В Санкт-Петербурге живет подросток, который сломал все стереотипы и за три года стал старшим разработчиком в ведущей российской компании, не окончив школу. После прочтения этой статьи у начальников известных брендов, которые ему отказали, будут вопросы к своим HR-отделам.
До сих пор в обществе бытуют устаревшие предрассудки, которым многие верят, потому что не представляют, что может быть по-другому. Однако уже пора развеять мифы о том, что:
- для хорошей работы нужна одна, а то и две «корочки»;
- необходим огромный опыт;
- наличие седых волос – чем старше, тем больше стаж, а значит и доход выше.
В целом многие компании уже близки к тому, чтобы принять — диплом и стаж не всегда равнозначны высокой квалификации. Во время беседы с Дмитрием мы выяснили, что нужно для того, чтобы заниматься любимым делом и при этом достойно зарабатывать.
Дмитрий Кондраков – 16-летний старший разработчик «Утконоса»
– Дима, когда у тебя появился интерес к программированию, в каком возрасте?
– Мне было 13 лет. Изначально меня пригласил друг в секцию программирования, сейчас это называется робототехника. Там сразу оценили, что у меня большой потенциал: легко осваиваю технологии, мне интересно изучать новое. Я посещал занятия год, потом случилась пандемия и всё закрыли. Переходить на занятия в онлайн мне было неинтересно, поскольку наша деятельность предполагала сборку руками, к тому же нужны материалы.
– У тебя в семье кто-то занимается разработкой?
– Папа – графический дизайнер, на базовом уровне знаком с программированием.
Бешеные деньги за информацию из «Гугла»
– Где учишься сейчас?
– На заочном в Петровском колледже Санкт-Петербурга, иногда хожу вечером на занятия. Поступил чисто для галочки, чтобы получить среднее-профильное.
Все знания я получал самостоятельно. Курсы считаю «бредом», так как нужно отвалить бешеные деньги, чтобы всё дали из «Гугла». Считаю, что эффективнее отрабатывать навыки на практике. Также говорит и папа.
– А как насчет корочки, сертификата – спрашивали при трудоустройстве?
– В Сбербанке отказали из-за отсутствия высшего образования, но когда бы я успел его получить? Туда я больше не пытался устроиться.
– Расскажи про первое место работы.
– Работал удаленно в маленькой компании (не буду говорить название, потому что расстались не очень хорошо). Устроен был неофициально, платили копейки. Сотрудников было 18 человек, из них только трое андроид-разработчики, которые не особо мне помогали. Обучался всему сам, проекты также вел самостоятельно, работал удаленно.
Совмещал дома работу и школу. График был ненормированный, меня не обязывали работать по восемь часов: главное – выполнять задачи в срок. Приходил со школы в 15:00-16:00 и где-то до 21:00 трудился.
Поэтому через восемь месяцев я начал искать новую работу, и отец предложил переехать в Санкт-Петербург. К тому времени уже появилась финансовая возможность. Почему бы и нет! Так с июня я живу в Петербурге.
Собственное приложение в 13 лет
– Твоя первая программа, которой гордишься?
– В 13 лет я работал над своим проектом — агрегатором новостей. С идеей мне помог отец. Само приложение собирает из разных источников новости и публикует их. Еще был небольшой сайт, парсер и мобильное приложение для просмотра.
Потом отец предложил мне участвовать в конкурсе молодежных стартапов U-UP по разным направлениям. С ним мы поехали в Рязань на конкурс. Я занял 3-е место. Думаю, потому что абсолютно не умею говорить на камеру и в принципе при большом количестве людей теряюсь.
– Ты посещаешь профильные мероприятия?
– Посещал от Яндекса в 2019 году. По возможности, еще планирую.
– Как считаешь, какой склад ума должен быть у разработчиков?
Технарь или гуманитарий — неважно. Научиться при желании может каждый. Главное – начать что-то делать: если не заходит, значит не твое.
– Над каким проектом работаешь сейчас?
– В 16 лет я устроился в «Утконос» андроид-разработчиком. На тот момент у меня уже был багаж технических знаний, которые позволяли прийти в компанию. Сейчас я на позиции старшего разработчика (Senior Android Developer) занимаюсь витриной интернет-магазина — это основное приложение, через которое клиенты заказывают доставку продуктов на дом. Коллектив мне нравится, меня ценят и поддерживают.
– Как в компании отнеслись к твоему возрасту?
– Первоначально, когда я их нашел, мне было 15 лет, и до 16-летия оставалось два месяца, мне сказали «подожди немного». Подождал — меня оформили в штат, и я там работаю по настоящий момент. Коллектив состоит из удаленных сотрудников.
Синдром самозванца
– Бывает ли желание все бросить и стать рядовым школьником?
– Бывает иногда. Часто посещает синдром самозванца. Не особо верится, что всё так легко получилось.
– Синдром из-за возраста?
– Меня в «Утконосе» считают самым опытным андроид-разработчиком. И самым молодым, но я не афиширую возраст: о нем знают только внутри команды. Не хотелось бы озвучивать, чтобы не получить негативную реакцию, недоверие к моему профессионализму из-за возраста.
– Бывает, что хочется живого общения?
– У меня в Петербурге нет еще друзей. Мы все на удаленке общаемся в чатах. Свою команду я не видел. Иногда хочется живого общения, но пока так.
– Твоим путем стоит идти другим?
– Вряд ли стоит начинать свой путь с курсов, лучше заниматься самообразованием. В профессию надо входить через практику, поскольку материал в этой сфере уже через месяц может кардинально поменяться, и полученные знания окажутся неактуальными.
Если есть огромное желание и интерес, рекомендую изучать тему глубоко, для этого в интернете достаточно ресурсов. Поверьте, школьных знаний не хватит.
Главное – не бояться и пробовать. И еще добиваться своих целей, насколько это возможно. Конечно, ради денег не делайте точно! Прежде всего – горячая любовь к профессии: тут надо подходить с душой.
– Какие у тебя планы?
– Я реалист и особо далеко не смотрю — живу настоящим. Но, конечно, хотелось бы устроиться в международную компанию однажды.