Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Виды руководства в менеджменте Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Стиль управление это — это стиль общения руководителя с подчиненными. Если грамотно его выбрать, то скорость и качество работы сотрудников увеличится и наоборот, при неверном способе управления командой продуктивность падает.

Какое может быть руководство

Классификация методов руководства в менеджменте может быть разной и отличаться в зависимости от проекта. Мы выделим функциональные стили управления командой, которые различают по способу взаимодействия руководителя с подчиненными, характеру задач и распределению ответственности.

1. Авторитарный стиль

При таком стиле от исполнителя ждут дисциплины, высокой степени ответственности. Для этого метода характерны дедлайны, поощрения и наказания. С авторитарным боссом сотруднику не придется думать, как решить задач — у него будут четкие инструкции и этапы выполнения. Но нужно быть достаточно компетентным во многих вопросах, чтобы заслужить доверие. Руководитель редко спрашивает мнение коллег, он может выслушать, но окончательное решение будет за ним.

В зависимости от проекта авторитарный руководитель может быть более лояльными или наоборот применить жесткий контроль.

Жесткий контроль — когда руководитель активно контролирует все этапы работы своих подчиненных. Применяется в ситуациях, где необходимы точность, высокая дисциплина и минимизация рисков. Например, в медицинский учреждениях, военных организациях и на производстве.

Пример авторитарного руководителя — Стив Джобс, один из основателей Apple

Вот как ставит задачу авторитарный руководитель

Пример манеры общения авторитарного руководителя

Так выглядит поощрение

Пример поощрения сотрудника авторитарным руководителем

Особенности авторитарного стиля

Для сотрудника:

  • лишение любой инициативы;
  • медленное продвижение по карьерной лестнице или полное отсутствие роста, предлагать идеи и высказывать свое мнение не приветствуется;
  • опытные специалисты долго не задерживаются, устают от давления;
  • нужно быть готовым к переработкам, всегда оставаться на связи, периодически работать в выходные.

Для руководителя:

  • высокая ответственность и загруженность, руководитель следит за выполнение задач и оценивает результат сам. Через него проходят все вопросы, поэтому есть вероятность застрять в рутинных задачах, которые копятся и тормозят рабочие процессы. Это может мешать развитию бизнеса;
  • коллектив без участия шефа боится принять верное решение;
  • может быть текучка кадров из-за отсутствия в команде теплой и дружеской атмосферы.

Для новичков работать с авторитарным руководителем, — это возможность отточить навыки и получить бесценный опыт. Неопытному специалисту трудно принимать решение самостоятельно, как раз в этом ему и поможет авторитарный руководитель.

2. Демократический стиль

Демократическое управление — это баланс между авторитарным и либеральным стилями. Руководитель принимает решения самостоятельно, но учитывает мнение подчиненных, делегирует им некоторые этапы выполнения задач. Грамотные демокрыты не дают готового решения, а задают наводящие вопросы, подталкивают к размышлению, мотивируют разобраться самим. Это помогает сотрудникам профессионально расти. Руководитель поддерживает теплые отношения в коллективе, интересуется жизнью коллег.

Пример манеры общения демократического руководителя

Задачи такой управленец ставит мягко

Пример, как демократичный руководитель ставит задачу сотруднику

Особенности демократического типа

Для сотрудника:

  • возможность проявить инициативу, участвовать в обсуждениях;
  • ставить сроки выполнения задач самостоятельно;
  • взять ответственность на себя за выполнение задач, быть проактивным;
  • здоровый микроклимат в коллективе;
  • сотрудники понимают цели и задачи проекта. Например, дизайнер готовит соответствующий креатив под текст копирайтера, понимая его смысл.

Для руководителя:

  • можно снять часть нагрузки и делегировать задачи исполнителям;
  • выстраивание доверительных и стабильных отношений в команде;
  • постоянный обмен навыками и знаниями между сотрудниками приводит к хорошему результату в работе;
  • иногда решение принимаются дольше, так как на согласование с командой уходит больше времени;
  • сотрудники могут ощутить свободу и расслабиться;

Многие известные бренды используют демократический стиль, например, Zara и Bershka. Такой стиль подходит для опытных сотрудников, когда не нужно контролировать каждый шаг сотрудников. Однако демократия должна быть в рамках дозволенного, чтобы подчиненные не усомнились в компетентности руководителя.

Пример демократического стиля управления — Джефф Безос, основатель Amazon.com

Яна Воронина, руководитель коммуникационного агентства «Дела PR»:

«Еще на этапе собеседования и тестирования потенциальных сотрудников мы вместе с нашим HR-менеджеров составляем профиль сотрудника, описываем его систему мотивации. Это помогает не только более точно сформировать ожидания от сотрудника, но и определить, в каком стиле управления он нуждается. Практика показывает, что есть специалисты, для которых свобода в принятии решений – основа мотивации. К таким сотрудникам применим только демократичный стиль. В противном случае они не только не будут развиваться в компании, но и станут неэффективной рабочей единицей. Но есть и те, кому для эффективной работы необходима четкая иерархическая система принятий решений – тогда мы делаем выбор в ее пользу. Именно такой гибкий подход показывает лучший результат в современных реалиях и помогает защитить команду от выгорания. Ведь есть те, кто выгорает не от обилия задач и рутины, а от хаоса в структуре управления»‎.

3. Либеральный стиль

Руководитель предоставляет сотрудникам практически полную свободу в работе и поощряет инициативность. Минимальное вмешательство в процесс работы и принятие решений. Подчиненные сами устанавливают делайны и понимают, для чего им это нужно. При таком стиле руководителю нужно отслеживать ключевые этапы в работе и направлять команду. При этом управленец не вмешивается в конфликты команды и редко дает советы.

Особенности либерального стиля

Для сотрудника:

  • возможность проявить творческий потенциал;
  • взять на себя ответственность за задачи;
  • проявить самоконтроль и дисциплину;
  • почувствовать себя уверенным профессионалом, на которого может положиться руководитель

Для руководителя:

  • придется искать активную команду профессионалов, которых нужно замотивировать и удержать в проекте;
  • появится время для масштабирования бизнеса;
  • есть риск сорвать сроки, так как команда может переключиться на другой проект;
  • может начаться анархия внутри коллектива или деление на узкие группы, если кто-то из сотрудников возьмет на себя роль лидера

Пример компаний, которые используют либеральный стиль, — Google и Netflix. Google предоставляет сотрудникам выбор проектов. Netflix мотивирует инновационный подход к созданию контента.

В целом при либерализме в команде руководителю стоит быть осторожным, чтобы не прослыть «своим» среди сотрудников, не потерять уважение, а в критической ситуация — даже прибыль компании.

4. Командный стиль

Цель — осознанное выполнение задач. Руководитель старается бережно относится к подчиненным, ставит акцент на командной работе и сотрудничестве. Он делегирует задачи в зависимости от сильных и слабых сторон сотрудников. Чтобы поддерживать хорошие отношения в команде устраивают выездные мероприятия и корпоративы.

Особенности командного стиля

Для сотрудника:

  • вовлеченность команды и участие в принятии решений;
  • прокачка творческого, креативного мышления, развитие лидерских качеств во время мозговых штурмов;
  • возможность повысить квалификации, компания часто отправляет на обучение и семинары.

Для руководителя:

  • возможность снизить нагрузку с себя с помощью распределения задач;
  • в спорной ситуации проще решить вопросы при командном обсуждении;
  • повышение доверия и лояльность к руководителю, поскольку коллектив чувствует, что всех ценят.

Этот метод управления есть в СберБанке, который успешно организует командную работу и корпоративную культуру. Руководитель может применять разные стили управления в зависимости от ситуации. Если проект срочный и сроки поджимают, он может быть авторитарным — и раздать четкие указания. В спокойной ситуации применяет другой стиль руководства.

5. Директивный стиль

Схож с авторитарным, но менее гибкий. В его основе — яркая авторитетная личность. Глава компании с момента ее основания становится символом. При этом обладает высокими знаниями и компетенциями в своей нише, полностью погружен в любимое дело. Если лидер покинет пост, компания может потерять клиентов. Владелец международной цепочки отелей Hilton, например, лично проверял работу администрации, обращал внимание на поведение постояльцев, изучал конкурентов и спрос.

Особенности директивного стиля

Для сотрудника:

  • четкое понимание своих обязанностей и задач;
  • отсутствие обсуждений, мозговых штурмов, руководитель сам принимает важные решения. Это освобождает время для решения рабочих вопросов.
  • возможность работать с опытным наставником и перенять его знания.

Для руководителя:

  • установленная ответственность и дисциплина позволит руководителю не контролировать каждый шаг подчиненных;
  • подчиненные максимально нацелены на результат, поскольку знают, что их ждут вознаграждение и бонусы за хорошую работу;
  • общие стандарты работы — хороший способ избежать конфликтов и разногласий в коллективе.

Этот стиль управления может быть эффективным в ситуациях, когда необходимы четкость, точность и оперативность.

Понимание сильных и слабых сторон различных стилей руководства помогает выстраивать эффективную работу в коллективе, от чего зависит и качество обслуживания клиентов. На это же работает и понимание, к какой из сотрудников и на каком этапе работ лучше применять тот или иной стиль руководства. Это необходимо для оптимизации бизнес-процессов. На эту цель работает и выстраивание СRM-системы. Она позволяет автоматизировать рутинные операции (например, рассылки, формирование отчетов), установить четкие правила работы с клиентами и повысить дисциплину и мотивированность сотрудников. Кстати, специалисты Текстерры могут создать и настроить для вашей компании уникальные CRM-системы.

Продвигаем сайты
Подробнее

Виды подчиненных

Если руководитель знает сильные и слабые стороны каждого сотрудника, ему легче делегировать задачи и управлять командой. Различать подчиненных можно по уровню опыта (новички, специалисты и эксперты), а также по стилю работы и отношению к руководству. Рассмотрим последних подробнее.

По стилю работы

  • Исполнители. Стараются следовать инструкциям и указаниям, чаще всего хорошо работают в команде и вовремя сдают проекты. При этом не склонны к инициативности, надежные и ответственные. С удовольствием пойдут за грамотным лидером группы и будут выполнять поручения.
  • Творческие личности. Их работа может быть стихийной, под влиянием настроения. Из-за чего могут затянутся сроки сдачи проекта. Им периодически нужно напоминать о дедлайнах.
  • Многозадачники. По своей инициативе часто берут на себе много задач. Хотят успеть везде и всем помочь, при этом могут не довести дело до конца. Их придется возвращать к прежним задачам, фиксируя каждый этап выполнения, не давать новых проектов, пока не сдадут «хвосты».
  • Аналитики. Подвергают анализу любые данные, из-за чего задача может задерживаться. Перед принятием решения долго все проверяют, если не уверены в качестве. Их присутствие поможет команде работать с достоверной информацией.

По отношению к руководству

  • Вовлеченные и коммуникабельные. Они готовы к обратной связи, создают здоровую атмосферу, проявляют лояльность к руководству, в коллективе с ними спокойно, без конфликтов.
  • Стремятся к лидерству. Предлагают инновационные идеи руководству, берут ответственность за проект на себя, хотят быть лидером в команде. Могут раздражать сотрудников своей проактивностью или наоборот мотивировать и вдохновлять.
  • Нейтральные. Работают ровно, без рвения и энтузиазма. Чаще всего не обращают внимания на внедрения новых правил со стороны руководства. Предпочитают, чтобы их не дергали лишний раз.
  • Бунтари. Склонны к критике руководства, могут нападать первыми. Часто с кем-то спорят и выражают несогласие, в коллективе с ними напряженно.

Вывод

Выбор стиля управления зависит от сферы деятельности компании, личных качеств руководителя, способностей сотрудников, поставленных целей и задач. Опытные руководители умело комбинируют и меняют стили для достижения нужного результата.

Читают также:

Что такое маркетинговый аудит компании

Как управлять временем: продуктивно не значит много

Продвинем ваш бренд

– пусть о вас знают все!

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

22 июн 2024
8 298
9 проверенных формул, чтобы написать продающий оффер

И еще шесть способов, как его усилить.

21 июн 2024
391
Неправильное использование нейросетей может стоить вам работы

Искусственный интеллект может подставить того, кто им пользуется, если человек делает это неправильно и неэффективно.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.