Лето 2020 года сильно изменило отношение россиян к источникам информации. Доверие к телевидению упало на 30 %, а к соцсетям – наоборот, выросло на 19 %. 16 % опрошенных теперь не доверяют никому – это максимум за последние 11 лет. Рассказываем, что еще удалось выяснить «Левада-Центру» (некоммерческая организация, выполняющая функции «иностранного агента»).
«Левада-Центр» (некоммерческая организация, выполняющая функции «иностранного агента») узнал у россиян, какие источники информации вызывают больше доверия.
Выяснилось, что чаще всего опрошенные узнавали информацию по телевизору – в этом признались 69 % респондентов. Интересно, что доверяют телеканалам всего 49 % зрителей.
Уровень доверия к социальным сетям и интернет-изданиям на этом фоне кажется незначительным – он достигает 23 % и 24 % соответственно. Тем не менее, это хороший результат: в прошлом августе социальным сетям доверяли всего 4 % пользователей, а интернет-изданиям – всего 7 %.
Откуда вы чаще всего узнаете новости России и мира?
В целом, можно отметить общее снижение доверия россиян. По сравнению с данным на август 2019 года, люди стали верить телевидению на 31 % меньше, друзьям и родным – на 8 %, радио – на 13 %. 16 % опрошенных теперь не доверяют никому – это максимум за последние 11 лет.
Каким источникам вы больше всего доверяете в освещении новостей России и мира?
В чем причина таких резких изменений?
Во-первых, в условиях постоянного риска СМИ становится фактором формирования кризисного сознания – новости вызывают пессимистичное настроение, страх, тревожность, обеспокоенность. В социальных сетях даже негативные события часто передаются через мемы и забавные комментарии – принять произошедшее в таком контексте становится проще.
Во-вторых, можно выделить целый комплекс общих причин недоверия к традиционным изданиям:
- манипуляции;
- игнорирование социальных последствий;
- коммерциализация;
- усиление монотонности содержания при тяге к сенсационности, уникальности информации;
- низкий уровень профессионально-этической культуры журналистов;
- неподконтрольность СМИ населению.
Интересными оказались результаты традиционного опроса «Левада-Центра» (некоммерческая организация, выполняющая функции «иностранного агента»). Он задал респондентам открытый вопрос – какие события августа 2020 года больше запомнились россиянам. Предполагается, что уровень доверия к источнику, его важность и значимость влияют на запоминаемость.