На презентации Bard от Google сервис допустил в ответе на поисковый запрос фактическую ошибку. Это тут же привело к падению акций Alphabet Inc. (холдинговой компании Google) почти на 8%.
Поисковый запрос был о новых открытиях, совершенных с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб». Ответ чат-бота: «он сделал самые первые фотографии нашей планеты за пределами Солнечной системы». Астрономы сразу отметили, что это совершенно не так. То есть, чат-боты могут стать источниками дезинформации?
Как предположил один из астрономов, нейросеть могла не так понять один из «двусмысленных пресс-релизов NASA». И это действительно так. ИИ не понимают информацию, которую просматривают, а делают предположения на основе теории вероятности. То есть, нейросеть может попасть пальцем в небо, а может и не попасть, что и произошло на презентации с «Бартом». Тем не менее, это – будущее поиска.
В 2023 году Google Поиску исполняется 25 лет — за это время он научился не просто отвечать на запросы пользователей, но и распознавать изображения, видео, переводить и засыпать пользователя рекламой.
Однако он все еще не совершенен — и, скорее всего, так и не будет совершенен. Потому что люди хотят взаимодействовать с информацией интуитивно, с удобством для себя — то, что вчера было новым, сегодня становится для нас привычным, и мы ожидаем, что поиск будет под это подстраиваться.
Поэтому Поиск, Карты, Переводчик, Google Lens — все это неизбежно будет меняться. Привычное SEO-продвижение останется, а новое получит отдельное название. И такое будущее уже стоит на вашем пороге и беззастенчиво барабанит в дверь. Мы посмотрели прямую трансляцию Google из Парижа и вместе с экспертами рассказываем, что Google собирается внедрять в свой поиск в этом году.
«Переводчик» сломает языковые барьеры
Google добавил более 33 языков для использования в офлайн-режиме, чтобы воспользоваться переводчиком можно было в любых ситуациях.
Еще Google обещает углубить и улучшить работу с иносказаниями и метафорами, чтобы более качественно и разнообразно переводить, ориентируясь на контекст того, что сказано. Помогать в этом будет Zero-Shot-перевод – технология, основанная на машинном обучении. Это AI-технология, нейросеть, которая уже работает на 24 языках и обучается на результатах перевода.
Lens станет лучше переводить картинки
Google Lens уже довольно эффективно ищет по изображениям и даже помогает сразу перейти на сайт магазина, если речь идет о поиске товара.
Если раньше при переводе текстов на картинках Lens удаляла фон, то теперь она воссоздает пиксели картинки и переносит переведенный текст на нее — получается, что картинка остается той же, с тем же фоном, но уже на другом языке. Но пока что это работает только на Android-смартфонах.
Lens будет искать то, что «увидит» у вас на экране
Это тоже касается пользователей устройств на Android. Теперь можно искать то, что вы видите прямо сейчас на экране смартфона через объектив его камеры, либо на фото или видео.
Вот пример того, как это будет выглядеть. Вам прислали видео из Парижа, вы нажимаете на экране на изображение той или иной достопримечательности, вызывая Гугл Ассистента. Ассистент соединяет вас с Lens — и подсоединенная к ней нейросеть рассказывает вам, что за достопримечательность у вас перед глазами:
Lens будет искать по сочетанию картинок и слов
Эту функцию назвали «Мультипоиском» — теперь можно будет искать, например, кресло, которое вы увидели где-то в интернете: в том же цвете и комплектации. При этом вместо увиденного желтого можно найти бежевое, добавив к картинке одно слово:
Это удобно для поиска товаров. В США есть функция Near Me («Рядом со мной»), которая позволяет искать и покупать товары у локального бизнеса — скоро эта функция будет доступна и для пользователей других стран, и человек сможет узнать, что бежевое кресло есть в соседнем мебельном салоне.
Google Bard будет разбираться с контекстом
Bard основан на LaMDA — семействе нейронных языковых моделей, которое было разработано в 2021 году.
LaMDA (и Google Bard — чат-бот на ее основе) обучается на текстовом корпусе, который включает в себя как документы, так и диалоги, состоящие из 1,56 триллиона слов.
Bard, как и ChatGPT, будет вникать в контекст вопроса, анализировать множество результатов, и выдавать пользователям максимально точный ответ. Он также может обобщать содержимое и писать тексты на основе подсказок, которые дает пользователь. Google упомянул, что в будущем Bard сможет даже создавать простые приложения.
Основное отличие Bard от ChatGPT в том, что Bard обращается за ответами в большой поиск, а ChatGPT обучен на фиксированном наборе данных — получается, что у детища Google объем данных потенциально больше, а значит больше и перспектив.
Вот что говорят в Google:
«Bard стремится объединить широту знаний о мире с силой, интеллектом и творческим потенциалом наших больших языковых моделей».
Пока что Bard доступен небольшому количеству пользователей, но скоро его обещают «выкатить» для всех.
Что про Bard говорят эксперты
Мы задали несколько вопросов экспертам TexTerra и других компаний, чтобы разобраться, что ждет поиск после введения Bard.
Зачем Google создал Bard?
Константин Ивлев, ведущий контент-стратег TexTerra:
«Релиз разговорного ИИ в Google произошел довольно поспешно и, если судить по первоначальному пресс-релизу, технология дала сбой. Она допустила в ответе фактологическую ошибку, из-за чего произошел скандал, а акции Google просели.
Я бы связал такую поспешность с тем, что компании необходимо было восстановить свои позиции после того, как Microsoft “выкатил” ИИ в Bing раньше, чем это сделал крупнейший поисковик. Количество пользователей Bing резко увеличилось и, судя по всему, Google решил как можно быстрее наверстать упущенное. Посмотрим, как Google реабилитируется».
Айрат Рахимзянов, SEO-эксперт:
«Google создал Google Bard, чтобы улучшить пользовательский опыт и предложить альтернативу традиционным методам поиска информации на своем сайте.
Чат-бот позволяет пользователям быстро и удобно находить информацию, отвечает на их вопросы и выполняет действия, такие как нахождение места (в оффлайне) или покупка товара (в магазине). Это помогает ускорить процесс получения ответа на запрос».
Дмитрий Гачко, серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор, основатель ГК ITGLOBAL.COM:
«У больших компаний началась “гонка” за искусственным интеллектом, и тот, кто ее выиграет, получит приличную долю рынка.
Популярность OpenAI и ее покупка Microsoft заставила поисковики в срочном порядке выпускать продукты, даже если они еще довольно сырые, как мы видели на презентации Google».
Будет ли Bard таким же популярным, как ChatGPT?
Константин Ивлев, ведущий контент-стратег TexTerra:
«Если вторая версия окажется рабочей, я бы ожидал стабильного роста популярности инструмента, учитывая, что он будет использоваться как инструмент на крупнейшем поисковике — и к нему, в любом случае, будет иметь доступ вся аудитория Google.
Так что говорить об охвате в 10 раз больше ChatGPT можно. По крайней мере, готовая аудитория у Google для этого есть».
Айрат Рахимзянов, SEO-эксперт:
«У Bard в разы больше базы данных, которые используются для анализа контекста запроса, а также — большие инвестиции от Google в этот проект. Он также предоставляет больше персонализированных и детальных ответов, а еще использует более умные и расширенные методы машинного обучения для анализа данных. Поэтому он определенно может быть популярнее ChatGPT».
Как Bard повлияет на поиск и SEO?
Константин Ивлев, ведущий контент-стратег TexTerra:
«В каком ключе это изменит поиск — судить трудно. В любом случае, это не отменит какие-то стандартные поисковые запросы, которые человек задает в силу своих потребностей».
Михаил Манченко, project-менеджер TexTerra:
«Думаю, что в скором времени и Яндекс нам что-нибудь такое представит. Все эти инструменты — Google Bard, ChatGPT — в теории должны сильно изменить наши представления о поиске информации.
Если эти инструменты войдут в обиход, нас ждет новая эпоха интернета. Людям очень непросто дается переход на что-то новое, им привычнее использовать старый функционал, к которому они привыкли. Поэтому, думаю, должен пройти приличный промежуток времени для адаптации к новым технологиям».
Айрат Рахимзянов, SEO-эксперт:
«Ответы в поиске станут более релевантными. Более того, если получится обучать данную модель в реальном времени, то качественные ответы могут выдаваться и по событийным запросам».
Дмитрий Гачко, серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор, основатель ГК ITGLOBAL.COM:
«Поиск станет более персонализированным, как с точки зрения результатов, так и с точки зрения рекламы.
SEO точно уже не будет прежним. Даже сейчас ChatGPT и связка с несколькими другими сервисами позволяют автоматизировать написание статей и выпуск страниц. К их качеству пока есть вопросы, но в целом можно даже не заметить, что это сделал не человек. Тут также будет “гонка”, которую выиграет тот, кто найдет наиболее успешный юзкейс для бизнеса и сможет внедрить ИИ в свои задачи».
Александр Елистратов, Senior Backend Developer, BGmaing:
«Поиск, вероятно, станет более интеллектуальным и предоставит пользователям более точные и высококачественные результаты. Также это позволит Гуглу усовершенствовать поисковый алгоритм, так как разговорный ИИ сможет лучше понимать потребности пользователей и способствовать более естественному взаимодействию с поисковиком».
Николай Пронев Николай, директор-IT компании «Умникоины»:
«Как Bard, так и ChatGPT, являются моделями языкового ИИ, однако у них есть существенные различия. Bard будет выдавать информацию из данных и источников, уже доступных в Интернете. В то время как ChatGPT ограничен информацией до 2021 года. То есть Bard будет иметь доступ к самым свежим данным.
В то время как ChatGPT склонен допускать фактические ошибки и искажать некоторые данные, предполагается, что Google Bard AI усовершенствует поиск и предоставит пользователям более точные данные.
Bard сможет разложить сложные темы на более емкие и более простые, чтобы любой пользователь смог понять суть того или иного явления. Таким образом, Bard на фоне ChatGPT обладает рядом преимуществ и обещает стать революцией на арене поисковых платформ».
Поможет ли Bard SEO-специалистам?
Айрат Рахимзянов, SEO-эксперт:
«Часть рутинных задач задач можно будет делегировать Барду. Например:
- написание текстов отзывов с учетом их тональности;
- написание текстов сообщения для форумов;
- написание текстов (коммерческих и информационных);
- написание кода (на разных языках программирования);
- поиск площадок для размещения ссылок».
Какие еще нововведения Google добавит в поиск в ближайшее время
- Immersive View в «Картах». Пользователи cмогут использовать «Карты» и строить маршруты с помощью AR-стрелок, нанесенных поверх реальных объектов на их устройствах.
Immersive View использует технологию искусственного интеллекта для объединения миллиардов изображений из Street View для создания 3D-представлений реального мира. Он даже может показать пользователям, как будет выглядеть пункт назначения в разное время суток при разных погодных условиях, а также когда там будет меньше всего людей.
- Live View там же. Это аналогичное AR-решение для внутренних помещений — аэропортов, Ж/Д-вокзалов и торговых центров. Оно позволит быстро найти лифты, фуд-корты и места получения багажа.
- Женщины в науке и искусстве. Google представила обновленную информацию о Woolaroo, которая была запущена в мае 2021 года как платформа для перевода фотографий на базе искусственного интеллекта — только переводила она их на исчезающие языки, чтобы повысить осведомленность о них. Всего используется 17 языков.
Теперь Woolaroo будет использоваться для сохранения вклада женщин в науку — изображения и исторические научные записи будут анализироваться, чтобы выявить достижения женщин-ученых, которые раньше игнорировались.
Читайте также:
Эта нейросеть работает лучше Гугла: ее встроили прямо в Chrome