Возможно, эта тема не стоит большой статьи. И мы бы не стали ее затрагивать — зачем доказывать, казалось бы, всем очевидную вещь: что повышение интереса аудитории к одному типу контента не означает необходимость отказаться от комплексного подхода к контент-наполнению блога. Но дело в том, что в последнее время мы столкнулись с непониманием со стороны нескольких представителей нашей аудитории: для чего писать статьи, думают они, если видео эффективнее? А раз вещь, казавшаяся нам очевидной, не кажется таковой всем, то стоит выразить свою точку зрения на этот вопрос.
Онлайн — цифровая копия оффлайна
Штука в том, что все тенденции во входящем маркетинге, глубоко интегрированном в человеческие интересы и потребности, — это проекции тех тенденций, что прослеживаются в реальной жизни. Если люди перестанут читать все, кроме анекдотов, — контент-маркетологи отреагируют на это публикациями смешных историй по своей тематике. Если люди перестанут просматривать простую инфографику и будут читать только интерактивную — маркетологи будут делать последнюю.
И с этой точки зрения интерес к производству видео — это ответ на тенденцию, которая прослеживается в оффлайне: каждый из нас вечером после работы, если нет тяжким грузом висящих над душой дел, любит завалиться на диван и посмотреть интересный фильм.
Видео рулит?
Исследования говорят, что человек воспринимает визуальную информацию быстрее, чем текст, она легче запечатлевается в памяти, да и в принципе кому-то кажется, что чтение — это работа, а просмотр фильма — развлечение. Почему так? Визуальная форма контента привлекательна для людей именно потому, что наиболее адекватна жизни: в видео есть все, что есть в реальности: настоящие люди, настоящие вещи, природа, животные, небо такое же голубое, как в жизни, живая речь, музыка, красоту которой можно оценить, послушав, а не прочитав о том, как она прекрасна.
Словом, не нужно напрягать мозг, включать лобную долю, отвечающую за абстрактное мышление и воображение, чтобы из букв «выстроить» в своей голове образ героя, представить событие, которое описывается в тексте. Видео укорачивает процесс нашего погружения в информацию и вывод логических заключений из нее: в статье, например, вы напишите, что на концерте прозвучала увертюра из оперы «Тангейзер» Рихарда Вагнера (и только те, что знаком с этой оперой, сразу представят картину более полно, а тем, кто не знаком, придется или плюнуть на этот факт или полезть на YouTube и там послушать увертюру). Вот видите — опять YouTube, сокращающий процесс потребления и переваривания информации: зачем говорить о музыке, если ее можно послушать и даже посмотреть, как ее исполняют?
Казалось бы, очевидный факт — видеоконтент рулит, это подтверждается самой жизнью. Да, но… Как всегда эти «но». Не бывает без них реальности.
Текст — базовая вещь в коммуникации
Сможете ли вы создать видеоподкаст без сценарной основы? Вам нужен текст, чтобы донести свой месседж до аудитории. Есть ролики, снятые «без слов», — часто бытовые, не представляющие собой коммерческой ценности, выложенные в Сеть обычными интернет-пользователями, — о том, например, как вороны катаются с обледенелой крыши (это они, кстати, любят — наблюдала однажды). Но для создания коммерческого ролика «без слов» вам уже понадобится сценарий. Хотя бы вот такой лаконичный:
Супергаджет, блестя на солнце всеми своими гранями, весь такой крутой, лежит на проезжей части. По нему проезжает грузовик. А гаджет — о чудо! — остается целехоньким. Вдохновляющая музыка. Многозначительный крупный план оставшегося в живых супергероя. Занавес.
Речь — такая же неотъемлемая часть реальности, как визуальные и слуховые образы. Можно ли представить сапиенсов, не умеющих выражать свои идеи в словесной форме? Это были бы существа, не далеко ушедшие в своем развитии от человекообразных обезьян. Есть интересная научная теория о том, что речь у людей развилась в результате необходимости пересказывать членам своей группы слухи, то есть как можно более точно передавать друг другу информацию о своих собратьях. Это способствовало упрочению социальных связей в группе и ее выживанию: чем понятнее объяснишь, где и в чем опасность, тем больше шансов ее избежать. Эта теория хорошо описана в книге А. Маркова «Эволюция человека». Там же приводится пример, иллюстрирующий ее правдоподобность.
В группе шимпанзе одна из самок покусилась на жизнь детеныша другой самки. Мать отбила своего детеныша. Но штука в том, что вся эта история происходила не на глазах у группы, никто из шимпанзе этого не видел. Позднее обиженная мать подошла к двум имеющим влияние в группе (мы бы сказали — авторитетным) самцам — нехорошая самка в это время находилась в поле их видимости — и попыталась объяснить сильным мира сего, что натворила соперница. Естественно, ей не хватило выразительных средств для точной передачи информации (а самое выразительное средства в данном случае, как мы все понимаем, — речь). Самцы догадались только, что одна самка недовольна другой, так как последняя сделала что-то предосудительное. Вероятно, если бы они поняли, насколько предосудительным и вредным для всей группы было поведение нехорошей самки, они бы приняли серьезные меры. Но у шимпанзе нет речи и потому нет столь эффективной социальный коммуникаций, как у человека, нет культуры сапиенсов и нет, соответственно, прогресса.
Мы не можем без речи. Люди как вид остановятся в своем развитии, если вдруг перестанут передавать друг другу опыт, информацию — распространять и множить вокруг себя слухи о последних тенденциях в мире техники, о моде, политике, путешествиях, еде, автомобилях и т.д. Что есть весь наш с вами бескрайний интернет как не создание, расшаривание и лайканье слухов. Даже в лентах новостных агентств и деловых порталов ссылка на источник — это вопрос этики: по данным РИА Новости, источник: ИТАР-ТАСС. Эти стандартные формулировки в новостях вам ничего не напоминают? Да, именно — пересказывание слухов:)
А многие из нас так и вовсе лучше пересказывают слухи в письменном виде, нежели устно. Есть люди, которых все знают как хороших блоггеров, журналистов и писателей, то есть умеющих излагать свои мысли «на бумаге». Но эти же люди, бывает, в устной речи совсем не так красноречивы, как в текстах.
Аудитория не может довольствоваться только одним типом контента
Контент — это содержание вашего послания к аудитории, а его форма, жанр, эмоциональная окрашенность могут быть совершенно различными.
И тот факт, что роль визуального контента возрастает, не означает, что возрастает она за счет убывания значимости других форм контента. Сегодня можно говорить о том, что количество битов, которое люди в состоянии потреблять, стремится к бесконечности. И в этом море информационного шума перед людьми не стоит никакого конкретного выбора: текст или видео, новости или художественные книги, инфографика или музыка, мультфильмы или деловые кейсы. Хотя бы потому, что границы между жанрами контента сегодня активно размываются, исключая саму возможность конкретного выбора: в текстах используются ролики, диаграммы, таблицы, аудио, элементы инфографики, в инфографике — тексты, в анимации — текстовые вставки и т.д. Сегодня мы читаем, смотрим и слушаем одновременно.
Роль любого контента в Сети возрастает. Не пренебрегайте ни одним из его типом — аудитории нужно разнообразие.