SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Популярные уловки мошенников, фармацевтов и маркетологов: кому верить в эпоху коронавируса Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Во всем мире вовсю идет вторая волна коронавируса. Мы ежедневно пролистываем огромное количество непроверенной информации в новостных лентах, мессенджерах и соцсетях. Бывает, что даже официальные источники в деталях противоречат друг другу.

Определить, где вброс, а где реально полезная информация, бывает крайне сложно. Но давайте попробуем разобраться, кто и зачем играет на человеческих эмоциях, и какие механизмы в этом задействованы. И главное – как не попасться на уловки и научиться проверять информацию.

Первыми на начало пандемии среагировали мошенники. Уже в первые недели самоизоляции во время всеобщей паники людям стали приходить предложения пройти платный тест на коронавирус или купить лекарство. На «Авито» появились десятки объявлений о продаже амулетов, дезинфицирующих растворов и других атрибутов, которые могут избавить от болезни. На маркетплейсах взлетели цены на гречку, бесконтактные термометры и витамин С.

Несмотря на то, что площадки среагировали быстро и до сих пор ведут борьбу с откровенными обманщиками, а по телевизору то и дело крутится реклама о разных способах распознать мошенничество, ловкие продавцы фиктивных товаров и услуг еженедельно находят новые пути обогащения. Вот самые распространенные уловки, которые они используют.

Что происходит

Как проверить информацию

Вам поступает смс либо другое уведомление о нарушении режима самоизоляции и штрафе. Обычно в тексте письма есть грозная фраза с требованием оплатить штраф немедленно, иначе получателю «грозит уголовная ответственность».

  • Если указан номер постановления, достаточно вбить его в поисковую строку «Гугла» и посмотреть информацию. Если постановление фейковое, это станет ясно по первым же ссылкам.
  • То же самое можно проделать с реквизитами карты, номером телефона отправителя и любой другой конкретной информацией из сообщения.
  • Если информация «не бьется» в интернете, позвоните в указанное в сообщении подразделение – ФСИН, МВД или другое, и узнайте, выписывают ли они подобные штрафы.

Вам поступает уведомление с предложением платно сдать анализ на COVID-19. В сообщении указано, что у вас был контакт с заболевшим, и анализ обязателен.

Позвоните в регистратуру районной поликлиники и узнайте, действительно ли контакт был. Если да, анализ сделают бесплатно в рамках ОМС. Если нет, но вы хотите убедиться, что не болели, на сайте Роспотребнадзора есть перечень лабораторий, которые имеют право проводить тестирование на коронавирус.

В перечне указаны государственные и частные лаборатории, которые подали уведомление о проведении тестов в Роспотребнадзор и закупили тест-системы, а их сотрудники прошли инструктаж по работе с COVID-19 и дали согласие на проведение тестирования.

Наличие лаборатории в списке говорит о том, что она реально существует и зарегистрирована.

Приходит сообщение или звонок с предложением бесплатного тестирования. Если это мошенники, их цель банальна – квартирная кража.

Звоните в регистратуру районной поликлиники, чтобы узнать, действительно ли вам назначен тест.

Вам поступает звонок из Пенсионного фонда РФ или отдела социальных выплат вашего региона. Звонящий сообщает, что вам положена господдержка, и выплата будет переведена дистанционно. Для перевода он просит назвать данные карты.

Ни при каких обстоятельствах не называйте никому данные карты – ФИО, номер и CVC-код. Этой информации бывает достаточно, чтобы мошенники могли расплатиться картой в интернет-магазине.

Информация о мерах господдержки и способах их получения есть на сайте стопкоронавирус.рф.

Вам поступает предложение о платной госпитализации в бюджетную городскую поликлинику. Мошенники просят предоплату на карту якобы за бронь места.

В период пандемии госпитализация больных коронавирусом в бюджетные учреждения происходит по экстренным показаниям и оплачивается в рамках ОМС.

Частные клиники могут предлагать платное лечение COVID-19, но они принимают оплату, только заключив договор с пациентом. Практики переводов по номеру карты в клиниках не существует.

Соответственно, если такое предложение приходит, игнорируйте его, а еще лучше – передавайте сведения о мошенничестве в полицию.

Пример проверки фейкового сообщения в «Гугле». В одной из рассылок мошенников было указано «постановление ФСИН №168-322». Вводим соответствующий поисковый запрос и получаем выдачу, ссылки которой можно даже не открывать – сразу видно, что постановление упоминалось в сообщениях мошенников.

Мошенничеством также могут быть ресурсы, копирующие сайты ВОЗ и Роспотребнадзора. При переходе на такой сайт может запуститься вирус, и мошенники потребуют деньги, чтобы разблокировать содержимое жесткого диска. Другой вариант – прямо на сайте может содержаться форма, например, для получения поддержки от государственных органов. И в форму также потребуется ввести данные карты. Чтобы случайно не оказаться на мошенническом сайте, лучше всего для получения проверенных данных пользоваться официальным ресурсом стопкоронавирус.рф (название довольно простое, не перепутаешь), а уже с него переходить на сайты Минздрава и Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор периодически обновляет список мошеннических действий.

А откровенные фейки в новостях развенчивают на сайте coronafake.ru и в Telegram-канале проекта. Мы узнали, как именно отслеживаются и проверяются недостоверные сообщения.

С начала пандемии нами выявлено чуть больше 13 тысяч фейковых новостей только о COVID-19; всего же – почти 25 тысяч фейков на разные темы.

Поскольку коронавирус – серьезная тема, для него был создан отдельный сайт, чтобы читателям было удобно просматривать и проверять новости. На сайте систематизированы все ложные сообщения с опровержениями, а также есть история наказаний за фейки.

У нас есть команда киберволонтеров, которые отслеживают и проверяют фейки: часть из них работает с Фондом, часть – с Общественной палатой. Есть читатели сайта, которые присылают на проверку материалы, пользуясь формой обратной связи. Другие читатели отправляют подозрительные материалы в мой Telegram-канал.

Конечно, все сообщения проверяются. Сейчас система автоматизирована, есть возможность подключаться к «Медиалогии», задействовать функционал «Инцидент-менеджмента», и я очень рассчитываю на то, что вскоре заработает система «Центров управления регионами», и это тоже будет давать мощную обратную связь.

Перед тем, как сделать вывод о том, что информация ложная, мы связываемся с организациями, которые в ней упомянуты, подключаем органы власти и проверяем факты. Фишка coronafake.ru в том, что у каждой новости есть опровержение, подкрепленное ссылкой на официальный источник.

В целом, уже есть понимание важности той работы, которую мы ведем, поэтому, как правило, при проверке никто не отказывает.

Достоверными источниками информации можно считать ресурсы органов власти, контролирующих и надзирающих органов. А в случае с новостями – структуры и организации, про которые идет речь в сообщениях. Если в новости написано, что в больнице обвалился потолок, а Министерство здравоохранения дает официальный ответ, что все хорошо, этого может быть недостаточно. Но если при этом руководство больницы выкладывает видео или репортаж, в котором видно, что никакого обрушения нет, вот тогда официальное опровержение имеет куда большую силу. Читатель увидит своими глазами, что авторы фейка лгут.

Читайте также
Здесь инфошумно: есть ли в интернете хоть слово правды, и где его искать
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Что касается товаров, недобросовестные продавцы могут предлагать очистители некачественные термометры, маски, лекарства с недоказанной эффективностью и БАДы по завышенной цене. Даже на популярных маркетплейсах продаются псевдомедицинские изделия, качество работы которых вызывает сомнения. И как же в таких условиях купить действительно хороший товар?

Нам поможет Росздравнадзор и его реестр медицинских изделий.

Медицинское изделие – это любое оборудование, которое используется в медицинских целях и проходит необходимые испытания. Дорегистрационные – чтобы определить качество, точность измерений и безопасность изделия, и пострегистрационные – чтобы установить влияние изделия на здоровье пациентов. То есть, если у прибора есть удостоверение медицинского изделия, значит, он точен и безопасен.

Давайте заглянем на ближайший маркетплейс, введем в поисковую строку «Термометр» и откроем первый в списке. Что мы видим?

Что же, проверим. Открываем реестр медицинских изделий и в поисковой строке начинаем играть с запросами.

Вводим GoodLife, Thermometer GP-300, GP-300 и даже GP300 – сведений нет ни по одному из запросов
Вводим GoodLife, Thermometer GP-300, GP-300 и даже GP300 – сведений нет ни по одному из запросов
Вводим GoodLife, Thermometer GP-300, GP-300 и даже GP300 – сведений нет ни по одному из запросов

Вводим GoodLife, Thermometer GP-300, GP-300 и даже GP300 – сведений нет ни по одному из запросов

У нас остался последний вариант – поиск по производителю. Смотрим в декларации, кто производит термометр. Китайская компания Harbin Xiande Technology Development Co. Открываем расширенный поиск, находим строку «Организация – производитель (изготовитель) МИ» и вводим туда название. Сначала полное, потом частично, а под конец можем даже русифицировать. Чтобы наверняка.

Термометр предназначен для измерения температуры человека, то есть предполагается его использование в медицинских целях. При этом он не зарегистрирован в реестре медицинских изделий, а значит, его продажа, как медицинского термометра, незаконна. Росздравнадзор описывает лишь несколько исключений, когда можно не регистрировать такие изделия.

За подтверждением своих выводов я обратилась в справочную Росздравнадзора. Там мои слова подтвердили. Также подтверждение дала консультант на сайте компании, занимающейся регистрацией медицинских изделий.

Аналогичным образом можно проверить любое другое изделие или прибор перед покупкой. Я для интереса проверила свой пульсоксиметр, на котором написано, что он – медицинское изделие.

Выглядит прибор довольно скромно, но опознавательные знаки имеются
Выглядит прибор довольно скромно, но опознавательные знаки имеются

Выглядит прибор довольно скромно, но опознавательные знаки имеются

Если нажать на название прибора, откроется вся информация о нем, даже письма от Росздравнадзора в адрес поставщика о выявленных некачественных образцах пульсоксиметров.

Покупая любое медицинское изделие, стоит проверить, зарегистрировано ли оно в реестре. Регистрация – залог того, что вы, как потребитель, защищены от негативных воздействий. И даже если побочный эффект возникнет в процессе использования, вы сможете сообщить об этом врачу и настоять, чтобы он заполнил специальную форму и отправил регистратору на проверку. Согласно письму Росздравнадзора 04И-749/12, врач не имеет права скрывать подобную информацию.

Фармацевтические компании вынуждены придумывать различные ходы и уловки, чтобы вывести на рынок новые лекарства и увеличить продажи старых. Требования законодательства к рекламе медицинских товаров и услуг очень строги, в частности, запрещается:

  • предполагать наличие у потребителей заболевания («У вас гастрит?»);
  • гарантировать эффективность лекарственного препарата и отсутствие побочных эффектов;
  • ссылаться на конкретные случаи избавления от заболеваний («Василий принимал наш препарат и выздоровел»);
  • демонстрировать, что лекарство можно применять без консультации с врачом.

Реклама рецептурных лекарственных препаратов потребителям запрещена, а о новинках могут узнавать только врачи и медицинский персонал на специализированных мероприятиях (ФЗ-38 «О рекламе», статья 24). Законодательство также запрещает врачам принимать и использовать в работе рекламную продукцию, полученную от фармкомпаний: пробники, бланки, сувениры (ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», статья 74).

Вывод. В государственных клиниках рекламировать лекарства нельзя. В частных, казалось бы, тоже, но фактически там поведение врачей зависит от политики руководства.

В мире медицины торговые представители обычно заинтересовывают докторов процентами от продаж. Аптеки и провизоры тоже работают в бонусной системе и заинтересованы в продвижении определенных товаров. Скажем, есть некий план, согласно которому надо предлагать потребителям только те товары, на которые действует максимальная наценка аптеки. С таких продаж фармацевт получает к ставке процент.

Наверняка вы сталкивались с историей, когда аптекарь смотрит лист назначений и говорит: «Ой, такого лекарства у нас нет, возьмите аналог, он еще дешевле выйдет, но эффективнее. Это я вам, как фармацевт говорю». И вы, доверяя его мнению, покупаете.

Вам удалось уловить главный фокус? Лекарство, которое продает фармацевт, – то самое, с высокой наценкой, не обязательно стоит дороже. Отсюда и у покупателя не возникает впечатления, что его хотят обмануть. Наоборот, помогают сэкономить. Со стороны аптечных сетей это гениальный способ повысить градус доверия.

Но вернемся к пандемии. В марте 2020 года, когда началась история с коронавирусом, объем продаж лекарственных препаратов увеличился на 28,2 % по сравнению с февралем.

Самым популярным противовирусным препаратом стал «Арбидол», который еще в феврале 2020 года был на 18 месте по объему продаж. Прирост объема продаж составил 120 %, согласно исследованию DSM Group.

А теперь вспомним, почему это произошло. С началом пандемии производители «Арбидола» быстро сориентировались и дали рекламу препарата, как эффективного против коронавируса, о чем не было сведений даже в инструкции. Итогом рекламной кампании стало расследование ФАС и штраф в размере 200 тысяч рублей за нарушение производителем ФЗ №38 «О рекламе».

Мнения насчет эффективности препарата разнятся и сегодня. Министерство здравоохранения РФ внесло «Арбидол» во временные рекомендации по профилактике и лечению COVID-19, как потенциально эффективный. Врачи назначают его, если у пациента симптомы ОРВИ или «короны».

В рекомендациях ВОЗ препарата нет. Доказательная медицина тоже по-прежнему не воспринимает «Арбидол», указывая на слабость клинических исследований. Вот, например, исследование умифеновира в лечении гриппа – количество пациентов составляло всего 119 человек.

Несмотря на штраф, рекламная кампания оказалась весьма успешной. Препарат продолжают покупать. В региональных аптеках он периодически появляется в наличии и быстро пропадает. На момент написания статьи я не смогла найти ни одной аптеки в Вологде, где продается препарат. На сайте «Аптека.ру» его также нет.

В одной из аптек я побеседовала с фармацевтом, и она рассказала, что лекарство закупают впрок, на всякий случай. Проблем с поставками нет, просто большой спрос, и покупатели берут по несколько упаковок. Одновременно закупают другие противовирусные, бронхолитики, жаропонижающие.

Второй препарат, ставший жертвой громких заявлений – «Энтеросгель». В июне по всем мессенджерам и социальным сетям прокатилась новость о том, что «Энтеросгель» рекомендован Минздравом РФ, как лекарство от коронавируса. Даже на федеральных телеканалах вышел рекламный ролик, где говорится, что курсовой прием может облегчить течение болезни.

Нашумевший ролик про «Энтеросгель»

Справедливости ради стоит сказать, что Минздрав действительно внес энтеросорбенты в список рекомендованных при коронавирусе. Но маркетологи при создании ролика «забыли» уточнить, что рекомендован он только при таких симптомах заболевания, как интоксикация организма, тошнота и рвота.

Кроме лекарственных средств, в марте 2020 года с началом пандемии на 20,6 % повысилась продажа БАДов – биологически активных добавок (Исследование DSM Group, п. 5). Ведь раз стопроцентно эффективного лекарства от вируса пока нет, организм должен справиться сам, а значит, у него должен быть крепкий иммунитет.

На фоне всеобщего увлечения нутрициологией и «Айхербом» популярность БАДов в пандемию абсолютно обоснована. Добавки продают везде: от «Инстаграма» до маркетплейсов. Чтобы рекомендовать БАД, не обязательно даже быть врачом – школы нутрициологии обучают всех желающих.

Заинтересовавшись темой, я позвонила в одну из довольно известных школ, где мне рассказали, что даже имея образование инженера, я могу пройти профессиональную переподготовку на нутрициолога и получить диплом государственного образца.

У школы действительно имеется лицензия на образовательную деятельность, но дипломы преподавателей-врачей – а большинство из них на сайте школы заявлены врачами, мне показать отказались, сославшись на конфиденциальность информации.

Как разъяснили юристы, покупая обучение, я не являюсь пациентом, а значит и дипломы показывать мне никто не обязан. Вот если бы я в клинику пришла получать услуги, тогда – да, обязаны, согласно ФЗ №323 «Об охране здоровья граждан в РФ». А так, они педагоги, а что там школа заявляет в рекламе, не важно.

Получается, я не могу быть уверена, что педагоги – врачи, а тем более практикующие. И никак не могу это проверить.

При том, что у школы действительно заявлена хорошая программа, предполагается несколько уровней тестирования и итоговая квалификационная работа, закончив переподготовку, я смогу работать в клинике только в паре с врачом. Сама по себе нутрициология к медицинским специальностям не относится.

Чтобы узнать, насколько востребованы специалисты по питанию в клиниках, я задала вопрос человеку, который непосредственно принимает решение о приеме персонала.

Если я пройду переподготовку по направлению нутрициология и получу диплом государственного образца, но не буду иметь базового медицинского образования, возьмут ли меня работать нутрициологом в частную клинику?

Если у клиники есть лицензия на оказание данного вида услуг и необходимость в специалисте такого профиля, скорее всего возьмут. Но нутрициолог без медицинского образования не может лечить. Вы сможете только рекомендовать нелечебные моменты. Ценность ваших рекомендаций будет мизерная.

Могу предположить, что клиника будет трудоустраивать такого специалиста неохотно. Куда интереснее для руководства, чтобы в штате был врач – диетолог или гастроэнтеролог, прошедший переподготовку на нутрициолога. Такой специалист сможет корректировать рацион и рекомендовать добавки, которые дополнят схему лечения.

Поэтому вновь обучившиеся нутрициологи часто выбирают более простой вариант работы – в частном порядке давать консультации, качество которых проверить весьма сложно. Вопрос здесь уже в этике и понимании границ компетенции самим специалистом.

В теории он может рекомендовать рацион, обучать чтению составов продуктов, помочь реализовать принципы правильного питания. Если клиент сдает какие-либо анализы, результаты должны быть расшифрованы врачом, а уже его рекомендации – дополнены нутрициологом.

На практике случается так, что специалист рекомендует сдать анализ сам, а для клиента это дорого (порядка 6–9 тысяч рублей в регионах), и он наобум покупает упомянутые консультантом по питанию препараты.

В начале весны я и сама попалась на эту уловку. Прочитав пост одного нутрициолога «ВКонтакте», закупила витаминов на 700 рублей, а потом на 600 рублей, а через недельку – еще на 1 600 рублей, и стала принимать в увеличенных дозировках (выше рекомендованных инструкцией раз в десять).

Основу моего «витаминного» рациона составляли витамин D3, цинк и витамин C. Я не сдавала анализов, чтобы проверить дефициты, а просто назначила их сама себе. Через неделю использования стала чувствовать постоянный холодок от затылка до середины позвоночника, а через две – заработала бессонницу. По окончании приема БАДов симптомы быстро прошли.

Я не хочу сказать, что добавки – зло, но у них тоже есть побочные эффекты, и они точно так же, как лекарства, могут не подойти. Нельзя самостоятельно назначать себе БАДы без консультации с врачом. Даже сдав анализы, нужно обратиться к специалисту – гастроэнтерологу-нутрициологу или диетологу, за расшифровкой результатов и назначениями.

Кстати, витамины и БАДы – не одно и то же.

Витамины проходят регистрацию и заносятся в государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС), действующие вещества в них содержатся в строго регламентированных терапевтических дозах. Производство БАДов не подлежит строгому контролю, концентрация действующих веществ в них определяется с меньшей точностью. БАДы не назначаются, а могут быть рекомендованы к приему.

Проверить, витамин перед вами или БАД, можно там же, в ГРЛС. Заходим, справа ставим точку на пункт «Торговое наименование» и вводим название препарата. Жмем «Найти».

Я попробовала поискать Омега-3 и нашелся только один зарегистрированный препарат
Я попробовала поискать Омега-3 и нашелся только один зарегистрированный препарат

Я попробовала поискать Омега-3 и нашелся только один зарегистрированный препарат

Искать можно не только по торговому наименованию, но и по международному наименованию действующего вещества, а также по названию производителя и номеру регистрационного удостоверения. Для каждого препарата создана карточка с описанием всех возможных форм выпуска, действующих веществ и официальной инструкцией по применению.

Проверим на примере. Витамин D во многих публикациях о коронавирусе позиционируется как главный витамин для иммунитета. Согласно сведениям «РИА Новости», британские ученые даже начали масштабное исследование CORONAVIT, чтобы выяснить, способен ли витамин D защитить от COVID-19.

Зайдем в инструкцию к препарату «Аквадетрим», это зарегистрированный в ГРЛС водный раствор витамина D3. Не БАД, а именно витамин, прошедший клинические испытания и безопасный при употреблении в рекомендованных дозировках.

В инструкции написано, что главная функция витамина D3 – кальциево-фосфорный обмен. Недостаток его приводит в первую очередь к рахиту. Указано также, что витамин D предотвращает аутоиммунные заболевания – ревматоидный артрит, сахарный диабет или рассеянный склероз. Что касается дыхательной системы и респираторных заболеваний, в инструкции указано следующее: «в ряде исследований отмечено снижение заболеваемости инфекциями дыхательных путей».

То есть, покопавшись чуть глубже, мы понимаем, что витамин D3 – не панацея от ОРВИ. Среди показаний к приему препарата нет такого, как профилактика инфекций дыхательных путей.

Способен ли «Аквадетрим» помочь в преодолении коронавируса или нет, решать только конечному покупателю вместе с врачом. Но чтобы принять решение, всегда следует изучить как можно больше доступной информации и критично ее проанализировать.

Читайте также
30 дней карантина: как изоляция повлияет на бизнес в России

Личное мнение – еще одна опасность в Сети. Коронавирус – болезнь недостаточно изученная, симптомы разные, и даже врачи теряются при постановке диагнозов. Между тем, каждый второй переболевший публикует в соцсетях и блогах посты о том, какие были симптомы, что назначали и как долго пришлось просидеть в изоляции. В результате на любого читателя, который хоть как-то вовлекся в тему, налипает черная информационная паутина.

Недоверие к властям подогревает аудиторию еще больше. Люди волнуются, копируют чужие рецепты и следуют необдуманным советам: прочитав чей-то блог, идут покупать противовирусные, принимают таблетки пачками заранее, не дожидаясь симптомов, и «укрепляют» иммунитет сомнительными домашними средствами.

А блогеры придумывают кричащие заголовки и получают внимание аудитории, просто благодаря слову «коронавирус».

Скриншоты с YouTube, «Яндекс.Дзена» и «ВКонтакте» дают отличное представление, сколько разноплановой информации о COVID-19 видит пользователь
Скриншоты с YouTube, «Яндекс.Дзена» и «ВКонтакте» дают отличное представление, сколько разноплановой информации о COVID-19 видит пользователь
Скриншоты с YouTube, «Яндекс.Дзена» и «ВКонтакте» дают отличное представление, сколько разноплановой информации о COVID-19 видит пользователь
Скриншоты с YouTube, «Яндекс.Дзена» и «ВКонтакте» дают отличное представление, сколько разноплановой информации о COVID-19 видит пользователь

Скриншоты с YouTube, «Яндекс.Дзена» и «ВКонтакте» дают отличное представление, сколько разноплановой информации о COVID-19 видит пользователь

Чтобы от информационной паутины избавиться, надо запомнить важное: все переболевшие, свидетели и комментаторы в социальных сетях пропускают информацию через призму собственного опыта и восприятия. Даже врачи, которым мы привыкли безоговорочно верить.

Летом в разгар пандемии к моему ребенку пришла врач на плановый осмотр. И выдвинула стройную теорию о том, что Ковид придуман специально для того, чтобы в нашем регионе построили детский сад, против которого протестуют жильцы ближайших к месту строительства домов. «Ничего в нем страшного, в этом Ковиде, обычное ОРВИ», – сказала она.

Другие фейки появляются спонтанно. Скажем, некая дама встречает в лифте «космонавта» – врача в защитном костюме и респираторе. И тут же строчит сообщение приятельнице, мол, беда, коронавирус у нас в подъезде. А та в ответ сообщает, что вчера дочь ее подруги слышала, как секретарь главного врача делится конфиденциальной информацией о количестве заболевших, которых на самом деле почти нет, а значит, бояться не стоит.

Хорошо, если диалог на этом заканчивается, но есть большая вероятность, что информация уже через час разлетится по всем знакомым знакомых и прочим случайным приятелям.

Зачем обе дамы распространяют непроверенную информацию? Есть несколько причин:

  • Быть причастной. Коронавирус – тема интересная, и подсознательно каждому хочется быть вовлеченным, проявить себя этаким героем перед лицом опасности.
  • Быть первой. Показать осведомленность, сообщив «важную новость» и одновременно потешить чувство собственной важности.
  • Поделиться тревогой. Вместе бояться не так страшно, это еще Григорий Остер в книжке про котенка Гава написал.

И вдогонку пара причин, по которым мы верим фейкам:

  • Простые решения. Следовать рекомендациям Минздрава – это непонятно и сложно. Надо носить маски, мыть руки, укреплять иммунитет. Ежедневно, методично и… нудно. Куда проще пропить курс противовирусного или купить оберег от коронавируса.
  • Уникальность. Рекомендации ВОЗ для населения с начала пандемии изменились незначительно. А в фейковых сообщениях всегда есть элемент новизны, волнительная информация, которая вызывает эмоции.

Если вы читаете новость в социальной сети, которую распространяет незнакомый человек, постарайтесь верифицировать информацию.

Вам помогут следующие рекомендации:

  • Узнайте, когда была создана страница пользователя в соцсети, загляните в раздел с фото. Если она появилась недавно, и все фотографии добавлены в один день, это может быть свидетельством распространения фейков. Изучите активность пользователя – есть ли личные посты.
  • Всегда смотрите на источник новости. Запоминайте недостоверные источники.
  • Обращайте внимание на того, кто сделал репост новости. В друзьях у вас могут быть как настоящие друзья, так и незнакомые люди. Даже если пост написал или репостнул ваш друг, убедитесь в том, что он компетентен в том, о чем пишет. Если тема не имеет к другу непосредственного отношения, изучайте первоисточник.

Онлайн-системы активно борются с мошенническими публикациями.

«Фейсбук» на период пандемии запретил публиковать и рекламировать посты, гарантирующие избавление от коронавируса, теории заговоров, ложные и противоречащие официальной информации. Администрация площадки заявила, что подобные публикации удаляются, а также блокируются хештеги, которые используют сторонники теорий заговора. В соцсети также запрещена продажа тест-систем для диагностики COVID-19, ограничена реклама немедицинских масок, салфеток и антисептиков.

«Ютуб» запрещает публикацию роликов, которые потенциально могут навредить здоровью тех, кто их посмотрит – о лечении в домашних условиях и подобные. Блокируются ролики, противоречащие официальным рекомендациям ВОЗ и содержащие ложные сведения о профилактике, диагностике и лечении заболевания. При повторном нарушении правил блокируется не только видео, но и канал.

«Авито» и «Юла» блокируют объявления о продаже масок, оберегов от коронавируса и сомнительных средств, которые могут нанести вред здоровью. Объявления отслеживаются систематически, все новые предложения недобросовестных продавцов удаляются.

Благодаря новым правилам площадок, информационного мусора становится чуть меньше, но недобросовестные производители ищут новые пути продажи товаров. Пользователю нужно быть бдительным и подвергать сомнению любую информацию.

Читайте также
Почему бренды теряют деньги на рекламе у блогеров, но продолжают сотрудничество с ними

Страх – вот на чем в первую очередь играют маркетологи. Человеческая психика работает так, что эмоция превалирует над разумом.

Даже понимая, что препарат вряд ли поможет, человек, находясь в состоянии тревоги, его купит. Важно делать хоть что-то – именно так в голове создается ощущение контроля над ситуацией. А контроль снижает чувство страха. Поэтому люди и скупают все, что может хоть как-то помочь, хотя с самой болезнью еще не столкнулись.

Плюс ко всему, маркетологи используют все возможные способы и правила влияния на потребителя, описанные еще Робертом Чалдини.

Правило малого, когда мысль о возможной потере влияет на человека сильнее, чем мысль о приобретении чего-либо. Вспомним пресловутую гречку и туалетную бумагу, да? ;-)

Правило социального доказательства, которое применяется так: чем больше людей знают о средстве, тем эффективнее оно в глазах потребителя. Согласитесь, если бы скандал с «Арбидолом» не был так широко предан огласке, вы могли бы выбрать и другое противовирусное. А тут ребята вроде бы опростоволосились с рекламой, но потом все же попали в рекомендации Минздрава. В итоге, благодаря скандалу, их знают, а из-за рекомендаций – покупают.

Работает правило авторитета, естественного или ложного. Врач, фармацевт, провизор, а уж тем более серьезные сотрудники Минздрава – по умолчанию авторитетные персонажи, потому что они разбираются в вопросах заболеваний и препаратов.

Даже если покупатель приходит в аптеку с конкретным списком лекарств, совет фармацевта может заставить его купить другой препарат. Что говорить о назначениях докторов? Ведь как бы врачей ни ругали в Сети, им все равно звонят, когда становится плохо. За врачом в человеческом сознании стойко закрепился образ помощника, спасителя.

То же подтверждают и исследования. По данным Mail.Ru Group, рекомендации врачей касательно лекарственных средств стоят на втором месте по уровню доверия после личного опыта – 88 %, а советы фармацевтов в аптеках – на третьем (79 %).

Представители фармацевтических компаний часто заявляют, что их реклама создается на пользу конечному потребителю. Предупрежден, значит вооружен и готов ко всему.

С одной стороны, интерес любой компании состоит в том, чтобы продать товар. И здесь важно создать такой образ заболевания, чтобы человек поверил, что ему нужны таблетки, витамины или БАДы.

С другой стороны, реклама воздействует на первобытный страх – страх разрушения тела. Только присмотритесь к роликам, и вам покажется, что на теле не осталось ни одной «беспроблемной» зоны.

В результате человек, который когда-то спокойно жил, даже не подозревая обо всех «опасностях», что его подстерегают, теперь находится в постоянной тревоге по поводу собственного здоровья. Ему нужна гарантия безопасности. И пожалуйста – производители лекарств эту гарантию предлагают. Купи наши таблетки, и проблема решится.

«Торговля болезнями», увы, очень распространена. Маркетологи берут за основу варианты физиологической нормы и явно или скрыто представляют их в качестве заболевания либо преувеличивают их опасность. Фармкомпании забыли об этичности и открыто играют на страхе. А теперь еще и коронавирус – время, когда потребители в растерянности и хватаются за любую «спасительную соломинку».

Безусловно, есть и хорошие примеры. В фармацевтическом холдинге «Протек» есть фонд с одноименным названием. В фонде реализуются 3 программы, среди них – «Новая жизнь», единственная в России бесплатная программа по лечению бесплодия. На начало 2020 года, благодаря программе на свет появились 54 малыша. В проекты фонда инвестирует сам холдинг «Протек», его сотрудники, клиенты и партнеры, в частности «ФармФирма «Сотекс» и аптечная сеть «Ригла».

С началом пандемии на помощь ветеранам Тверской области пришла «Аптека низких цен». Руководство и сотрудники аптечной сети бесплатно передали Союзу ветеранов войны и труда наборы антисептиков. В самой сети для пенсионеров действовали скидки на лекарства до 25 %.

У производителя лекарств «Катрен» есть корпоративный благотворительный фонд, сотрудники которого реализуют множество проектов – образовательных, оздоровительных и социальных.

Конечно, куда лучше будет, если все без исключения представители фармацевтики сконцентрируют свое внимание на социальных проектах, начнут ближе взаимодействовать с потребителями, озаботятся формированием положительного имиджа и возьмут на вооружение инструменты хорошего маркетинга. Но по факту, если человек будет напитан страхом, он все равно пойдет в любую аптечную сеть и купит лекарство. Играть на страхе можно долго, и остается только надеяться, что однажды мы перестанем бояться.

А пока рекомендация врача или фармацевта в аптеке – самое сильное средство рекламы после личного опыта. Во время всеобщей тревоги аптеки несомненно выигрывают в продажах.

Статья получилась большая, и под конец хочется подытожить все ранее сказанное.

  • Несмотря на некоторые сомнительные заявления властей, есть смысл верить официальным источникам. Как минимум потому, что на них основываются схемы действий врачей, подбирается список лекарств для лечения COVID-19.
  • Симптомы у каждого свои, а у врачей есть конкретные рекомендации, кого и как лечить. Они обновляются по мере развития ситуации.
  • Актуальные данные о коронавирусе от Правительства РФ, Роспотребнадзора и Министерства здравоохранения России можно найти на сайте стопкоронавирус.рф. Там же находятся телефоны горячих линий.
  • Зарегистрированные лекарственные препараты можно проверить в Государственном реестре лекарственных средств. Если сведений о препарате там нет, вам предлагают обычный БАД либо таблетки – плацебо.
  • Все медицинские изделия – тесты на коронавирус, термометры, маски, можно проверить на допуск к продаже в РФ на сайте Росздравнадзора.
  • Конечно, никто не запретит вам покупать добавки для иммунитета. Но будет лучше, если витамины назначит врач, а БАДы не рекомендуется употреблять без предварительного анализа дефицитов.
  • Внимательно относитесь к любой опубликованной в сети информации.

Главный эксперт этой статьи Александр Малькевич поделился списком признаков фейковой новости и чек-листом, который поможет отличить реальную информацию от недостоверной.

10 признаков фейков и чек-лист для выявления ложной информации в сети
10 признаков фейков и чек-лист для выявления ложной информации в сети

10 признаков фейков и чек-лист для выявления ложной информации в сети

Фейк легко распознать, потому что в таком сообщении обязательно есть от 2 до 5 указанных нами признаков, но сложность в том, что сейчас вообще всю входящую информацию нужно проверять. На это тратится много времени, и люди, мягко говоря, не всегда к этому готовы.

Не ленитесь проверять информацию. Помните, что любая реклама призвана продавать, и внимательно относитесь к тому, чем вам предлагают лечиться. Критично относитесь к чужому опыту преодоления Ковида. Ну и конечно, здоровья вам.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

22 ноя 2024
13 696
Как файл htaccess может улучшить ваш сайт: топ-10 лайфхаков для вебмастера

В этой статье расскажу, как настроить htaccess, чтобы получить больше трафика, и поделюсь собственным лайфхаками настройки этого файла.

22 ноя 2024
21 504
Почему так важно указывать цены на своем сайте

Если вы адепт позиции «Ответил(а) в личку», у нас для вас плохие новости. 

22 ноя 2024
195 655
Как создать и настроить карту сайта sitemap.xml

Даже в 2024 году XML-карта нужна: этот инструмент по-прежнему используется краулерами Google и «Яндекс» – для ускорения индексации и получения технической информации о страницах. 

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.