Российские и зарубежные СМИ пишут, как благодарные сотрудники подарили доброму шефу «Теслу». Это очень трогательно – но на самом деле история намного интереснее, продолжительнее и сложнее.
Шесть лет назад Дэн Прайс, СЕО компании Gravity Payments, занимающейся платежными картами, сделал немыслимое в глазах бизнеса. Он сократил свою зарплату с 1,1 млн $ в год до 70 тыс. $ в год, чтобы повысить минимальный заработок сотрудников до той же суммы. Эту цифру Прайс взял из исследования нобелевских лауреатов Ангуса Дитона и Даниэля Канемана. Они вычислили, что 70 тыс. $ годовых – оптимальный размер зарплаты, делающий счастливым любого американца.
Чтобы лучше понимать масштаб поступка Дэна Прайса: средняя годовая зарплата в США составляет около 35 тыс. $. Однако Сиэттл – это IT-кластер, там жизнь дороже. Нужно иметь доход не менее 6000 $ в месяц, то есть 72 000 $ в год, чтобы существовать безбедно. Поскольку в Gravity Payments минимальная зарплата была установлена в размере 70000 $ даже для условных уборщиков и садовников, то прибавку можно рассматривать как весьма ощутимую.
Границы благодарности
Инфополе буквально взорвалось: о Прайсе написали более 500 СМИ по всему миру и тысячи блогеров. За первые две недели после объявления в Gravity Payments поступило более 4500 резюме (при численности сотрудников на тот момент 120 человек). В том числе шли заявки от важных персон – например, от вице-президента Yahoo Тамми Кролл, которая так вдохновилась поступком Прайса, что готова была перейти в Gravity с понижением зарплаты на 85 %.
Пять лет спустя, в 2020, Прайс написал, что игра стоила свеч, численность сотрудников удвоилась, а объем платежей, обрабатываемых компанией, вырос втрое. Глядя на резонанс в прессе, некоторые компании последовали примеру Дэна Прайса: PharmaLogics (Бостон) в 2016 и Rented.com (Атланта) в 2017 году подняли минимальную зарплату до 50 тысяч долларов.
Конвертация славы в экономический успех
В 2015 году коэффициент удержания сотрудников составил 91 % (в среднем по отрасли – 68 %). Уровень удержания клиентов увеличился с 91 % до 95 %, а прибыль компании – вдвое. Будучи платежной компанией, Gravity Payments повысила сумму обрабатываемых платежей с 3,4 млрд $ в 2014 году до 10,2 млрд $ в 2018 году.
Когда в 2020 году грянула пандемия, компания Прайса зарабатывала 4 млн $ в месяц. Сотрудники предложили добровольное сокращение заработной платы, чтобы сохранить занятость. В августе 2020 года увольнений удалось избежать, зарплата была восстановлена и полностью погашены долги по ней.
На сцену выходит Tesla
Повышение зарплаты сотрудникам сказалось на образе жизни Дэна, что он неоднократно подчеркивал в медиа. Раньше у него был особняк с видом на залив и ездил он на дорогих авто, но последние шесть лет Прайс все еще на минимальной зарплате, арендует дом на Airbnb и катался на 12-летней «Ауди». Однако сотрудники в знак благодарности сбросились и в 2016 году подарили шефу «Теслу». Что, конечно же, тогда снова всколыхнуло инфопространство. Получая подарок, Прайс заплакал.
Сейчас, в 2021 году, Дэн продолжает ездить на той же «Тесле», не забывая периодически благодарить сотрудников в соцсетях. Подарку уже пять лет, но благодаря тому, что Дэн на днях поднял пост от 15 июля, все СМИ пишут об этом, как о горячей новости.
Хорошими делами прославиться… можно?
Дэн Прайс сразу понял (а может быть, и знал изначально), что проявленный им и беспрецедентный в бизнес-среде альтруизм – бесценное преимущество. Но важно не давать людям забывать о твоих хороших поступках. Так что Дэн активно ведет аккаунт в «Твиттере», где у него полмиллиона фолловеров. В поле с информацией о себе Дэн включил краткое описание своего поступка, плюс рекламу своей книги («купи и подари своему работодателю»). Но между тем Прайс не жалеет слов благодарности для сотрудников и подчеркивает, что экономическим успехом обязан только им.
Ну милота же! У Дэна полно добрых идей: «Каждому сотруднику мы дарим 500 $ в год для пожертвований на благотворительность по их выбору». Каждый пост в его Facebook увеличивает желание отправить ему резюме.
В развитом обществе с высокой социальной активностью репутация – бесценный ресурс. Когда люди восхищаются вашими поступками, они будут взаимодействовать с вами чаще и охотнее, и наоборот – как в недавнем кейсе Xsolla. И если все сделать правильно, хорошая репутация конвертируется в деньги. Особенно если не забывать про нее напоминать.