Секреты от маркетологов, специалистов по e-commerce и лидеров рынка.
Обновил: Сергей Ломакин
За прошлый год бизнес в России кардинально изменился, причем ничто не говорит о том, что все вернется в прежнее русло в ближайшее время. А значит, всем компаниям, кто хочет пережить этот период, придется перестраиваться.
Александр Монахов, директор по контенту и маркетингу в TexTerra:
«Шесть тезисов на 2023 год:
- Все еще есть свободные ниши после продолжающегося исхода западных компаний.
- Денег стало меньше у всех: и у продавцов, и у покупателей.
- Бренд играет все меньше роли при выборе – переплачивать 30-50% все меньше желающих.
- Ресейл, вторичка, секонд-хенд, восстановленка, экологичное потребление и прочие эвфемизмы для покупок подержанных вещей.
- Импульсивность покупок продолжит снижаться.
- Затащить людей в оффлайн-магазины все сложнее. И не факт, что нужно».
На какие продукты и услуги при этом делать упор в разных сферах бизнеса, рассказываем дальше – на основе опыта тех, кто уже перестроился.
Магазины электроники: ориентир на Китай
Цены на технику взлетели еще в феврале 2022 года, реагируя на резко возросший спрос и всеобщую неопределенность.
Магазины техники стали сворачивать кредитные программы и программы рассрочки, поэтому людям пришлось брать технику подешевле — на те деньги, которые у них есть.
Кроме продажи б/у есть еще один способ предложить продукцию по доступным ценам – расширить ассортимент за счет брендов массового сегмента. Так поступил «М.Видео-Эльдорадо», добавив в свой ассортимент бренды Thomas, Kuppersberg, Panairo, MEDITECH, Gunnar, Ginzzu, SEG, Supra, Brabantia, Simfer, Perfeo, Morphy Richards, Kelli.
Еще один тренд для сохранения прибыли – расширение клиентской базы за счет интернет-продаж:
- «Ситилинк» объявил о расширении географии оказания услуг для бизнес-клиентов. Если раньше у компании заказать сборку компьютеров, установку техники, монтаж и демонтаж электротехнического оборудования и другие услуги могли в 30 городах, то в планах «Ситилинка» – расширение до 80 регионов России.
- «Яндекс.Маркет» расширил зону действия сервиса «Маркет для бизнеса» до 46 регионов России. Представители бизнеса теперь могут заказывать товары онлайн на юрлицо или ИП.
Прогноз на 2023 год
Есть тренд на закрытие офлайна. Глава DNS Дмитрий Алексеев сообщил, что за 2022 год компания была вынуждена закрыть 150 магазинов. Люди предпочитают маркетплейсы и покупки в онлайне.
Импортозамещение идет полным ходом — продажи бытовой техники, произведенной в России и СНГ, выросли за год на 34%. При этом само производство бытовой техники в нашей стране из-за ухода иностранных производителей снизилось на 40%.
Число магазинов электроники уменьшилось на 5%. Также прослеживается уход от крупных форматов (расширенные точки продаж) к мини-магазинам.
Российский рынок холодильников и стиральных машин начинают быстро занимать присутствовавшие ранее на нем китайские компании. Бенефициар замещения в этой сфере — бренд Haier.
Маркетплейсы: акцент на российских брендах
У российских брендов должно быть меньше проблем с логистикой, и цены на их продукцию должны расти не так сильно, как на западные товары. Плюс можно сделать ставку на рост «патриотических» настроений покупателей. Акцент на российских брендах очень логичен со всех сторон.
Хотите вывести свой бренд на маркетплейсы? У TexTerra вы можете заказать продвижение на маркетплейсах, а наши специалисты справятся с задачей быстро и качственно.
Wildberries запустил разделы «Сделано в России» и «Сделано в Москве» – туда попадает продукция брендов, созданных или придуманных в нашей стране и ее столице. За первую неделю работы «Сделано в России», запущенного весной 2022 года, объем заказов российских брендов увеличился на 132%. Самые популярные товары: для садоводства (+278%); электроника и бытовая техника (+247%); спортивная обувь (+239%); бижутерия (+215%); для новорождённых (+199%).
«Яндекс.Маркет» запустил внутри маркетплейса онлайн-универмаг «РУМ» с товарами российских брендов. Производители одежды и обуви, которые уже вышли на «Яндекс.Маркет», могут создавать там фирменные витрины – страницы с товарами, оформленные в стилистике брендов. Кроме того, появился раздел «Ремесла» с товарами для дома, созданными на российских производствах.
Ozon запустил отдельную витрину c более чем 400 тыс. товарами от российских брендов, на которую можно попасть с главной страницы маркетплейса.
На «Озоне», «Яндекс.Маркете» и Wildberries теперь можно будет торговать товарами из списка для параллельного импорта. Это произошло после того, как правительство согласовало список товаров, которые разрешено ввозить в страну без согласия правообладателей: телефоны, компьютеры, бытовая техника, одежда, обувь, парфюмерия, автомобильные комплектующие и т. д.
Прогноз на 2023 год
Российские селлеры как никогда ранее ищут все новые способы повышения охвата. Теперь даже мелкие продавцы стремятся присутствовать на как можно большем количестве площадок.
Маркетплейсы начинают приобретать черты социальных медиа. На каждом крупном маркетплейсе все больше контента с элементами соцмедиа. Это распаковки, обзоры, сравнения.
В 2023 году нас ждет появление новых инструментов для изучения спроса, аналитики и многого другого. Автоматизация и делегирование бизнес-процессов — ясно сформированный тренд на 2023 год.
Обзоры отраслей, анализы трендов и прогнозы по различным секторам экономики, показывают: реклама играет все большую роль. Крупные площадки добавляют новые форматы рекламы на ключевых страницах, расширяют места под рекламные баннеры, налаживают контакты с инфлюенсерами.
Ирина Максюта, директор Модульбанка по маркетплейсам:
«2022 год стал годом импортозамещения и для онлайн-торговли в рамках маркетплейсов. С уходом многих брендов-монополистов в ряде ниш заметно снизилась конкуренция, а также снова увеличилась потребность в использовании ecommerce-площадок, а потому отечественные бренды быстро заполнили эти позиции.
Естественно, 2023 год продолжает тенденцию 2022-го, и российские бренды все больше наращивают свои позиции. Если говорить о том, какие товары стали довольно актуальны в марте 2023 года, здесь тоже не произошло каких-то резких скачков».
На Wildberries
Произошел ряд событий, из-за которых часть продавцов (по схеме FBS) отсеяли из-за низкого рейтинга или долгой доставки, что, в принципе, взаимосвязано. Поэтому в некоторых нишах мы можем увидеть снижение общего количества продавцов, но рост оборота выручки внутри категории. Например, такое произошло с женской одеждой, так как оставшиеся продавцы смогли увеличить за счет этого свой средний чек.
Конечно, категория одежды на WB остается самой популярной, хороший рост внутри нее происходит в нишах:
- Будущие мамы и беременные;
- Для высоких людей и людей низкого роста;
- Большие размеры;
- Одежда для дома;
Некогда набирающая обороты категория обуви сейчас тоже на подъеме, но здесь можно предположить, что большая часть оборотов идет от акций, направленных на ликвидацию товара из-за последних новостей (с 1 апреля вся обувь подлежит обязательной маркировке, товары без нее будут ликвидированы площадкой). Однако, если верить цифрам, это никак не спугнуло новых продавцов, которые продолжают выходить на площадку.
Товары для дома тоже продолжают быть актуальны на площадке, среди них:
- Простыни, постельное белье, наматрасники;
- Шторы;
Хороший рост в нише Мебели и Детских товаров (Верхняя одежда, Одежда для дома).
На Ozon
На Ozon самой сильной и востребованной нишей по-прежнему остается Электроника, но ее догоняет категория Одежда (Женская одежда, Одежда для беременных и Мужская одежда).
Также хорошие результаты показывает категория Дом и сад, где ведущей остается Посуда, но на начало марта отмечается рост в категории Дача и сад, Цветы и растения, что напрямую связано с сезоном.
Обобщая, можно сказать, что сейчас хорошо идут сезонные товары, одежда женская и детская, а также товары для дома.
Антон Ларин, CEO операционного партнера маркетплейсов XWAY:
«Заполучить внимание покупателя в 2023 году становится намного сложнее — уже недостаточно в УТП указать, что бренд является отечественным. Таких магазинов много, и всем им приходится конкурировать друг с другом. Так как потребитель в онлайне ищет товары с наиболее выгодным соотношением цены и качества, то предпринимателю нередко приходится жертвовать маржой. Чтобы не терять клиентов и не торговать в минус, селлеры следуют за актуальным трендом — активно создают и продвигают продукцию под собственным брендом. Для продавца это возможность повлиять на конечную стоимость товара, а для покупателя — приобретать подходящий продукт и не переплачивать за марку».
Кроме того, многие предприниматели сейчас продолжают адаптировать ассортиментную матрицу под новые реалии и разрабатывают линейки в низкоценовом сегменте. Такой шаг позволяет сохранить текущих клиентов и охватить более широкую целевую аудиторию.
Повышенным интересом в марте также стали пользоваться инструменты автоматизации работы на маркетплейсах. Например, сервисы, которые с помощью нейросети помогают создавать контент для карточек товаров или рекламные биддеры, которые с помощью алгоритмов позволяют продавцам экономить бюджет на продвижение внутри платформы.
Службы доставки: посредники для покупок за рубежом
Напрямую в зарубежных онлайн-магазинах теперь что-то заказать проблематично, и службы доставки стали активно развивать услугу посредничества – естественно, за определенное вознаграждение.
СДЭК запустил платформу для заказа товаров из-за рубежа CDEK.Shopping. Через нее можно покупать товары брендов, ранее не представленных или ушедших с российского рынка: iHerb, Apple, Dyson и т. д. Платформа похожа на сервис международной доставки «СДЭК Forward», который существовал и ранее и позволял выкупать товары через байеров. Но CDEK.Shopping для конечного покупателя устроена проще: покупатель может просто оформить заказ через сервис, а платформа возьмет на себя все логистические и таможенные вопросы, а также вопросы оплаты. Судя по тому, что заказы стоимостью от 5000 рублей доставляются бесплатно, платформа берет за это достаточный для получения прибыли процент.
У Boxberry и раньше действовала доставка из американских онлайн-магазинов BXBox, но после отключения Visa и Mastercard служба доставки ввела возможность выкупа товаров – услугу «Помощь с покупкой». В рамках этого сервиса клиент оплачивает товар и комиссию 10 % с рублевой карты, а Boxberry самостоятельно выкупает заказ с помощью международных систем оплаты.
А российским интернет-магазинам Boxberry будет предлагать возможность выхода в страны ЕАЭС.
Алексей Бездеткин, коммерческий директор службы доставки Boxberry:
«Для интернет-магазинов мы предлагаем сервис, работающий по принципу одного окна. Клиент заключает договор с одним логистическим партнером, но получает сразу пакет услуг: это доставка в пункты выдачи и постаматы, курьерская доставка, предпочтовая обработка заказов для магазинов, которые работают с Почтой России, и доставка в страны Евразийского экономического союза. Последнее направление работы позволяет российскому бизнесу активно осваивать новые рынки, причем рынки дружественные, что особенно важно в ситуации, когда многие западные страны ведут санкционную политику в отношении России».
Что касается стоимости доставки внутри города, компании будут искать способы оставить цены на прежнем уровне.
Олег Стяжкин, коммерческий директор транспортной компании «Точка-Точка»:
«Простимулированное спросом и потребительскими привычками, сейчас появилось достаточно большое количество решений по доставке товаров из-за рубежа. Причем как от именитых игроков рынка, так и от новичков. Однако вводимые ограничения в международной логистике и обращении финансов приводят к проблемам как в цепочках поставок, так и непосредственно в организации закупок. Поэтому бизнес уходит в альтернативные схемы поставок, что сказывается как на стоимости доставки, так и на ценниках самих товаров. Поэтому фактор оптовой закупки за рубежом даже по альтернативной схеме всё равно оказывает влияние. В том числе поэтому на рынке дистанционной торговли сохраняется тренд роста объема заказов на маркетплейсах известных брендов и их копий.
Также рост заказов на площадках обусловлен наличием единой витрины, через которую можно заказать товары разных групп и при этом отпадает необходимость оформления заказов на разных сайтах с разной стоимостью и датами доставки. Влияет на рост и плотность точек выдачи маркетплейсов, которая значительно выше, чем у независимых курьерских служб. Таким образом, маркетплейсы оказываются ближе к потенциальным заказчикам и готовы доставить товар быстрее, что, несомненно, влияет на выбор покупателя.
Однако, не стоит забывать про объем возвратной логистики, который с использованием альтернативных схем поставок также возрастает. Мы начали тестировать решение, которое позволит оптимизировать стоимость возвратной логистики сборных грузов путём догрузки возвратов одних ритейлеров в траки других крупных ритейлеров. От этого потенциально выиграют все участники рынка».
Бьюти-сфера: российская косметика, жир вместо филлеров
Санкции значительно ударили по сфере красоты. Цены на материалы резко взлетели, западная косметика, расходники и техника исчезли с рынка, уровень доходов населения просел, и многие стараются сэкономить в не самой стабильной экономической ситуации. Кроме того, салоны красоты и специалисты, работающие на дому, лишились одного из самых распространенных способов продвижения – через соцсеть-с-картинками.
Хотя параллельный импорт на ряд косметических товаров разрешили, Минпромторг запретил ввозить в РФ многие популярные косметические и парфюмерные бренды: Garnier, L'Oreal Paris, Lancomе, Prada, Armani, Maybelline New York, NYX, Giorgio Armani — всего около 50 брендов.
На этом фоне магазины косметики делают ставку на российских производителей. Например, компания «Л'Этуаль» собирается сдерживать рост цен на товары российских производителей и собственную продукцию. А сеть магазинов косметики и парфюмерии «Рив Гош» объявила о планах замены продукции брендов, ушедших из России, на косметику отечественных компаний. Сеть включит в ассортимент 40 российских марок.
Пластический хирург Сельби Пенаева в интервью для «Афиша Daily» предположила, что сейчас на первый план могут выйти альтернативные методики на грани косметологии и пластической хирургии. К примеру, вместо филлеров иностранных производителей применить липофилинг, где в качестве заполняющего материала используется жир пациента.
Прогноз на 2023 год
Эксперты прогнозируют рост интереса ко всей бьюти-нише. Лифтинг, удаление волос, не-инвазия – самые растущие направления.
Продолжается увеличение популярности серого импорта. На этом фоне интерес к российским брендам может несколько снижаться. На некоторые иностранные бренды Минпромторг снимает запреты на ввоз, но это единичные случаи.
Владельцы косметологических клиник столкнулись с тем, что поставщики приостановили поставки препаратов и расходных материалов, таких как ботокс и препаратов для проведения биоревитализации и мезотерапии. Все больше экспертов присматривается к проверенным российским аналогам, а также альтернативам из Кореи и Китая.
Александр Минин, основатель бренда уходовой косметики EVERTY:
«Российская косметика остается трендом в 2023, но уже сейчас чувствуется нарастающее перенасыщение рынка. Контрактные производства начинают наращивать мощности, а бренды создает все больше и больше людей. Начиная от блогеров и заканчивая начинающими предпринимателями.
Похожая ситуация была с маркетплейсами. Бум предпринимателей, больше половины из которых не заработали, а потеряли деньги по прошествии 1-2 лет работы.
Существует одна особая проблема в российских брендах косметики: огромное количество брендов производится на контрактных производствах, что зачастую не позволяет видоизменять наработанные рецептуры — простор для творчества остается лишь в плане цвета и запаха. Из-за этого у конечного потребителя после неудачной попытки перейти на российский бренд возможно разочарование и возобновление поиска исключительно иностранных брендов. Но в глобальном плане я верю, что подобная ситуация идет на руку всем российским брендам. И в этом году конкуренция усилится, качество производимой в России косметики улучшится, чтобы возможность заполучить собственную аудиторию потребителей кратно увеличилась».
Яна Панфиловская, основательница Panfilovskaya studio и создатель бренда Panfilovskaya Beauty:
«Все чаще стали появляться инди-бренды (от англ. independent — независимый). Частное независимое производство позволяет им выпускать очень необычные, практически эксклюзивные продукты. Среди них создатели пигментов Женя Ежова, Светлана Клепач (KLEPACH.PRO). Они предлагают всевозможные варианты пигментов, которые украшают макияж как любителей, так и профессиональных визажистов. Такие продукты не найти на полках даже крупных именитых производителей. При этом инди-бренды дают больший ассортимент интересных косметических средств со своей индивидуальностью.
Те продукты, к которым все привыкли, ушли с российского рынка. Их заказывают через байеров или находят аналоги. В последнем случае возникают проблемы в сегменте тональных средств. Не всегда получается найти подходящее средство. У российских производителей маленький ассортимент тонов, либо нет адаптации для разных типов кожи. Сейчас косметические компании двигаются в эту сторону, и вероятно в скором будущем выбор будет более широким и разнообразным.
Появилось много производителей, которые предлагают хорошие аналоги, и даже более качественные. Например, кремовые текстуры, румяна, хайлайтеры, которые по потребительским свойствам не уступают привычным нам известным маркам.
Сейчас почти все взаимозаменяемо. Любой продукт, к которому мы привыкли, даже из люкс-сегмента, можно заменить».
Рестораны и кафе: новые поставщики, новые продукты
Ресторанный рынок в марте 2022 года просел на 10–50 %. Чтобы удержаться на плаву и не повышать цены (от чего разбегутся оставшиеся клиенты), заведения активно обновляют меню и тестируют аналоги импортных продуктов. В новом мире фарерский лосось заменяется мурманским, «итальянская» паста готовится из российской муки, аргентинский сыр замещается белорусским. Рестораторы добиваются поставок от местных хозяйств и акваферм, продумывают доставку из Армении и Казахстана, тестируют оборудование из Китая.
На обновленной онлайн-платформе SupportLocal локальные производители могут рассказать о себе и о своей продукции, а рестораторы – найти и выбрать подходящего поставщика.
Прогноз на 2023 год
Готовая еда набирает все большую популярность. В крупных сетевых магазинах начинает появляться все больше наименований готовой продукции.
Все более четко прослеживается диджитализация ресторанов в широком смысле. Электронные чеки и электронное меню – лишь малая часть этих процессов.
Кофейни без еды начинают терять посетителей — они переходят в заведения, где можно и кофе выпить, и пасту заказать. Гибридные форматы заведений (кофе + еда) все чаще появляются даже в небольших городах.
Питейные заведения ищут необычные подходы к клиенту. Коктейли, своя кухня и привычные наборы снеков — самые частые сценарии. Поддержать бары может и растущий спрос на алкоголь — в кризис потребление спиртного привычно растет.
Одежда и обувь: б/у и Китай вместо Италии
Для снижения издержек на производство российские бренды ищут аналоги европейских тканей и фурнитуры в Китае, рассматривают Турцию и Иран. К примеру, бренд женской одежды Ololol всегда закупал ткани в Италии, а сейчас перешел на аналоги из Турции и Китая, где давно нашел фабрики с хорошим качеством. Бренд Studio 29 полностью перешел на ткани из Китая – по удачному стечению обстоятельств бренд еще во время пандемии назначил локальных сотрудников марки для подбора тканей.
А пока бренды пытаются сдержать рост цен, активно развивается ресейл. Причем продажа б/у вещей не ограничивается «Авито» – растет популярность платформ для перепродажи люксовых товаров. Михаил Постников, основатель ресейл-платформы themarket, рассказал о трехкратном росте продаж с конца февраля 2022 года. «Некоторые пытаются купить товары по комфортной для них сейчас цене, так как сложно представить, какой она будет через несколько месяцев».
Прогноз на 2023 год
Б/у вещи становятся все популярнее — они начинают появляться у эксклюзивных ритейлеров.
Ранее дефицитные ткани и фурнитуры для пошива одежды стали вновь доставляться в Россию — теперь из Турции и Китая.
Бренды мелких, средних и крупных размеров ищут новые стратегии для доминирования на маркетплейсах. При этом небольшие бренды все чаще хотят выйти на маркетплейсы очень быстро, сразу после создания.
С другой стороны, рынок одежды и обуви в РФ больше всего почувствует высокую инфляцию, геополитическую нестабильность и глобальные колебания в экономике. Так что в течение 2023 года цены на одежду и обувь даже от отечественных производителей могут сильно вырасти.
IT-сегмент: отечественное ПО, кибербезопасность
IT-компании в текущих условиях испытывают проблемы, связанные с поиском аналогов зарубежным решениям, невозможностью работать с иностранными клиентами, повышением цен на процессоры и утечкой кадров. В прошлом году Россию покинуло 70 тысяч ИТ-специалистов, однако 80% из них вернулись домой.
Ирек Азизов, генеральный директор «ICL Системные технологии», рассказал «Хайтек», что основными последствиями геополитики являются отказ западных вендоров от поставок оборудования и программного обеспечения, приостановка техподдержки и обновлений. С одной стороны, обновление зарубежного ПО практически недоступно, а с другой – использовать свободно распространяемое ПО рискованно. Облачные сервисы из недружественных стран становятся недоступными, поэтому «ICL Системные технологии» рассматривает миграцию на облачные решения от российских поставщиков.
Импортозамещение в отрасли началось почти 10 лет назад, уже в 2019 году доля российского ПО в закупках госорганов составляла 65 %. Так что сейчас на отечественном рынке есть качественные ИТ-решения: вместо Microsoft Office можно установить «МойОфис», вместо Cloudflare — Qrator.
Генеральный директор компании ISPsystem Павел Гуральник поделился с It-world: «Очень многие сервисы и продукты имеют свои аналоги в России. Начиная от инструментов для совместной работы и заканчивая продуктами для ВКС и платформами для виртуализации, оркестрации инфраструктуры ЦОДов и т. д. Альтернатива в стране есть, но у пользователей появляются вопросы к тому, что многие отечественные решения не совпадают с западными один к одному». По словам Павла, переход на отечественный софт потребует многоступенчатой интеграции решения с другими ИТ-системами и переобучения сотрудников.
С конца февраля 2022 года из-за участившихся атак на российские сайты растет тренд на кибербезопасность. Генеральный директор Positive Technologies Денис Баранов считает, что кибербезопасность стала одной из ключевых повесток в стране. Рост запросов на все продукты и сервисы обнаружения и отражения хакерских атак в компании значительно превысил все ожидания.
Светлана Корягина, OCS, Москва, Менеджер по развитию бизнеса:
«С уходом иностранных компаний с рынка растет потребность в разработке отечественных инструментов информационной безопасности. К счастью, многие российские компании решают эту проблему. Эти компании уделяют большое внимание разработке собственных средств информационной безопасности и готовы конкурировать с гигантами зарубежного программного обеспечения и средств защиты информации.
Разрабатывая собственные инструменты, российские компании могут снизить свою зависимость от иностранной продукции, что в долгосрочной перспективе может привести к значительной экономии средств».
Сергей Костин, BSL, технологический партнер в продуктовой разработке и интеграции:
«За последний год российский ИТ-сегмент подвергся существенным изменениям. С уходом крупных вендоров и зарубежного ПО бизнесы ищут передовые решения на российском рынке, адаптированные к их конкретным потребностям. Поэтому и в 2023 году отечественным ИТ компаниям очень важно предоставлять индустриям необходимые решения, чтобы быстро автоматизировать бизнесы в рамках импортозамещения. С одной стороны, рынку нужны новые коробочные решения. С другой стороны, наблюдается тренд на предоставление клиентам комплексных ИТ проектов, объединяющих кастомную разработку и интеграцию готовых решений».
Павел Калякин, генеральный директор компании-разработчика офисного По МойОфис:
«Сегодня уже не осталось российских коммерческих компаний и государственных организаций, которые сомневались нужно ли переходить на российские решения – все ищут пути, как эффективно это сделать. Миграция на отечественное ПО в корпоративном сегменте продолжает набирать обороты в 2023 году. Например, в качестве замены зарубежного офисного ПО сегодня все чаще используют решения МойОфис: редакторы документов – настольные и облачные, почтовые системы, облачные, мобильное приложение.
Иностранные вендоры прекратили продажу лицензий и перестали предоставлять сервисы для корпоративных пользователей. Отсутствие поддержки создает риски с точки зрения информационной безопасности из-за запрета на предоставление обновлений. На этом фоне продолжает расти индустрия систем безопасности. Растут затраты ИТ-компаний на построение надежной информационной безопасности – особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, который выстаивает процессы и создает инфраструктуру «с нуля».
Иван Денисов, генеральный директор компании GTLogistics :
«Самым предсказуемым и важным трендом в IT в этом году будет импортозамещение. На мой взгляд, оно выйдет (или начнет выходить) на новый уровень. Во-первых, это касается количества проектов по миграции на отечественные решения. Те, кто год находился в состоянии ожидания, уже должны были понять, что возврата к прежним вендорам не будет, да и доверия им нет. Во-вторых, изменятся объемы инвестиций: если в прошлом году деньги на импортозамещение выделялись экстренно, а значит, были ограничены, то в этом году все перешло в разряд плановых проектов.
Опыт показывает, что российский бизнес продолжает изобретать велосипед, т.е. при наличии качественных решений от внешних разработчиков, компании предпочитают запускать собственную разработку. Однако год убедил многих, что приобретение готового продукта экономит и время, и деньги, так что смещение спроса будет заметным.
Среди технологических трендов мы ожидаем все большего распространения прикладного ИИ. В сегменте систем управления складом и транспортом (WMS и TMS), а это сфера деятельности нашей компании, нейросети уже помогают формировать маршруты и определять схему размещения продукции. И речь не о развлечениях: интеллектуальная составляющая ускоряет, удешевляет и повышает эффективность процессов».
Выводы
Кризис в России – ситуация более-менее перманентная. И тем не менее, мы все еще живы, работаем и развиваемся.
В статье мы, конечно, затронули далеко не все сферы бизнеса. А что изменилось в вашей сфере? Расскажите в комментариях!
Читайте также:
Тысячи российских сайтов под угрозой – иностранные хостинги показывают на дверь!
Как использовать контент-маркетинг для продвижения малого бизнеса и почему это стоит делать
Как я писал стратегию бизнеса. И почему ее пришлось переписать