Найти хорошего сотрудника тяжело, правда? Как и... работодателя.
Обновление статьи.
Я успел поработать в шести компаниях и в трех из них занимался маркетингом. Трудился как в огромных организмах вроде «Сбербанка», так и в крохотных компаниях, где был только офис площадью 15 квадратных метров с парой-тройкой коллег.
Разумеется, в любом коллективе всегда происходили какие-то трения. Руководству нужны были результаты, а работники жаловались между собой на низкие зарплаты, драконовский режим и так далее.
Наблюдая за этим на протяжении нескольких лет, я пришел к выводу, что в лени, расхлябанности и никудышных результатах сотрудников чаще виноваты сами начальники и директора. Одним словом, работодатели.
Почему? Сейчас аргументирую. Покопавшись в памяти, я сумел найти 10 причин и ситуаций, когда именно косяки начальника сделали из нормальных сотрудников лодырей и «котиков», у которых лапки.
1. Слишком маленькая зарплата и жадность
Не надо залезать в исследования рынка труда и статистику, дабы понять, что большинство из нас ходит на работу ради денег. По большей части. Но все же, давайте посмотрим на цифры.
71 % менеджеров отдела продаж и 68 % представителей других профессий смотрят именно на уровень зарплаты после самих требований к соискателю и условий работы. А описание команды (атмосфера в коллективе и другие) или дополнительные социальные гарантии (скажем, полис ДМС) плетутся в конце списка, не набирая и 20 %.
Да и сама коммерческая организация создается для извлечения прибыли. Не так важно, что вы делаете – сайты, мебель или автофургоны. Цель – заработок денег.
Так почему же тогда у нас считается нормальным платить менеджеру по маркетингу 25–40 тысяч рублей?
Щедро, мало или сойдет – как считаете?
Мне сейчас могут возразить, что это два частных случая, но вы и без меня можете посмотреть другие вакансии. Кроме того, я замазал названия двух крупных промышленных предприятий, которые могут позволить себе гораздо больше.
И, в-третьих, мне самому директор одного завода доказывал, что 28 тысяч рублей в месяц – это очень даже хорошие деньги сегодня.
Да, отличные, когда за ЖКХ нужно отдать 7 000 рублей и проездной на автобус стоит 1 500 рублей. А если у вас есть личный автомобиль? Хотя какой может быть автомобиль с такой зарплатой?
А вот здесь мне можно возразить тем, что у нас очень большая налоговая нагрузка на зарплату. Мол, с оклада в 30 тысяч директору придется отдать 3 900 рублей только в качестве подоходного налога. А там еще взносы в Пенсионный фонд и пошло-поехало.
Так-то оно так, но есть один нюанс. Мне повезло пару раз застать момент становления фирмы. Это тот самый период, когда сначала мы подписываем первый договор на подоконнике, потому что в офисе даже стола нет, а через год-полтора директор покупает себе новую Audi Q3 или сразу BMW X6. При этом зарплата его подчиненных, которые работали в компании со дня ее основания, не меняется. Или растет по паре тысяч рублей в год.
Это огромная ошибка неоперившихся руководителей и директоров, которые забирают 90 % прибыли себе и балуют себя бриллиантами, отдыхом в Европе или новыми машинами на глазах сотрудников, которые пытаются прожить от оклада до оклада.
Плюс вывод из бизнеса большого количества денег – одна из 5 губительных финансовых ошибок.
Когда ты работаешь в огромной компании вроде того же «Сбербанка», не знаешь, как живет условный Герман Греф. Понятное дело, что он богат и получает гораздо больше консультанта в обычном отделении, но он далеко.
Ты не можешь сравнивать свою и его жизнь. Лучше равняться на старшего консультанта или начальника отделения, которых видишь каждый день.
А когда вы делите с директором один офис и видите, как он себе ни в чем не отказывает, а вы ищете, у кого бы еще занять до «получки», то, естественно, никакой мотивации работать на благо компании руководителя не будет.
Я не профессиональный психолог и не знаю, почему у предпринимателей быстро «сносит башню» от денег, но они часто забывают, что эти деньги им проносят их подчиненные, которым они сильно недоплачивают.
И отсюда вытекает вторая причина.
2. Экономия на толковых кадрах
Расскажу забавную историю. Есть у нас в городе фабрика спортивных товаров. И захотел ее директор себе очень крутой SMM. Чтобы все как у людей. Открыл вакансию SMM-менеджера и стал искать одного человека, который бы смог «взорвать» социальные сети и привести оттуда волну клиентов.
Собирался платить ему 35–40 тысяч рублей. Не шикарно, но уже достойно, по крайней мере. Список требований был таков:
Все требования, навыки и обязанности на один скриншот не влезли. Хватит еще и на второй.
Спустя две недели поиска они нашли девушку, которая вроде бы их устроила, но уволили ее еще до конца испытательного срока. Почему? Потому что она целыми днями только постила смешные картинки и котиков в группах. Вот и весь SMM.
Они снова разместили вакансию, она до сих пор висит. С того момента прошло уже года полтора. В чем их ошибка?
Вот сколько могут стоить услуги человека, который «сечет» одновременно во всех соцсетях, здорово владеет Photoshop, пишет классные тексты, да еще и таргет настраивать умеет?
Если такой уникум существует в природе, то наверняка не 35 тысяч рублей. И даже не 40. Раза в два, в три больше. И любой адекватный специалист, который знает цену своим навыкам, пройдет мимо вакансии, где нужно знать и уметь все, а еще с бубном пританцовывать. Но за скромный «полтинник», а то и меньше.
3. Чересчур большая нагрузка на одного человека
Третья причина перекликается со второй, но тут есть один нюанс, который касается именно интернет-маркетологов. А нас тут больше всех, скорее всего.
Суть в том, что большинство директоров и предпринимателей ничего не понимают в этих ваших маркетингах, SEO, SMM, конверсии сайта.
Но им надо, чтобы все это работало и приносило прибыль. Для этого нужен человек, который во всем вышеуказанном соображает. И в идеале, чтобы один. Да и обходился недорого.
Проект идеального маркетолога. Одна рука отвечает за SMM, вторая за SEO, третьей он настраивает контекстную рекламу, четвертой рисует в Photoshop. Ногами пишет тексты на сайт
Я не раз сталкивался с тем, что под вакансией «маркетолог» разные работодатели ищут совсем разных специалистов. Одним нужен человек разбирающийся в SEO, который будет заниматься их сайтом и выводить его в топ. Другие хотят SMM-щика, чтобы он «рвал» социальные сети.
Со временем, эти руководители понимают, что только SEO или SMM им мало. Нужно комплексное продвижение в интернете, чтобы преуспеть, охватить все. Но вместо того, чтобы нанять штат, где есть классный SEO-шник, толковый копирайтер, крутой дизайнер, они пытаются свалить все на одного человека.
И даже если он очень талантливый, то физически сможет успевать немножко позаниматься сайтом, выложить пару картинок в группу VK, написать одно продающее письмо. И все это будет делать средненько, потому что постоянно спешит, у него нет времени развиваться.
В итоге у сотрудника нервный срыв, а у руководителя нет результата, потому что работаем по всем фронтам, но по чуть-чуть. Вот и «выхлоп» такой же.
4. Нет обучения
Когда я был совсем молод и юн, работал продавцом-консультантом в Castorama, и мне казалось, что мы больше учимся, чем работаем. Первые месяца три, по крайней мере.
Там были постоянные тренинги. И не только о том, как правильно проводить инвентаризацию, но и по маркетингу, продажам.
Когда я сам стал заниматься рекламой в компаниях поменьше, то меня никто ни разу не отправил на какой-нибудь курс. Один раз был на местной конференции, но толку?
Да, работящий сотрудник, который хочет развиваться сам, будет читать книги и смотреть вебинары в свободное от работы время. Но не станет же он на свою зарплату (которая, скорее всего мала) покупать себе курс у лучшего таргетолога или специалиста по контексту за несколько десятков тысяч рублей.
Или будет, но чтобы уйти от вас к кому-нибудь более щедрому. А может и вообще на фриланс.
Тут я не раз слышал возражение о том, что если серьезно прокачать работника, то он точно убежит к конкурентам. И тогда деньги на обучение будут потрачены впустую.
Так дайте ему такие условия, чтобы он остался. Вам же это выгодно. Хотя в самой текучке кадров нет ничего страшного. Незаменимых нет. На место крутого специалиста можно найти еще более крутого специалиста.
5. Нет заботы о сотрудниках
Нет, я не говорю, что нужно в обеденный перерыв одевать каждому слюнявчик и кормить с ложки. Все гораздо прозаичнее. Мы иногда болеем, болеют наши дети и родители, у нас ломается машина, сосед может затопить нам квартиру.
Мама этого малыша работает допоздна, потому что начальник сказал, что у них важный проект. Пришлось нанять няню
Плохое иногда случается. И, поверьте, начальник или директор будет выглядеть в глазах подчиненного самым лучшим руководителем на свете, если проявит эмпатию и отпустит с ребенком в поликлинику, или не будет штрафовать за опоздание, из-за того, что автомобиль резко заглох на дороге.
Иными словами, войдет в положение другого человека и поможет ему.
Да, некоторые сотрудники могут этим злоупотреблять, чтобы уходить с работы пораньше и почаще, но мы же говорим про нормальные кадры. Не буду голословным и снова прибегну к цифрам. 88 % работников готовы трудиться сверхурочно, если работодатель о них заботится.
А вот не отпускать приболевшего сотрудника подлечиться, так как у нас «аврал», но при этом самому не приходить на работу, потому что вчера было слишком веселое воскресенье – лучше не стоит. Не надо так. Это уничтожает мотивацию почище маленькой зарплаты.
6. Нет корпоративной жизни
Я не фанат тимбилдинга. Согласен с тем, что на работе, прежде всего нужно работать. Но, согласитесь, это странно, когда вы проводите вместе по 8 часов 5 дней в неделю, а выходя из офиса делаете вид, что не знаете друг друга?
Не могу назвать сплоченный коллектив «семьей», но это же круто, когда вы отмечаете дни рождения. Может и без гулянок, но просто знаете эти даты и поздравляете коллег. А они вас.
Было бы еще очень здорово организовать выезды на природу или корпоративный квиз, но это уже другой уровень.
Может быть, звучит слишком напыщенно, но за атмосферу в компании отвечает тоже руководитель. Он должен видеть, кто с кем в каких отношениях, и как все исправить, если начинает образовываться «змеиный коллектив», а не примыкать к одной из сторон.
7. Лезть в работу сотрудников, мешая им работать
Такая проблема часто встречается, когда директор сначала сам был маркетологом, к примеру, а потом занял должность повыше или открыл свою компанию. По старой памяти такие люди иногда снова «спускаются» обратно и начинают указывать нынешним маркетологам, как надо работать.
При этом они уже давно отстали от новинок в мире маркетинга, потому что занимаются совсем другими вопросами.
Приведу пример. Несколько лет назад вся организация состояла из двух человек, директор сам занимался рекламой. Заказывал сайт, писал на него тексты. Дела пошли в гору, и он расширил штат, добавив в него маркетолога, а может даже SMM и SEO-специалистов.
И вот однажды приходит такой начальник в легком гневе к своему SEO-шнику и спрашивает у него: «Почему мы не покупаем тонны вечных ссылок на биржах?»
Так куда ты там дел мои вечные ссылки?
Тот ему отвечает, что сейчас уже никто так не делает. Это опасно и можно нарваться на санкции от «Яндекса», попасть под фильтр «Минусинск» и все такое.
Директор смотрит на маркетолога с выражением лица Вилли Вонка из легендарного мема и говорит: «Какие еще фильтры? Я в 2013 году купил ссылок на 5 000 рублей, сайт сразу вышел в топ. Так что давай купим еще. Бюджет выделю».
Если вы нанимаете человека, чтобы делегировать ему часть обязанностей, то вам придется научиться доверять его действиям. И тормошить раз месяц, а то и реже, ради квартального отчета.
Иначе вы будете только мешать друг другу, и совместная работа пойдет насмарку.
8. Контролировать каждую секунду
Этим страдают руководители «старой школы», которые начинали свой трудовой путь еще на заводах со строгим пропускным режимом. Они очень ценят пунктуальность, порядок и подчинение.
Опоздал на 5 минут – штраф. Курил дольше положенного – штраф. Смотрел смешные картинки на рабочем месте – штраф.
С одной стороны, вы работодатель и имеете право диктовать свои порядки. Работник подписывал трудовой договор и согласился «играть» по вашим правилам.
С другой, скажите сами, кто лучше – профессионал, который классно работает, но вечно опаздывает и любит поспать, или послушный исполнительный профан? Он всегда приходит вовремя и никогда не спорит, но от его труда нет никакой пользы.
Первый раздражает, но приносит результат. Второй «греет душу», но только за это и получает свои деньги. Толку от него мало. Кто вам больше нравится?
Я не заставляю отвечать. Вопрос риторический, и пусть у каждого будет свой ответ. Но давайте снова обратимся к нашей любимой статистике. 76 % работающих россиян считают, что смогут успевать делать весь свой нынешний объем работы за четыре дня в неделю вместо пяти.
Выходит, что, так или иначе, один рабочий день больше половины сотрудников проводит за кофе, социальными сетями, играми и прочим.
Так зачем тогда эта строгость и авторитарность? Не легче ли отталкиваться от задач, а не от количества просиженного времени в офисе?
Если работник выполнил все поручения и сделал даже больше, то пусть идет домой и расслабляется. Зачем ему тут сидеть и тратить лишнее электричество с водой? Вам за них в конце месяца еще счета оплачивать.
Google так делает и отлично себя чувствует. В их офисах есть массажные кабинеты, настольные игры и много других развлечений, но это не мешает сотрудникам плодотворно трудиться.
Типичный офис в российской глубинке через X лет.
Излишняя строгость и авторитарность – самый быстрый путь потерять лояльность подчиненных.
9. Делить коллектив на любимчиков и не любимчиков
Еще одна ужасная вещь, на которую может пойти недальновидный руководитель. Это по-детски разделить подчиненных на «плохих» и «хороших».
Зачастую этот пункт перекликается с предыдущим. К одним работникам применяются строгие правила, а к другим нет. Разумеется, такой подход быстро сеет разлад и начинаются скандалы, интриги, расследования, увольнения. По моему опыту, подобное часто случалось, когда директор принимал на работу друзей или родственников и относился к ним мягче.
Это ваша компания, но справедливое и равное отношение ко всем сотрудникам – залог здоровой атмосферы в коллективе.
10. Отсутствие перспектив
Нет, мы сейчас не только о зарплате. Это было в самом начале статьи. Я про другое. Наверное, меня может понять каждый второй, кто трудился по найму.
Состояние, когда годы идут, а вокруг тебя ничего не меняется. Вообще. Та же самая должность, такой же социальный пакет, даже стул остался прежним. Приходит ощущение, что про тебя забыли, и навещают грустные мысли о том, что жизнь проходит мимо, а ты ее прожигаешь.
Это я к тому, что у нас даже в крупных компаниях зачастую нет четкой карьерной лестницы. Как правило, все начинает со слов: «Поработай так полгода. Если все будет здорово, то поднимем тебя до начальника отдела/ведущего специалиста».
Но проходит год, потом два, и ничего не меняется. Кто-то спонтанно может получить более высокую должность, а кто-то покрывается паутиной в дальнем углу комнаты. И вроде бы не в сторожа нанимался.
Такой сотрудник скатывается в апатию и благополучно уходит искать другое место работы. А если у вас организация из 5 человек и звания роли не играют, то можно пойти другим путем. Дарить и разыгрывать путевки, переехать в офис получше, ввести новые премии.
Обвинили во всем бедное руководство и что дальше?
У этой статьи не было цели свалить всю вину за разгильдяйство и лень работников на начальство. Но ведь по факту, от самого подчиненного мало что зависит.
Именно руководитель принимает решение о приеме на работу конкретного кандидата, создает условия и атмосферу, выбирает размер денежного довольствия.
Поэтому и ругать ему нужно себя, если он ошибся, сэкономив на хороших кадрах, или потерял ценного сотрудника из-за нежелания поднять ему зарплату.