SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Сколько получают в PR: от зарплаты ассистента до оплаты специалиста экстра-класса Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Профессия пиарщик относительно молодая на рынке труда: ее утвердили на законодательном уровне в 2003 году и назвали «Специалист по связям с общественностью». Сколько сегодня зарабатывают эти специалисты? Отвечают эксперты PR-студии ЛЮДИ

Найм: работа в PR-агентстве

PR-агентство – это то место, где начинают свою карьеру почти все PR-специалисты. Это возможность сразу и с головой погрузиться в профессию, несмотря на то, что все коммуникационные агентства очень разные и у каждого своя специфика. Начинать работу в PR-агентстве можно и без опыта – с должности ассистента. Как правило ассистенты занимаются рассылками, мониторингом, ведением базы СМИ. До прямого общения с клиентами и журналистами их не всегда допускают.

Минимальная зарплата помощника PR-менеджера на сайте hh.ru составляет 27 500 тыс. руб. (данные портала Trud.com, октябрь 2021). В среднем по Москве – 38 651 руб.

Сколько получают ассистенты пиарщиков

Работая в PR-агентстве, довольно быстро можно вырасти до должности PR-менеджера с зарплатой от 60 тыс. до 100 тыс. руб. в месяц. В нашем агентстве (PR-студия «ЛЮДИ») пиарщики получают 50–80 тыс. руб. в зависимости от загрузки и «сложности» клиента. Мы разделяем экспертов «легких» и «сложных» ниш. К первым относятся психологи, диетологи, стилисты, эксперты красоты, врачи. Спрос в СМИ на таких экспертов стабильно высок. В стандартный функционал пиарщика входит: ведение баз СМИ, разработка и инициирование тем публикаций, написание новостей, постановка ТЗ копирайтеру и др. К «сложным» нишам относятся экономисты, инвесторы, юристы, предприниматели, эксперты по недвижимости или IT. Они стоят дороже и пиарщик, который ведет такого эксперта, получает доплату.

В пиаре очень большая вилка. Доход зависит от того, в какой отрасли работает человек и что конкретно делает. Базовые функции, типа рассылок релизов и комментариев, не могут стоить дорого. Ассистенты получают 30–40 тыс. руб. Зарплата директоров по IR (связи с инвесторами, или Investor Relations) доходит до 30 млн руб. в год плюс бонусы. Так, свой профессиональный путь я начинала еще в конце 1990-х годов в новосибирском агентстве по организации деловых мероприятий с зарплатой 5 тыс. руб.

Инна Анисимова

Инна Анисимова

генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner

Примеры зарплат в PR-агентствах

  • Вакансия стажера (младшего PR-менеджера) в PR-агентстве «Сокур и Партнеры» – 30 тыс. руб. Однако, несмотря на слово «стажер», в описании вакансии требуется, чтобы соискатель не менее одного года проработал на стороне коммуникационного агентства.

  • Зарплатная вилка у вакансии ассистента PR-менеджера в коммуникационном агентстве Fresh Russian Communications составляет 30-45 тыс. руб. Такое разброс обусловлен, в том числе, и тем, что среди жестких требований к соискателю – уверенное владение английским языком, который в данном агентстве является рабочим: почти все клиенты – европейские компании.

  • Вакансия ассистента PR-менеджера в коммуникационной группе «Орта» – от 40 тыс. руб. За эти деньги работодатель будет рад кандидату с высшим образованием (незаконченным высшим) по направлениям «Связи с общественностью», «Журналистика», «Международные отношения» (первая строка в списке требований), а также со свободным владением английским.

  • Вакансия ассистента PR-менеджера в коммуникационной группе RBTL – до 50 тыс. руб. Работодатель требует идеального (именно так) знания русского языка.

  • Вакансия PR- и аккаунт-менеджера в PR-агентстве 2L отличается ставкой от 110 до 200 тыс. руб. на руки. Такой уровень дохода, который явно выше среднего по рынку, обусловлен тем, что компания специализируется в узкой нише: на продвижении IT-брендов и компаний (среди ее клиентов – высокотехнологичные стартапы и крупнейшие мировые компании из списка Fortune 500). Так, согласно описанию вакансии, менеджер должен хорошо разбираться в IT СМИ, сопровождать одного или несколько клиентов агентства в PR-проектах, и помимо этого вести бюджет, выполнять финансовый план, в частности по дополнительным продажам проектов и услуг, руководить командой. Другими словами, позиция подразумевает расширенный мультифункционал пиарщика, маркетолога, продажника, руководителя рабочей группы.

Плюсы работы в PR-агентстве

  1. Фиксированная зарплата, возможность получать премии.

  2. Быстрый профессиональный рост. Человек попадает в среду пиарщиков, единомышленников: это как эффект синергии.

  3. Возможность «прокачать» свои навыки в разных отраслях: IT, банки и финансы, благотворительность и другое. Если мы говорим о PR личных брендов (психологов, стилистов, маркетологов), менеджер быстро погружается в данную сферу «с головой».

Минусы работы в PR-агентстве

  1. Клиенты, которых выбираешь не ты. Если менеджеру достаются клиенты, сфера которых ему не особо близка или не интересна, приходится выходить из зоны профессионального комфорта.

  2. Стрессовая многозадачность. Пиарщик в агентстве должен быть мастером на все руки. Обзванивать журналистов для приглашения на мероприятие, искать нужные тезисы для очередной статьи, инициировать темы публикаций – это лишь малая часть обязанностей, а список прочих обязанностей может показаться бесконечным.

  3. Высокий риск выгорания. Работа по найму предполагает жесткие дедлайны, множество обязанностей, постоянное внутреннее напряжение, контакты с людьми. Это постепенно приводит к профессиональному выгоранию.

Подмечено в профессиональной тусовке: многие, кто более 10 лет проработал в PR, уезжают жить подальше от больших городов, к морю или в горы.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Найм: работа в компании

Второй вариант работы по найму – PR-специалист внутри какой-либо компании. По сравнению с агентством тут у пиарщика один единственный клиент и ему зачастую приходится удовлетворять вообще все потребности в продвижении, которые есть у бренда: SMM, работа с блогерами, настройка трафика, работа с репутацией в сети, BTL и многое другое. Все эти по сути совершенно разные профессии объединяются в одну и называются гордо – пиарщик.

Разброс зарплат может быть широким, поскольку ее устанавливает сам работодатель. В крупной компании зарплата вполне может достигать 100–150 тыс. руб. в месяц.

Примеры зарплат пиарщиков в компаниях

  • Вакансия PR-менеджера в Благотворительном фонде «Свет в руках» – 50 тыс. руб.

  • Bакансия менеджера по рекламе и PR в компании «Школа сноуборда и горных лыж AllPro» – 70 тыс. руб. Однако в данном случае работодатель в одну вакансию интегрировал функционал и пиарщика, и SMM-щика, и маркетолога.

  • Вакансия менеджера по связям с общественностью в компании Bosco di Ciliegi (главный акционер московского ГУМа и владелец сети магазинов, продающих одежду и предметы роскоши). Заявленный уровень оплаты труда составляет до 130 тыс. руб. В этой хитрой формулировке нужно понимать, что реальная зарплата может едва дотягивать до 90–100 руб. Одно из обязательных требований к соискателю – опыт аналогичной работы в сфере fashion retail от трех лет.

Также есть возможность возглавить PR-отдел в рамках крупной организации.

  • Вакансия PR-директора в международной компании FUNCORP (разработка развлекательных технологичных UGC-сервисов, которыми ежедневно пользуются миллионы людей по всему миру. UGC – от англ. user-generated content – контент, создаваемый пользователями, а именно посты, комментарии, отзывы, обзоры, рейтинги, различные оценки и другое). Заявленная зарплата – 312 тыс. руб. до вычета налогов. Среди требований к соискателю: развитие и продвижение HR-бренда компании, планирование и реализация PR-кампаний под ключ, разработка и проведение корпоративных мероприятий, ведение соцсетей, работа с мерчем. Среди прочего компания предлагает офис в центре Москвы, бесплатное питание, расширенный пакет ДМС, компенсацию оплаты фитнеса и отдельно подчеркивает, что сотрудникам предоставляется не какая-нибудь техника, а именно Apple.

  • Вакансия PR-директора в детском хосписе «Дом с маяком» – от 70 тыс. руб. Среди обязанностей: управление пресс-службой фонда, формирование коммуникационной стратегии, ведение контент-планов по публикациям на сайте и в соцсетях.

Плюсы работы в компании

  1. Стабильность в квадрате. Специалист подписывает оффер с фиксированной зарплатой. Если это ассистент, то у него появляется возможность вырасти через пару лет до PR-менеджера. Приятные бонусы – ДМС, оплата питания, фитнеса (в зависимости от уровня компании).

  2. «Сладкая» позиция – работа на стороне клиента. PR-отдел в большой компании часто делегирует проекты стороннему PR-агентству, что разгружает специалиста и дает возможность сосредоточиться на других важных задачах – разработке PR-стратегии, подготовке интервью, срочных комментариев и других материалов с руководством или топ-менеджментом компании (к которым у него есть непосредственный доступ, в отличие от работников дистанционного агентства).

  3. Пиарщик не несет ответственности за продажи (если нет совмещения с вакансией маркетолога). Хороший PR-специалист может принести прибыль компании в долгосрочной перспективе, усиливая ее позиции на рынке, но он не отвечает напрямую за объем реализуемой продукции.

Минусы работы в компании

  1. Вечная борьба с внутрикорпоративными стереотипами о пиарщиках. Частая история, когда PR-отдел или департамент воспринимают как «собаке пятая нога». Чем занимаются эти специалисты – для других сотрудников тайна, покрытая мраком. Из-за чего очень часто пиарщики чувствуют себя ненужными, обесцененными.

  2. Чрезмерный бюрократизм больших организаций. Написать новость, согласовать ее сначала у зама, потом у начальника отдела и еще у пятерых человек – обычный квест пиарщика.

  3. Меньше творческой работы. Креативные идеи и творческие замыслы, особенно смелые, часто не проходят этап согласования, из-за чего так и остаются в «долгом ящике».

Фриланс

Когда опыт и контакты уже наработаны, пиарщик начинает воспринимать себя как профессионала. Плюс профессии в том, что можно выбирать нишу, которая по душе. Есть ребята, которые тяготели к актерскому миру: они взяли и открыли PR-агентство, в котором клиенты – актеры и мероприятия сферы театра кино. Другие ушли в музыку и шоу-бизнес, третьи – в фэшн или психологию.

Но фрилансер сам вынужден искать себе заказчиков. А это значит, он должен научиться выстраивать отношения не только со СМИ или инфлюенсерами, но и с потенциальными клиентами.

Доход зависит от средней стоимости ваших услуг, умноженной на количество клиентов. Например, если вы ведете трех клиентов по средней стоимости услуг 50 000 руб. в месяц, то ваш доход составит 150 000 руб. в месяц, если 5 клиентов – 250 000 руб. Дальше все упирается в KPI, то есть в количество публикаций либо эфиров на ТВ и радио, других активностей: конференций, мероприятий, коллабораций, которые должен организовать специалист. KPI при таком ценнике может варьироваться от 3 до 10 активностей в месяц.

Фриланс дает свободу, возможность работать из любой точки мира. Всегда считалось, что PR-специалист – профессия офисная, но коммуникация со СМИ давно перешла в онлайн. Сейчас почти всё (комментарии, интервью для ТВ, подготовку текстов) можно делать удаленно. Даже на ТВ могут принять видео, которые вы сняли на телефон. Достаточно просто иметь телефон с качественной камерой.

Фрилансеру важно заработать репутацию не только своим клиентам, но и себе. В зависимости от развития карьеры ценник увеличивается. Стоимость услуг «топовых» пиарщиков начинается от 100–150 тыс. руб. Например: вакансия PR-директора в сегменте HoReCa обещает доход 100 000 – 150 000 руб.

Стоимость услуг может меняться в зависимости от сложности производства материала и рейтинговости издания. Например, производство (написание) колонки в РБК или Forbes будет стоить дороже, чем в районную газету.

Есть отличия заработков и в нишах, в которых работают эксперты (сейчас речь о продвижении личных брендов). Например, темы и ниши, которые касаются нас всех (психология, отношения, воспитание детей, красота и здоровье), могут приносить пиарщику меньше денег, так как специалистов в этих областях больше. Более сложные, узкие и бизнес ориентированные ниши (бизнес, маркетинг, IT, недвижимость и прочее) обещают более высокие доходы.

Любой нестандартный запрос или разработка креатива (коммуникационной стратегии с ее последующей реализацией) обойдутся дороже, чем просто инициирование публикаций.

Освещение мероприятий, приглашение звезд, прессы и блогеров приносит от 150 000 руб.

Комплексное продвижение бизнеса в СМИ обещает примерно такой же доход: от 120–150 тыс. руб. за одного клиента.

На фрилансе можно зарабатывать от 90 до 250 тыс. руб. в месяц. Но важно помнить: клиенты уходят по самым разным причинам. Поэтому необходимо обеспечить их постоянный приток. Это не сложно, если вы качественно выполняете свою работу – сарафанное радио запустится сам собой.

При работе «на дядю» ответственность и риски берет на себя работодатель. На фрилансе все радости, но и все проблемы, уже будут вашими.

Плюсы фриланса

  1. Сам себе хозяин. Фрилансер может сам выбирать клиентов, договариваться о цене, регулировать степень совей занятости и уровень заработока.

  2. Возможность выбрать интересную для себя нишу. Например, можно работать только с психологами или актерами. Фрилансер сам определяет направленность своей деятельности.

  3. Свобода перемещения. Специалисту не нужно приезжать в офис. Можно работать удаленно, находясь в любой точке мира.

Минусы фриланса

  1. Финансовая непредсказуемость. Сегодня есть клиенты, а завтра половина их уйдет. Если кому-то не понравится работа специалиста, о нем могут распространяться плохие отзывы, и заказчиков будет уже трудно найти.

  2. Начинающему фрилансеру меньше доверия со стороны журналистов. Агентство следит за репутацией, а новый для журналиста человек может и подвести.

  3. Необходимость брать на себя все возможные функции. В компании или агентстве задачи распределяются между сотрудниками. Одиночке даже низкоквалифицированную работу приходится выполнять самому.

Обучение

Выучиться на PR-специалиста сегодня можно, например, в онлайн «Школе пиарщика» Дарьи Осиповой (стоимость обучения составляет от 37 тыс. до 47 тыс. руб., а продолжительность обучения – два месяца; курс состоит из 7 модулей). Также можно пройти курс Skillbox «Профессия PR-менеджер» (полную стоимость нужно запрашивать у организаторов, при этом рассрочка на два года подразумевает ежемесячные выплаты в 8 315 руб. в месяц (199 560 руб. за весь период); курс состоит из 49 модулей). Еще один вариант – курс «Эффективный PR: стратегии и инструменты» при МГТУ им. Баумана (стоимость – 15 250 руб.; о длительности обучения нужно справляться у организатора; на один материал отводится 24 академических часа).

Читайте также
Сколько сегодня может заработать SMM-менеджер и где искать вакансии
Поделиться статьей:

У автора пока нет других статей

Новое на сайте

20 ноя 2024
245
Трендвотчинг: как пресловутая «насмотренность» может спасти или уничтожить ваш бизнес

Как знание тенденций поможет вытянуть бизнес из любой, даже самой глубокой ямы.

20 ноя 2024
195
Как заставить подчиненного выполнять поручения ответственно и в срок

Или как заставить подчиненных выполнять ваши распоряжения с улыбкой и песней.

20 ноя 2024
6 910
Реклама на ПромоСтраницах Яндекса ― полный гайд по запуску кампании

Размер первого пополнения теперь составляет 100 000 рублей. А ещё сервис обновил дизайн галереи изображений.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.