Хороший дизайнер, как любой настоящий профессионал, учится все время, у лучших в своей и смежных сферах. У художников – рисовать, в том числе сутки напролет. У архитекторов – прорабатывать структуру, мыслить логически. А еще и у художников, и у архитекторов стоит поучиться неочевидным вещам. Каким – рассказываю на примерах великих мастеров разных эпох, а за основу беру 10 принципов хорошего дизайна, которые вывел Дитер Рамс.
И хотя сам Рамс утверждал, что дизайн не имеет ничего общего с искусством, я решила рассмотреть тему именно с учетом выведенных им принципов.
Действительно, хороший дизайн – это не про красоту в первую очередь, но искусство может послужить отличным источником вдохновения. Даже если вы с помощью своей работы помогаете решить сугубо утилитарную задачу.
Хороший дизайн – инновационный
Инновации нужны не для того, чтобы люди посмотрели и воскликнули: ого! Инновации решают вполне приземленные задачи. Например, дают возможность заработать. Архитектор Фрэнк Гери спроектировал мебель из гофрокартона. Кресла продавали за 730 долларов при себестоимости в 7 долларов.
В эпизоде «Тюремная крыса» мультсериала The Simpsons Фрэнк Гери строит новое здание – точную копию скомканной бумажки
Чтобы быть новатором, совсем не обязательно проработать в профессии сто лет и только потом сделать открытие. Еще в студенческие годы Александр Гюстав Эйфель отличался особым новаторским подходом к постройке стальных конструкций. Свой первый проект – железнодорожный мост в Бордо – он сдал в 26 лет. При воздвижении инженер применил силу сжатого воздуха.
Хотя и возраст – не приговор. Например, женщина-архитектор Заха Хадид построила свое первое здание в 44 года.
Я могу до бесконечности приводить примеры новаторства в архитектуре, но знаете, что хочется выделить особо?
Например, Эйфель участвовал в разработке каркаса Статуи Свободы. А Вальтер Гропиус над своим первым крупным проектом, обувной фабрикой «Фагус» – работал в соавторстве с Адольфом Мейером. Талантливые архитекторы объединяются в бюро («Снёхетта»), творческие мастерские, группы («Асимптота»). И рождаются неожиданные решения. Почему бы не встроить в отель часть гоночной трассы Формулы 1 – подумали архитекторы из группы «Асимптота». И ведь сделали же!
Иногда что-то новое – это хорошо забытое старое. Или не забытое. Кради как художник – в этом что-то есть. В молодости Вальтер Гропиус работает над промышленными объектами, и этот опыт позже помогает ему в его собственных проектах.
Некоторые новаторские решения непонятны с первого взгляда. Яркий пример – музей Гуггенхейма в Бильбао. Люди были против возведения такого нестандартного здания, но после просили архитектора Фрэнка Гери сфотографироваться с ними.
Хороший дизайн делает продукт удобным
Люди покупают вещи, чтобы пользоваться ими. Поэтому задача дизайнера – создать то, что удобно в ежедневном использовании. Берите в этом пример с Ээро Сааринена. Талантливый архитектор и дизайнер мебели создавал кресла, стулья, мемориальные комплексы, небоскребы, хоккейные катки и терминалы аэропортов. Одна из его разработок – кресло Womb, в котором удобно сидеть в любом положении. Поэтому такое название: с английского переводится «чрево».
Или пример из моей жизни. Я люблю покупать кофе в зернах, чтобы молоть непосредственно перед приготовлением. По пути домой зашла в Starbucks, схватила упаковку с первым понравившимся рисунком русалки – да, у меня странный подход к выбору кофе. А в другой раз купила упаковку зернового кофе в другой кофейне. И хотя напиток получался вкусным, мне было неудобно. На упаковке от Starbucks – фиксатор, а на упаковке от другого бренда его нет. В моем случае выбор очевиден: я за удобство.
Хороший дизайн эстетичен
Можно сколько угодно говорить о функциональности, но если продукт не красив, пользоваться им – то еще удовольствие. Особенно сейчас, когда рынок перенасыщен, и человек часто имеет возможность выбрать то, что будет соответствовать его ожиданиям на 100 %.
Единственное, о чем еще раз стоит напомнить: красота продукта или упаковки не должна быть самоцелью для дизайнера.
Юлия Гончарова дизайнер интерьера, книжный иллюстратор
Ван Гог. Его работа с цветом подкупает. То, как он передает эмоции, свои ощущения, через цвет и цветовые сочетания. Этому стоит поучиться дизайнерам. А также тому, как форма, ее искажение и стилизация влияют на восприятие и эмоциональное состояние.
Хороший дизайн делает продукт понятным
Одной из главных целей дизайнера должно быть стремление сделать продукт понятным. И учиться этому можно у Клода Моне (неожиданно, правда?). Да, художник запомнился прежде всего как революционер в искусстве. Но начинал он с картины, композиция которой четко выверена: «Терраса в Сент-Адресс».
Хороший дизайн ненавязчив
Умению создавать простые продукты стоит поучиться у Тадао Андо. Кто-кто, а он умеет строить «простые дома». Жилые комплексы Rokko Housing One 1983, Rokko Housing Two, 1993 в Кобэ – бетонные домики-ячейки не пострадали во время землетрясения 1995 года.
Вот кто знает, что нужно миллиардерам! Мотаем на ус
Иногда специалисты думают: нужно сделать как-то особенно, вычурно, удивить всех. Но на деле часто достаточно выполнить работу хорошо. Просто и хорошо. Хорошо настолько, насколько это в ваших силах. Тогда заказчик поблагодарит и доверит другие проекты. Посмотрите, как Тадао Андо мастерски реконструировал здание венецианской Таможни.
Он подошел к задаче так, чтобы не нарушить восприятие архитектурного образа. Реконструировал, а не приукрасил.
Хороший дизайн честен
Честности дизайнерам стоит поучиться у художников. Например, у Фриды Кало, которая после аварии была прикована к кровати и могла создавать только автопортреты, объясняя это просто: «Я пишу себя, потому что знаю эту тему лучше всего». Так и многим специалистам, не только дизайнерам, стоит быть честными и браться только за те темы, которые они знают хорошо или способны изучить. Честность – это еще и про то, чтобы не стремиться показать продукт или проект лучше, чем он есть на самом деле. Не обманывать конечного потребителя, который вполне может купиться на красивую картинку, и разочароваться в продукте. Лучше отказаться от проекта, если он не полезен или даже вреден для покупателей, а заказчик просит «приукрасьте, что вам стоит».
Учиться честности можно и у Рембрандта. На картине «Берта Мартинс, жена Германа Думера» изображена жена столяра-краснодеревщика. И хотя она надела все лучшее, наряд все равно был простым: белый чепчик, темное платье.
Хороший дизайн не устаревает
По-настоящему стоящие вещи актуальны всегда. Взять хотя бы картину «Мона Лиза». Ей уже столько веков, а все в покое не оставят:
Посмеялись, а теперь серьезно.
Хижина – традиционная бревенчатая постройка из дерева и фанеры. Подобные строят по всему миру, так ведь? Посмотрите, как Ле Корбюзье использовал дизайн, который не устаревает, в своем проекте «Кабанон».
Вся постройка не превышает 15 м², зато спроектирована она по модульной системе, учитывающей пропорции человеческого тела. В этом доме есть все, что может понадобиться: место для работы и отдыха, хранения вещей. Архитектор позаботился о системе вентиляции, санузле. А кухня не нужна: постройку расположили рядом с рестораном, а дверь из жилища открывается в обеденный зал.
Дом архитектора Ле Корбюзье: здесь есть все, что нужно для жизни. Источник: losko.ru
Хороший дизайн проработан до последней детали
Ничто не должно быть случайным – в продуманности проявляется забота о человеке.
В этих иллюстрациях продумано все: от замочной скважины до орнамента на одежде персонажей. Источник: illustrators.ru
Когда в работе уделяешь внимание каждой детали, приходится отсекать лишнее. Но и это – не пустая трата времени. Если наработки не пригодились для этого проекта, не спешите с ними прощаться. Последуйте примеру гениального Леонардо, который всю жизнь вел дневник, записывая приходившие в голову идеи и делая зарисовки.
Иногда отсечь лишнее – значит удалить все или почти все и начать с нуля. Совет для перфекционистов? Что ж, возможно. Приведу в пример Пикассо, который сначала долго работал над портретом Гертруды Стайн, а потом просто взял и … смыл лицо, так как не был доволен результатом. Спустя несколько месяцев художник вернулся к работе: лицу он придал вид маски. Гертруда оценила старания: «Это единственный мой портрет, который всегда остается мною».
Проработать до последней детали – значит максимально сконцентрироваться на проекте, погрузиться в него и не отвлекаться. В книге «Человек, который стал Пикассо» Франсуаза Жило писала о работе своего возлюбленного, что тот мог простоять перед мольбертом без движения три-четыре часа. А на вопрос, не утомляет ли его такая долгая неподвижность, отшучивался, что во время работы просто оставляет свое тело за дверью, как иногда оставляют обувь.
Не уверена, что это хороший совет. Для здоровья (да и для отношений, чего уж ;–)) все же полезнее время от времени двигаться.
Хороший дизайн гармонирует с окружающей средой и экологичен
Умению тонко чувствовать природу и передавать ее красоту можно учиться у многих великих художников и архитекторов. Я перечислю тех, кто вдохновляет меня. С одной стороны, это Клод Моне и его кувшинки. С другой – вертикальный сад на стенах органического здания в Осаке.
А еще я обожаю Заху Хадид. Не зря ее называют великой «королевой форм»: вдохновение она черпала из самой природы, что позволяло придать сооружениям гармоничную форму. Да, порой стоимость объектов оказывалась высокой: от 250 до 450 миллионов долларов. И хотя ее критиковали, она продолжала находить заказчиков, готовых платить за ее услуги. Благо, в нефтяных странах Ближнего Востока с экономикой все в порядке. Кстати, умению просить высокую цену за свои услуги стоит поучиться и многим дизайнерам. Просить и получать!
Вот что значит «королева форм»! Источник: zaha-hadid.com
Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна
Принцип «меньше – значит больше» сформулировал Людвиг Мис ван дер Роэ. Он спроектировал для хирурга и своей возлюбленной Эдит Фансуорт дом. По факту, это параллелепипед из стекла, поднятый на опорах. Создается впечатление, что здание парит. Стены отделены от несущих опор, в доме нет перегородок – это одна большая комната, которая «смотрит» в окружающий ландшафт.
Заказчица хотела дом, который бы отличался от всего, что предлагал архитектурный рынок, и Людвиг Мис ванн дер Роэ воплотил минималистические идеи – никаких лишних деталей, только природа. Источник: losko.ru
Свободный план не равно полная свобода действий. Это актуально не только для архитекторских проектов, правда? Даже если заказчик говорит, что доверяет вам как профессионалу и не ставит четкого ТЗ. И здесь важно работать над задачей с учетом потребностей пользователей, а не просто по вдохновению или с желанием воплотить, наконец, свою творческую мечту за чужой счет. Например, разработка графического дизайна грамотными специалистами – всегда подразумевает работу над решением задачи заказчика, а не попытки самовыражения или «чтобы коллеги оценили».
Вместо заключения, или У кого еще стоит учиться дизайнерам?
Учиться чему-то новому можно не только у художников и архитекторов. Хороший специалист – это всегда сплав разных навыков и умений. В любой профессии – свои сильные стороны. Так, кондитер строго соблюдает пропорции ингредиентов, чтобы испечь торт – для дизайнера умение быть точным в деталях тоже важно. Или фотограф: выстраивает освещение, ловит кадр.
Примеров для вдохновения много: как среди великих, так и среди тех, кто окружает нас каждый день. Кому-то интереснее углубиться в изучение анатомии человека, или истории, психологии, бизнеса. Все пригодится. Переключать внимание полезно. Например, можно отправиться в ближайшую кофейню и посмотреть, как работает бариста, чтобы вдохновиться искусством украшения латте.
Профессия дизайнера требует постоянного развития, чтобы оставаться востребованным специалистом. А чему и у кого учитесь вы? Есть ли у вас проект мечты? Каких знаний для него не хватает и где вы бы могли их получить, как считаете? Пишите в комментариях!