Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как заставить покупателя полюбить ваш сайт: уловки и манипуляции, которые продают Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Маркетологи часто апеллируют к иррациональности клиента: годами повторяют, что «предложение ограничено», или отсылают к абстрактному «большинству» женщин и мужчин, которые получили «мгновенный» результат. Эти уловки уже набили оскомину – впрочем, у некоторых компаний они неизменно работают.

Сбои, которые не дают людям мыслить логично и объективно, называются когнитивными искажениями. Им подвержены все мы – под влиянием эмоционального фона, информационного перегруза или физиологических особенностей работы мозга. В частности, этим активно пользуются дизайнеры интерфейсов. Провоцируя искажения, можно помочь пользователю разобраться с проблемой или, при желании, окончательно его запутать.

Селективное восприятие

Человек видит не то, что есть на самом деле. Грубо говоря, он видит, в основном, что хочет и что ожидает увидеть. Если вы прогуливаетесь в тридцатиградусную жару и ищете ларек с мороженым, вероятно не заметите на своем пути ларек с шаурмой. Более того, вы будете искать мороженное в привычных вам местах: на остановках или возле домов. А если ларек будет стоять на проезжей части, то снова рискуете не обратить на него внимание.

Это когнитивное искажение связано с феноменом слепоты невнимания. В 1975 году у американцев был интересный эксперимент: испытуемым предлагали наблюдать за двумя командами баскетболисток, передающих друг другу мяч. Вот как на этом видео:

А вы заметили гориллу?

Трудно подобрать идеальный пример: слишком много наснимали разных видео с демонстрацией этого опыта. Но я помню, как несколько лет назад увидела одно их них, и гориллу я действительно не заметила. А теперь я ее жду и, соответственно, вижу. Зато изменение цвета штор с красного на желтый я опять упустила. А вы заметили?

Избирательное восприятие имеет прямое отношение к разработке интерфейсов. Человек пользуется цифровым продуктом с определенной целью: набрать покупок, вызывать такси, поиграть или почитать статью. Ему нужны определенные кнопки, и по многолетнему опыту взаимодействия с сайтами и приложениями он сформировал ожидания: где какие кнопки обычно находятся.

Мы знаем, как выглядит то, на что нужно кликать

Никому не придет в голову клацать мышкой по простому написанному тексту. А вот по ссылочкам, которые выделяют синим цветом, серым цветом или подчеркиванием – вполне можно. И, конечно, по кнопкам. Кнопка – это здоровенное слово на цветной подложке, и никак иначе.

Вам наверняка знакомо ощущение, когда хочется нажать на элемент интерфейса, но если это сделать, ничего не происходит. Потому что вам и раньше приходилось нажимать на штуки похожей формы / цвета на других сайтах, а разработчики этого не учли. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев есть ограниченный набор способов показать пользователю переходы на другие страницы, и все оформляют ссылки по шаблону.

Между кнопками и обычными ссылками тоже есть разница: кнопка объективно заметнее. А ссылки принято показывать как нечто дополнительное и неважное: обратите внимание, они часто напечатаны более мелко, чем основной текст, и менее контрастны к фону. Казалось бы, кнопка должна привлечь максимум внимания. Но иногда когнитивное искажение это компенсирует.

Если бы сайт был картиной, на нем работали законы визуального восприятия. Наш взгляд был бы прикован к большому яркому пятну. Но мы не в музее, а зашли на сайт с определенной целью. И по пользовательскому опыту мы знаем, что ничего хорошего от яркого рекламного баннера ждать не стоит =)

Если нужна четкая структурированная информация по конкретному вопросу, мы машинально будем кликать по разделам – серым, мелким и неприглядным. Потому что знаем, что самое главное для нас, как для пользователей, бренды маркируют второстепенным. И никакого диссонанса не возникает.

Мы знаем, где расположено все, что нужно

Представьте: вы перешли на сайт какого-то заведения. Хотели почитать отзывы, посмотреть меню, уточнить телефон. И видите, например, вот такую заставку:

Мы уже привыкли к сайтам, которые надо листать сверху вниз. И если переходим по ссылке и не видим на экране ничего полезного, это нас иногда бесит, но не пугает: внизу что-нибудь обязательно будет. Мы не изучаем каждый интерфейс с нуля, а прощупываем его на соответствие нашим ожиданиям. Если неинформативный на первый взгляд экран действительно можно пролистнуть вниз и найти желаемое, все соответствует ожиданиям. А пользователь спокоен и счастлив.

Вот и я пишу для вас статью в Google Docs и таскаю туда-сюда окна с информацией. И понимаю интуитивно, как это делается, хотя никакого специального значка для перетаскивания нет.

И почему-то кажется логичным брать этот виртуальный лист сверху, а не сбоку или снизу. Он не валяется, а висит на экране: мы будто его снимаем с крючка и перевешиваем. Это интересный принцип: нет совершенно никакого обозначения куда кликать, но память и житейская логика работают.

Даже более привычные элементы интерфейса расположены с учетом селективного восприятия пользователя:

Ловушки восприятия работают примерно как стереотипы, и они даже полезны: помогают взаимодействовать с интерфейсами без лишних мыслительных усилий. Нам легко и удобно ориентироваться на привычных типовых сайтах. Но изредка встречаются противные сайты, на которых все не то и не так. Я вот, например, поеживаюсь, вспоминая короткий период работы с Webmoney.

На их сайте есть ощущение, что пользователя хотят максимально запутать: информация обо всем наверняка где-то есть, но найти и систематизировать ее тяжело. Разработчики будто намеренно пренебрегли принципом селективного восприятия: хотят, чтобы их продукт изучали как нечто новое, неизведанное, не вписывающееся ни в какие рамки.

Чтобы прочувствовать всю прелесть сайта, с ним надо поработать. А я могу только привести маленький пример:

Можно сообразить, что у нас идет выбор пунктов слева направо: валюта, назначение и способ вывода средств, вся дорожка подсвечена серым. Но вряд ли где-то еще вы видели подобное расположение блоков. Мозг мне говорит, что здесь должно быть подобие таблицы. В реальности же непонятно, к чему относятся пункты из разных столбцов.

Странно расположенные блоки кажутся мелочью, но когда они непредсказуемы на каждой странице, это дезориентирует. А еще обратите внимание, что проценты комиссии указаны приблизительно. Когда кликаешь по стрелочке, ожидая узнать точные цифры, сайт внезапно переходит на регистрацию или вход, а после входа начинается новая эпопея с разными типами аккаунтов для разных процентов комиссии. Такая стрелочка, ведущая к регистрации – еще очередное пренебрежение когнитивным искажением.

Мы знаем, как будет меняться интерфейс

Мы точно знаем, что получим, нажимая ту или иную кнопку. Если разработчик заставляет нас в этом знании усомниться, он либо сам ошибся, либо намеренно хочет сделать нам неудобно. Либо осознанно выбирает плохой дизайнерский ход для эпатажа. Обычно все отвечает нашим ожиданиям: стрелка ведет к следующему пункту, иконка с домом ведет в личный кабинет, а слово «поиск» вызывает строку поиска. Но иногда цели бизнеса и пользователей расходятся, и кнопки становятся непредсказуемыми.

Например, по моим субъективным ощущениям, Behance очень недружелюбен к незарегистрированным пользователям. Клянусь, я честно тыкнула на слово «поиск» в самом верху, но получила вот такую страницу:

Никто не обещал строку поиска при нажатии кнопки, но это ожидание так закрепилось в голове на примере других сайтов, что меню с рубриками и рекламой вызывает досаду. Но приходится довольствоваться тем, что есть: страшно, что еще на что-нибудь кликнешь, и все исчезнет =)

Итак, мы почти никогда не знакомимся с новыми интерфейсами заново: исходим из того, как они обычно устроены, и действуем по наитию. Можно использовать эту особенность мышления, чтобы упростить и ускорить работу, либо упаковывать информацию непривычным образом, чтобы насильственно вести непослушного пользователя туда, куда надо.

Разработаем вам фирменный стиль
Подробнее

Любовь к красоте и человечности

Принцессы не какают, милые домашние щеночки не переносят паразитов, а известные бренды с красивыми сайтами не обманывают клиентов. Звучит абсурдно, но работает – еще как! Все знакомое и привлекательное вызывает больше доверия: поэтому люди до сих пор не тащат своих возлюбленных делать тесты на ВИЧ, а компании до сих пор тратят сотни тысяч на дизайн.

Как формируются понятия о прекрасном? Психологи знают о том, что позитивная оценка стимула напрямую зависит от того, насколько он человеку знаком. А нет ничего более знакомого человеку, чем себе подобные – даже в древнегреческих храмах исследователи находят антропоморфизм, не говоря уже о более позднем искусстве. Итак, человек нам знаком, понятен, красив. А с сайтом все сложнее.

Люди не ассоциируют себя с векторной графикой и зачастую с трудом представляют устройство сайта. Поэтому компании всячески стараются придать своим веб-ресурсам человеческий облик. Нередко в прямом смысле этого слова:

Фотографии людей – неотъемлемая часть многих интерфейсов. Их размещают на рекламных баннерах или в карточках товаров. И даже если розовый плащ на картинке выше мне не нравится, но брови и волосы у дамы вроде ничего, плащ тоже становится более привлекательным.

Копирайтеры, пишущие для сайтов, тоже стараются общаться с клиентом живо. Мне иногда кажется, что сюсюкающие слова в эпоху цифровизации вошли в моду, чтобы компенсировать нехватку тепла человеческого общения.

Наконец, общение с живым человеком подразумевается в самой разработке сайта. Давно ли вы видели интернет-магазин без всплывающего окна с чатом? Даже если «Ваш Персональный Менеджер Наташа» скорее мертв, чем жив, и отвечать не торопится, окно все равно есть.

Вывод: люди радуются людям и покупать хотят у людей. Даже онлайн.

Эффект IKEA

Маркетинг движется к кастомизации. А пока потаенные желания клиентов с высокой точностью угадывать не научились, многие компании нам предлагают набор «Сделай сам». Когнитивное искажение заключается в том, что люди выше оценивают стоимость товаров, к которым пришлось приложить руку, по сравнению с готовыми товарами.

Человеку дорого собственное время и усилия: чем больше этих ресурсов вложено, тем сложнее бросить начатое дело. Это старый известный феномен, а вот эксперимент с эффектом IKEA провели только десять лет назад: испытуемых просили сложить фигурки, а затем назвать цену, за которую они готовы купить свои или чужие изделия. Люди стабильно оценивали плоды собственного труда выше, чем чужого.

Pandora, Lego, IKEA – многие компании действительно выиграли за счет того, что переложили на клиента часть своей работы. Возможности сайтов позволяют упростить процесс клиентского творчества:

Полезная штука – повара будут получать только четкие ТЗ. И как можно не купить торт, когда любовно выбирал ему форму, начинку и украшения? При торговле онлайн, когда пощупать, понюхать и потрогать покупку не получится – эффект IKEA вышел на новый уровень. Чем больше опций человек выбирает сам, тем более спокоен он будет: больше шансов получить то, что ожидаешь.

И, конечно, пользователь получает удовольствие от самого процесса творчества. Нажимать разные кнопочки на сайте и видеть, как меняется продукт – прекрасная игрушка для взрослых.

Технологии способствуют соавторству брендов с клиентами – ведь очень многое можно сделать и визуализировать онлайн. Те же кухни IKEA можно собрать на сайте под свои размеры, менять фасады туда-сюда и залипнуть за этим делом на все выходные. Клиент развлекается, бизнес экономит.

В конструктор превратились не только осязаемые товары, но и сами цифровые продукты. Можно переключаться между мобильными и десктопными версиями, менять местоположение отдельных блоков и цвета заставок на сайтах и в приложениях. Я тоже недавно поддалась эффекту IKEA и поставила себе в Telegram темную тему.

Человек хочет персонифицированных продуктов и ценит собственные усилия – большие или маленькие. Глобально сайты пока не превратились в конструктор, это неоправданно усложнило бы разработку. Но в меру сил компании предлагают людям адаптировать цифровые продукты под себя. А также используют достижения технической мысли, чтобы покупатель на сайте поучаствовал в создании товара.

Профессиональная разработка интерфейсов всегда идет рука об руку с изучением пользовательского опыта. Подружить мир людей с миром компьютеров – это нетривиальная задача, которую дизайнеры решают ежедневно.

Казалось бы, от продающих лозунгов, навязчивости и ухищрений все уже устали, но и вываливать на пользователя гору четкой и честной информации – тоже негуманно, в прямом смысле слова. Иррациональность пользователя – важный фактор, который нельзя игнорировать.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

19 апр 2024
18 918
Как зарегистрироваться на Wildberries: пошаговая инструкция

Не обязательно быть крупным поставщиком – быстро стать партнером Вайлдберриз можно почти любому продавцу. Рассказываем, кому и какие документы понадобятся.

18 апр 2024
435
Почему онлайн ответы нейросети опасны для SEO

Рассказываем, как за пару минут можно запретить или разрешить нейросетям доступ на ваш сайт.

18 апр 2024
2 417
Как мы заглянули в будущее: дизайн сервиса для электромобилей

VOLTFUEL – сервис зарядных станций для электромобилей. Специалисты сервиса работают под ключ: проектируют, устанавливают и обслуживают станции, привлекают клиентов для заказчиков.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.