Доход от кинопроката – это только часть денег, которые получает производитель фильма.

Сборы «Чебурашки» уже перешагнули отметку в 4 миллиарда рублей и продолжают расти. Но создатели фильма собирают прибыль не только в кинотеатрах.

Феномен кино «Чебурашка»

Такие большие кассовые сборы «Чебурашки» по большей части объясняются датой выхода фильма — 1 января 2023 года. Напомним, что прошлым рекордсменом стал фильм «Холоп», который вышел 26 декабря 2019 года и собрал в прокате большую часть денег как раз в новогодние каникулы перед началом пандемии.

Отсутствие западных новинок еще больше подталкивает зрителей выбрать российское кино. Немаловажно и название картины, которое сразу вызывает ностальгические воспоминания у молодых родителей и более старшего поколения.

Многие выбирают, пойти на фильм или нет, ориентируясь на отзывы. Особенно важно так называемое «сарафанное радио» после первой недели показа: помните, как часто отечественные кинопроизводители обвиняли раньше зрителей, что те обрушивают им рейтинг фильма и на него перестают ходить? Сейчас рейтинг «Чебурашки» на Кинопоиске – 7,8 по данным 137 тысяч оценок. У «Холопа» — 6,8 баллов и 550 тысяч оценок.

Создатели «Чебурашки» — компании Yellow, Black&White, кинотеатр «START» и «Союзмультфильм», а также режиссер Дмитрий Дьяченко (снявший «Последнего богатыря» и «О чем говорят мужчины») — так вдохновились успехом фильма, что планируют сделать из него франшизу. Надеемся, следующий фильм выйдет не через 13 лет, как вторая часть «Аватара». Напомним, что из миллиардов, которые зарабатывают фильмы, половину забирают кинотеатры, половина достается производителям. Обычно такая договоренность, иногда кинотеатры забирают больше 50%.

Впрочем, сборы в кинопрокате – только часть дохода производителей. Вот как создатели «Чебурашки» и непричастные к картине бренды сумели заработать на образе зверька из СССР.

Шубы, игрушки и книги

«Чебурашка» вызвал не только бурное обсуждение в инфопространстве, но и рост популярности товаров с образом главного героя. Согласно исследованию Moneyplace, в период с 11 декабря по 10 января на Wildberries произошел резкий скачок в запросах «шуба чебурашка с поясом», «варежки чебурашка», «шуба чебурашка зимняя женская короткая» и так далее. По сравнению с месяцем ранее число запросов по таким ключевым словам выросло на 200 и более процентов.

Чебурашка тут и при чем, и не при чем: шуба-чебурашка — это шуба из искусственного меха, текстура которой напоминает плюшевую игрушку. Возможно, такой всплеск интереса действительно связан с фильмом «Чебурашка», но с его персонажем зимняя одежда не имеет ничего общего. По запросу «костюм чебурашка» за вторую половину декабря и начало января наблюдался прирост всего 10,6%, и вот он действительно может быть частично связан с фильмом (а частично – с традиционным ростом спроса на карнавальные костюмы перед новогодними праздниками).

Детские игрушки в виде Чебурашки на Wildberries также не сказать, что сильно выросли в популярности — с 28 декабря по 10 января на маркетплейсе было продано всего 45 штук. Зато оффлайновые магазины отчитались об ажиотажном спросе — с 1 по 12 января в «Детском мире» было продано почти 1,5 тысячи товаров с изображением Чебурашки, что в два раза больше прошлогоднего результата.

Лучше стала продаваться и книга «Крокодил Гена и его друзья»: «Читай город» отчитался о росте продаж этого товара на 12% год к году, «ЛитРес» – о двукратном росте числа покупок, а Ozon рассказал об увеличении числа продаж произведения на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

У нас в TexTerra вы, кстати, можете заказать дизайн мерча — сделаем качественно и быстро по вашему заказу.

Авторские права, или Как (не) заработать на Чебурашке

Заработал «Союзмультфильм» не только на мерче с Чебурашкой, но и на авторских правах: компания отсудила у владельца кафе «Тебурасика» 8 миллионов рублей за незаконное использование образов Чебурашки и Крокодила Гены.

А в сентябре 2022 года стало известно, что «Союзмультфильм» подал более 5000 исков к различным компаниям со средним «чеком» в 50 тысяч рублей. Иски касались не только Чебурашки, но и других персонажей, принадлежащих студии, включая котенка Гав, Винни-Пуха и Карлсона.

Но на самом деле с правами на Чебурашку всё очень запутанно. До распада СССР образ Чебурашки и Гены «гулял» по всему миру, и его свободно копировали в различных странах, включая Японию и Швецию. После распада СССР автор книг о Чебурашке и соавтор сценария к мультфильму Эдуард Успенский создал компанию, на которую оформил авторские права. «Союзмультфильм» оказался против и долгое время судился с Успенским. В итоге всем, кто хотел использовать образ Чебурашки, приходилось платить и Успенскому, и мультипликаторам.

В 2014 году свет увидел японский мультфильм — фактически, расширенная версия оригинальной советской картины. В России по просьбе «Союзмультфильма» прокатное удостоверение фильма сначала отозвали, а после просьбы Успенского – вернули.

После проигрыша Успенского в суде права на Чебурашку перешли практически полностью «Союзмультфильму», но на территории стран бывшего СССР: образом персонажа в остальном мире владеет японская Cheburashka Project LLP. Российская компания пытается оспорить заключенный в 2005 году договор между студиями.

Как видно, руководство «Союзмультфильма» трепетно относится к своему персонажу, поэтому если вы захотите «хайпануть» на взлетевшем спросе на Черубашку, за разрешением стоит обратиться к правообладателю. Придется заплатить «Союзмультфильму» за использование образа, и только после этого вы сможете продавать игрушки в виде Крокодила Гены и Чебурашки на маркетплейсах и где угодно. Конкретных расценок нам найти не удалось — вероятнее всего, цена рассчитывается индивидуально для каждого клиента.

Но есть истории, когда «Союзмультфильм» и вовсе не просит денег и выдает разрешение бесплатно. Но на некоммерческое использование образов — например, в названии или логотипе блога. Для выпуска и продажи продукции с персонажами компании за такое разрешение придется заплатить.

Впрочем, на волну интереса к «Чебурашке» вы уже не успели, но вот несколько громких релизов ближайших месяцев, за которыми стоит последить.

Российские релизы начала 2023 года

Из российских фильмов на ближайшие месяцы нас ждет разве что новая часть комедии «О чем говорят мужчины». Пожалуй, одна из немногих качественных российских комедий собирала до этого в прокате хорошие суммы: судя по рейтингу ожидания нового фильма в Кинопоиске, новая часть тоже сможет собрать хорошую кассу.

Более интересным представляется игра от российской студии Mundfish под названием Atomic Heart. Смесь Doom, Метро 2033 и немного Skyrim — игра обещает быть крутой. Геймплейные трейлеры очень порадовали:

Для фанатов Гарри Поттера самым ожидаемым релизом станет Hogwarts Legacy — игра, которая выйдет на ПК и консолях 10 февраля. Самого Поттера в игре не будет, зато можно будет прочувствовать атмосферу Хогвартса, полетать на гиппогрифе и драконе. С покупкой игры в России могут быть проблемы, но всегда есть обходные пути.

На этом пока что всё — начало 2023 года не так богато на новые релизы, как хотелось бы.

Читайте также:

Западные фильмы уходят из России (если вы за них платили!)

Лучшие фильмы про Digital 2022 года

Игра Stray – здесь вы будете мяукать, скидывать предметы и лакать воду

#
Контент
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.