В кино много неточностей про Россию, но американские зрители ставят ему высокие оценки.
На Apple TV+ вышел фильм про игру «Тетрис» с одноименным названием. Казалось бы, что незаурядное можно снять на эту тему? Но если немного преувеличить тут и там, добавить плохих героев, немного психологического противостояния, погонь и даже драк, то получится фильм в духе Бондианы про выкуп авторских прав на игру у правительства СССР под надзором КГБ, его коррумпированного сотрудника и самого генсека Горбачева.
Сюжет фильма «Тетрис»
Бизнесмен Хэнк Роджерс увидел «Тетрис» на выставке технологий в Лас-Вегасе в 1988 году и решил получить авторские права на игру. Для этого он едет в СССР, где знакомится с создателем «Тетриса» Алексеем Пажитновым. Вместе им приходится противостоять не только КГБ, но и медиаимперии Maxwell Communication Corporation.
Добавьте к этому еще спецэффекты в духе «Тетриса», а также переходы от одной главы к другой в виде «Уровень 1», «Уровень 2», и вы получите фильм с приключениями и озорной анимацией.
Настоящая история «Тетриса»
Но если бы кино соответствовало исторической правде, то это была скучная картина про бюрократию, делопроизводство и бизнес. Примерно такая.
В 1984 году, работая в Вычислительном центре Академии наук СССР (теперь имени А. А. Дородницына), Алексей Пажитнов создает игру «Тетрис», на что тратит всего месяц, работая в свободное от разработки искусственного интеллекта и системы распознавания человеческой речи время. Довести игру до ума ему помог школьник Вадим Герасимов, а не американец, как в фильме, с которым Пажитнов не мог бы связать и двух слов (языками не владел).
Первым же «Тетрис» увидел и оценил на одной из выставок в Венгрии бизнесмен Роберт Стейн из компании Andromeda Software в 1986 году (а не Хэнк Роджерс из Nintendo of America в 1988-м). То есть, «Тетрис» впервые был замечен иностранными бизнесменами вовсе не в Америке. Да и в Венгрию он проник только благодаря усилиям научного руководителя Пажитнова Виктора Брябина, которому в фильме места не нашлось.
Предложение от Стейна о продаже лицензии на игру Пажитнов получил через Брябина и дал согласие. Стейн же тут же начал перепродавать права на «Тетрис» «более западным» компаниям, не имея еще на руках договора с СССР. В 1988 году он его подписывает (с госкомпанией Elorg), получая права на «Тетрис» для любых компьютеров того времени.
Хэнк Роджерс же увидел «Тетрис» только в 1989 году и предложил Nintendo взять эту игру в качестве основной для игрового компьютера Game Boy. За лицензией для КПК (это оказалась новая платформа, неучтенная контрактом Стейна) выстроилась очередь желающих. Но в этой борьбе победил Роджерс, получив права на «Тетрис» для КПК GameBoy, домашних консолей и игровых автоматов.
Вот и вся история прав на «Тетрис» без драк, погонь, интриг и «продажных копов». Поэтому фильм гораздо бодрее смотрится. Тем более что все фантазии попали в фильм с разрешения Пажитнова и Роджерса: «Не приврешь — красиво не расскажешь».
Хэнк Роджерс (слева в черном) и Алексей Пажитнов (справа в белом)
Биография Алексея Пажинтова
Алексей Пажитнов, который жив и сегодня, родился 14 марта 1956 года в Москве. На момент создания «Тетриса» он работал в вычислительном центре Академии наук СССР, выполняя заказы для Минобороны СССР и КГБ. На 15 программистов в центре было всего пять компьютеров, поэтому трудился Пажитнов, в основном, по ночам, «отстояв» очередь к клавиатуре.
После описанных (переиначенных) в фильме событий Алексей не разбогател, так как все дивиденды с игры получало государство. Это длилось до 1996 года, когда истек срок действия первоначальной лицензии. После этого отчисления от продаж стали поступать уже ему, для чего программист основал Tetris Company. Алексей на тот момент уже жил в США (с 1991 года – сначала в Вашингтоне, затем в Сиэтле) и занимался созданием игр. Вот как выглядит его «послужной список»:
- 1984 — Tetris
- 1989 — Welltris
- 1990 — Faces
- 1990 — Hatris
- 1990 — Knight Move
- 1993 — El-Fish
- 1994 — BreakThru!
- 1994 — Wild Snake
- 1995 — Ice & Fire
- 1995 — Clockwerx
- 1997 — Tetrisphere
- 1997 — Microsoft Entertainment Pack: The Puzzle Collection
- 1999 — Pandora’s Box
- 2005 — Hexic HD
- 2006 — Dwice
- 2007 — Hexic 2
- 2013 — Marbly
Также в 2019 году Пажитнов разработал многопользовательскую версию «Тетриса».
Личная жизнь Алексея Пажинтова
Жена Алексея — Нина, которая в СССР работала переводчицей с английского языка. У них родились двое детей с разницей в пять лет – Петр и Дмитрий. Младший сын Дмитрий погиб в 2017 году в возрасте 30 лет. Он катался на лыжах в национальном парке Маунт-Рейнир и провалился сквозь снег в ручей Пеббл-Крик. Его тело нашли спустя две недели.
Сколько принес «Тетрис» всем причастным
До сих пор неизвестно, сколько Алексей заработал на «Тетрисе». Роберт Стейн, например, рассказал, что на игре ему удалось заработать около 200 тысяч долларов (не сегодняшних, а тех, конца прошлого века). При этом, вспоминая свои просчеты, он сетует, что мог бы заработать миллионы.
Что до компании Nintendo, то «Тетрис» принес ей 80 млн долларов. Кроме того, игра отлично стимулировала продажи Game Boy, на котором компания заработала уже несколько миллиардов долларов (к 1992 году выручка от продажи игрового компьютера составила 2 млрд долларов, и компьютер успешно продавался еще несколько лет).
Хэнк Роджерс за эти годы подружился с Пажитновым, и сегодня делит с ним доходы от «Тетриса» – он является управляющим директором Tetris Company. Также бизнесмен является основателем компании Blue Planet Energy – одного из ведущих поставщиков систем хранения энергии. Роджерс также является председателем Тихоокеанского международного космического центра исследовательских систем и основателем Международного альянса лунных баз, который разработал Гавайский аналог космических исследований – аналоговую среду обитания, имитирующую поселение на Марсе и Луне.
Читайте также:
Это самая популярная мобильная игра в мире – никогда ее не угадаете!
Как Atomic Heart попала в топ: история российско-кипрских разрабов