Генеральный директор Google Сундар Пичаи к 25-летнему юбилею компании опубликовал в официальном блоге колонку с заголовком «Вопросы, недоумение и что будет дальше: четверть века перемен». Перевели ее для вас — на прочтение уйдет примерно 14 минут.
Чего добилась Google за 25 лет существования
Каждому в мире, кто использует наши продукты, нашим сотрудникам и нашим
партнерам:
В этом месяце Google отметит свой 25-й день рождения. Этот юбилей стал возможен благодаря людям, использующим наши продукты. Именно эти люди ставят перед нами задачу постоянного инновационного развития, сотням тысяч «гуглеров», прошлых и настоящих, которые вложили свой талант в создание этих продуктов, и нашим партнерам, которые верят в нашу миссию так же, как и мы.
Это время благодарности и отличный момент для размышлений.
Я много думал о том, насколько далеко продвинулась технология за последние 25 лет и как люди к ней адаптируются. Годы назад, когда я учился в США, мой отец, оставшийся в Индии, получил свой первый адрес электронной почты. Я был очень рад, что у меня появился более быстрый (и дешевый) способ общения с ним, поэтому я отправил сообщение.
И тогда я ждал... долго ждал. Прошло два полных дня, прежде чем я получил ответ:
«Уважаемый г-н Пичаи, письмо получено. Все хорошо».
Озадаченный задержкой и формальностью, я позвонил ему, чтобы узнать, что случилось. Он сказал мне, что кто-то на его работе должен был открыть письмо на своем офисном компьютере, распечатать его и затем доставить ему. Мой отец диктовал ответ, который парень записал и в конечном итоге набрал, чтобы отправить мне обратно.
А теперь вернемся в настоящее время: пару месяцев назад я был вместе со своим сыном-подростком. Когда он увидел что-то интересное, то сделал несколько быстрых фотографий и поделился ими с друзьями, после чего они обменялись несколькими сообщениями. Мне показалось, что все это произошло быстрее, чем я могу достать телефон.
Если сравнивать способ, которым я общался со своим отцом долгие годы, с тем, как мой сын общается сегодня, наглядно видно, насколько сильно может измениться технология через поколения. Технология, для адаптации к которой нам требуется годы, для наших детей — что-то само собой разумеющееся. Идеи, которые для моего отца были научной фантастикой — звонок с часов или приказ машине включить любимую песню — заставляют моих детей пожимать плечами.
Эти пожимания плеч дают мне большую надежду на будущее. Они устанавливают высокую планку для того, что следующее поколение построит и изобретет... и я не могу дождаться, когда увижу, что заставит их детей пожимать плечами.
Одна из основных истин инноваций заключается в том, что в тот момент, когда вы выходите за границы технологии, она вскоре перестает быть чем-то необычным. Вот почему Google никогда не принимал свой успех как должное.
Все началось с поиска
Ларри и Сергей (Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google) впервые сформулировали нашу миссию 25 лет назад: систематизировать мировую информацию и сделать ее общедоступной и полезной. У них было амбициозное видение новой поисковой системы, которая помогла бы людям разобраться в волнах информации, распространяющихся в интернете. Созданная ими поисковая система Google помогла миллиардам людей по всему миру получить ответы на свои вопросы.
В течение нескольких лет я был одним из тех людей, которые пользуются Google так же, как и любой другой пользователь Интернета. Я помню, как был поражен способностью Google находить наилучший ответ на самые странные вопросы, от крошечной детали, скрытой на странице обслуживания клиентов магазина, до непонятного футбольного правила.
Вопросы, которые я задавал Google, со временем менялись: «Как починить капающий кран?» «Как быстрее всего добраться до больницы Стэнфорда?» «Как успокоить плачущего ребенка?» И примерно весной 2003 года: «Как пройти собеседование в Google?» Со временем Google все лучше и лучше отвечала на мои вопросы.
Было вдохновляюще видеть, чего добились люди, получив ответы на свои вопросы, будь то получение медицинской помощи или утешения в трудные времена, овладение новыми навыками, карьерный рост или открытие нового бизнеса. Идея о том, что студент из сельской местности Индонезии может получить доступ к той же информации, что и профессор в Стэнфорде, была революционной и изменила жизни и наш мир к лучшему. Она открыла доступ к образованию и предпринимательству, как ничто другое ни до нее, ни после.
Поиск также заложил основы для того, чтобы Google оказала экономическое влияние на весь мир. Наши рекламные платформы и инструменты начинались с такой же простой задачи, как сам поиск: помочь компаниям привлечь клиентов, которые уже искали предлагаемые ими продукты и услуги. Эта платформа особенно понравилась малым предприятиям, таким как компания по продаже лобстеров по почте, которая была нашим первым рекламным клиентом. Как и сам поиск, возможность любой компании размещать рекламу в интернете оказалась поистине революционной, и помогла миллионам компаний стать частью цифровой экономики.
Четверть века вопросов
Поиск по-прежнему лежит в основе нашей миссии, и это по-прежнему наша главная цель. Это также то поприще, где нам предстоит сделать гораздо больше.
Конечно, Google сегодня — это больше, чем окно поиска. У нас есть 15 продуктов Google, каждый из которых обслуживает более полумиллиарда человек и предприятий, и шесть, обслуживающих более 2 миллиардов пользователей ежедневно.
Как и большинство поисковых запросов Google, все эти продукты тоже начинались с вопроса. В случае с Gmail это был вопрос «Можем ли мы предоставить 1 ГБ хранилища каждому человеку?» В 2004 году, когда был запущен Gmail, объем хранилища более чем в 100 раз превышал объем большинства других бесплатных почтовых сервисов!
Затем, несколько лет спустя, мы увидели возможность значительно улучшить веб-браузеры — и, в свою очередь, интернет — для людей во всем мире. Что касается Chrome, мы спросили: можем ли мы создать браузер, который сделал бы интернет лучше, а поиск информации проще, быстрее и безопаснее? Прямо перед запуском у меня возник собственный вопрос: будут ли люди использовать это?
YouTube осмелился спросить: «Что, если мы дадим каждому возможность поделиться своими знаниями со всем миром?» И сегодня он стал мощной платформой для обучения и обретения знаний.
Вопросы продолжают поступать, и мы продолжаем совершенствовать и расширять наши продукты, предлагая новые ответы: «Что, если Google Maps позволит людям видеть каждую улицу в мире в деталях?» «Что, если бы мы создали инструмент перевода, который позволил бы людям общаться на нескольких языках?» «Что, если бы вы могли найти все свои старые фотографии, просто описывая то, что хотели бы увидеть?»
Мы также спросили себя, как наилучшим образом поделиться с другими нашими инструментами, достижениями и инфраструктурой. Google с самого начала была построена в облаке, хотя мы запустили наш облачный бизнес только в 2008 году. Сегодня Google Cloud стала одной из ведущих корпоративных компаний в мире. Партнеры из разных отраслей используют технологии Google для улучшения поддержки клиентов и эффективности цепочки поставок, сокращения выбросов углекислого газа, создания новых приложений и достижения большего с помощью искусственного интеллекта. Как и наши клиенты по рекламе до них, партнеры Cloud благодаря нашему сервису стали работать лучше, расти быстрее и создавать новые рабочие места.
Конечно, не каждый вопрос, который мы задавали, заканчивался успехом. В любом 25-летнем путешествии вы делаете несколько ошибок, извлекаете уроки и работаете над улучшением. Помните Google Wave?
Мы также сталкивались с непростыми вопросами о нашем будущем как компании. В 2000-х годах речь шла о том, как долго на самом деле может просуществовать интернет? В 2010-х годах люди спрашивали, сможем ли мы адаптироваться к эпохе мобильных вычислений и закончился ли поиск? Каждый раз мы отвечали, что становимся еще сильнее. Мы сделали это, руководствуясь исключительным вниманием к нашей миссии, нашей верой в применение глубоких компьютерных знаний для улучшения жизни людей и здоровым пренебрежением к невозможному.
Здоровое пренебрежение к невозможному
Это здоровое пренебрежение — вот почему мы смогли взять на себя проблемы, которые другие не смогли или не захотели бы. Например, была такая невозможная идея — положить мощный компьютер в карман каждому, независимо от его дохода или подключения к Интернету. Сегодня Android работает на 3 миллиардах устройств по всему миру, от новейших складных устройств до телефонов начального уровня. Это было основой наших усилий по повышению доступности интернета для всех и вдохновило на создание других преобразующих продуктов. Аналогичным образом, хромбуки сделали компьютеры доступными для школ по всему миру. И Google Pixel предоставляет лучшие из наших новейших технологий — камеры на базе машинного обучения, распознавание речи, возможности транскрипции, тензорные чипы и многое другое — непосредственно в руки людей.
Что подводит нас к искусственному интеллекту. Google инвестирует в искусственный интеллект практически с самого начала. Мы были одними из первых, кто начал использовать машинное обучение в наших продуктах, начиная с начала 2000-х годов, для улучшения орфографий, повышения качества рекламы и показа предложений и рекомендаций пользователям.
Тогда, в начале 2010-х, вокруг глубоких нейронных сетей царил ажиотаж. В 2012 году несколько человек из нас пошли на демонстрацию в конференц-зал рядом с Charlie's, нашим главным кафе кампуса. Я помню, что с трепетом наблюдал, как исследовательская группа демонстрировала нам прогресс, достигнутый ими в распознавании изображений, благодаря прорывам в нейронных сетях. И тогда я подумал про себя: вот это действительно изменит все!
У меня было похожее чувство, когда я увидел новаторские междисциплинарные исследования, проводимые в DeepMind (подразделение Google по созданию искусственного интеллекта), направленные на понимание природы интеллекта. Этот прогресс глубоко повлиял на мое мышление, когда я стал генеральным директором в 2015 году. Тогда я понял, что Google должна стать компанией, ориентированной на искусственный интеллект.
Последовали новые вопросы. «Как использовать это новое поколение вычислений?» Итак, мы изобрели тензорные процессоры, или TPU, которые обеспечили повышение производительности машинного обучения в 30-80 раз по сравнению с другим оборудованием того времени, и привели в действие компьютер AlphaGo, который победил чемпиона мира по игре го Ли Седола в 2016 году. Примерно в то же время в 2017 году мы выпустили наш первый алгоритм-трансформер: в нем была архитектура нейронной сети, которая сегодня является основой для большинства генеративных моделей искусственного интеллекта.
Многие из этих технологических прорывов привели к появлению некоторых из наших самых невероятных инноваций. Результаты поиска по сложным запросам стали намного полезнее благодаря таким большим языковым моделям, как MUM и BERT. Мы дали людям совершенно новые способы выражать то, что они ищут, – с помощью голоса или изображений, и даже задавать вопросы о том, что они видят в результатах поиска. Теперь генеративный искусственный интеллект помогает нам переосмыслить наши продукты. Это проявляется во многих вещах — от нашего нового интерфейса поиска Search Generative Experience (SGE) с ИИ до функции «Помоги мне написать» в Gmail. А ранее в этом году мы запустили Bard — эксперимент, который позволяет людям сотрудничать с генеративным ИИ.
Мне больше всего нравится видеть, как наши продукты могут изменить жизнь людей: будь то занятые родители, использующие Bard, чтобы придумать идеи для детского проекта «Дождливый день»; путешественник, использующий Lens для перевода расписания поездов в чужой стране; или, что более важно, семья, способная услышать голос человека с БАС (боковым амиотрофическим склерозом), благодаря нашим исследованиям в области распознавания и синтеза речи.
Разработка продуктов, которые помогают пользователям, — это одновременно привилегия и ответственность. У людей возникают вопросы: «Можем ли мы доверять этим новым технологиям?» Мы глубоко задумываемся о том, как с самого начала создать ответственную технологию, будь то обеспечение защиты информации каждого пользователя или защита людей от злоумышленников в интернете.
Это также включает в себя участие в важных дебатах о том, как эти технологии будут формировать наше общество, а также совместный поиск ответов на эти вопросы. Сегодня искусственный интеллект является ключевой частью обсуждений. Как бы мы ни были взволнованы потенциалом ИИ приносить пользу людям и обществу, мы понимаем, что ИИ, как и любая новая технология, сопряжен со сложностями и рисками. Наша разработка и использование искусственного интеллекта должны учитывать эти риски и способствовать ответственному развитию технологии. Принципы искусственного интеллекта, которые мы внедрили в 2018 году, являются важной частью того, как мы это делаем. Это порождает такие вопросы, как: «Будет ли это полезно людям и принесет пользу обществу или это может каким-либо образом нанести вред?» Они также влияют на разработку наших продуктов и приложений искусственного интеллекта и помогают нам находить решения возникающих проблем. Например, буквально на прошлой неделе мы представили SynthID, инструмент для нанесения водяных знаков и идентификации изображений, созданных искусственным интеллектом, который поможет решить важную проблему прозрачности. Мы продолжим взаимодействовать с экспертами и сообществом, чтобы учиться и совершенствоваться в этом направлении.
Заглядывая в будущее
Заглядывая в будущее, я размышляю о том обязательстве, которое содержалось в письме одного их наших основателей в 2004 году: «разрабатывать сервисы, которые улучшают жизнь как можно большего числа людей — делать то, что имеет значение».
С ИИ у нас есть возможность делать важные вещи в еще большем масштабе.
Мы только начинаем понимать, на что способна следующая волна технологий и как быстро она может совершенствоваться. Миллион человек уже используют генеративный ИИ в Google Workspace для написания текстов и созидания. Прогнозирование наводнений теперь охватывает места, где проживает более 460 миллионов человек. Миллион исследователей использовали базу данных AlphaFold, которая охватывает 200 миллионов прогнозов белковых структур, помогая с достижениями по сокращению загрязнения пластиком, борьбе с устойчивостью к антибиотикам, борьбе с малярией и многим другим. И мы продемонстрировали, как искусственный интеллект может помочь авиационной отрасли уменьшить количество инверсионных следов от самолетов, что является важным инструментом борьбы с изменением климата.
Тем не менее, впереди еще так много всего. Со временем искусственный интеллект станет крупнейшим технологическим сдвигом, который мы наблюдаем в нашей жизни. Это больше, чем переход от настольных компьютеров к мобильным, и, возможно, больше, чем сам интернет. Это фундаментальная перестройка технологий и невероятный ускоритель человеческой изобретательности.
Сделать искусственный интеллект более полезным для всех и ответственно его внедрять — это наша самая важная цель на ближайшие 10 лет.
И теперь искусственный интеллект позволит нам и другим задавать такие вопросы, как:
- Как каждый студент мог бы получить доступ к персональному преподавателю на любом языке и по любой теме?
- Как мы могли бы помочь предпринимателям разрабатывать новые формы экологически чистой энергии?
- Какие инструменты мы могли бы изобрести, чтобы помочь людям разрабатывать и создавать новые продукты и развивать новый бизнес?
- Как можно переосмыслить такие области, как транспорт или сельское хозяйство?
- Как мы могли бы помочь сообществам прогнозировать стихийные бедствия и готовиться к ним?
По мере приближения этих новых рубежей нас вновь приглашают действовать смело и ответственно, чтобы улучшить жизни как можно большего числа людей, и продолжать задавать важные вопросы.
Наш поиск ответов будет способствовать необычайному технологическому прогрессу в течение следующих 25 лет.
И в 2048 году, если где-нибудь в мире подросток посмотрит на все, что мы создали с помощью искусственного интеллекта, и пожмет плечами, мы будем знать, что нам это удалось. И тогда мы вернемся к работе.
Спасибо за потрясающие 25!
Сундар Пичаи
Читайте также:
Как попасть на нулевую позицию в Google: изучаем, что такое спецэлементы