Как провести оценку прибыльности бизнеса и не вылететь в трубу.
Прибыльность любого бизнеса зависит не только от количества реализованных товаров и услуг, но и от стабильности спроса на них. Оценка стабильности помогает бизнесу эффективно распределять внимание и средства на более востребованные виды товаров и услуг, планировать остатки и увеличивать товарооборот.
Для чего бизнесу XYZ анализ
Анализ хуz – это инструмент для определения стабильности спроса на товар или услугу. В результате xyz анализа, по коэффициенту вариации товары и услуги классифицируются на три группы:
- группа X – характеризуется стабильностью спроса и точностью прогнозирования. Коэффициент вариации – 0-10%.
- группа Y – характеризуется менее регулярным спросом. Сложно спрогнозировать из-за влияния множества факторов. Коэффициент вариации – 10-25%.
- группа Z – характеризуется непредсказуемым спросом. Коэффициент вариации – более 25%.
Анализ ассортимента и продаж – это наиболее частое применение данного метода, но xyz анализ, можно применить и для оценки: стабильности и качества поставщиков, постоянных клиентов, эффективности работы торговых точек и сотрудников, эффективности процессов в логистике.
Понимание ситуации необходимо также и для успешного продвижения вашего сайта, так как анализ востребованности товаров, пригодится и для Разработки семантических тегов и мета-тегов на сайте, что отражается на позиции сайта. В свою очередь, чем выше позиция сайта в поисковой выдаче, тем эффективнее ресурс будет работать с точки зрения лидогенерации. Разобраться со всем этим могут помочь наши специалисты, которые занимаются Seo-продвижением сайтов.
Плюсы анализа xyz:
- точность проведения исследования для конкретного показателя;
- простота проведения – нужен только Excel;
- универсальный способ по анализу чего угодно.
Минусы анализа xyz:
- изучается только конкретный показатель без учета остальных;
- сильная зависимость коэффициента вариации от множества факторов (сезонность спроса, новизна товара, периодичность проведения исследования);
- при исследовании коротких периодов точность снижается.
Как делать XYZ анализ
Для проведения xyz анализа и вычисления коэффициента вариации используется формула:
Формула выглядит пугающе, но на самом деле все просто. Давайте разберем на примере. Предположим, что мы решили изучить спрос на метизы строительного магазина и выбрали категорию товара: гвозди, шурупы и винтики. Анализ проводим за год с периодичностью в месяц. Заносим данные в таблицу Excel.
Далее строим ещё одну таблицу ниже:
Для получения значений в таблице «XYZ анализ» нужно воспользоваться стандартными формулами таблицы Excel. Для столбца «Стандартное отклонение» используем функцию «СТАНДОТКЛОН» с указанием ячеек данных для текущего товара по месяцам (столбцы от D до N).
Для столбца «Среднемесячное значение» используем функцию «СРЗНАЧ» с указанием ячеек данных для текущего товара по месяцам (столбцы от D до N).
Для столбца «Коэффициент вариации» делим значение столбца «Стандартное отклонение» на значение из столбца «Среднемесячное значение», умножив на «100» для получения итогового значения в процентах.
Основываясь на полученных значениях столбца «Коэффициент вариации», распределяем товары по категориям (X – 0-10%, Y – 10-25%, Z – >25%).
Разумеется данные, использованные в таблице, к реальности не имеют никакого отношения, они лишь показывают как провести XYZ анализ и как рассчитать необходимые значения для последующих выводов с использованием таблицы Excel.
Как использовать полученные результаты
После проведенного анализа товары разделились на категории:
Категория X – товары с высокой степенью прогнозируемости. Это значит, что всегда можно рассчитать объемы реализации и объемы необходимые для заказа. Запас на складе должен обеспечивать разницу между продажами и поставкой. Доставка товара должна быть бесперебойной.
Категория Y – товары, спрос на которые подвержен сезонным колебаниям, либо товары с устойчивым ростом или спадом спроса. Такие товары должны быть в запасе для обеспечения высокого уровня обслуживания клиентов. Основное внимание на поддержание запасов на складе при минимуме затрат.
Категория Z – товары, прогнозирование которых практически не возможно. У этих товаров сложно определить какие-либо тенденции, поэтому управление товаром на основе запасов нецелесообразен. Товары этой категории обычно либо совсем исключают из ассортимента, либо, по возможности, делают максимальный долгосрочный запас.
Однако не стоит сразу категорично исключать товар категории z из ассортимента! Стоит сначала разобраться, почему возникла такая ситуация с конкретным товаром. Например, товар может плохо продаваться, так как клиенты просто о нем не знают. Если провести рекламную компанию, то продажи товара могут повыситься. Также продажи могут зависеть и от других обстоятельств, на которые необходимо обращать внимание в каждом конкретном случае.
Заключение
Несомненно, xyz анализ является одним из мощнейших инструментов для оценки качества поставщиков, потребностей клиентов и эффективности логистики. Он позволяет оптимизировать бизнес-процессы, связанные с закупками и управлением запасов. В совокупности с другими подходами анализа, такими как ABC анализ, управление ресурсами бизнеса становиться еще эффективнее и выводит бизнес на высокий уровень конкурентоспособности.
Читайте также:
5 основных методов исследования рынка: проанализируй свою нишу
Программы для анализа данных: обработка, аналитика, системата цзя
Ресурсный центр для интернет-магазинов: 50+ полезных инструментов