Страховая компания «Росгосстрах Жизнь» и HH.RU провели опрос среди трудоустроенных россиян. Выяснилось, что для маркетологов, пиарщиков и юристов переработки давно стали нормой.

Почему люди перерабатывают

Почти 73 % опрошенных признались, что работают в отпуске и на выходных. Причем неважно, из офиса трудится человек или дома – овертаймы есть у всех. Примечательно, что в крупных компаниях и госкорпорациях перерабатывают почти 75 % сотрудников, а вот в небольших компаниях этот показатель меньше – 70 %.

Каждый пятый россиянин перерабатывает каждый день, а каждый третий – раз в неделю. Время, которое специалисты тратят на переработку, варьируется в среднем от одного до трех часов.

Основная причина переработок, по мнению опрошенных, – страх отказать руководителю и коллегам. Почти каждый третий работник боится потерять свое место или подвести коллег. Четверть опрошенных признаются, что берут на себя больше, чем могут сделать. Примерно столько же работников не умеют планировать рабочее время. В некоторых компаниях просто принято работать много. Те, кто уходят раньше, выбиваются из коллектива. Об этом упомянули также около трети опрошенных.

Есть и другая категория опрошенных – люди, которые любят свою работу. Почти треть респондентов указали, что им доставляет удовольствие то, что они делают, поэтому они с радостью работают допоздна. Чаще всего в этом признавались работники творческих профессий, а также специалисты из сферы маркетинга и пиара.

Юрий Пятаков,
заместитель HR-директора TexTerra

Если говорить про переработки в нашей компании, то да, безусловно, они бывают. В зависимости от участка работы у кого-то их больше, у кого-то – меньше. Периодически перерабатываем мы все.

Общая нагрузка в коммерческом сегменте очень высокая, а у нас нет спонсоров, нет инвесторов, нет госвливаний, грантовых денег и тому подобных историй. Мы все, что имеем, зарабатываем самостоятельно, ценой силы и ресурсов сотрудников, которые выкладываются по полной изо дня в день.

Зачастую у сотрудников TexTerra, которые остаются и перерабатывают, заработные платы плотно привязаны к KPI. То есть от того, как они свою работу выполнят, зачастую зависит, какой уровень дохода они получат по итогам месяца.

У нас перерабатывают и сотрудники, которые работают на фиксированном окладе, и здесь переработка – вопрос не дополнительной оплаты, а профессионализма: работу, в которую мы впрягаемся, выполняем всегда в нужном качестве и в согласованные сроки, чтобы в конечном счете нам не было стыдно перед клиентом и перед самими с собой.

За чей счет банкет

По статье 152 Трудового кодекса РФ, сверхурочная работа оплачивается не менее чем в полуторном размере за первые два часа, а в последующие часы – не менее чем в двойном размере. За работу в выходные можно требовать двойную оплату или отгул. При этом переработка не должна быть дольше двух дней подряд и не дольше четырех часов.

Больше 70 % сотрудников сферы маркетинга, рекламы и PR, а также топ-менеджеры не получают доплату за переработки.

Сотрудники транспортной сферы, СМИ и логистики в этом плане более подкованы. Каждый второй из них признался, что не стесняется просить оплату потраченного времени.

Юрий Пятаков,
заместитель HR-директора TexTerra

На самом деле, данные вполне логичные и закономерные. Сейчас в большинстве динамично меняющихся сегментов и отраслей так или иначе увеличивается общая рабочая нагрузка. Перестраиваются бизнес-процессы, вырастают требования, конкуренция. Это всегда сказывается на общей нагрузке сотрудников. Крайне часто без переработок даже минимальный объем задач выполнить качественно и в нужный срок невозможно.

Это характерно не только для маркетинга, но и для большинства современных сфер. В маркетинге это просто более ярко заметно, потому что очень высокий темп работы, количество изменений в отрасли.

Требования к современному соискателю на рынке труда, если он, конечно, хочет высокооплачиваемую работу и хорошее положение в обществе, на мой взгляд, постоянно растут, если мы говорим о коммерческом сегменте. Единственный сегмент, которому не грозят переработки – это муниципальные организации. Вот там работа от звонка до звонка действительно сохранится дольше, чем в любой другой сфере.

Как к этому относиться? Как к неизбежной новой реальности в рамках стремительно растущих темпов и условий жизни современного человека. Если мы принимаем за аксиому, что человеческая психика, как резинка, имеет возможность эластично растягиваться до нужных амплитуд, это очень сильно облегчает процесс перестройки под новую реальность. Лучше будет, легче – нет.

Эксперты советуют обсуждать вопросы переработки с начальством при трудоустройстве, на берегу.

#
Новости
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.