Стиль управление это — это стиль общения руководителя с подчиненными. Если грамотно его выбрать, то скорость и качество работы сотрудников увеличится и наоборот, при неверном способе управления командой продуктивность падает.
Какое может быть руководство
Классификация методов руководства в менеджменте может быть разной и отличаться в зависимости от проекта. Мы выделим функциональные стили управления командой, которые различают по способу взаимодействия руководителя с подчиненными, характеру задач и распределению ответственности.
1. Авторитарный стиль
При таком стиле от исполнителя ждут дисциплины, высокой степени ответственности. Для этого метода характерны дедлайны, поощрения и наказания. С авторитарным боссом сотруднику не придется думать, как решить задач — у него будут четкие инструкции и этапы выполнения. Но нужно быть достаточно компетентным во многих вопросах, чтобы заслужить доверие. Руководитель редко спрашивает мнение коллег, он может выслушать, но окончательное решение будет за ним.
В зависимости от проекта авторитарный руководитель может быть более лояльными или наоборот применить жесткий контроль.
Жесткий контроль — когда руководитель активно контролирует все этапы работы своих подчиненных. Применяется в ситуациях, где необходимы точность, высокая дисциплина и минимизация рисков. Например, в медицинский учреждениях, военных организациях и на производстве.
Вот как ставит задачу авторитарный руководитель
Так выглядит поощрение
Особенности авторитарного стиля
Для сотрудника:
- лишение любой инициативы;
- медленное продвижение по карьерной лестнице или полное отсутствие роста, предлагать идеи и высказывать свое мнение не приветствуется;
- опытные специалисты долго не задерживаются, устают от давления;
- нужно быть готовым к переработкам, всегда оставаться на связи, периодически работать в выходные.
Для руководителя:
- высокая ответственность и загруженность, руководитель следит за выполнение задач и оценивает результат сам. Через него проходят все вопросы, поэтому есть вероятность застрять в рутинных задачах, которые копятся и тормозят рабочие процессы. Это может мешать развитию бизнеса;
- коллектив без участия шефа боится принять верное решение;
- может быть текучка кадров из-за отсутствия в команде теплой и дружеской атмосферы.
Для новичков работать с авторитарным руководителем, — это возможность отточить навыки и получить бесценный опыт. Неопытному специалисту трудно принимать решение самостоятельно, как раз в этом ему и поможет авторитарный руководитель.
2. Демократический стиль
Демократическое управление — это баланс между авторитарным и либеральным стилями. Руководитель принимает решения самостоятельно, но учитывает мнение подчиненных, делегирует им некоторые этапы выполнения задач. Грамотные демокрыты не дают готового решения, а задают наводящие вопросы, подталкивают к размышлению, мотивируют разобраться самим. Это помогает сотрудникам профессионально расти. Руководитель поддерживает теплые отношения в коллективе, интересуется жизнью коллег.
Задачи такой управленец ставит мягко
Особенности демократического типа
Для сотрудника:
- возможность проявить инициативу, участвовать в обсуждениях;
- ставить сроки выполнения задач самостоятельно;
- взять ответственность на себя за выполнение задач, быть проактивным;
- здоровый микроклимат в коллективе;
- сотрудники понимают цели и задачи проекта. Например, дизайнер готовит соответствующий креатив под текст копирайтера, понимая его смысл.
Для руководителя:
- можно снять часть нагрузки и делегировать задачи исполнителям;
- выстраивание доверительных и стабильных отношений в команде;
- постоянный обмен навыками и знаниями между сотрудниками приводит к хорошему результату в работе;
- иногда решение принимаются дольше, так как на согласование с командой уходит больше времени;
- сотрудники могут ощутить свободу и расслабиться;
Многие известные бренды используют демократический стиль, например, Zara и Bershka. Такой стиль подходит для опытных сотрудников, когда не нужно контролировать каждый шаг сотрудников. Однако демократия должна быть в рамках дозволенного, чтобы подчиненные не усомнились в компетентности руководителя.
Яна Воронина, руководитель коммуникационного агентства «Дела PR»:
«Еще на этапе собеседования и тестирования потенциальных сотрудников мы вместе с нашим HR-менеджеров составляем профиль сотрудника, описываем его систему мотивации. Это помогает не только более точно сформировать ожидания от сотрудника, но и определить, в каком стиле управления он нуждается. Практика показывает, что есть специалисты, для которых свобода в принятии решений – основа мотивации. К таким сотрудникам применим только демократичный стиль. В противном случае они не только не будут развиваться в компании, но и станут неэффективной рабочей единицей. Но есть и те, кому для эффективной работы необходима четкая иерархическая система принятий решений – тогда мы делаем выбор в ее пользу. Именно такой гибкий подход показывает лучший результат в современных реалиях и помогает защитить команду от выгорания. Ведь есть те, кто выгорает не от обилия задач и рутины, а от хаоса в структуре управления».
3. Либеральный стиль
Руководитель предоставляет сотрудникам практически полную свободу в работе и поощряет инициативность. Минимальное вмешательство в процесс работы и принятие решений. Подчиненные сами устанавливают делайны и понимают, для чего им это нужно. При таком стиле руководителю нужно отслеживать ключевые этапы в работе и направлять команду. При этом управленец не вмешивается в конфликты команды и редко дает советы.
Особенности либерального стиля
Для сотрудника:
- возможность проявить творческий потенциал;
- взять на себя ответственность за задачи;
- проявить самоконтроль и дисциплину;
- почувствовать себя уверенным профессионалом, на которого может положиться руководитель
Для руководителя:
- придется искать активную команду профессионалов, которых нужно замотивировать и удержать в проекте;
- появится время для масштабирования бизнеса;
- есть риск сорвать сроки, так как команда может переключиться на другой проект;
- может начаться анархия внутри коллектива или деление на узкие группы, если кто-то из сотрудников возьмет на себя роль лидера
Пример компаний, которые используют либеральный стиль, — Google и Netflix. Google предоставляет сотрудникам выбор проектов. Netflix мотивирует инновационный подход к созданию контента.
В целом при либерализме в команде руководителю стоит быть осторожным, чтобы не прослыть «своим» среди сотрудников, не потерять уважение, а в критической ситуация — даже прибыль компании.
4. Командный стиль
Цель — осознанное выполнение задач. Руководитель старается бережно относится к подчиненным, ставит акцент на командной работе и сотрудничестве. Он делегирует задачи в зависимости от сильных и слабых сторон сотрудников. Чтобы поддерживать хорошие отношения в команде устраивают выездные мероприятия и корпоративы.
Особенности командного стиля
Для сотрудника:
- вовлеченность команды и участие в принятии решений;
- прокачка творческого, креативного мышления, развитие лидерских качеств во время мозговых штурмов;
- возможность повысить квалификации, компания часто отправляет на обучение и семинары.
Для руководителя:
- возможность снизить нагрузку с себя с помощью распределения задач;
- в спорной ситуации проще решить вопросы при командном обсуждении;
- повышение доверия и лояльность к руководителю, поскольку коллектив чувствует, что всех ценят.
Этот метод управления есть в СберБанке, который успешно организует командную работу и корпоративную культуру. Руководитель может применять разные стили управления в зависимости от ситуации. Если проект срочный и сроки поджимают, он может быть авторитарным — и раздать четкие указания. В спокойной ситуации применяет другой стиль руководства.
5. Директивный стиль
Схож с авторитарным, но менее гибкий. В его основе — яркая авторитетная личность. Глава компании с момента ее основания становится символом. При этом обладает высокими знаниями и компетенциями в своей нише, полностью погружен в любимое дело. Если лидер покинет пост, компания может потерять клиентов. Владелец международной цепочки отелей Hilton, например, лично проверял работу администрации, обращал внимание на поведение постояльцев, изучал конкурентов и спрос.
Особенности директивного стиля
Для сотрудника:
- четкое понимание своих обязанностей и задач;
- отсутствие обсуждений, мозговых штурмов, руководитель сам принимает важные решения. Это освобождает время для решения рабочих вопросов.
- возможность работать с опытным наставником и перенять его знания.
Для руководителя:
- установленная ответственность и дисциплина позволит руководителю не контролировать каждый шаг подчиненных;
- подчиненные максимально нацелены на результат, поскольку знают, что их ждут вознаграждение и бонусы за хорошую работу;
- общие стандарты работы — хороший способ избежать конфликтов и разногласий в коллективе.
Этот стиль управления может быть эффективным в ситуациях, когда необходимы четкость, точность и оперативность.
Понимание сильных и слабых сторон различных стилей руководства помогает выстраивать эффективную работу в коллективе, от чего зависит и качество обслуживания клиентов. На это же работает и понимание, к какой из сотрудников и на каком этапе работ лучше применять тот или иной стиль руководства. Это необходимо для оптимизации бизнес-процессов. На эту цель работает и выстраивание СRM-системы. Она позволяет автоматизировать рутинные операции (например, рассылки, формирование отчетов), установить четкие правила работы с клиентами и повысить дисциплину и мотивированность сотрудников. Кстати, специалисты Текстерры могут создать и настроить для вашей компании уникальные CRM-системы.
Виды подчиненных
Если руководитель знает сильные и слабые стороны каждого сотрудника, ему легче делегировать задачи и управлять командой. Различать подчиненных можно по уровню опыта (новички, специалисты и эксперты), а также по стилю работы и отношению к руководству. Рассмотрим последних подробнее.
По стилю работы
- Исполнители. Стараются следовать инструкциям и указаниям, чаще всего хорошо работают в команде и вовремя сдают проекты. При этом не склонны к инициативности, надежные и ответственные. С удовольствием пойдут за грамотным лидером группы и будут выполнять поручения.
- Творческие личности. Их работа может быть стихийной, под влиянием настроения. Из-за чего могут затянутся сроки сдачи проекта. Им периодически нужно напоминать о дедлайнах.
- Многозадачники. По своей инициативе часто берут на себе много задач. Хотят успеть везде и всем помочь, при этом могут не довести дело до конца. Их придется возвращать к прежним задачам, фиксируя каждый этап выполнения, не давать новых проектов, пока не сдадут «хвосты».
- Аналитики. Подвергают анализу любые данные, из-за чего задача может задерживаться. Перед принятием решения долго все проверяют, если не уверены в качестве. Их присутствие поможет команде работать с достоверной информацией.
По отношению к руководству
- Вовлеченные и коммуникабельные. Они готовы к обратной связи, создают здоровую атмосферу, проявляют лояльность к руководству, в коллективе с ними спокойно, без конфликтов.
- Стремятся к лидерству. Предлагают инновационные идеи руководству, берут ответственность за проект на себя, хотят быть лидером в команде. Могут раздражать сотрудников своей проактивностью или наоборот мотивировать и вдохновлять.
- Нейтральные. Работают ровно, без рвения и энтузиазма. Чаще всего не обращают внимания на внедрения новых правил со стороны руководства. Предпочитают, чтобы их не дергали лишний раз.
- Бунтари. Склонны к критике руководства, могут нападать первыми. Часто с кем-то спорят и выражают несогласие, в коллективе с ними напряженно.
Вывод
Выбор стиля управления зависит от сферы деятельности компании, личных качеств руководителя, способностей сотрудников, поставленных целей и задач. Опытные руководители умело комбинируют и меняют стили для достижения нужного результата.
Читают также: