Вопрос коммуникации с клиентом актуален для любой сферы. Но, скажем, в программный код не каждый заказчик захочет вникать. Другое дело – картинки, их обсуждать гораздо веселее. Проблема стара, как сказка Сент-Экзюпери о Маленьком принце: помните, там герой требовал нарисовать барашка и чуть не довел летчика до нервного срыва?
Когда я отправилась получать второе высшее, дизайнерское, я работала SMM-щиком для фермерского бренда. И наступил момент Х, о котором грезит каждый взрослый студент: срочно нужна афиша, а у нашего дизайнера вдруг заболела кошка троюродного племянника. Я воодушевленно взялась за дело. По иронии, в ТЗ фигурировал барашек.
Как это было
Для мастер-классов по сыроделию решили делать рекламу с представителем парнокопытных на зеленой лужайке: чтоб любой взглянувший преисполнился страстью к деревенскому раздолью, здоровому образу жизни и натуральным продуктам. Полна решимости вымерить гармонию штангенциркулем, я провела выходные с ноутбуком, «Визином» и кофе. И сделала макет.
«Это чужая овечка, давайте заменим на нашу Дуню»
У Дуни на фото была грязная шерсть и смешно поджатая левая нога – предстояло превратить ее в гламурную диву.
Про ретушь все активные пользователи «Фотошопа» знают две вещи:
- Хорошая ретушь – это долго. Свадебные фотографы месяцами не отдают клиентам снимки не из вредности.
- Хорошая ретушь (впрочем, как и плохая) – это ухудшение картинки. Мы сделаем Дуню красивой, но сами пиксели испортим. Если исходник был отличного качества, это незначительно. А если это неформальные фотки для соцсетей, как было в моем случае, идея не очень здравая.
«Надо еще добавить в текст условия акции на самое видное место»
Страшный кошмар любого дизайнера, с которым, впрочем, сталкиваются все. Текст – полноправный участник плаката, ничем не хуже овцы, ему нужно уютное местечко. Есть хитрости, чтобы слегка уплотнить буквы, но для вставки целого предложения нужны более серьезные изменения.
«А теперь давайте попробуем подвинуть овцу, чтобы ферма попала в кадр»
С популяризацией трехмерной графики некоторым кажется, что на фотографии все можно перемещать. Можно, но с разным успехом: однородную текстуру на месте сдвинутого объекта легко восстановить, а чтобы воссоздать целое здание, желательно сфотографировать его без овечки – с того же места и с тем же освещением.
Все это безынтересный рабочий процесс. С некоторыми правками стоило спорить, но я не спорила. А когда макет был готов, на него взглянули партнеры мероприятия. Сказали: «Ваши мастер-классы у нас выпадают на праздники, давайте быстренько уберем овцу и вставим на ее место людей с шампанским».
Можете представить, насколько странно смотрелась реклама здоровой фермерской еды под фотографией пьяной компании без внятного пояснения. Да и с технической точки зрения вышло печально – под новую фотку стоило поменять всю композицию плаката, но за час до закрытия типографии об этом речи не шло. Партнеры были довольны: все смотрится весело и празднично. А я этот макет никогда никому не покажу.
Пожалуй, вполне типичная история взаимодействия фрилансера с малым бизнесом. Тема о преимуществах и недостатках фриланса актуальна для многих, но в действительности формат комфортной работы зависит от характера человека.
В студиях дизайна обычно регламентировано и количество решений, которые предоставляют клиенту, качество фото, которые от клиента принимают. Фрилансеру нужно ставить эти жесткие рамки самому – иначе вы бесконечно будете переделывать работу, терять деньги и получать неудовлетворительный результат в итоге.
Впрочем, от недоразумений не застрахован никто: иногда даже в портфолио крупных студий можно встретить два варианта реализации одного проекта: тот, который выбрал клиент, и тот, который устраивает самих дизайнеров.
Правки бывают разными
Клиент всегда прав. Но редко знает, чего хочет – это действительно так. Лингвистам известно, что мы не можем вообразить понятие, для которого нет слова в языке, точно так же невозможно вообразить в деталях картинку, не зная, из чего она состоит. Поэтому дизайнеры любят правки от арт-директоров, а клиентские правки не всегда любят.
Дело не только в инструментах визуализации, а в глобальной задаче: ведь сама картинка у нас – не музейный экспонат, а тоже инструмент для достижения бизнес-цели. Хорошие исправления в дизайне – обоснованные. Предложение поменять одну фотку на другую, например, рождает много вопросов. В чем существенное различие? Какой месседж это различие несет? Как этот месседж поможет продать товар? Если на эти вопросы нет ответа, фотки можно менять бесконечно.
Вернемся к нашим барашкам
Дизайнерское сообщество в любой непонятной ситуации рекомендует вспоминать про спираль Фибоначчи. Мол, от вида золотого сечения на макете у клиента загораются глаза, улучшается аппетит и нормализуется ночной сон. По легенде, волшебную «улитку» можно наложить на любую картинку, что-нибудь с чем-нибудь да совпадет. И если очень присмотреться, под определенным углом…
Лучше, конечно, не искать сомнительных легких путей, а постигать искусство коммуникации. Не все дизайнеры любят разговаривать, но на фрилансе этого не избежать. Да и некоторые студии в работе отказываются от менеджеров проектов в роли посредников: прямой диалог исполнителя с заказчиком им кажется более продуктивным.
Когда начинаешь заниматься дизайном, неочевидно, что многое тут решает не умение рисовать или владение «Фотошопом», а так называемые soft skills. Это «гибкие навыки», не относящиеся к специализации напрямую. Коммуникация, прежде всего. Тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, критическое мышление тоже важны, чтобы проект успешно вписался во внешний мир.
Для себя я выработала следующие правила:
- Обсуждать все самое важное до начала работ. Клиенту надо задать много каверзных вопросов, потому что изначальное ТЗ зачастую звучит как «сделай красиво».
- Работать строго по часам. У любого фрилансера со сдельной оплатой есть примерная стоимость в час. Если правки нужны не по вашей вине, если они выходят за рамки оплаченного времени, не нужно идти на уступки.
- Находить для себя внутреннюю мотивацию. Иногда спорить с правками. Любой человек, который любит свою работу, стремится сделать ее добротно. Случается, что клиент требует ухудшить проект, важно убедить его этого не делать. Дизайн давно стоит на научных рельсах: есть куча исследований восприятия шрифтов, цветов и форм, которые можно и нужно использовать во благо бизнеса.
Грамотный диалог – залог продуктивной работы и качественного результата. Обращайтесь за консультацией в TexTerra, и мы вместе найдем лучшее решение. У нас широкий спектр услуг от веб-дизайна до дизайна полиграфии и 3D-моделирования.