Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Социальная тюрьма для детей: все за и против детского блогерства Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Как и обычно, я закончила домашние дела и открыла Instagram. По вечерам я всегда заглядываю в профиль TexTerra, чтобы заполучить порцию годных постов для раздумий и вдохновения. Но в тот день мое внимание привлекла рекламная видеозапись с участием ребенка.

Девочка призывала подписаться на свой YouTube-канал

Заметно, что девчушка явно плохо складывает слова в предложения, да и вообще плохо проговаривает слова. Но фраза «Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!» у нее отлетает от зубов.

О существовании детей-блогеров, само собой, я знала и до этого. Просто не сталкивалась с ними вот так, лицом к лицу. Наверняка эта юная малышка до конца не осознает, что значит «подписаться» и что такое «лайк». Она не понимает, как много значит цифра 87 000 в колонке подписчиков. И вообще, почему она не играет в игрушки или не смотрит мультики, а выпрашивает лайки у незнакомых теть и дядь?

Эта запись тронула меня до глубины души и возмутила до предела. В потоке эмоций я решила разобраться в сущности детского блогинга и выяснить, что скрывает обратная сторона этой медали.

Какие бывают детские блоги?

Одни детские блоги вещают о беззаботных буднях ребенка, другие отражают весь его творческий потенциал, третьи – рекламируют детские товары. Разберем на примерах.

Lifestyle

Блоги, в которых родители от имени малышей рассказывают о том, как проходят их дни, чем они занимаются, чем «дышат», куда ходят, какие ситуации переживают. Это своеобразные личные дневники, как и в нашем детстве, помните? Только теперь их не закрывают на замок и не прячут в ящик стола.

Lifestyle-профиль мальчика Коли, подписи в его публикациям перенасыщены недетской язвинкой
Lifestyle-профиль мальчика Коли, подписи в его публикациям перенасыщены недетской язвинкой
Lifestyle-профиль мальчика Коли, подписи в его публикациям перенасыщены недетской язвинкой

Lifestyle-профиль мальчика Коли, подписи в его публикациям перенасыщены недетской язвинкой

Профили по интересам

Встречаются на просторах Instagram и более узкие детские бложики, посвященные любимым занятиям деток. Порой такая активность играет на руку юным дарованиям. Например, двухлетняя Лола рисует абстрактные картины. Блог в Instagram помог крошечной художнице организовать и провести первую персональную выставку работ в Нью-Йорке.

Положительный пример блога, который уже сыграл свою роль в процессе профессионального развития ребенка
Положительный пример блога, который уже сыграл свою роль в процессе профессионального развития ребенка
Положительный пример блога, который уже сыграл свою роль в процессе профессионального развития ребенка

Положительный пример блога, который уже сыграл свою роль в процессе профессионального развития ребенка

Другой пример – пятилетний Арат Хоссейни. Мальчик прославился на весь Instagram благодаря своему телосложению, любви к разным видам спорта и невероятной выносливости. Уже в 9 месяцев юный спортсмен умел подтягиваться и переворачиваться на кольцах, а сейчас добился невероятных успехов в спортивной гимнастике, тяжелой атлетике, скалолазании и бодибилдинге.

Подписчики называют мальчика маленьким Тарзаном не только из-за поразительного внешнего сходства, но и выдающихся физических способностей
Подписчики называют мальчика маленьким Тарзаном не только из-за поразительного внешнего сходства, но и выдающихся физических способностей
Подписчики называют мальчика маленьким Тарзаном не только из-за поразительного внешнего сходства, но и выдающихся физических способностей

Подписчики называют мальчика маленьким Тарзаном не только из-за поразительного внешнего сходства, но и выдающихся физических способностей

Обзоры детских товаров

Самое «интересное» в нише детского блогинга – рекламные блоги. Наверно, многие слышали историю о том, как выкладывая в YouTube-канал обзоры на игрушки, шестилетний мальчик из США заработал свой первый миллион и занял 1 место в списке самых высокооплачиваемых блогеров мира по версии Forbes.

Статья о лидерах рейтинга 2018 года на Forbes

Сегодня канал маленького Райана насчитывает уже более 19 млн подписчиков.

А вот и сам канал мальчика, новые видео здесь появляются ежедневно и набирают большое количество просмотров

Юные YouTube-блогеры, делающие обзоры на детские товары, есть не только в Америке. Маленькие Рома и Диана из России собрали на таких видео аудиторию, численность которой превышает 7 млн.

Вот один из рекламных роликов ребят

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Откуда берется желание стать блогером?

Неудивительно, что нынешнее поколение детей мечтает стать популярными блогерами, а не космонавтами, пожарными или учителями. Ведь современные условия социума просто не оставляют им другого выбора. Я выделила несколько факторов, которые влияют на их выбор.

Влияние телевидения

Просматривая мультфильмы на вроде как «безобидных» детских каналах, в каждой рекламной паузе ребенок сталкивается с роликами, в которых его сверстники умело обращаются с камерой и рассказывают, чем они занимаются и что кушают.

Я сейчас о рекламе детского йогурта

Главная фигура этой злосчастной рекламы – школьник, который сам снимает себя на видео и всем своим радостным видом демонстрирует, что делать селфи в школе и записывать минутные ролики о себе – это весело и задорно.

Реклама от «Чудо-деток» построена таким образом, что каждый следующий ролик – это небольшой сюжет школьной жизни, который освещается в блоге «Школьнику на пользу» от лица обычного мальчика-блогера. Если на первом примере юный блогер рассказывает, как освежиться после физры, то в следующем видео школьник открыто пропагандирует идею о том, что ведение блога для него более приоритетное занятие, нежели чтение учебника.

На учебу у него просто нет сил... Что???

Просто вдумайтесь в то, что смотрят наши дети, и какие мысли вбивают в их наивные головы. Самое страшное, что эта реклама далеко не единичный пример. Если у вас есть дети, вы наверняка знаете, кто такие «Три кота», «Рыцарь Майк» и «Ми-Ми-Мишки». Мультяшки про этих героев постоянно крутят на телеканале «Карусель», там же крутят и анонсы конкурсов, призывающих деток снимать видеоролики со своим участием и приглашать друзей для голосования за их конкурсные работы.

Получается, что детские каналы «заражают» малышей блогозависимостью, предлагают готовые идеи для видеосюжетов и призывают привлекать аудиторию для оценки их видеозаписей и получения условных лайков.

Мамы-блогеры

Детишки любят подражать всему, что видят вокруг себя, особенно родителям. К тому же в детских головах живет устойчивая ассоциация, что все, что делает мама – это хорошо. Мама по определению не может научить плохому. Как тогда вести себя ребенку, который видит, как та самая мама 24/7 ходит по квартире и разговаривает с телефоном, снимая бессмысленные селфи?

Для ребенка это становится нормой. Он начинает копировать такое поведение: сначала делая снимки на игрушечный телефон, затем, с возрастом и получением доступа к интернету, эта игра переходит на новый реальный уровень.

Вот и пример того, как насмотревшись на маму-блогера, мальчик САМ создал свой канал на YouTube

Вот уж действительно, «не нужно воспитывать своих детей, они все равно будут похожи на вас». Воспитывайте себя, дорогие родители. И вместо того, чтобы выйти в прямой эфир в Instagram, выйдите лучше с ребенком на улицу, сводите его в зоопарк, в музей, запишите на развивашку. Внимание и заботу, которые получает ребенок от общения с вами, стоит гораздо дороже количества подписчиков, лайков и миллионных охватов в ваших социальных сетях. Создайте ребенку хороший пример для подражания. Покажите, как устроена жизнь вне виртуального мира. Возможно, тогда ваше чадо откроет для себя и другие перспективные профессии.

Кстати, в онлайн-университете Teachline можно выбрать профессию детям на будущее или освоить одну из них самим за 1-2 месяца. Приходите на обучение, если хотите стать востребованным специалистом в диджитале.

Как дети становятся блогерами?

На самом деле, ребенок может стать блогером не только из-за телевизора или родителей. Вы удивитесь, но этому даже учат в специальных заведениях.

Детские школы/курсы для блогеров

Появилось немало школ и курсов для обучения юных блогеров.

На подобных проектах детей учат как:

  • Создавать и продвигать собственные аккаунты в разных социальных сетях.
  • Формировать правильный и качественный контент.
  • Создавать сценарии для роликов и темы для постов.
  • Снимать содержательные видео с захватывающим сюжетом и делать клевые посты.
  • Работать на камеру и быть медийной личностью.
Конечно, каждая из школ по обучению детей-блогеров выставляет себя в выгодном свете и на каждом шагу кричит о том, что блогинг для детей – это полезно

Не знаю как вы, а я к подобным курсам отношусь скептически. Считаю, что создатели блогерских школ просто заняли популярную нишу в бизнесе и работают в свое удовольствие, получая неплохой заработок.

Месяц обучения в школах для юных блогеров стоит от 3 500 руб.

Да, сумма не заоблачная, любой среднестатистический родитель в силах оплатить такие курсы для своего ребенка. Однако стоит подумать, что в итоге получит ребенок после их окончания? Популярность, известность, перспективы? Школа не дает никаких гарантий на то, что он станет популярным блогером. Педагоги, скорее, обещают обеспечить детям нескучный досуг, нежели обрести завидную профессию.

Эти ребята – выпускники школ для блогеров. Очевидно, что на курсах их точно научили позировать на камеру
Эти ребята – выпускники школ для блогеров. Очевидно, что на курсах их точно научили позировать на камеру

Эти ребята – выпускники школ для блогеров. Очевидно, что на курсах их точно научили позировать на камеру

Помимо игры в «мартышку и смартфон», на курсах ребята заводят новые знакомства, прокачивают ряд полезных навыков, неплохо веселятся. Если высшая цель родителей – развлечь и позабавить свое чадо, занять его свободное время, возможно, стоит рассмотреть курсы блогеров. В противном случае я бы отдала предпочтение занятиям английскому, спорту, плаванию или другому увлечению, которое по душе самому ребенку.

Кастинги для детских ТВ-шоу

Другой способ попасть в ряды юных блогеров – пойти на кастинг в какое-нибудь популярное детское ТВ-шоу. Так прославился самый маленький повар России – Полина. Трехлетняя девочка покорила телезрителей шоу «Лучше всех» не только своими кулинарными способностями, но и искренним удивлением от увиденной камеры.

После программы это видео мгновенно распространилось по интернету, девочка стала звездой

Instagram ее мамы тут же превратился в профиль юного поваренка и набрал большое количество подписчиков, которые следят за судьбой Полины до сих пор. Однако сейчас на громком имени девочки «выезжает» ее мама. В аккаунте день ото дня публикуется все больше сторис о том, как мама Настя посещает косметологов и гуляет по бутикам.

Обратите внимание, как под ником «Поваренок Полина» пиарится мама девочки

Пользователи, которые подписывались на профиль, чтобы наблюдать за Полиной, часто искренне негодуют по поводу смены главного персонажа.

Так решила мама

Бывает и так, что детские блоги создаются без ведома малышей. Часто родители заводят виртуальный детский альбом в Instagram, в который ежедневно выкладывают фотографии своего ребенка – в надежде, что когда он подрастет, сам продолжит вести личный аккаунт.

Такого мнения придерживается одна из популярных мам-блогеров Украины Соня Стужук. Ее дочке Лоле недавно исполнился год, но ее Instagram уже насчитывает более 43 000 фолловеров.

Тот случай, когда ребенок стал блогером с первых минут жизни

Да, идея сохранить добрые воспоминания, конечно, заслуживает уважения. Другое дело, что раньше детские снимки хранились в бумажных фотоальбомах в закромах семейных архивов, а сейчас – выставляются на всеобщее обозрение.

Помните в детстве, когда в дом приходили гости, мама доставала ваш детский альбом и показывала милые до жути снимки, где вы бегаете с голой попкой. Помните, как все умилялись этими фотографиями, а вы сгорали от стыда и чувства неловкости? Тогда эти фото показывались только избранным гостям и родственникам, а сейчас малыши пестрят попками на весь интернет.

Вот и Лола Стужук принимает ванну на глазах у тысячной аудитории

Как вы думаете, что будут чувствовать ваши подросшие дети, когда вы передадите им права на ведение «ИХ» аккаунта? Они будут рады тому, что их голопопые публикации собрали десятки, тысячи и даже сотни лайков от незнакомых людей? Пока готовила этот материал, встретила в сети немало историй о конфликтах, которые случались между родителями и детьми на этой почве.

Вот один из рассказов, опубликованных на образовательном медиа-портале Newtonew. Лично мне искренне жаль девочку Лену...

В общем-то, ведение профиля от имени ребенка не ограничивается благими намерениями. Кто-то из особо предусмотрительных родителей заводит детские аккаунты в коммерческих целях: для рекламы, продаж и заработка. Да, на детях зарабатывают. Я бы даже сказала, детей «продают». Продают брендам, которые размещают рекламу в детских блогах. Продают мамочкам, которые рыскают по аккаунтам детей-блогеров в поисках крутых вещей для своего ребенка.

Давайте будем честными: аудитория детского блога – это не дети, а взрослые женщины, у которых есть дети. Скорее всего, им не интересно смотреть на чужого ребенка как такового – им интересно наблюдать, как на чужого ребенка сел костюмчик от фирмы А, заинтересовала ли его игрушка от фирмы В, не протекают ли подгузники от фирмы С и так далее.

Посмотрев, как продукция брендов проявляет себя при взаимодействии с чужим ребенком, мамочки принимают решение о покупке этих товаров уже для своего любимого чада. Грубо говоря, вы выставляете своего ребенка «живым манекеном» в этой потребительской среде и торгуете его милым личиком ради того, чтобы одна половина Instagram продала свой товар, а другая его купила.

Что скажет мама?

Родители могут по-разному относиться к этому вопросу. Сейчас отбросим случаи, когда детские блоги создаются меркантильными мамашами, и возьмем в расчет только ситуации, когда родители слышат от деток твердое: «Я хочу быть блогером». Подобные заявления открыто обсуждаются на различных форумах для мам. Приведу самые распространенные мнения родителей, которые мне встретились.

Аргументы «за»

  1. Ребенок сможет занять свободное время, посвятить себя любимому хобби.
  2. Возможно, его талант в сети заметит какой-нибудь известный преподаватель/тренер/продюсер и сможет развить его выдающиеся способности.
  3. Малыш научится связно излагать свои мысли, прокачает ораторские навыки и опыт публичных выступлений. Это пригодится ему как в школе, так и в дальнейшей взрослой жизни.
  4. Познакомится в сети с новыми друзьями, возможно, в будущем какие-то из этих знакомств принесут ему пользу.
  5. Интерес к блогам – это хорошо: ребенок стремится развиваться и познавать новое, не нужно пресекать его заинтересованность в познании окружающего мира.
  6. Ребенок будет видеть, что его фото и видео набирают лайки и нравятся аудитории, что, безусловно, поднимет самооценку.
  7. Ведение блога поможет ребенку преодолеть детские комплексы.

Аргументы «против»

  1. Блог отвлекает от учебы, что способствует падению успеваемости (яркий пример тому – реклама «Чудо-деток», о которой я говорила в начале статьи).
  2. С появлением большого количества подписчиков и ощущения славы ребенок зазнаётся, надевает невидимую корону на голову и впредь не может больше общаться со сверстниками на равных.
  3. Блоги – это баловство, которое ведет к полной умственной деградации. Лучше посвятить ребенка более полезным занятиям, например, чтению книг, развивающим играм, общению с друзьями, в конце концов.
  4. Блог дает излишнюю свободу ребенку, он ощущает себя немыслимо взрослым, отсюда появляются первые тайны от родителей, неконтролируемые поступки, вероятность понахвататься в сети ненужного.

Обратная сторона медали

Очевидно, что мир взрослых рассудительных людей сейчас разделится на два лагеря: одни будут уверять, что блог несет немыслимую пользу для развития ребенка, другие станут возмущенно крутить у виска и говорить, что мир сходит с ума. Лично я к детским блогам отношусь крайне негативно.

Во-первых, принять осознанное решение о блогерстве ребенок может только в подростковом возрасте, до этого блог ведется исключительно родителями. Соответственно, старшее поколение не считает нужным спрашивать разрешения у своих детей: «А можно ли мне выложить это фото? А вот это?» Родители просто тянут одеяло на свою сторону и безразбора выкладывают снимки своих детей со словами «Прикольная же фотка, подписчики поржут» или «Блин, у Ваньки на этой фотографии рот открыт, ну да ладно, он же маленький, главное, я хорошо получилась». А тем самым, между прочим, нарушаются личные границы ребенка.

Судя по комментариям, размещенным на портале Newtonew, родители даже не задумываются о нарушении личных границ ребенка
Судя по комментариям, размещенным на портале Newtonew, родители даже не задумываются о нарушении личных границ ребенка

Судя по комментариям, размещенным на портале Newtonew, родители даже не задумываются о нарушении личных границ ребенка

А, может быть, малыш слишком ранимый или стеснительный, не хочет, чтобы на него смотрели посторонние люди? Или ему просто не нравятся снимки, которые постит мама? У него свой вкус и свое видение удачного кадра. В таких случаях, когда ребенок подрастет и увидит свои фото в сети, вряд ли он отблагодарит заботливых родителей за их труды, скорее, это станет поводом для недетского такого конфликта.

Позиция этих мам мне кажется правильной, важно считаться с мнением ребенка при ведении профиля и уважать его взгляды
Позиция этих мам мне кажется правильной, важно считаться с мнением ребенка при ведении профиля и уважать его взгляды

Позиция этих мам мне кажется правильной, важно считаться с мнением ребенка при ведении профиля и уважать его взгляды

Во-вторых, если углубиться в блогинг детальнее, можно найти подвох в каждой незначительной делали. Смотрите, допустим, вы ведете блог, в котором ваш малыш рекламирует какие-либо детские товары. Выше я уже писала о том, что аудитория такого блога – взрослые состоятельные люди, которым по большей части не интересен ваш ребенок. О том, что вы в таких блогах «сдаете ребенка в аренду» рекламодателям в качестве живого манекена – тоже. Сейчас я хочу затронуть финансовую сторону всего этого абсурда.

За любую рекламу, размещенную в детском блоге, поставщики товаров платят деньги. Интересно, что будет делать трехлетний ребенок с гонораром в несколько тысяч рублей? Да он его не увидит даже. Он вообще еще не знает цену деньгам. Максимум, что получит малыш от кругленькой суммы – это пару шоколадок или новенькую футболку. Остальное пойдет в «семейный бюджет». То есть, по факту, родители используют своих детей в корыстных целях и зарабатывают на них большие деньги. С каких пор вообще в нашем мире содержание семьи ложится на маленькие хрупкие плечи?

Кроме того, ребенок на камеру рекламирует товары. Пусть и в игровой форме и не совсем осознанно, но рекламирует. Другими словами – выполняет определенную работу. Почему никто не задумывается, что такая реклама в отдельных случаях может трактоваться как эксплуатация детского труда?

Надеюсь, родители маленьких блогеров знают о том, что существует такая статья и за подобное обвинение предусматривается уголовное наказание

В блогах, в которых дети снимаются в различных видеообзорах, я вижу настоящую детскую тюрьму (не побоюсь этого слова). Посудите сами – у ребенка нет права на выбор собственной судьбы:

  • Мама решила, что ему выгодно быть блогером.
  • С его мнением никогда не считаются, мама лучше знает, что рекламировать и какие фотки постить.
  • Он ограничен в выборе занятий для себя – съемки для блога занимают все его время.
  • И, наконец, он никогда не видит материального вознаграждения за свои труды – он же маленький, а маме нужнее. Это ли не детское рабство?

Такая «работорговля» выгодна всем:

  • Рекламодателям, желающим продать детскую продукцию.
  • Инстамамочкам, находящимся в поисках товаров для своих детей.
  • Создателям блогерских школ для детей, ищущим средство заработка.
  • Родителям, нацеленным обогатиться за счет своего чада...

… всем, кроме самих детей. Самое страшное, что в этой ситуации они беззащитны и не способны выбраться из этой блогерской ловушки в силу возраста и повиновения родителям.

Абсурдна ситуация не только с продающими блогами. Давайте для примера возьмем lifestyle. Да, на них не зарабатывают, вроде как они никому не выгодны. НО в таких профилях родители выкладывают буквально каждый шаг ребенка: распорядок его дня и места посещения секций известны широкому кругу людей. Кто-то пропускает эту информацию мимо ушей, а кто-то использует в корыстных целях. Так, данными о вашем ребенке может воспользоваться ярый злоумышленник, или, что еще хуже, маньяк. Намеренно открывать доступ к жизни ваших детей в блогах – значит подвергать их опасности и увеличивать вероятность попадания в лапы злодеев.

И, наконец, последняя причина, по которой я против детского блогерства – это влияние на детскую психику. В сети мне встречалось очень много историй о том, как блог превратил милых и послушных деток в озлобленных, неуравновешенных и не по-детски высокомерных особ.

Например, негатив этой девочки связан с тем, что ее младшая сестра мешает ей записывать видео. Как по мне, такое поведение крайне неприемлемо

Можете закидать меня тапками, но я считаю, что детей необходимо как можно дольше ограждать от социальных сетей и лишней ненужной огласки до определенного возраста. Если же ребенок сам пожелает связать свою жизнь с блогерством, стоит уважить его решение, но отнестись к этому процессу с особой осторожностью. А что вы думаете обо всем этом? Делитесь мнением в комментариях.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

29 мар 2024
196
Чем занимается backend разработчик

Рассказываем, как стать backend разработчиком и сколько он зарабатывает.

29 мар 2024
82 747
Как отследить источники трафика на сайт

Чтобы не растратить весь бюджет на неэффективные каналы продвижения, после каждого запуска рекламы нужно анализировать данные.

29 мар 2024
324
Вывод нового продукта на рынок - инструкция для начинающих продавцов

Вот первые 12 шагов, чтобы запустить продукт и начать его продвижение.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!