы данных для формирования ответов весь интернет.
Новый answer box расположен в верхней части левого столбца SERP, как и карточки первого графа знаний. Google научился достаточно подробно отвечать на вопросы пользователей. Вот как выглядит answer box, сформированный в ответ на запрос «камень для рожденных в сентябре»:
Обратите внимание, поисковик выделяет жирным прямой ответ на вопрос. Карточки ответов графа знаний 2.0 стали похожи на блок «Определения в интернете», который в русскоязычном поиске формируется преимущественно из данных «Википедии».
Новый топ
Карточки ответов графа знаний 2.0 фактически стали новой первой позицией в выдаче. Они первыми привлекают внимание пользователей, так как расположены выше органических результатов. По данным MOZ, очень часто answer box формируются из данных, взятых с сайта, расположенного на первом месте выдачи. В этом случае пользователь видит сразу две ссылки на ресурс-донор: первую в карточке ответа, а вторую непосредственно в результатах поиска. Вот как это выглядит:
Однако в некоторых случаях Google использует в качестве донора ресурсы, расположенные не на первом месте выдачи. Например, Forbes занимает три первые строчки выдачи по запросу «самый богатый человек планеты». А данные для answer box берутся с ресурса, занимающего восьмое место:
Примечательно, что сайт Time.com, чьи данные попали в answer box, прямо ссылается на Forbes. По информации MOZ, «Гугл» предпочел «Тайм» «Форбсу», так как последний использовал неудачный дизайн страницы и бесконечную прокрутку. Кроме того, не последнюю роль сыграла семантическая релевантность. На сайте «Тайм» имя Билла Гейтса расположено рядом с фразой «самый богатый человек на планете». На сайте Forbes вообще нет точного вхождения фразы «самый богатый человек на планете».
Значение семантической релевантности подтверждается следующим мини-экспериментом. Если ввести в качестве запроса фразу, использованную на сайте Forbes, в карточку ответа попадает именно этот ресурс.
Все только начинается
Google еще предстоит совершенствовать граф знаний 2.0 и функцию answer box. Иногда карточки ответов выглядят смешно:
Однако уже сейчас понятно, что поисковик будет улучшать качество ответов за счет использования контента проиндексированных сайтов. Кстати, поисковик уже значительно увеличил количество источников информации для формирования расширенной панели графа знаний. Обратите внимание на блок related topics на следующей иллюстрации:
Также обратите внимание на ссылку на сайт-донор. Она едва заметна на фоне определения. А голубым цветом выделены ссылки, позволяющие ознакомиться с результатами выдачи Google по соответствующему запросу.
Граф знаний 2.0: больше вопросов, чем ответов
Благодаря Knowledge Graph 2.0 Google может отвечать на запросы пользователей, не ограничиваясь онлайн-энциклопедиями в качестве источников информации. Крупнейшая поисковая система мира научилась использовать для ответов данных, которые вы публикуете на своем сайте. Если раньше Google просто ссылался на ваш ресурс и отсылал на него посетителей, то теперь он отображает базовую информацию уже на странице выдачи.
Эта ситуация безусловно выгодна для пользователей Google. Но граф знаний 2.0 нарушает баланс интересов поисковой системы и владельцев сайтов. Поисковик фактически лишает ресурсы части трафика. Он использует информацию со сторонних ресурсов, чтобы удержать пользователей от перехода на сайт или заставить их совершать дополнительный поиск.
В связи с этим возникает вопрос: не станут ли действия Google причиной падения качества контента в масштабах Сети? Ведь Google берет информацию для answer box с самых качественных ресурсов. При этом он лишает их трафика, так как пользователи получают нужные данные, не покидая SERP. Google заставляет владельцев сайтов думать, что они получают взамен, публикуя информацию.
Как вы думаете, какая ситуация более предпочтительна: когда в карточку ответа попадает информация с вашего сайта или с сайта вашего конкурента? Почему?
Адаптация материала Knowledge Graph 2.0: Now Featuring Your Knowledge by Peter Meyers.