Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как работать с экспертами: тонкости общения, деловой этикет + 6 площадок для поиска Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Не всегда авторы пишут статьи на темы, в которых сами досконально разбираются. Полезная статья с достоверными фактами получится, если привлечь эксперта – того, кто «в теме».

Рассказываю, как я работаю с экспертами, и даю несколько советов из личного опыта.

Впервые я привлекла экспертов для статей в 2015 году. Я писала об истории создания брендов свадебных платьев для крупного портала. На официальных сайтах информации не всегда хватало, а на сторонних – тем более. Поэтому я находила дизайнеров или владелиц компаний в соцсетях, звонила или писала им письма с просьбой ответить на вопросы. Почти все эксперты давали нужную информацию.

«В данный момент» – позорное пятно на репутации копирайтера :-)

За 4 года я общалась с аналитиками, дизайнерами, предпринимателями, юристами, главными менеджерами, директорами по информационной безопасности, владельцами сети элитных детских садов и многими другими специалистами. Это разные люди, но схема работы почти всегда одинаковая.

Зачем они нужны

Информации в интернете много, мнения бывают противоречивы. И поэтому читатели хотят какой-то гарантии подкрепления, личного опыта. На какой заголовок вы кликнете быстрее: «Как создать новую соцсеть» или «Как создать новую соцсеть: советы от Павла Дурова»? Читатели больше доверяют тексту с экспертами.

Когда автор или журналист ссылается на мнение эксперта, тем самым он апеллирует к авторитету социального института. Например, если фразу «Дома, построенные по технологии Х – самые прочные» скажет строитель И.И. Иванов, то в таком случае социальная роль будет иметь важное значение. Люди прочитают и подумают: «Это сказал строитель, он построил сотни прочных домов, ими пользуются десятки лет, значит, Иванову можно доверять».

У малоизвестного автора нет авторитета, а у эксперта есть. Так что запросить экспертное мнение строителя – значит обратиться к авторитету социального института. Это удобно, экономит силы и дает определенные гарантии того, что экспертное мнение будет достаточно квалифицированным.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Где их искать

Это зависит от того, насколько узкая тема и какой конкретно контент вам надо: комментарий, историю или экскурс в тему.

Среди знакомых или друзей

Когда я понимаю, какой эксперт мне нужен для статьи, в первую очередь вспоминаю своих знакомых и друзей. Вот прямо открываю френдлист VK или FB и просматриваю: вдруг нужный мне человек есть у меня в друзьях. Иногда спрашиваю про экспертов у партнеров.

Однажды моя коллега писала про коммерческие телевизоры. Через пару недель после этого я готовила материал про оборудование офиса и попросила контакты ее заказчика. Она спросила, сможет ли он со мной пообщаться. Клиент согласился, и я получила его номер телефона.

Перед тем, как дать контакты экспертов, спросите у них разрешения. Так будет этично.

В соцсетях

Можно делать записи на своей странице или идти в тематические группы. Например, в «Фейсбуке» есть «Помогите журналисту», созданная для поиска героев материалов и экспертов. Комментаторы иногда не могут помочь сами, но зато тегают специалиста, чтобы он увидел запрос и отреагировал. Кого в этой группе только не ищут: героев травли в интернете, экспертов по страхованию, знатоков музыкального рынка. Я искала там родителей, у которых дети ходят в частный детский сад, юристов, специалистов по информационной безопасности.

Не всегда ведь знаешь, кто понадобится для следующей статьи

В реальной жизни

Подумайте, что сейчас делают нужные вам эксперты. Может, они ведут прием в частных клиниках, руководят отделом продаж в фитнес-клубе, шьют одежду в ателье или работают в пресс-службе банка.

Когда мне нужно было написать про Затюменский парк, я общалась с представителями администрации, профессорами университета, главным экологом области и орнитологом. Сейчас я веду блог по коммерческим пассажирским перевозкам. Примерно раз в месяц я открываю контент-план, смотрю темы, составляю список вопросов, звоню главному менеджеру и эти вопросы задаю.

На интернет-площадках или форумах

Если нужна конкретная практическая информация, идите в тематические сообщества, например, Habr, «Клерк». Найдите активных комментаторов, оцените, насколько аргументированно они общаются, и напишите им в личку. Можете прямо в сообществе задать свой вопрос. Я так делала на Toster.

Оповещения о каждом ответе приходят на почту – вы ничего не пропустите

«Прессфид»

Это сервис, с помощью которого вы можете найти экспертов. Среди них есть директоры кофеен, адвокаты, маркетологи, столяры-дизайнеры, психологи, нутрициологи, руководители различных направлений.

Работать с сервисом просто: вы создаете запрос, а потом принимаете или отклоняете ответы экспертов. Если нужно, переписывайтесь в чате и уточняйте детали.

Не обязательно создавать запросы. Можно зайти в раздел «Контакты» и связаться с экспертом напрямую. Как вариант – дать сервису разрешение на промоутирование вашего запроса в интернете. Так сможете найти больше экспертов.

Удобный сервис, рекомендую

«Дедлайн Медиа»

Это профессиональная социальная сеть. В ней можно взять комментарий, найти эксперта, чтобы он объяснил особенности и тонкости предмета. В этой соцсети ищут директоров, менеджеров, строителей, дачников, логистов, бизнесменов и еще сотни других экспертов.

Вы можете попросить экспертов сделать на чем-то акцент, обозначить объем комментария и установить дедлайн. Есть два тарифа: ограниченный и платный «безлимитный». В ограниченном установлен лимит на публикации запросов и другие услуги.

Можно поискать эксперта для одного комментария или материала на статью

Если разместить пост в нескольких местах, могут откликнуться несколько экспертов. В таком случае остальным я пишу что-то вроде:

«Спасибо за отклик, я уже нашла эксперта для этой статьи. Но для следующих комментарии понадобятся снова. Если не возражаете, я обращусь к вам немного позже».

Как с ними работать

Эксперты – такие же люди. Вы заинтересованы в материале, а они – в упоминании и публикации, даже если вы не ставите на специалиста активную ссылку. Кому нужно, тот найдет эксперта в интернете по фамилии и отчеству. В тандеме «автор-эксперт» нет кого-то выше или ниже. Есть равноправное партнерство. Поэтому я общаюсь вежливо и без заискивания.

Представьтесь и объясните задачу

Представьтесь, кратко расскажите, кто вы и чем занимаетесь. Опишите вопрос или проблему, для решения которых нужен эксперт. Укажите особенности, если они есть, например, «Мне нужны конкретные цифры за 2017 год». Расскажите, что получит эксперт от общения с вами: ссылку на его проект, упоминание компании и так далее.

В итоге получится что-то такое:

«Здравствуйте. Меня зовут Тома, я автор статей в блог XXX. Я готовлю текст о штрафах малому бизнесу от трудовой инспекции. Мне нужен эксперт-юрист, который ответит на несколько вопросов и приведет реальные примеры штрафов. Статья выйдет примерно в конце месяца. В ней будет ваш комментарий, ФИО, должность и название компании, ваше фото».

После такого представления эксперт понимает, что от него хотят, и соглашается помочь. Или отказывается. Недавно искала эксперта для статьи, и мне дали телефон владельца бизнеса. Я позвонила, представилась, рассказала, о чем будет статья, и в ответ услышала гневное: «Что? Какой блог XXX? Почему вы решили, что я должен вам это рассказывать? Какой мне с этого профит: пиар, деньги, что?» Я сказала про пиар, упоминание компании и активную ссылку, а в ответ получила: «Давайте закончим этот бесполезный разговор». Вежливо попрощалась, положила трубку, сообщила редактору, что эксперт отказался дать информацию.

Даже если вы работаете с именитыми блогами, это не залог успеха. Поэтому будьте готовы к негативу, но не принимайте его на свой счет.

Определитесь, зачем и в какой блок текста нужна информация

Вопросы и направление беседы зависят от того, нужен ли просто комментарий для статьи или же вы хотите, чтобы эксперт помог вам разобраться в теме.

Комментарий обычно авторитетно подчеркивает мысль или раскрывает какой-то аспект темы. Например, в материале про Затюменский парк я рассказала про флору и фауну, а орнитолог – про то, как кормить птиц в парках, и стоит ли.

У неопытных авторов часто есть проблема – «О, найден крутой эксперт, надо у него взять какой-нибудь комментарий для статьи». И вот сидит потом автор с текстом от эксперта и думает: или всю статью перекраивать, или сказать эксперту, что редактор не взял его комментарий в статью.

Такой ситуации не возникнет, если вы заранее определитесь, зачем вам нужна информация от эксперта. Тогда поймете, о чем он может сказать. Например, сейчас я пишу о том, как обустроить комнату школьника. Когда составила план, то поняла, что комментарий может быть полезен в блоке, где я пишу про создание развивающей среды.

Для того, чтобы комментарий был четким и понятным, сформулируйте один вопрос и задайте эксперту. Ответ на него и будет тем самым комментарием. Примеры таких вопросов:

  • «Как читатель может сэкономить на покупке оборудования?»
  • «Какие правила есть при создании детской развивающей среды?»
  • «Как на людей влияет мнение экспертов?»

Сформулируйте список вопросов

Перед беседой с экспертом составьте план:

  • Сначала расскажите собеседнику, для кого статья и зачем она нужна. Так эксперт поймет, насколько глубоко нужно погружаться в тему, какие аспекты затрагивать, расшифровывать ли термины.
  • Потом добавьте блок вопросов, которые непонятны конкретно вам. Например, что такое методы API и как они работают.
  • Добавьте несколько вопросов, на которые захотят узнать ответ читатели, например, как можно сэкономить на установке оборудования.

Можно составить вопросы в Google Docs и отправить эксперту, а потом вместе с ним пройтись по каждому пункту.

Я начинаю работать с экспертом только тогда, когда сама покопалась в теме. И даже если это, например, интеграция CRM и АТС, все равно сначала разбираюсь сама. Так я составлю свое примерное представление о предмете разговора, пойму, что нужно разузнать подробней, составлю список терминов, которые недостаточно хорошо поняла.

Обсудите объем комментария

Лучше сразу предупредить эксперта, что от него нужен текст на 2-3 абзаца. Если он потратит 3 дня и принесет вам большой объем информации, а вы оставите от текста несколько предложений – эксперту будет не очень приятно.

Что делать, если вам принесли целую статью? Можно взять только то, что нужно, и поблагодарить за детальное разъяснение. Как вариант – подумать, стоит ли превратить такой текст в полноценную статью. В моей практике было несколько случаев, когда эксперт писал статью на 2 страницы, и мы с редакторами делали из этого отличный материал.

Выберите удобный канал общения

Общаться можно голосом или текстом. Если вы звоните по телефону или через скайп, проверьте, идет ли запись разговора. Я обычно всех экспертов предупреждаю о том, что записываю разговор.

Однажды было забавно: я написала письмо с запросом на общение, указала свой номер телефона, и мне почти сразу перезвонил директор этого сервиса, сказав, что готов пообщаться. Я говорю: «Николай, это замечательно, сейчас я включу запись разговора», на что он отвечает: «Я могу вам свою запись прислать, этот разговор уже пишется» :-)

Иногда эксперты (просто огромное им спасибо!) готовят обстоятельный рассказ текстом и отправляют мне. В таком случае я обязательно предупреждаю, что текст будет редактироваться.

Пришлите комментарий на утверждение, а материал на фактчекинг

Присылайте комментарий эксперту на утверждение. Это не только этично, но еще и полезно. Бывает, что эксперты вносят небольшие изменения в комментарий, потому что есть технические или законодательные тонкости.

Если вы пишете статью, целиком основанную на материале эксперта, покажите ему весь текст. Сейчас у меня в работе интересный материал – эксперт рассказал основную информацию, а когда я отправила ему статью на фактчекинг, он сказал: «Я на той неделе был на конференции, там есть изменения, я их сюда допишу, нужно будет кое-что поправить». Так я уверена, что материал получится полным и актуальным.

Также проверьте основные данные: место работы, должность, фамилию и имя. Подпишите фотографию, если нужно.

Назначайте дедлайны с запасом

Эксперты такие же люди: они могут устать на работе, заболеть или просто забыть. Это жизнь, что уж. Поэтому планируйте время так, чтобы вы, в случае чего, могли найти другого эксперта.

Однажды я договорилась с юристом о сотрудничестве, и он пропал. Через неделю написал, что попал в аварию и был в больнице.

Отправьте ссылку на статью

После выхода статьи еще раз скажите эксперту спасибо и отправьте ему ссылку. Недавно вышел мой очередной текст, и я сделала репост в VK, потому что в этой соцсети было много комментаторов, а другим экспертам отправила ссылку через почту и WhatsApp.

И напоследок совет: создайте свою «базу» экспертов. Я вношу в таблицу фамилию, имя эксперта, канал связи, краткую характеристику – если мне нужен юрист, я или иду к тем, с кем уже работала, или выбираю из таблицы.

Если находите общий язык с экспертами, но есть сложности со структурой, поиском заказчиков, оптимизацией текста или нестандартными форматами – обратите внимание на онлайн-курс «Коммерческий автор». Он длится 1 месяц, есть рассрочка.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

24 апр 2024
515
Как создать контент, который запомнят – советы нейрофизиолога

Биолог назвал 4 задачи контент-маркетинга: обойти антиспам-систему мозга, проникнуть в долговременную память, слиться с картиной мира и зажечь эмоции.

24 апр 2024
432
Лестница Бена Ханта в маркетинге – что это

Учимся ранжировать клиентов по степени их осведомленности о ваших товарах и услугах.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.