Здравствуй, дорогой друг. Случалось ли тебе, глядя на своего друга, думать «Вот бы мне такого копирайтера/дизайнера/маркетолога в команду – ух, мы бы горы свернули»? Не спеши фантазировать, потом что реальность может больно щелкнуть по носу. Тщательно взвесь все за и против. Надеюсь, тебе в этом помогут несколько моих историй.
Принимая на работу друзей или родственников, мы ждем от них поддержки, единства мнений и хоть каких-то гарантий компетентности. Столкнувшись несколько раз с выбором «взять родственника/друга на работу» или «подождать и найти человека со стороны», я выбирала первый вариант, а лучше бы повременила. Уверена, что есть счастливые исключения (я видела только одно), но гораздо больше поводов не иметь дел с друзьями. У Николаева было «на это пять причин». Но он пел всего лишь про любовь, работа же требует более основательного подхода.
Субординация под угрозой
Ожидание: вы встречаетесь на работе, заговорщически подмигиваете и со смешными интонациями называете друг друга по имени-отчеству для большей хохмы.
Реальность: не все могут переключиться с веселого неформального общения на деловую волну.
И здесь страшна не столько нарушенная субординация, сколько утечка лишней информации. Друг может знать то, во что коллег или подчиненных посвящать не обязательно, но может запросто выболтать что-то лишнее. Репутационные риски возрастают прямо пропорционально разговорчивости твоего приятеля. Ты старательно формируешь имидж делового ответственного человека, а твои коллеги, подписавшись на соцсети друга, узнают о ваших веселых похождениях во всех красках.
Вывод: приводишь друга на работу – заранее обсуди, о чем можно рассказывать, а что лучше не вспоминать.
Обсуждение работы продолжается во время дружеских посиделок
Ожидание: вы – команда единомышленников, погруженная в процесс и вдохновленная своей работой, в едином порыве готова трудиться на благо компании.
Реальность: ты не можешь отдохнуть и переключиться, потому что вы постоянно съезжаете на обсуждение работы.
В прошлом году я взяла себе в помощники подругу. В итоге столкнулась со многими трудностями, часть из которых описана здесь, но одна из них была для меня наименее очевидной. При встрече мы часто перескакивали с разговоров о кино и мальчиках на обмен мнениями по поводу ситуаций внутри проекта. Хотелось пройти мимо обсуждения рабочих задач, но это было непросто. Ей бы и на руководство пожаловаться, но я часто была на их стороне (к тому же мне сверху виднее ее ошибки), поэтому посочувствовать и поддержать не получалось. Выходные – мое личное время, а я не хочу его тратить на мысли о работе. Но невольно приходилось – когда, увлекшись беседой, не прерывала ее вовремя вежливым отказом поддерживать тему.
Вывод: если настал час потех, то погрузись в них полностью, бери паузу до времени, посвященного делам.
Недовольство твоим другом может настигнуть в первую очередь тебя
Ожидание: ты привел на работу классного сотрудника, который блестяще справляется со своими задачами, радует руководство, поддерживает тебя и вообще весь из себя славный.
Реальность: твой друг косячит, а все шишки достаются тебе (твой товарищ – ты и исправляй).
Твой друг в твоем проекте – твоя головная боль. Конечно, мудрый руководитель понимает, что ты не несешь ответственность за своего протеже, однако осадочек остается. Человек, порекомендовавший взять некомпетентного сотрудника, и сам выглядит не очень-то сообразительным.
Вывод: подумай, а хочешь ли ты отвечать за себя и за того парня?
Неприятные открытия
Ожидание: общаешься с человеком, слушаешь его рабочие истории и думаешь: «Вот это да, как же это он со всеми трудностями справился, ай да молодец, вот бы мне такого».
Реальность: при случае берешь на работу. Вдруг оказывается, что все лихие подвиги приукрашены, а на самом деле у приятеля беда с коммуникациями, инициативу он проявлять не умеет, решения искать не любит, да и по утвержденным алгоритмам работать не очень-то хочет.
Или он может быть трижды прекрасен в той области, про которую рассказывал, а столкнувшись со спецификой твоей компании начнет спотыкаться на ровном месте и падать в твоих глазах. Избавиться от этого разочарования бывает непросто.
Например, когда-то давно я самостоятельно вела соцсети нашего проекта. Дело было нехитрое – анонсировать мероприятия. Берешь готовую фотографию или ищешь где-то на фотостоках, пишешь две строки текста и публикуешь. Кажется, табуретка – и та справится с задачей, поэтому идея предложить небольшую подработку моей приятельнице показалась мне хорошей.
Вывод: доверяй, но проверяй профессиональные компетенции заранее.
Ты считаешь себя спасителем и героем, но вместо благодарности получаешь недовольство и обиды
Ожидание: удивляешься, почему твоя подруга не задерживается на каждом рабочем месте дольше полугода и хочешь дать ей шанс.
Реальность: возможно не все ты о ней знаешь и спасать ее не надо.
Руководство выговаривает тебе за упущения твоего друга, а через полчаса он звонит, сетуя: «Нет, ну ты представляешь, они мне дают непонятные указания, а потом сами удивляются». Трудно сохранять нейтралитет в подобных случаях. И вообще самоутверждаться за счет других – плохая идея. Лучше бы ты котика из приюта взял или денег на благотворительность отправил. Хотелось дать человеку удочку? Это вполне можно было сделать, оказав помощь в составлении резюме или просто поддержав эмоционально.
Вывод: разберитесь со своими хотелками и ожиданиями до заключения договора.
Отношения (деловые и личные) могут испортиться
Ожидание: ты абстрагировался от дружбы, сохраняешь дистанцию благодаря грамотному и объективному распределению задач.
Реальность: коллегам кажется, что твоему другу работается проще и спрос с него меньше. Или коллегам не кажется, и ты действительно не можешь озадачить товарища так, как нагрузил бы стороннего человека.
А закончилась история грустно. Когда руководство узнало о хитростях племянника, в первую очередь досталось сердобольной родственнице. А та, недолго думая, кинула на амбразуру паренька, которого незамедлительно уволили. Свою репутацию до конца оправдать ей не удалось, а их семья с тех пор натурально раскололась на два воинствующих лагеря, каждый из которых поддерживал свою сторону, напрочь отказываясь входить в положение оппонентов.
Вывод: вся гамма психологических перипетий может развернуться у тебя на глазах. Подумай, надо ли оно тебе.
Есть риск, что родственник или друг окажется непорядочным и, пользуясь полученными знаниями, решит подсидеть товарища
Ожидание: вы команда.
Реальность: нет.
Такое происходит, увы, сплошь и рядом – достаточно почитать любой блог с историями о родственнике, который смог. Мой друг-инженер поделился со мной историей. Он начал формировать команду для работы над объектом и пригласил своего товарища. Искренне хотел помочь – обеспечить приятеля работой, чтобы тот не засиживался без дела, научить по-быстрому своим «фишечкам» и заручиться поддержкой своего человека в будущих проектах. Проза жизни проявилась спустя два месяца. Его друг, изучив все особенности, перехватил следующий заказ, тем самым оставив добренького инженера без работы.
Вывод: проверку на вшивость могут пройти не все, будь морально готов и к таким открытиям.
Тяжело увольнять при необходимости
Ожидание: вы учитываете только работу.
Реальность: вы постоянно думаете о дружбе.
Вы решили, что для сохранения отношений лучше покончить с совместной работой, классическое «ничего личного, только бизнес». Это печальный и нередкий финал, отягощенный дополнительным стрессом – вдвойне неудобно обсуждать такие вопросы с небезразличным человеком. А вишенкой на торте дискомфорта становится страх потерять и сотрудника, и друга.
Сделать это было непросто: они вместе учились еще в университете, Антон был первым, кто поддержал идею создать свой бизнес, помогал искать людей в команду, но в какой-то момент не смог соответствовать уровню проекта. Сергей очень волновался, долго настраивался и поделился своими мыслями с более опытным руководителем. Тот дал ценный совет: «Антон – классный парень? Так и дружи с классным парнем, а работай – с хорошим специалистом». Разговор был непростой, но в конечном счете все стороны только выиграли от этого разрыва.
Вывод: честный открытый разговор поможет сохранить близкие отношения даже в случае профессиональных разногласий.
Конечно, в работе хочется окружить себя надежными, эмоционально стабильными людьми, которые не сольются, даже если доллар поднимется выше 80 рублей. И если хочешь нанять на работу друга или родственника, заранее проверь компетенции, обсуди границы дозволенного и поддерживай нейтральное отношение к нему в коллективе.
Вполне уместно предложить другу один конкретный заказ, маленькую подработку – быстро сделал и разошлись. А вот над тем, устраивать ли долгосрочное сотрудничество, стоит подумать.
Лучше не геройствуй, а обратись за консультацией к профессионалам. Или пройди онлайн-курс «HR-менеджер» от TexTerra – узнай, как искать сотрудников, оценивать кандидатов, обучать и адаптировать новичка в коллективе.