Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как создать и раскрутить форум: пошаговый план Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Форумы страдают из-за социальных сетей. Пользователю проще создать один аккаунт в «Фейсбуке» или «Вконтакте» и вступить в десятки групп по интересам, чем создавать аккаунты на десятках тематических форумов. Несмотря на атаку соцсетей и пока идущих во втором эшелоне мессенджеров, формат дискуссионных площадок остается перспективным. Из этого руководства вы узнаете, почему форумы не теряют актуальности, как их создавать и раскручивать.

Форумы опустели, все ушли в соцсети? Нет, этот формат имеет перспективы

Форум — реликтовый формат площадки для общения в Сети. Он явно выпадает из картины мира современного интернет-пользователя. Типичному серферу нужно по пути на работу и с работы, во время обеденного перерыва и регулярных перекуров просмотреть ленты соцсетей, запостить селфи со смузи в «Инстаграм», прочитать парочку сниппетов в «Фейсбуке» для расширения кругозора, перепостить несколько анонсов статей с пометкой «прочитаю вечером» и поймать покемона.

Пользователи форумов не такие. Они совершают аномальные действия:

  • Сами регулярно заходят на сайт. Они посещают форум не из-за цепляющего заголовка или фото котика в ленте, не благодаря рассылке и оповещениям в почте. Просто им интересно.
  • Форумчане остаются на сайте достаточно долго. Они просматривают десятки страниц за сеанс.
  • Эти чудаки пишут. Они не просто ставят «лайки» и делают перепосты, а создают контент. Писатели не просят ничего взамен, но очень радуются, когда им ставят плюсы, благодарят с помощью кнопки «спасибо», цитируют.
  • Некоторые посетители форумов охотно следят за порядком и помогают новичкам.
  • Посетители некоторых форумов периодически встречаются в реальном пространстве. Они радуются сувенирам с эмблемой форума. А умению форумчан обращать в свою веру неофитов позавидуют крестоносцы и адепты MLM.

Актуальность и перспективность форумов — следствие аномального по нынешним временам поведения посетителей. Подумайте, много ли существует сайтов, пользователи которых действительно объединяются в сообщества, пишут друг для друга и читают друг друга, сами выбирают направление развития и реализуют выбранный сценарий?

Саморазвивающееся сообщество — огромная удача для владельца площадки. Форум может стать локомотивом, который потянет к успеху любой проект: интернет-магазин, информационный сайт, офлайн-бизнес. Этот локомотив такой мощный, что может прицепить к себе целый состав, каждый вагон в котором — отдельный бизнес. Кроме того, популярную площадку можно рассматривать в качестве самостоятельного бизнес-проекта.

На некоторых форумах можно найти огромное количество полезной информации. Далеко не каждая редакция сможет угнаться за сообществом

Вот несколько примеров живых успешных форумов, которые не прогибаются под натиском соцсетей:

  • Дискуссионный клуб «Здоровое общение». Форум Русского медицинского сервера — без преувеличения лучший в рунете источник достоверной медицинской информации для неспециалистов. Любой желающий может проконсультироваться с врачом или найти на форуме полезные сведения.
  • Searchengines.guru. Живое общение на тему поискового маркетинга и не только. Посещаемость форума исчисляется десятками тысяч человек в сутки, а количество просмотров достигает сотен тысяч.
  • Badgerandblade. Узкотематический англоязычный форум. Здесь общаются настоящие гики: ценители традиционного бритья со всего мира.
  • Материнские форумы — отдельный феномен. Его можно рассматривать целиком, а не выделять отдельные популярные ресурсы. «Мамские» разделы есть чуть ли не каждом уважающем себя общетематическом форуме. Также в рунете развивается несколько очень популярных площадок, посвященных исключительно детской и материнской тематике.
  • Часовой форум. Основная тематика площадки — часы и все, что с ними связано.
  • Форумы Drom.ru. Здесь обсуждают автомобили.
  • Форум Винского посвящен путешествиям.
  • На форуме IXBT можно поговорить о компьютерной технике.

Популярные форумы не сразу стали живыми и посещаемыми. Развитие любой площадки начиналось с нуля. Готовы сделать первый шаг?

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

C неймингом вы справитесь самостоятельно. А этот раздел поможет выбрать тип доменного имени. Существует три варианта:

  • Отдельный домен. В этом случае доменное имя выглядит так: www.example-forum.ru.
  • Субдиректория существующего домена. Форум будет доступен по адресу www.examplesite.ru/forum/.
  • Поддомен. URL выглядит так: www.forum.examlesite.ru.

Каждый из трех вариантов имеет преимущества и недостатки.

Выбирайте отдельный домен, если форум представляет собой самостоятельный проект. Вот преимущества этого варианта:

  • При выборе доменного имени не нужно учитывать название связанного сайта. Поэтому вы можете придумать красивый и запоминающийся URL.
  • Пользователям проще запомнить адрес форума.
  • Характеристики основного сайта не влияют на авторитет форума с точки зрения поисковых систем.

Недостаток у отдельного домена только один. Если вы когда-нибудь решите связать форум с каким-то сайтом, например, интернет-магазином или информационным ресурсом, придется учитывать название дискуссионной площадке уже при выборе URL нового ресурса.

Пример форума на отдельном домене — searchengines.guru. Кстати, раньше эта площадка была доступна на поддомене forum.searchengines.ru.

Форум на отдельном домене

Используйте субдиректорию, если планируете создать форум для посетителей основного сайта. Например, если пользователям информационного ресурса становится тесно на страницах публикаций, обсуждения можно перенести на форум.

Преимущества данного подхода:

  • Форум превращается в инструмент развития ресурса. Пользовательский контент привлекает посетителей из поисковых систем. Люди приходят на сайт, чтобы пообщаться на интересующие их темы. С помощью форума формируется сообщество.
  • Живой форум улучшает пользовательские метрики основного ресурса. Растут показатели глубины и продолжительности сессий. Поисковые системы учитывают эти сигналы при оценке авторитета сайта.
  • Отсутствие расходов на покупку домена.

Есть и недостатки. Пользовательский контент может размывать релевантность сайта в целом. Форумчане наверняка захотят общаться на отвлеченные темы в курилках и флудилках. В результате ресурс получит нецелевой трафик.

Из-за пользовательского контента может пострадать авторитет всего ресурса. Публикация ссылок на нежелательные сайты, оскорбления пользователей, постинг недостоверных сведений, — вот только некоторые проблемы, которые придется решать.

Пример форума в субдиректории — площадка для обсуждений «Адвего». Она доступна по адресу advego.ru/blog/.

Форум в субдиректории /blog/. Интересное решение, но не в этом суть

Этот вариант подходит, если вам важно связать форум и главный сайт для пользователей, но разделить их для поисковых систем. Поисковики понимают связь между доменом и субдоменами, но рассматривают www.examplesite.ru и www.forum.examplesite.ru как два разных ресурса. Это обеспечивает ряд преимуществ:

  • Авторитет основного сайта не пострадает, если вы не сможете контролировать публикацию на форуме нежелательного контента.
  • URL с поддоменом понятнее для пользователей, чем субдиректория.
  • Релевантность основного ресурса не размывается, если пользователи форума обсуждают вопросы, не связанные с тематикой главного сайта.

У поддоменов есть недостатки. Главный связан с дополнительными расходами на хостинг. Стандартные хостинг-тарифы не всегда поддерживают создание поддоменов. Также вам придется уделить дополнительное внимание настройке сайта.

Пример форума на поддомене — Дискуссионный клуб Русского медицинского сервера, доступный по адресу forums.rusmedserv.com.

Если вы создаете форум на существующем сайте, в первые месяцы работы дискуссионной площадки о хостинге можно не думать. Пока посещаемость форума низкая, а пользователи создают мало контента, дополнительные ресурсы вам не нужны.

Если вы создаете новый форум на отдельном домене, на первых этапах работы выбирайте стандартный виртуальный хостинг. В этом случае управлять сервером будет провайдер. Многие хостеры предлагают тарифы для форумов. Их можно найти с помощью поисковиков и соответствующих запросов.

Если вы хотите выбрать тариф самостоятельно, обратите внимание на следующие характеристики:

  • Выбирайте Unix-хостинг. Наиболее популярные форумные движки поддерживают эту платформу.
  • Сервер должен работать с базой данных MySQL и языком PHP.
  • Достаточный объем выделенного дискового пространства. В первые месяцы и даже годы работы форума вам хватит 15 Гб.
  • Ежедневное резервное копирование.
  • Высокий аптайм. Этот показатель можно отслеживать только в ретроспективе. Поэтому изучите отзывы клиентов хостинг-провайдера. Для мониторинга аптайма используйте специальные сервисы, например, Monitis.

Когда посещаемость форума будет исчисляться тысячами или десятками тысяч человек в сутки, на хостинг придется тратить больше. Вам может понадобиться виртуальный или реальный выделенный сервер (VPS или Dedicated Server). Но пока форум посещаете только вы и ваши субличности под разными никами, не тратьте время на этот вопрос.

Не слушайте недобросовестных хостеров, которые предлагают вам платить за VPS или DS на старте проекта. Десятки или сотни посетителей, которые будут ежедневно посещать форум в первые месяцы его существования, не создадут проблем, если вы пользуетесь стандартным хостинг-тарифом.

Вы можете выбрать платный или бесплатный форумный движок, использовать решение с минимальной функциональностью или мощную платформу с дополнительными возможностями, а также организовать дискуссионную площадку с помощью модулей для популярных CMS. Возможности самых востребованных движков описаны ниже.

Эта CMS позиционируется в качестве универсального движка для создания сайтов-сообществ. Из стандартной площадки для дискуссий она выросла в многофункциональную платформу, пользователи которой могут вести индивидуальные блоги, создавать открытые и закрытые группы, добавлять других пользователей в друзья, общаться на общем форуме.

Есть интересный пример использования закрытых групп обсуждаемой CMS. Форум врачебных консультаций Русского медицинского сервера работает на vBulletin. Когда консультанты сталкиваются со сложным вопросом, они проводят виртуальный консилиум в закрытой группе для врачей. После этого один из докторов публикует в открытом доступе коллективное мнение и рекомендации участников консилиума.

Функциональность vBulletin превращает сообщество пользователей в настоящую социальную сеть с иерархией ролей и связей, системой отслеживания публикаций и инструментами вовлечения и удержания пользователей.

vBulletin — коммерческий продукт. Вы можете приобрести отдельную программу vBulletin 5 Connect или облачное решение vBulletin Cloud. Если вы выбираете движок в облаке, разработчики полностью берут на себя back-end вашей площадки, включая хостинг и техподдержку.

Вот основные характеристики vBulletin:

  • SEO-дружественный движок. Поддерживает человеко-понятные URL (ЧПУ), позволяет добавлять к темам, разделам и публикациям в блогах метаданные.
  • Мощная защита от спама, взлома, автоматической регистрации и автопостинга.
  • Удобная площадка для обсуждений. Пользователям доступны визуальный редактор, приложение для создания опросов, жалобы на нежелательные сообщения администрации, публикация визуального контента.
  • Развитые социальные функции: добавление участников в друзья, создание групп, личные сообщения, уведомления на Email о новых сообщениях в группах и в привате.
  • Гибкая система пользовательских ролей.

vBulletin — хороший выбор для коммерческих форумов и посещаемых дискуссионных площадок. На этом движке работают упомянутые выше Дискуссионный клуб Русского медицинского сервера и форум об интернет-маркетинге searchengines.guru.

Всем известный 'Сёрч' работает на vBulletin

Данную CMS можно рассматривать в качестве бесплатной альтернативы vBulletin. Движок распространяется по лицензии GNU GPL, поэтому его можно свободно использовать для реализации любых проектов, включая коммерческие.

Коротко phpBB можно охарактеризовать так: это WordPress в мире форумных движков. Речь идет о простоте установки, настройки, администрирования и использования. В отличие от сообщества разработчиков WP, создатели phpBB не стремятся превратить свой продукт в универсальное решение. Создатели сосредоточились на совершенствовании движка как простой и одновременно функциональной дискуссионной площадки. Благодаря этому CMS получила следующие характеристики:

  • Удобство форума для пользователей: классический «плоский» формат отображения сообщений, уведомления о новых сообщениях в темах и личном кабинете, возможность быстро отвечать на выбранные сообщения, публиковать визуальный контент, цитировать других пользователей, проводить опросы.
  • Социализация сообщества: дружба пользователей, подписка на темы, сортировка темы, отображение присутствующих участников, создание групп.
  • SEO-дружественность. Администратор phpBB может настраивать видимость того или иного контента для поисковых систем.
  • Возможность кастомизации движка с помощью бесплатных плагинов.

Используйте phpBB, если вы создаете форум для посетителей основного сайта или некоммерческую дискуссионную площадку. На этой CMS работает популярный кулинарный форум «Готовим дома».

Коммерческий движок, главными отличительными чертами которого можно назвать SEO-дружественность по умолчанию, развитые социальные функции и практически неограниченные возможности кастомизации. Ценители этого движка называют его улучшенным vBulletin, так как XenFORO создали бывшие разработчики упомянутой CMS Кир Дарби и Майк Салливан.

Почему одним из главных преимуществ XenFORO считается SEO-дружественность? Большинство форумных CMS нуждаются в дополнительных модулях для адаптации к техническим требованиям поисковиков. А разработчики XenFORO реализовали критически важные функции в ядре движка. В число таких функций входит:

Еще одно преимущество XenFORO — социализация сообщества. Она способствует вовлечению пользователей. Движок тесно интегрирован с Facebook. Пользователи могут отмечать сообщения с помощью кнопки «Нравится».

XenFORO — CMS со встроенной игрофикацией. За созданные сообщения и полученные «лайки» движок вознаграждает форумчан виртуальными трофеями. Трофеи выражают авторитетность пользователей и стимулируют общение.

На XenFORO работает популярная площадка для обсуждения вопросов строительства и обустройства загородных домов Forumhouse.ru.

Пример форума на CMS XenFORO

Популярный коммерческий движок для форумов. Разработчик позиционирует продукт в качестве набора веб-приложений для создания сообщества. IPB — полноценная универсальная CMS, с помощью которой кроме площадки для обсуждений можно организовать публикацию статей, заметок в персональных блогах, фотогалереи, каталог скачиваемых файлов, онлайн-чат и интернет-магазин виртуальных или реальных товаров.

Кроме универсальности, к основным характеристикам IPB относятся:

  • Вовлечение пользователей с помощью социализации и игрофикации. На форумах под управлением IPB можно использовать рейтинги, автоматически награждать пользователей и присваивать им статус в зависимости от репутации, демонстрировать ссылки на личные профили наиболее активных участников, показывать на сайте список наиболее популярных тем.
  • Функциональный визуальный редактор для создания публикаций на форуме и в блогах. Он поддерживает технологию drag-and-drop, упоминания других пользователей, встраивание кода, публикацию визуального контента.
  • Интеграция с популярными социальными сетями, включая Facebook, Twitter, Google+, LinkedIn. Пользователи могут делиться понравившимися сообщениями и авторизоваться на форуме с помощью учетных записей в соцсетях.
  • Мощная защита от спама.
  • SEO-дружественность и доступ к инструмент технической поисковой оптимизации. Движок по умолчанию поддерживает ЧПУ, автогенерацию мета-данных, уведомление поисковиков о создании новых тем с помощью пинг-сервисов. Через административную панель можно редактировать карту сайта sitemap.xml и следить за частотой посещения ресурса поисковыми роботами.

IPB подходит для коммерческих проектов. На этом движке работает форум Evernote.

Пример форума на CMS IPB

Если вы создаете форум для пользователей сайта под управлением WordPress, Joomla!, Drupal, OpenCart или других популярных движков, воспользуйтесь встроенными модулями для организации дискуссионных площадок или дополнительными плагинами и расширениями.

У штатных надстроек для популярных движков есть преимущества перед полноценными форумными CMS. К основным относится простота установки и управления, полная совместимость с базовым движком и отсутствие дополнительных расходов. К недостаткам можно отнести ограниченную функциональность.

Обратите внимание на следующие решения:

  • bbPress — форум для WordPress. Это бесплатный скрипт, разработкой которого занимается команда Automattic. Надстройка имеет базовую функциональность, которую можно расширить с помощью плагинов.
  • Kunena — форумное расширение для Joomla!. Простота установки и управления, возможность кастомизации с помощью шаблонов, свободное использование, — вот главные достоинства компонента.
  • Модуль Forum встроен в ядро Drupal по умолчанию. Advanced Forum — модуль, с помощью которого можно расширить функциональность и улучшить юзабилити дефолтного форума.
  • FlatForum — бесплатное форумное расширение для OpenCart. Вот несколько характеристик программы: высокая скорость, возможность кастомизации, спам-фильтр, администрирование через админпанель магазина.
С помощью bbPress форум к сайту на WordPress можно прикрутить в течение 30 секунд

Если вы реализуете коммерческий проект и нуждаетесь в универсальном и функциональном движке, выбирайте vBulletin, XenFORO или IPB. Если у вас некоммерческий проект или вы считаете форум дополнительной площадкой для пользователей основного сайта, используйте phpBB или форумные расширения для популярных CMS.

Кроме предложенных решений вы можете использовать бесплатные движки MyBB, Simple Machines Forum, Advanced Electron Forum, PunBB. Если вам нужны коммерческие CMS, обратите внимание на Ninja Post, Vanilla Forums, PlushForums.

Установка и настройка форумной CMS будет рассматриваться на примере phpBB. Работа с каждым движком имеет нюансы и особенности. Но с помощью phpBB можно понять общие подходы к работе с форумными CMS, включая базовые настройки, создание структуры форума, техническую поисковую оптимизацию.

Чтобы установить phpBB, подключитесь к серверу с помощью FileZilla или другого FTP-клиента. Данные для подключения узнайте у хостинг-провайдера.

Скачайте на жесткий диск ПК последнюю версию движка. Разархивируйте файлы. Загрузите CMS в корневой каталог сайта на сервере.

Загружаем файлы CMS на сервер

Скачайте с официального сайта phpBB и загрузите на сервер файлы перевода. Разархивируйте их. Загрузите папки Language и Styles в корневой каталог сайта.

Загружаем языковые файлы на сервер

В браузере запустите установщик CMS. Для этого к адресу сайта добавьте название папки, в которую вы загрузили движок.

Запускаем установщик

Убедитесь, что конфигурация сервера соответствует требованиям CMS. Начните установку.

Если установщик принял конфигурацию сервера, продолжите установку

На следующем этапе необходимо создать базу данных. Укажите имя пользователя, название БД и придумайте пароль.

Создаем базу данных

Укажите данные учетной записи администратора.

Создаем учетную запись администратора

Далее установщик автоматически запишет конфигурационный файл. После этого система предложит вам указать расширенные настройки. При необходимости укажите параметры электронной почты и URL. В дальнейшем вы сможете изменить эти настройки.

Завершите установку. Произвольно переименуйте установочную папку public_html/forum/install на сервере. Теперь вы можете перейти в административную панель или на главную страницу форума.

Установка CMS phpBB завершена

Базовые настройки включают русификацию CMS и создание конференций, форумов и тем.

Чтобы русифицировать сайт, установите языковые пакеты. В административной панели выберите вкладку Customize. В меню Language packs установите пакет «Русский».

Устанавливаем языковой пакет

Перейдите на вкладку General и выберите меню Board Settings. В разделе Default language с помощью выпадающего меню укажите русский язык. Сохраните изменения. Не забудьте изменить язык в личном профиле.

Перед созданием первой темы уделите внимание архитектуре форума, который работает на CMS phpBB. Верхней иерархической единицей является категория. В категориях находятся форумы, в которых могут быть подфорумы. В форумах и подфорумах можно создавать темы.

Чтобы увидеть наглядный пример, создайте категорию. Для этого выберите вкладку «Форумы» и нажмите кнопку «Создать форум».

Создаем первую категорию

В меню «Тип форума» выберите опцию «Категория». Укажите название и добавьте описание категории. Нажмите кнопку «Отправить».

Создаем категорию

В категории создайте форум. Для этого в меню «Тип» выберите значение «Форум». В меню «Родительский форум» выберите категорию «Цветы». Укажите название и описание форума.

Создаем форум в категории 'Цветы'

Чтобы создать подфорум, в качестве родительского выберите один из форумов. Перейдите на главную страницу, чтобы проверить созданные категории и форумы.

Вы создали категории и форумы

Чтобы создать тему, выберите форум и нажмите кнопку «Новая тема».

Создаем новую тему на выбранном форуме

Руководство посвящено созданию и раскрутке форума, а не работе с конкретным форумным движком. Поэтому перед следующим этапом работы самостоятельно уделите внимание остальным настройкам CMS. После этого займитесь адаптацией форума к техническим требованиям поисковых систем.

На этом этапе необходимо настроить человеко-понятные URL, обеспечить автоматическую генерацию метаданных страниц и создать карту сайта sitemap.xml.

Откройте один из созданных форумов или тем и посмотрите на URL в адресной строке браузера. Он выглядит приблизительно так: http://golem-ileleem.ru/phpBB3/viewtopic.php?f=4&t=3&sid=7c690e2a10a402ab732a8141247d2eb0. Живым пользователям такой URL не понравится.

Чтобы настроить ЧПУ, воспользуйтесь расширением URL Rewriting. Скачайте дистрибутив на жесткий диск и разархивируйте его. С помощью FTP-клиента загрузите папку с разархивированными файлами расширения в папку ext в корневом каталоге сайта.

Загружаем расширение в корневой каталог

В административной панели выберите вкладку «Персонализация». В меню «Управление расширениями» включите расширение. CMS автоматически преобразует URL в человеко-понятные. Ссылки будут выглядеть так: www.site-example/forum/название-форума-f5/название-темы-t8/. Буква «F» с цифрой обозначает порядковый номер форума в структуре сайта, а буква «t» с цифрой порядковый номер темы.

Если вы не хотите загружать расширения через FTP, воспользуйтесь программной надстройкой Upload Extensions. Этот модуль создает в консоли движка интерфейс для загрузки других плагинов. Само расширение Upload Extensions придется устанавливать через FTP в папку ext корневого каталога. Зато другие модули вы сможете загружать через админку.

Метатег description может входить в сниппет сайта на странице выдачи. Если описание страницы отсутствует, поисковики формируют его из отрывка контента, который роботы считают релевантным запросу пользователя. Пользователям такой сниппет может показаться неподходящим.

Вы можете автоматически формировать метатег description с помощью расширения SEO Meta Description. Этот модуль автоматически включает в описание страницы темы первые 250 символов из стартового сообщения. А description форумов и категорий формируются из описаний, указанных администраторов при создании.

Установите и активируйте расширение с помощью функции Upload Extension. Создайте тему и проверьте наличие метаописания страницы. Для этого проверьте код страницы.

Благодаря установленному расширению CMS автоматически генерирует описания страниц

XML-карта сайта помогает поисковым системам корректно индексировать сайты. Она особенно актуальна для больших форумов, участники которых постоянно создают новые темы.

Чтобы создать файл sitemap.xml, установите и активируйте расширение phpBB XML Sitemap. Созданная надстройкой карта сайта будет доступна по адресу www.site-exaple/forum/sitemap.xml. Добавьте ее в кабинеты вебмастеров «Яндекс» и Google. Обратите внимание, расширение phpBB XML Sitemap автоматически обновляет карту сайта при создании новых категорий, форумов и тем.

Расширение создало карту сайта

NB! Если вы хотите закрыть поисковым системам доступ к служебным разделам форума, создайте и загрузите на сервер файл robots.txt. Члены сообщества phpBB считают этот шаг необязательным. CMS phpBB не создает ссылки на служебные страницы, не содержащие контент. Поэтому поисковые роботы их не видят. Если вы работаете с другим форумным движком, убедитесь, что служебные разделы закрыты от индексации с помощью файла robots.txt или другого инструмента.

В связи с этим важно добавить ссылку на sitemap.xml в кабинетах для вебмастеров. В противном случае поисковики не найдут карту сайта, так как она находится на служебной странице.

Вы обеспечили базовую SEO-дружественность форума: настроили ЧПУ, создали карту сайта, добавили автогенерацию описаний страниц и при необходимости закрыли от индексации служебные разделы. Теперь создайте комфортные условия общения для пользователей.

Формальные правила решают две задачи. Во-первых, они защищают участников форума от публикации нежелательного контента, троллинга, оскорблений, некорректного общения. Также правила защищают владельцев сайта от претензий, связанных с удалением нежелательного контента.

Во-вторых, правила способствуют формированию сообщества. Когда человек регистрируется и обязуется следовать принятым на форуме нормам, он формализует свое участие в группе. Это вовлекает пользователя и формирует чувство причастности.

На вопрос «как» ответить просто: пишите так, как считаете нужным. Изложите правила в свободной форме, оформите в виде прав и обязанностей участников, перечислите по пунктам запрещенные действия и штрафные санкции. В качестве источника вдохновения воспользуйтесь Форумом Винского, Дискуссионным клубом Русского медицинского сервера или другими популярными площадками.

Обязательно включите в правила такие блоки:

  • Как общаться. Напишите, что на форуме принят дружественный тон, приветствуется помощь друг другу. Укажите, что приветствуется, когда пользователи аргументируют и подтверждают фактами свою точку зрения.
  • Что запрещено. Укажите, какое поведение считается неприемлемым. Подчеркните, что категорически запрещены оскорбления других участников, призывы к насилию, публикация адалт-контента, любой противозаконной информации.
  • Ссылки и реклама. Уделите этому вопросу отдельное внимание.
  • Штрафные санкции. Расскажите, что предпринимает администрация форума при нарушениях правил участниками.
  • Куда жаловаться. Объясните, что может сделать участник, если считает какое-либо сообщение неприемлемым.
  • Как создавать темы. Уделите особое внимание этому пункту. Ваша задача — приучить пользователей создавать информативные названия тем, которые приведут на сайт посетителей из поисковых систем. Смотрите сами: название «SOS!!! Хелп!!! Срочно спасите!!!» не несет полезной смысловой нагрузки. Пользователь должен был назвать тему так: «Что делать, если капает кран в ванной».

В правилах также можно описать иерархию пользователей, включая условия получения статусов, ограничения и возможности пользователей с разными статусами.

Опубликуйте правила в отдельной теме. Ссылку на нее можно добавить в меню форума. Обязательно замените правила, которые принимают пользователи при регистрации. По умолчанию форумные CMS предлагают пользователям шаблонный текст.

Шаблонные правила, которые необходимо принять при регистрации

Способ замены стандартного текста правил зависит от выбранной CMS. В phpBB поменять правила через административную консоль невозможно, поэтому придется редактировать файл ucp.php. Он находится в языковой папке в корневом каталоге сайта на сервере.

Обратите внимание, если форум поддерживает несколько языков, необходимо отредактировать файл ucp.php в соответствующих языковых папках. Правила придется перевести на все языки, которые поддерживает форум.

Языковые папки и файл ucp.php

С помощью FTP-клиента скачайте файл на компьютер. Откройте его в текстовом редакторе, найдите стандартный текст соглашения и замените его новым.

Стандартный текст, который нужно заменить

Сохраните изменения и загрузите файл на сервер. Проверьте, как отображаются новые правила.

Теперь во время регистрации пользователи видят новые правила

После создания формальных правил придется разобраться с одной из самых сложных задач, связанных с раскруткой форума.

Пользователи регистрируются и общаются только на живых форумах. Иными словами, чтобы привлечь настоящих форумчан, вам нужно показать, что на площадке уже есть люди, которые общаются друг с другом, пишут что-то интересное и помогают новым участникам. Получается абсурдная ситуация: чтобы привлечь первых пользователей, нужно предъявить им активный живой форум.

Как решить проблему? Действуйте так:

Чтобы пользователи создавали новые темы, покажите им основные разделы форума. Пока площадка пустая, достаточно сделать три-четыре основных форума. Например, для финансового дискуссионного клуба на старте достаточно сделать разделы «Банки», «Страховые компании», «Фондовый рынок», «Валютный рынок».

Не допускайте хрестоматийной ошибки, о которой знают все опытные администраторы. Не делайте на пустой площадке десятки разделов, в каждом из которых висит одна тема. Из-за них у пользователей сформируется впечатление мертвого форума. Писать в пустоту никто не захочет.

Для начала достаточно сделать по одной живой теме в каждом из трех-четырех разделов, которые вы создали. Обсуждения нужны, чтобы новые пользователи видели активность на форуме.

Выбирайте темы, которые наверняка заинтересуют большинство представителей целевой аудитории. Более того, вам нужны топики, которые не исчерпают себя в обозримом будущем. Например, для раскрутки финансового форума не стоит брать темы типа «Колесо-страхование затягивает выплаты» или «Тама-банк и Тута-банк не выдают вклады». Скандальные новостные поводы не смогут постоянно удерживать внимание аудитории. Поэтому обсуждение в теме прекратится.

Вам нужны вечнозеленые темы. Вот несколько примеров: «Текущая ситуация на валютном рынке Forex», «Лучший курс валют на сегодня», «Тюнинг Лада-Приора», «Лучшие витамины для беременных», «Стоит ли делать прививки».

Кто будет писать в созданных темах, если настоящих пользователей на форуме еще нет? Это самый интересный вопрос. От ответа на него зависит, удастся ли вам сделать площадку популярной.

Как это сделать? Однозначного и единственно правильного ответа на этот вопрос нет. Администраторы и владельцы популярных форумов предлагают несколько идей.

Пишите сами под разными никами

У этого способа есть преимущества и недостатки. Вот плюсы:

  • Вы контролируете публикуемый на сайте контент. На практике это позволяет вставить актуальный ключевой запрос в заголовок темы.
  • Вы гарантированно знаете, что на форуме появятся сообщения.
  • Вы можете использовать созданные на этапе раскрутки форума аккаунты в будущем.

Минусов больше:

  • Люди чувствуют фейковое общение и распознают аккаунты-боты. Даже если у вас богатая фантазия и хорошие артистические данные, многие реальные пользователи почувствуют подвох.
  • Создание сообщений от имени разных персонажей в разных темах требует много времени.
  • Раскрутка форума может продолжаться долго. Вам просто надоест писать сообщения от имени разных частей своей личности. Как только боты замолкнут, форум будет снова казаться мертвым.
  • Даже если вы очень хорошо разбираетесь в выбранной тематике, фейковое обсуждение не будет таким же интересным, как настоящее. Люди приходят на форумы за мнением и опытом разных людей, а не одного человека.

Когда-то я на общественных началах модерировал раздел финансового форума. Активность в одной из горячих тем обеспечивали три участника. Они устраивали холивары, которые привлекали других пользователей.

Однажды я заметил, что все три активных участника заходят на форум с одного IP-адреса. Он совпадал с «айпишником» администратора. Админ подтвердил, что это его фейковые аккаунты. Я так сильно расстроился, что перестал общаться на этом форуме.

К чему эта история? Помните, что модераторы видят IP участников дискуссии. На площадках под управлением CMS vBulletin такая возможность точно есть. Обычно модераторами становятся наиболее активные форумчане. Что будет, если администрация форума потеряет авторитет в их глазах? Подумайте об этом перед созданием фейковых персонажей.

Нанимайте комментаторов на биржах

«Адвего» и аналогичные площадки пользуются популярностью у администраторов форумов. Вот преимущества платных сообщений:

  • На форуме пишут разные люди. Их общение больше похоже на естественное, чем посты администратора под разными никами.
  • Вы контролируете активность участников: выбираете темы сообщений, при необходимости корректируете содержание, в целом управляете дискуссией.
  • Если позволяет бюджет, вы можете увеличить количество разделов и тем, в которых активно общаются реальные пользователи.
  • Платных комментаторов можно использовать одновременно с ботами, которых контролирует администрация.

О недостатках:

  • Работники с биржи интересуются деньгами, а не тематикой форума. Поэтому их сообщения могут быть неинтересными, малоинформативными, формальными, похожими на фейковые.
  • Комментаторам с биржи нужно платить.
  • Когда вы прекратите платить, комментаторы с биржи перестанут писать. Если к этому времени на площадку не придут реальные пользователи, она будет казаться мертвой.
  • Работа с комментаторами занимает время.
Типичный заказ на бирже 'Адвего'

Попросите помощи у знакомых, родственников, сотрудников

Этот способ похож на работу с платными комментаторами с биржи. Друзья могут написать несколько интересных сообщений, если вы пообещаете угостить их чаем. Но большинству из них надоест общаться на форуме быстрее, чем на площадке зарегистрируется первый реальный пользователь. Когда друзьям надоест, они какое-то время будут писать малоинформативные, формальные, похожие на фейковые сообщения.

Как насчет сотрудников? Они могут создавать видимость активности на форуме. Но если тематика общения коллегам неинтересна, от платных комментаторов они отличаются только формой оплаты труда.

Найдите единомышленников

Этот способ создания стартовой активности на форуме самый трудный и самый простой одновременно.

Почему трудный? Вам нужно найти несколько человек, которые интересуются и разбираются в тематике форума. Также им должно быть интересно постоянно общаться друг с другом на вашей площадке.

Почему простой? Когда найдутся несколько энтузиастов, проблема пустого форума будет решена. Вам останется только участвовать в естественном общении под своим именем.

Сколько единомышленников нужно найти? Как можно больше. Где их искать? На этот вопрос ответьте самостоятельно.

На практике вы можете использовать сразу несколько способов решения проблемы пустого форума. Можно ли при раскрутке площадки обойтись без фейковых аккаунтов и купленных ботов? Хочется верить.

Эту задачу придется решать постоянно. Обратите внимание, она состоит из двух подзадач. Вам нужно привлекать посетителей, которые читают сообщения. Также вам нужно превращать как можно больше читателей в писателей или активных участников дискуссионной площадки. Какими способами привлекать пользователей на форум? Об этом дальше.

Это очевидный способ, который требует от вас минимальных усилий. Чтобы получать поисковый трафик, вы должны обеспечить два условия: выполнить технические требования поисковых систем к сайтам и силами пользователей публиковать на площадке актуальный тематический контент.

Вспомните маленькую хитрость с правилами форума: авторы новых тем должны писать информативные заголовки. А вы на правах администратора можете их редактировать в интересах аудитории.

Обратите внимание, со стороны аудитории есть запрос на получение информации на форумах. Здесь срабатывает принцип P2P: люди хотят получать ответы на вопросы от таких же людей, а не только от экспертов, брендов или журналистов. Как этот запрос реализуется на практике? Пользователи часто добавляют к поисковой фразе слово «форум».

Люди хотят получать информацию на форумах
На форуме Searchengines с начала текущего года обсуждается слух, якобы основанный на инсайдерской информации. Один из участников дискуссии узнал от сотрудников «Яндекса», что скоро появится алгоритм, который обеспечит форумам более высокие позиции в выдаче по информационным запросам, чем коммерческим сайтам и контент-проектам.

Этот способ решает задачу привлечения пользователей в комплексе. Консультации экспертов привлекают читателей, а некоторых превращают в читателей.

Пример успешной реализации этой тактики — Дискуссионный клуб Русского медицинского сервера. Подавляющее большинство пользователей регистрируется на площадке, чтобы проконсультироваться с врачами.

Медик зарегистрировался на форуме, чтобы проконсультироваться с коллегами

Этот способ подходит владельцам сайтов с форумами. Ссылка на площадку для обсуждения в главном меню ресурса — очевидный способ перенаправления пользователей. Какие еще инструменты можно использовать?

Опубликуйте на сайте блок «Горячие темы на форуме»

На иллюстрации видно, как эту возможность реализовал сайт terrawoman.com.

Блок с горячими темами форума на главной странице сайта

Перенесите на форум обсуждения публикаций на сайте

Это спорная тактика с точки зрения юзабилити. Скорее всего, вы потеряете часть комментариев, так как не все пользователи согласятся переходить на форум и регистрироваться. Обратите внимание на кнопку «Обсудить на форуме» на сайте компьютерной игры World of Tanks. Она просто перенаправляет пользователя с сайта на форум.

Пожертвовали юзабилити сайта ради форума

Уменьшить негативное влияние на пользовательский опыт можно, если вы обеспечите автоматическую публикацию комментариев на странице публикации и на форуме одновременно.

Эту задачу решил сайт Finance.ua. Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии на странице публикации. А обсуждение доступно одновременно на сайте и на форуме.

Обсуждение доступно одновременно на форуме и на странице публикации

Создайте на форуме раздел бесплатных объявлений

Эта тактика работает для посещаемых сайтов. Вам придется решить проблему ссылочного спама, так как многие пользователи будут публиковать объявления исключительно ради SEO-ссылок.

На 'Сёрче' есть раздел, в котором специалисты могут рекламировать свои услуги

Опубликуйте отдельную ссылку на доску объявлений на сайте.

Используйте все адекватные способы рекламы:

  • Контекстные объявления.
  • Ссылки и баннеры на тематических ресурсах.
  • Публикации в соцсетях.
  • Упоминания в рассылке.
  • Офлайн-рекламу.
  • Платные и партизанские упоминания на соседних форумах.

По сути, подходы к рекламе ограничены только бюджетом и здравым смыслом.

В конкурсах и розыгрышах должны участвовать только зарегистрированные пользователи. Так вы стимулируете конверсию читателей в писателей.

Победители получат звездные алмазы. Конкурс на игровом форуме

Уделите отдельное внимание активности пользователей. Регулярно награждайте самых активных комментаторов или авторов самых полезных и интересных сообщений.

Это могут быть ссылки на бесплатные книги, дистрибутивы эксклюзивных сборок ПО с открытым кодом, легальные ключи от программ, ссылки на полезные ресурсы. Обратите внимание, контент-магниты должны быть доступными только для зарегистрированных пользователей.

Контент-магнит на форуме РМС. Скачать документ могут зарегистрированные пользователи

Используйте разные способы привлечения и конверсии трафика. Не забывайте оценивать эффективность площадки.

Отслеживайте эффективность развития форума так же, как оцениваете другие сайты. Информацию о конкретных метриках вы найдете в статье о мониторинге эффективности контент-маркетинга. Уделите особое внимание таким стандартным показателям:

  • Количество просмотров страниц и средняя глубина просмотра. Эти взаимосвязанные показатели для форумов более важны, чем общее количество посетителей. Несколько активных форумчан могут обеспечить такое количество просмотров страниц, для которого контент-проектам придется значительно наращивать посещаемость.
  • Средняя продолжительность сеанса. Эта поведенческая метрика важна для любого ресурса. Но на форумах пользователи должны находиться гораздо дольше, чем на обычных сайтах.
  • Источники трафика. Чем популярнее форум, тем больше посетителей будет попадать на него из закладок. Обратите внимание, речь идет о росте абсолютного, а не относительного показателя прямого трафика.
  • Возвратившиеся пользователи. Чем выше абсолютное количество повторных визитов, тем эффективнее форум.
Стандартные метрики можно оценивать с помощью систем аналитики

Также следите за метриками, которые отражают эффективность именно дискуссионных площадок:

  • Количество зарегистрированных пользователей.
  • Количество активных пользователей.
  • Количество тем и сообщений.

Это количественные показатели. Форумные CMS, например, vBulletin, считают их автоматически. Оценивайте динамику метрик, они должны расти.

Также следите за качественными характеристиками форума. Вот идеи:

  • Содержательность общения, информативность контента. Несколько объемных сообщений от экспертов стоят нескольких десятков реплик участников в разделе «Курилка».
  • Отношение к новичкам. Ваш форум не должен превратиться в закрытый клуб снобов. Старожилы должны приветливо относиться к новым пользователям. За атмосферой на площадке должны следить модераторы. «Курить темы и читать ЧаВо» человек сможет и без регистрации.
  • Распределение активности по разделам и темам. Пользователи должны общаться в разных ветках форума. Концентрация активности в одной-двух темах говорит о рисках остановки развития.
  • Стиль общения модераторов. Люди не любят общаться там, где администрация машет шашкой. В идеале пользователи не должны замечать работу модератора. Но не забывайте о следующем пункте.
  • Отношение пользователей к порядку. Если администрация закрывает глаза на нарушение правил, участники их нарушают. Это делает общение некомфортным. Поэтому модераторы не должны допускать анархии на вверенных им форумах.
  • Продолжительность активности аккаунтов на форуме, соотношение новичков к старожилам. На любом форуме постоянно меняется состав участников. О здоровом развитии сообщества говорит наличие костяка постоянных пользователей.
Новичок и старожил на форуме Searchengines

Обычно живой форум от стагнирующей площадки можно отличить с первого взгляда. Но для объективности мониторинга нужно использовать объективные метрики и динамику изменения показателей.

Вы не сможете с помощью волшебной кнопки или чудесного алгоритма загнать аудиторию на форум и заставить ее активно общаться. Успешная раскрутка дискуссионной площадки зависит от множества переменных, в число которых входят удобство сайта, способность администрации привлечь трафик и направить его на форум, актуальность обсуждений и даже общительность и личная харизма администраторов и активных форумчан.

Простой пример: вы можете купить платный движок и потратить состояние на комментаторов с «Адвего», а первые реальные регистрации получить спустя месяцы после запуска проекта. А ваш коллега может прикрутить к WordPress кривой самодельный движок и предложить пользователям консультироваться с условным доктором Комаровским. Сервер вашего коллеги ляжет, как только тревожные мамочки узнают, где бесплатно консультирует харизматичный специалист.

Не ищите гарантированных способов раскрутки форума. Чтобы сделать дискуссионную площадку популярной, мало решить технические вопросы. В Сети много удобных форумов, на которых никто не пишет. Чтобы люди пришли и заговорили, вам придется много общаться. Других способов нет.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 дек 2024
7 333
Лучшие подарки для редакторов и авторов на Новый год: топ-11 идей

Собрали идеи и рекомендации у коллег — вам больше не нужно ломать голову, что подарить профессионалу.

20 дек 2024
846
17 ярких мемов, которые лучше всего описывают 2024 год

Посмеемся снова и над грустным хомяком, и над «Оплата у психолога не прошла», и над турецким стрелком, и над другими мемами уходящего года.

20 дек 2024
1 999
Что точно даст брендформанс: 9 главных задач

Это очень емкое понятие и включает всё от формирования спроса до возврата клиентов.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.