Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Как пандемия ударила по IT

5 июня 2020 Денис Нуштаев
Время чтения: 7 минут Нет времени читать? Нет времени? 5 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Как пандемия ударила по IT Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Современное IT развивается не по законам разума и целеполагания, а, скорее, по законам драматургии, что явно показала пандемия.

Я как HR столкнулся с пандемией в начале марта, когда один из наших американских клиентов неожиданно перестал отвечать на сообщения. До этого с проектом не было никаких проблем: моментальная обратная связь, выплаты just-in-time, отличный менеджмент, ясные цели, хорошее отношение к разработчикам. Через месяц сотрудник компании рассказал нам, что инвесторы начинают отзывать свои вложения из-за начавшейся пандемии — они такое чувствуют сразу. В целом, стартап уникален в своем роде, связан с организацией крупных мероприятий, и имел хорошие инвестиции, но оказался слишком узкоспециализированным.

Сильно пандемия ударила и по аутсорсинговым компаниям.

Клиенты резко заморозили все проекты, потому что это ваше IT слишком дорогое для кризисных времен. Одному клиенту, проекты которого по большей части в сфере туризма, это помогло мобилизоваться и переключиться на проекты из других сфер — более «кризисо-устойчивых».

В конце февраля к нам обратилась аутсорсинговая компания, которой нужны были разработчики для американской нефтесервисной компании. Привычная для IT ситуация: много денег, разработчиков нужно 20 и желательно вчера. Не прошло и месяца как потребность резко исчезла, а заказчик перестал выходить на связь — а это, извините, нефтяная сфера. Понятно, что рынку нефти сейчас не до того, но я почти уверен, а бывалые айтишники подтвердят, что для многих IT остается игрушкой, на которую не хочется тратиться в кризис.

Многие крупные клиенты просто заморозили вакансии до лучших времен — и правильно сделали, на мой взгляд, потому что лучше сохранить бизнес традиционными методами экономики, чем потом остаться ни с чем. Хорошо переносят кризис компании, у которых долгосрочные отношения с клиентами (10+ лет) и у которых нет привязок к сферам.

Одна из таких компаний среди наших клиентов поделилась советами на основании того, как она пережила несколько кризисов за 20 лет существования:

  • Искать клиентов нужно всегда, иначе в такие кризисы можешь остаться и без клиентов, и без фундамента для поиска новых.
  • Всегда нужно диверсифицировать портфель клиентов и работать с компаниями не только из IT. И нужно постоянно осваивать новые рынки.
  • Когда все плохо — оптимизируй бизнес для тех времен, когда станет все хорошо.

Глобальный рынок

На глобальном рынке показательную ситуацию мы сейчас наблюдаем со всем известным приложением Slack. В начале пандемии у Slack было два больших преимущества:

  1. они заточены на удаленную работу;
  2. они сделали глобальный редизайн, нацеленный на массового потребителя, а не только на айтишников.

Казалось бы, что в ситуации, когда удаленка является единственным способом избежать банкротства для многих компаний, акции Slack должны вырасти как минимум в 2 раза. Но в середине марта они не только не выросли, но и упали до пятилетних минимумов. Для сравнения, акции серьезного конкурента для организации удаленных команд Zoom выросли в 2,5 раза (с 27 января, когда закрыли Ухань).

Сейчас акции компании чуть-чуть выросли (до $35), но явно не этого ожидали инвесторы Slack. Похожая ситуация и с самым расхайпованным стартапом последних лет — Uber. Сейчас компания вынуждена сокращать штат в 3! раза. Плюс акции компании также упали до пятилетних минимумов (20 марта), но тут, думаю, пояснения не нужны.

Печальная и неожиданная ситуация случилась на московской бирже, когда IT серьезно подставило российских инвесторов на миллионы рублей. 20 апреля цена нефти WTI опустилась в отрицательные значения (–$37) — многие даже не знали, что так может быть (источник). И сами разработчики не предусмотрели такой ситуации — то есть технически вы просто не могли ничего продать.

Во всех этих случаях есть одна закономерность: проект есть — бизнеса нет. IT-сфера славится своим умением изящно сливать квадриллионы долларов в никуда, не заботясь о традиционных экономических методах защиты — глобальный рынок показывает, что IT находится в подростковом возрасте.

Один из CEO, который в начале года открыл свою компанию и не жалеет об этом, даже не смотря на пандемию, поделился своим мнением:

«Мой вывод простой: открыть свою компанию в современном IT и не продать совесть легче. В сущности, я вижу простые проблемы, которые в силах исправить, но сделать это в рамках существующих крупных компаний, которые были основаны в 2000-х на диком росте рынка, я не вижу возможности».

Главную проблему в таких компаниях Павел (CEO) видит в полной отстраненности IT-сферы от реальных секторов экономики — например, для медицины до сих пор не разработано ни одного нормального ПО, где ты можешь вести историю болезни и всю документацию, регламенты по которой порой меняются несколько раз в месяц. Могу подтвердить на своем опыте — когда я работал в современной частной клинике, медсестры считали обузой сначала записывать историю болезни от руки, а вечерком переносить все в программу. При этом врачи всегда смотрят в рукописный вариант, потому что иногда нужно действовать быстро, а не ждать пока программа запустится.

То же касается и других сфер: ритейл, логистика, ЖКХ, туризм. Большая часть IT обслуживает финтех и интернет-магазины — по моему только здесь нет проблем с софтом. Я не беру в расчет энтертеймент и социальные сети, которые напрямую не задействованы в реальной экономике.

Кому нужно это IT

Если даже крупные интернет-гиганты – а Slack и Uber таковыми являются – не могут угадывать рынок IT, то для неайтишного бизнеса эти инвестиции остаются рисковыми. Уж и не вспомню, сколько строительных компаний прошло через нас с целью «развивать свое IT» ради оптимизации расходов и красивых графиков. 90 % из них остались ни с чем, потому что нанимали совершенно не тех разработчиков. Если вы сейчас решите добавить в свой бизнес «IT», то вы столкнетесь со следующими проблемами:

  • Большие вложения на старте без гарантии. Если вы думаете, что два миллиона рублей хватит на старте, чтобы сделать крутое приложений или «интернет-магазин как ebay», то лучше не надо. Этого не хватит даже для MVP.
  • Некачественная экспертиза. Редко какая компания внятно объяснит обоснованность той или иной технологии: почему React.js, Angular, Vue?
  • Постоянная вовлеченность. Если хочешь развивать ИТ, то ты должен постоянно принимать решения и следить за разработкой. Ты должен стать «айтишником».

Сейчас я могу точно сказать, что значение IT переоценено, и это мнение родилось не у меня, его мне подсказали разработчики с опытом 15+ — я неоднократно слышал фразу от них, что в IT слишком много денег.

В заключение

Я уверен, что через несколько месяцев все разморозится. Все резко начнут работать, появятся новые вливания денег. Только вот проблема – средняя продолжительность жизни проекта сейчас не превышает 2-ух лет, а средняя продолжительность работы айтишника (не только разработчика) в компании – 1,5 года. На таких промежутках хороших проектов не сделаешь, но рынок полнится ими — не лучше ли сейчас делать ставку на долгосрочные проекты/стартапы с ясными бизнес-подходами, а не гоняться за радужными идеями? Несмотря на кажущуюся перенасыщенность, таких проектов не хватает — повод задуматься для запуска своего.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Комплексное продвижение – самый эффективный метод продвижения в интернете. Посмотрите наши кейсы! Посмотреть
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных