Вы-то, конечно, знаете лучше заказчика, как надо сделать вот этот текст или этот дизайн. Но как объяснить клиенту, что он не прав?
Ситуация 1. Ваш клиент – хороший человек
Вы так думаете. В глубине души он приятный, хотя его стремление что-то изменить в вашей работе неимоверно раздражает.
Вы посмотрели его профили в соцсетях. Тексты, фотки, видео. Похоже, у него много друзей и даже есть общие с вами. У этого клиента много знакомых «в бизнесе», и вы слышите о нем хорошие отзывы. Может, он даже дарит подарки и просто так совершает добрые поступки.
Это все делает его замечания и придирки более терпимыми – но все равно вы-то лучше знаете, как надо. Что можно изменить?
-
Сделайте себя уязвимым / не представляющим угрозы.
Любые наши профессиональные коммуникации устроены по формуле:
ДОВЕРИЕ = НАДЕЖНОСТЬ + ПОДЛИННОСТЬ / УЯЗВИМОСТЬ
Если клиент оценивает вас как крутого и специалиста (или просто как крутого специалиста), вы начинаете его немного пугать. Отсюда – большое количество правок, вопросов, замечаний к вам. Большое количество правок – сигнал, что клиент чувствует себя неуверенно, не доверяет прежде всего самому себе. Иногда такие клиенты просто переходят на ненормативную лексику, потому что не знают, что сказать.
Вам нужно сбалансировать уравнение: добавьте больше аутентичности/уязвимости. Иногда стоит продемонстрировать свое несовершенство, показать, что вы делаете по-настоящему плохо. Лучше всего, конечно, в беге или игре в футбол, а не в проекте, который ведете. Тогда клиент успокаивается и понимает, что с вами «все в порядке».
-
Будьте откровенны.
Расскажите, чего вы надеетесь достичь, что вы думаете/чувствуете, и в целом старайтесь быть открытой книгой. Приводите примеры из других проектов – каких результатов вы добились в них.
-
Делайте комплименты.
Хорошо сделанный комплимент о навыках, достижениях или общем подходе к работе может иметь для клиента большое значение. Если он увидит в вас сторонника и товарища по команде, то может смягчить свою позицию.
Важно: не переусердствуйте.
Ситуация 2. Ваш клиент – человек так себе
У меня есть давний знакомый С. из Сибири. Он двадцать лет делает сайты и помогает их раскручивать. Однажды я спросил, что он делает, если клиент постоянно вносит правки, постоянно всем недоволен, не доверяет его умениям и вообще действует на нервы. Его рецепт взаимодействия был прост: «аванс, промежуточные выплаты, с последней оплатой лучше не тянуть, могут кинуть».
Очевидно, С. иногда думает, что клиент – плохой человек, который хочет его обмануть. Возможно, и вы подозреваете своих заказчиков в чем-то подобном. У такого заказчика нет большого количества друзей в бизнесе, вы не видите о нем хороших отзывов, и что-то вам подсказывает насторожиться. Что делать:
-
Держитесь на расстоянии.
Чем дальше эмоционально вы сможете уйти от такого клиента, тем лучше. Ваша цель – просто заработать деньги.
-
Задокументируйте все.
Тщательно записывайте свои взаимодействия. Такие люди, как правило, искусные манипуляторы, поэтому без фактов вы пропали.
-
Встретьтесь с клиентом лично.
Особенно если проект долгосрочный. Если дойдет до того, что вам нужно будет отстаивать свою позицию, сделайте это наедине и сделайте это лично (электронная почта – не вариант). Просто укажите, что вы наблюдали, что вас беспокоит и что вы ожидаете.
Совет от капитана очевидности: работайте с теми, кому доверяете. Это намного улучшит качество вашей жизни.
Ситуация 3. Вы работаете на перспективу
Когда я вижу, как клиент начинает бесконечно править практически законченный проект, часто вспоминаю рыжую Дину, или Диди, как зовут ее друзья. Дина была начинающим графическим дизайнером, и клиентов у нее всегда было много. Но всех их она делила на три группы.
Группа 1 – «Клиент всегда прав».
С ними рыжая разговаривала очень тихо и спокойно. Когда работа была сделана и начинался процесс бесконечных правок, там, на другой стороне был то менеджер, то ассистент заказчика, то маркетолог, то они все вместе. Мне трудно сказать, насколько замечания были оправданны, потому что Дина не спорила, не комментировала, а просто записывала и потом исправляла. Не высказывая никаких эмоций, тихо и послушно записывала, уточняла, записывала, исправляла и опять согласовывала.
В портфолио Диди нет этих проектов. И даже если вы встретите их в интернете, не найдете следов ее участия.
Группа 2 – «Ребята, вы классные, но в дизайне вы… ну, так».
Эта группа была намного бодрее. С ними Дина общалась громко и весело, добавляя английские слова: «Comе on, ребята! Да, так будет круто. Сделаю. Да, тут я что-то напутала! Посмотрите, здесь тоже могу исправить» – дальше шла непереводимая игра слов из названий шрифтов и сленговых штучек. Заканчивалось все смехом и обещанием скоро встретиться.
Эти работы тоже остаются без «авторской подписи». Диди ими не делится. Но иногда они ее радуют. Приятно вспомнить.
Группа 3 – «Игра в Го».
Третья группа клиентов превращала Дину в мастера игры Го: сразу было видно, как она предельно концентрировалась. Никаких резких перепадов интонаций или монотонной послушности. Абсолютное внимание, иногда уточняющие вопросы. Даже мне было понятно, что ей интересен проект, очень важен итоговый результат и на той стороне есть люди, чьи компетенции вызывают у Дины уважение, а результат совместной работы, возможно, важнее денег.
Сейчас именно такие клиенты «кормят» Дину, укрепляя ее профессиональную репутацию. От других клиентов, которые не смогут усилить ее портфолио, она теперь может себе позволить просто отказаться.
Клиент всегда прав. Или клиент не прав и немного тупой. Или мы в одной лодке и делаем общее дело, не выясняя, кто умнее, а создавая совместный продукт.
Прежде чем бросаться на клиента во всеоружии своих компетенций, оцените ситуацию, в которой находитесь, – и действуйте соответственно. Может быть, в конце концов у вас появится в итоге лояльный клиент… Из трудных клиентов часто получаются преданные союзники. Или, возможно, вы отработаете этот проект и больше никогда не увидитесь. В любом случае, вы выиграли!